20131213_100139.jpg
Яков Геллер (второй справа): «Коммунисты никогда не говорили, что будет хорошо, они говорили, что будет лучше. И сегодня речь будет идти о том, что будет лучше...»

ФКС — ЭТО НЕ ПРОСТО СМЕНА ВЫВЕСКИ

Сегодня в международном административно-информационном центре Деревни Универсиады открылась двухдневная межрегиональная конференция ПФО для органов исполнительной власти, местного самоуправления и подведомственных учреждений на тему: «Контрактная система в сфере госзакупок». Напомним, что вокруг нового закона, призванного прийти на смену не менее скандальному ФЗ-94, разгорались нешуточные страсти. Противники ФКС заявляли, что закон не направлен на повышение эффективности расходования средств, мало того, что он может стать кормушкой для коррумпированных заказчиков и аффилированных им подрядчиков. Отметим, что главное отличие одного закона от другого в том, что в структуре госзаказа приоритетом становится не цена контракта, как это существует в пока еще действующем ФЗ-94, а квалификация подрядчиков. На форум прибыли порядка тысячи представителей из 14 субъектов ПФО. Большой зал центра был буквально набит битком.

Конференция проводится под эгидой министерства экономического развития РФ и аппарата полномочного представителя президента РФ в ПФО и правительства РТ. Места в президиуме заняли премьер-министр РТ Ильдар Халиков, замминистра минэкономразвития РФ Евгений Елин, заместитель полномочного представителя президента РФ в ПФО Галина Изотова, замруководителя ФАС Алексей Доценко, директор департамента развития контрактной системы минэкономразвития Максим Чемерисов. Каждый из них обратился с приветственным словом к участникам форума, основная мысль выступлений сводилась к одному — час икс близится, и сегодня необходимо не просто сверить часы, но найти и «обезвредить» все непонятные моменты в новом законе. Для чего участникам форума предлагалось не только задавать вопросы, но и проконсультироваться лично с экспертами в области госзаказа — такая возможность им представлена. Для начала Елин на правах модератора форума отметил Татарстан как наиболее эффективный регион в области госзаказа. В свою очередь, Халиков заметил, что «сфера госзаказа является областью беспокойства». Он также сообщил, что Татарстан имеет больший опыт, поскольку еще пять лет назад стал пилотным регионом для апробации некоторых положений нового закона.

«В Татарстане объемы закупок составляют более 100 миллиардов рублей в год — это очень серьезно и по объему, и по количеству транзакций». Тем не менее, признался премьер, несмотря на накопленный опыт, ряд вопросов по ФКС все же существует.

20131213_110352.jpg
 

Доклад Елина, название которого звучало так: «Путь в 114 шагов в контрактной системе — от процедурного подхода к оценке по конечному результату», судя по содержанию, должен был повергнуть в шок всех противников нового закона. И, похоже, докладчику это удалось. Он заявил, что ФКС — это не просто смена вывески старого закона, а фактически старт новой жизни участников госзаказа. По словам замминистра, 25% ВВП в стране перераспределяется через госзаказ. В цифрах это выглядит следующим образом: 8,4 трлн. рублей — объем закупок государственного и муниципального заказа. И порядка 8 трлн. рублей — заказы юридических лиц, подпадающих под ФЗ-223 (регулируемые, автономные и компании с участием государства). Выступал Елин ярко, даже, можно сказать, феерично, его речь изобиловала цитатами, образными сравнениями. К примеру, новый закон он назвал «сложным пространством». Мало того, свое выступление замминистра иллюстрировал не скучными графиками и таблицами, а забавными комиксами с оригинальными подписями, объясняющими то или иное нововведение. Перед тем как перейти к собственно пояснениям, Елин сообщил, что в адрес разработчиков ФКС (читай — минэкономразвития) со стороны регионов звучали два обвинения (правда, среди обвинителей Татарстан не фигурировал).

20131213_110306.jpg
 

«Первое: вся история с введением нового закона — это история, которую пролоббировали строители, чтобы вывести заказы с аукционов на конкурс. А все остальное — так, декорация, — язвительно заметил Елин. — Второе, нам говорили: «Взяли и придумали новый закон для того, чтобы заказчику осложнить жизнь, чтобы им медом жизнь не казалась». Мы с этим категорически не согласны, потому что ФКС носит содержательный характер», — заявил докладчик. Далее на экране пошли слайды с комиксами, которые были призваны пояснить содержание нового закона. Так, Елин заявил: «Мы хотим перейти от приоритета цены к акценту на качество. Дешевый контракт — это не самоцель». Слайд проиллюстрировал его высказывание следующим лозунгом: «Дешевый контракт — не самоцель. Жадность — кратчайший путь к бедности».

