Челнинские перевозчики требуют признать недействительными итоги прошедших двух этапов тендера на обслуживание городских маршрутов

«НЕКОТОРЫЕ ЕЩЕ ДО ТЕНДЕРА ЗАЯВЛЯЛИ, ЧТО ВСЕ РЕШЕНО»

Сегодня в Арбитражном суде РТ стартует череда рассмотрений исков челнинских перевозчиков к исполкому Набережных Челнов. Предприниматели требуют признать недействительными итоги прошедших двух этапов тендера на обслуживание городских маршрутов. Всего таких дел в Арбитражном суде зарегистрировано три. Речь идет о маршрутах №№7, 22 и 27. Перевозчики недовольны в первую очередь самой процедурой проведения тендера. По их мнению, конкурс был проведен с нарушением закона. В частности, один из истцов, компания «ЧелныАвтоТранс+», проиграла борьбу за маршрут №7 фирме «Авантех». Руководитель «ЧелныАвтоТранс+» Ольга Тякотева сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что тендер прошел непрозрачно. По ее мнению, не были оглашены конкретные подсчеты баллов по всем показателям. Аналогичные претензии к исполкому есть и у индивидуального предпринимателя Евгения Щелокова, который заявлялся на маршруты №22 и №27, обслуживание которых также выиграл «Авантех».

- Мы подали в суд, потому что, по нашему мнению, тендер прошел с нарушением закона, — говорит Щелоков. — Подсчет голосов проходил не в нашем присутствии. Кроме того, информация по маршрутам и №22, и №27 отличалась от той, что была озвучена изначально. Даже сами маршруты пролегают несколько иначе. Для нас непонятно, почему конкурент вышел победителем. Допуска к информации мы не имели, исполком его не предоставил, хотя мы обращались в отделы транспорта и муниципального заказа. По закону, сама процедура должна быть открытой и прозрачной. При вскрытии конвертов должна быть озвучена информация о претендентах на маршрут: какой подвижной состав в его распоряжении, сколько лет каждому автобусу, вместимость, какая инфраструктура имеется. А нам просто объявили результаты, мол, вы набрали столько баллов, а «Авантех» — столько. И, дескать, договор с ними уже заключен. И причины, почему у нас оказалось меньше, никто не объяснил. Мы бы, может, и не подавали в суд, если бы всем перевозчикам предоставили равные условия. А так, получается, исполком предоставил «Авантеху» определенные преференции.

Обратим особое внимание, что и «ЧелныАвтоТранс+» и ИП Щелоков — новые игроки на рынке пассажирских перевозок автограда. А согласно регламенту тендера, им сложнее бороться с уже опытными перевозчиками при прочих равных условиях. Напомним, балльная система конкурса подразумевает начисление баллов по многим показателям. В частности, если перевозчик имеет опыт работы более 10 лет, ему «автоматом» плюсуется 40 баллов, менее года — всего 5. Именно поэтому уже изначально предполагалось, что новым игрокам вход на этот рынок заказан. Но оказалось, что проигрывают и старожилы. Например, в споре за тот же 27-й маршрут поражение потерпел ИП Виктор Судников, обслуживавший этот маршрут с 2006 года. Он также подал иск в Арбитражный суд, так как считает, что процедура тендера не выдержала проверку на коррупционность.

- Это не конкурс, а авантюра. Барин раздает маршруты либо кому захочет, либо кто заплатил. А я не заплатил. Ну я мог бы. Если уж такая система, пусть выложат расценки по маршрутам. А так некоторые еще до тендера заявляли, что все решено. Ко мне на маршрут дважды лезли, говорили, что все равно будут тут работать. Я выгонял. А теперь, после тендера, у меня весь транспорт стоит на приколе. Надеюсь, что суд отменит конкурс. А пока не вижу смысла заявляться на другие лоты, если все заранее решено, так и не стоит соваться, — сказал Судников в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

ПОПЫТКА ЛОВИТЬ РЫБУ В МУТНОЙ ВОДЕ

Победитель по всем трем спорным маршрутам — руководитель ООО «Авантех» Александр Кутлунин — в корне не согласен с претензиями истцов к организации тендера.

- Ну, видимо, людям просто неймется. Я считаю, что конкурс был организован и проведен на все 100 процентов. Все было прозрачно, законно, доступно, — заявил Кутлунин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Позиция исполкома в отношении судебных исков также однозначна — тендер проводится согласно действующему законодательству. К слову, ООО «ЧелныАвтоТранс+», кроме Арбитражного суда, подавало жалобу и в УФАС по РТ. Оттуда в исполком пришел ответ, суть которого заключается в том, что при проведении тендера нарушений федерального законодательства не выявлено. На то, что суд также встанет на сторону исполкома, надеется и начальник отдела транспорта исполкома города Ильфат Исмагилов.

