Антон Силуанов и Рустам Минниханов

«МАЙСКИЕ УКАЗЫ У ВАС ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧЕНЫ, ТАК Я ПОНИМАЮ?»

Сегодня в ГТРК «Корстон» главным гостем совместного заседания коллегий министерства финансов, налоговых и казначейских органов Татарстана стал Антон Силуанов — министр финансов России. Ему подробно рассказали, как республика закончила достаточно трудный 2013 год и какие планы строит на год следующий («БИЗНЕС Online» готовит подробный репортаж с коллегии). Пока же отметим, что между Силуановым и Рустамом Миннихановым прошел довольно любопытный диалог, в котором президент Татарстана заявил: выполнение майских указов Владимира Путина Татарстану дается неимоверно тяжело, а через два года республика просто не сможет их выполнять.

Все началось с того, что на коллегии министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин заявил, что в расходах «ускоренными темпами растут первоочередные и социально значимые расходы»: с 69% в 2014 году до 80% в 2016 году.

— Майские указы у вас полностью обеспечены, так я понимаю. Речь идет о заработной плате, предоставлении жилья многодетным семьям и так далее, — уточнил у Гайзатуллина Силуанов и, будучи уверенным в положительном ответе, хотел уже было продолжить.

— В неполном, — ответил Гайзатуллин. В связи с дефицитом бюджета РТ есть проблемы и с заработной платой, и в других направлениях. Бюджет республики на 2014 год по доходам утвержден в объеме 142,2 млрд. рублей, по расходам —151,8 млрд. рублей с дефицитом в 9,6 млрд. рублей. К 2016 году дефицит бюджета республики возрастает до 12,5 млрд. рублей. Кстати, газета «БИЗНЕС Online» публиковала исследование S&P, согласно которому большинству регионов из-за повышенных обязательств грозит дефолт.

— Так как вы будете выполнять решения (Путина прим. авт.) в следующем году? — несколько удивленно спросил Силуанов.

— Надо еще раз проанализировать доходную часть предприятий и посмотреть расходы, — ответил Гайзатуллин.

Силуанов продолжил нажимать:

— Правильно вчера президент в послании сказал: зарплату-то повысили, а где результаты от структурных преобразований? Где нагрузка? Где оптимизация численности? Может быть, надо где-то сократить учреждения, которые выполняют дублирующие или избыточные функции?

Гайзатуллин согласился, эффект должен быть, напомнил: проведена «большая работа», и «каждое министерство, каждый район в РТ» имеет свою программу по сокращению расходов, и пообещал предоставить Силуанову подробную справку. Тот, понимая всю тяжесть указов для регионов, продолжил:

— Динамика роста заработной платы, согласно показанному слайду, достаточно приличная, — сказал Силуанов. — Рост ее каждый год идет, но с такими темпами доходы у нас не растут. Соответственно, доля зарплаты в бюджете у нас из года в год увеличивается. Выход из этой ситуации и не только для республики, но для всех субъектов Российской Федерации в том, чтобы увеличивать производительность в бюджетном секторе.

Тут к диалогу двух министров финансов подключился президент РТ Минниханов.

Радик Гайзатуллин

«ЛЮДИ ВЗЯЛИ ЗЕМЛЮ. И ЧТО ОНИ НА НЕЙ БУДУТ ДЕЛАТЬ?»

Реализация майских указов, конечно, приоритет, но кроме них есть программы по детским садам, по аварийному жилью, финансирование которых Татарстан должен обеспечить. А республика приняла бюджет с дефицитом, напомнил президент РТ.

— Конечно, мы будем работать с нашими крупными предприятиями. Но как экономика себя поведет? Если в этом году у нас рост где-то 2 процента (ВРП), то ранее мы росли не менее 6 процентов. Мы 50 процентов своей продукции отправляем на экспорт и очень зависимы от этого, — заявил Минниханов. — В этом году по валовому продукту мы должны выйти за 1,5 триллиона рублей, но план был больше. Резервы есть, но реально экономическая ситуация для наших «крупняков» ухудшилась.