20131213_110245.jpg
 

КОГДА «ВЫВАЛИВАЮТСЯ» НЕОЖИДАННЫЕ ЗАКУПКИ

Следующий слайд сопровождал тему контрактов, заключенных с одним поставщиком. «Сегодня 46 процентов контрактов заключаются с единым поставщиком», — заметил Елин. Однако он убежден, что не все так мрачно, а в новом законе прописаны процедуры, которые предусматривают такие контракты. «Но это не означает, что надо выйти на улицу, хватать первого попавшегося и заключать с ним контракт», — заметил Елин, в то время как иллюстрация иронично гласила: «Отсутствие участников закупок не повод для «случайных связей». Одной из особенностей ФКС является планирование закупок заказчиками, что, по мнению разработчиков закона, не только упорядочит экономику госпредприятий и ведомств, но и создаст более прозрачные условия для поставщиков услуг.

«Мы говорим о внезапности закупки, когда активность вдруг возникает перед праздниками, перед Новым годом, майскими праздниками. Тогда вдруг «вываливаются» неожиданные закупки. Теперь вводится обязательное планирование закупок». Еще один столь любимый общественностью, но болезненный для заказчиков пункт — нормирование, которым ограничиваются потребительские свойства, предельные цены или нормативы затрат.

Еще один существенный момент — создание единой информационной системы, которая, как гласил слайд, «не допустит трюки», например, с латинским шрифтом. По словам Елина, в системе будут размещены все стандарты (в том числе и по шрифтам), которые станут обязательными для заказчиков. Завершил свое выступление замминистра на оптимистичной ноте: «Когда вы 31 декабря будете поднимать свои бокалы за уходящий старый год и встречу Нового года, поднимите бокалы и за уход 94-го закона и встречу 44-го». На этом первая часть конференции завершилась.

20131213_100204.jpg
 

НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ ПОСТАВЩИКИ ДЕЛАЮТ, ЧТО ХОТЯТ

В кулуарах форума корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщалась с некоторыми его участниками. Глава агентства по госзаказу РТ Яков Геллер был настроен философски (его выступление значилось в программе форума, а между тем он известен как ярый противник ФКС): «Коммунисты никогда не говорили, что будет хорошо, они говорили, что будет лучше. И сегодня речь будет идти о том, что будет лучше, — отметил он. — Не надо было огород городить и в рамках 94-го закона можно все было сделать. Я не буду критиковать, я буду высказывать свое мнение. И если мое мнение не совпадает с официальным, то это не значит, что это критика. Мое мнение остается неизменным: 94-й закон остается переломным законом, и нельзя его охаивать, все, что мы имеем в открытости, конкурентности в закупках, дал 94-й закон. То, что происходит сейчас, это просто совершенствование. Вот есть открытие, изобретение и рацпредложение. Открытие — деление уранового ядра, изобретение — атомная бомба, рацпредложение — покрасить эту бомбу в зеленый цвет, чтобы она была невидимой. Вот и сейчас рацпредложение — это в зеленый цвет, а это в красный цвет, не больше того».

По оценке председателя государственного комитета Республики Башкортостан по размещению госзаказа Сергея Новикова, ФКС — логичное продолжение ФЗ-94.

«Что собой представляет 94-й закон? Это блок размещения заказов, и сейчас к этому блоку в ФЗ-44 пристроен блок планирования, блок исполнения и блок контроля, что стало логическим завершением той работы, которая начиналась в рамках 94-го закона. То, что станет работать сложнее, прежде всего заказчикам, очевидно, потому что возрастает бюрократическая особенность, нужно будет планировать. То есть, прежде чем что-то купить, нужно сначала запланировать, а сейчас у всех регионов бюджет на три года. То есть запланировать на три года. Но запланировать нужно со стратегией развития региона, госпрограммой, то есть для чего это делается. После того нужно будет подготовить план-график и только потом выходить на закупку». По словам Новикова, до 2016 года заказчики будут осваивать этот новый для них «продукт» — планирование. Ну а после переходного периода уже не отвертеться — нет плана, нет и закупки. Помимо этого, председатель госкомитета предположил, что для той стороны «баррикады», то есть поставщиков, планирование заказчика только сыграет на руку: «Во-первых, когда заказчик начинает вывешивать планы-графики, повышается информационная готовность, то есть они понимают, что они будут строить, и они уже могут скорректировать свои производства». Еще один вопрос, который Новиков затронул в разговоре с корреспондентом издания: вопрос качества услуг или работ, вернее, его отсутствия, так как нынешний закон во главу угла качество не ставит.