- Не знаю, почему люди судятся, — заявил он газете «БИЗНЕС Online». — Регламент и процедура проведения конкурса были согласованы с прокуратурой и УФАС, с нею были ознакомлены депутаты горсовета. Все замечания и пожелания были учтены при внесении изменений. Но тут, наверное, так: как бы идеально не был проведен тендер, недовольные все равно найдутся, особенно среди проигравших. Тем более в мутной воде, как говорится, легче рыбу ловить. В том смысле, что можно работать на маршрутах себе в угоду, а не потребителю. В свое время, в 2010 году, также был проведен тендер. Но пошли суды, в результате итоги конкурса были отменены. До тендера мы же не можем спрашивать с перевозчиков по всей строгости, а когда провели конкурс, контролируем уже все: количество транспорта, работающего на линии, соблюдение графика движения, уклонения от маршрута. В случае нарушений можем наказывать.

Ильфат Исмагилов
Ильфат Исмагилов: «Как бы идеально не был проведен тендер, недовольные все равно найдутся, особенно среди проигравших»

Напомним, что порядок в сфере пассажирских перевозок в Набережных Челнах не удается навести уже с десяток лет. Но Исмагилов заверяет, что продвижение вперед все же есть. Да, нарекания продолжают поступать — и на грубость водителей, и по поводу перевозки льготников по социальным картам, и на несоблюдение графика движения или маршрута. Но их стало меньше, утверждает чиновник. Что же касается упреков по поводу того, что в тендере неоспоримое преимущество получают перевозчики, которые ныне работают на маршрутах и которыми недовольны пассажиры, то Исмагилов считает, что работать с ними и дальше было бы гораздо эффективнее.

- Во-первых, такое условие проведения тендера — это требование республиканского законодательства, — указал он. — А во-вторых, кто может гарантировать работу новичка? Он же может ошибиться в оценке своих возможностей и в один «прекрасный» день не выйдет на линию — извините, мол, не смог. Так что, считаю, логичнее и правильнее продолжать работу с теми перевозчиками, которые уже имеют опыт работы в Набережных Челнах. Им есть что терять, они в городе все знают. Ну а те нарекания, которые вызывает их работа, это же не сами предприниматели нарушают, это человеческий фактор, не всегда водитель соответствует предъявляемым требованиям. Так что наша задача — провести тендер и потихоньку, помаленьку наводить порядок в этой сфере с теми, кто выиграет конкурс.

А тем временем подведены итоги очередного тура тендера на право осуществления пассажирских перевозок в Челнах. В частности, маршрут №1 теперь будет обслуживать ИП Миннибаев, №25 и №26 — вышеупомянутые ООО «Авантех» и ИП Щелоков, №42 — ИП Михайлов. На очереди — маршрут №43. Как видим, среди победителей есть и уже известные игроки на рынке, и новичок — ИП Щелоков. Вот только будут ли итоги тендера признаны действительными?

ЛИБО ЧЕГО-ТО НЕ ЗНАЮТ, ЛИБО НЕПРАВИЛЬНО ТОЛКУЮТ ЗАКОН

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что судиться с исполкомом нецелесообразно.

Сергей Валишев — владелец таксомоторной компании «5 девяток»:

- Думаю, истцы просто чего-то не понимают. Насколько я знаю, все документы по тендеру были согласованы со всеми инстанциями, они долго обсуждались и неоднократно менялись. Раз в суд все же подают, то в первую очередь, я думаю, именно потому, что какую-то информацию участники конкурса упустили или же не совсем верно трактуют действующее законодательство.

Николай Тятюшкин — председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков:

- Получается, что Щелоков против самого же себя судится. Он же взял 26-й маршрут. И, допустим, теперь отменят тендер. Значит, надо обнулять и результаты конкурса по 26-му маршруту. Это неправильно — постоянно судиться, если ты проиграл. Тендер дает возможность обойти конкурента не по одному, так по другому показателю. Да, есть в организации конкурса недочеты, перегибы. Например, обратил бы внимание на такой момент. Я за 2012 год заплатил 260 тысяч транспортного налога. У меня все машины зарегистрированы в Челнах, стало быть, все деньги пошли в городской бюджет. А некоторые другие перевозчики владеют транспортом на правах либо аренды, либо лизинга. И зарегистрирован он, например, в Нижнекамске. Да, это тоже Россия, Татарстан, но не Набережные Челны. Значит, от них транспортный налог будет уходить соседям. Это городу разве выгодно? Нет. То есть этот момент тоже надо было учесть при разработке регламента тендера.

Фердинанд Гарипов — индивидуальный предприниматель (Казань):

- Сфера пассажирских перевозок довольно сложная. Тут и муниципалитету хочется, чтобы все было нормально — транспорт был исправен и ездил без задержек. И пассажирам хочется, чтобы водители были вежливые, и перевозчикам хочется спокойно работать и получать прибыль. Поэтому в этой сфере особенно важен баланс интересов, который необходимо соблюдать. Без сложностей, наверное, нельзя обойтись, но конфликты вряд ли нужны. У нас в Казани что-то я не слышал, чтобы результаты тендера оспаривались в суде, а я работаю в этом бизнесе с 1999 года. Кто выиграл в конкурсе, тот и выиграл. Работают на линиях и индивидуальные предприниматели, и юрлица. Поэтому мне не очень понятно, почему челнинские перевозчики все время судятся по итогам тендера.