Затем президент заявил: выделяя по путинской программе земельные участки семьям и решив одну проблему, «породили другую». Как быть с инженерными сетями?

— Люди взяли землю. И что они на ней будут делать? Или по аварийному жилью: у нас соотношение 54 на 46 — это, конечно, неподъемно (имеется в виду то, что Татарстан для программы аварийного жилья выделяет 46%, а федеральный центр — 54% — прим. авт.). Это очень большая задача. Но мы ее должны выполнить. Как мы ее будем выполнять?

Минниханов, напомнив про дефицитный бюджет, призвал пересчитать формулу, по которой определяется участие Татарстана в федеральных программах (богатые регионы больше вносят средств, чем менее обеспеченные).

Силуанов в ответ сначала признал, что бюджетную обеспеченность региона надо учитывать, потому что есть сильные и есть слабые. Но напомнил, что федеральный центр еще снизил требования к регионам для участия в программе аварийного жилья: ранее требовалось участие региона на 70%, а не на 50% как сейчас. И вообще, сейчас установка такая: снижать требования к регионам по участию в программах. Фактически потому что все силы надо бросить на выполнение майских указов.

ЕСЛИ ДАЖЕ ТАТАРСТАН ГОВОРИТ, ЧТО ЭТО НАМ НЕ ПО СИЛАМ, МЫ СВОРАЧИВАЕМ ВСЕ НАШИ ИНВЕСТИЦИИ, ТО НАДО САДИТЬСЯ И СМОТРЕТЬ

— Конечно, мы будем делать все, чтобы указы выполнить, — продолжил Минниханов. — У нас 16 миллиардов рублей пошло на повышение. Это наши люди. Мы должны это делать. Но вы представьте, если бы мы 16 миллиардов могли бы направить на ЖКХ, на дороги, на внутриквартальные объекты. У нас весь бюджет превратится в траты на зарплату и на коммунальные услуги. У нас не будет инвестиционной составляющей. У нас не будет никакого развития. Мы не сможем поддерживать малый бизнес, не будем вкладывать в нашу инженерную инфраструктуру. Сегодня будем указы выполнять, а потом это очень серьезно отразится на общей ситуации. Да, несколько тысяч человек будут довольны, у них зарплата будет хорошая. Но основная масса людей нас будет очень сильно ругать. Потому что вещи, которые мы сегодня должны делать — освещать улицы, подводить воду, ремонтировать инженерные сети — уходят на второй план. И я не смогу выделять на эти задачи деньги.

— Согласен. Вопрос ведь в нагрузке. Увеличивая зарплату, мы хотим еще и реформы. Если посмотреть, сколько приходится учеников на учителя или сколько работает койка медицинская в году, то увидим: мы отстаем даже от советских показателей. Нагрузка меньше, льгот больше, чем в советское время, — как будто парировал Силуанов.

— Но куда мы денем наши малокомплектные школы? Начальные школы в каждом населенном пункте мы должны сохранить. Если школу закроем, так давайте и деревню! Куда эти люди пойдут? В городах у нас проблем с загрузкой нет, школы даже перегружены, у нас проблемы на селе. Мы этим занимаемся, но за один день не оптимизируешь. И многие нормативные акты регламентируются федеральным министерством. Сегодня 16 миллиардов рублей добавили, но качество на 16 миллиардов предоставляемых государственных услуг не появилось. Люди-то остались те же самые. Да, мы будем работать, но надо время. Но даже если Татарстан говорит, что это нам не по силам, то есть мы сворачиваем все наши инвестиции, то Антон Германович, здесь надо садиться и смотреть. Резервы-то есть, но в каждом резерве люди. Куда этого человека деть?

Закончил Минниханов то ли несколько удручающим, то ли угрожающим прогнозом:

— Сегодня мы еще можем их выполнять (майские указыред.), но через два года не сможем. И это реально. На цифрах я могу показать, что это уже неподъемно.

После этого участники коллегии еще раз собрались на отдельное совещание по майским указам Путина. Но проходило оно уже за закрытыми для прессы дверями.