«Что касается качества, то это иная плоскость. В законе заложено новшество, где будет торговаться не цена, а качество. Если раньше, к примеру, стройка шла по открытому аукциону, то сейчас, если стоимость контракта — свыше 150 миллионов рублей, то будет проводиться конкурс. Это то, чего добивалось строительное лобби России. И мы уже имеем право предъявлять квалификационные требования. Но если подводить итог, закон-94, на мой взгляд, грешит тем, что на государственные деньги поставщики делают что хотят, как хотят, навязывают свои правила. Но сегодня чаша весов качнулась в сторону заказчика», — заключил Новиков.

По мнению председателя правления общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» Лидии Никифровой, чтобы новый закон заработал, необходимо создать институты: «Подводные камни могут быть только в одном, дело в том, что закон очень всеобъемлющий, и для того чтобы он заработал в полную силу, нужно чисто экономически многое сделать. В частности, нужно сформировать институт экспертизы, общественного контроля, а эти институты пока в зачаточном состоянии».

Завтра конференция продолжит свою работу.

«94-Й ЗАКОН АБСОЛЮТНО НЕ РАБОЧИЙ»

Нововведения в сфере госзакупок газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Рустем Юнусов — директор ООО «Фарус»:

- Работать с госзаказом — это особое искусство. Кто умеет, тот и работает. Система аукционов совершенно некорректная: компании предлагают свои услуги за дешево, не могут выполнить эти работы, но получают аванс. Естественно, мы получаем большое количество некачественно выполненных работ, потом начинаем менять на переправе подрядчика. Низкая цена не должна быть основным приоритетом в строительстве. Есть такие вещи, которые теоретически нельзя сделать дешевле, а на аукционе, пожалуйста — предлагают дешевле. С этой точки зрения новое законодательство должно улучшить систему госзаказа, работа должна доставаться более компетентным строителям. Но у нас написано может быть одно, а получится как всегда.

Марат Ризванов — заместитель директора содружества строителей РТ:

- С введением этого закона строительный рынок не станет более конкурентным. Для строительства такой закон не сработает. Это для торговли подойдет — аукционы и конкурсы, для объектов строительства это не подходит, это производство. Организацию, которая намеревается что-то предложить, нужно изучать: посмотреть какие объекты она строила, узнать, какое у нее оборудование, сколько своих рабочих, техники. Во главу угла нужно ставить не цену объекта, а его качество и сроки исполнения. На аукционе компании скидывают стоимость работ до 20 - 30 процентов, дураку ясно, что этого хватит только для начала, а потом они в эти суммы не укладываются. Для строительного объекта торгашеский подход совершенно не подходит. От цены зависит качество. То, что дешевое, — недолговечное, для нас же самое главное — безопасность объекта и качество. Я думаю, что новый закон опять какой-то половинчатый и что его будут снова переписывать.

Рустем Мифтахов — исполняющий директор ООО «Управляющая компания «РАФФ»:

- 94-й закон абсолютно не рабочий. На аукционе всегда выигрывает не та организация, которая сделает лучше, а та, которая сделает дешевле. Может быть, с новым законом действительно что-то изменится? Конкурс будут выигрывать фирмы, которые имеют на балансе какую-то технику, инженеров, большие допуски СРО. Система аукционов итак прозрачная. Там нет ничего непрозрачного — все всё видят в интернете, но выигрывает тот, кто предлагает свои услуги дешевле. А дешево — не значит качественно. За душой у человека вообще может ничего не быть, он может быть даже неспециалист: сегодня в рассрочку купит СРО — завтра выиграет аукцион. Контрактная система призвана поднять качество выполняемых работ. Проблема в том, что должна выиграть достойная фирма. А так сидит мужичок какой-нибудь в интернете и везде подает заявки «участвовать», «участвовать», «участвовать».