Большое количество дорожно-транспортных происшествий и, главное, высокая смертность из-за них — настоящий бич Татарстана. В текущем году за 11 месяцев на дорогах республики погибли 645 человек — это столько же, как и за аналогичный период минувшего года. Всего в 2012 году автокатастрофы унесли жизни 694 человек, а в 2011 году — 696. Об этом шла речь накануне в Доме правительства РТ на совместном заседании кабмина и коллегии МВД «О ходе реализации указа президента РТ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в РТ», которое при участии президента Рустама Минниханова, также глав министерств и ведомств вел премьер-министр РТ Ильдар Халиков.

Несмотря на некоторое снижение количества жертв дорожно-транспортных происшествий (в 2004 году на дорогах РТ погибли 882 человека), смертность все еще крайне высока. Из-за этого Татарстан не вписывается в рамки федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, на первый этап реализации которой в 2006 - 2012 годах было потрачено 48 млрд. рублей. Программа продлена до 2020 года с объемом финансирования 100 млрд. рублей, но для того, чтобы рассчитывать на серьезную поддержку федерального центра, республика должна снизить количество жертв автокатастров на своей территории до 588 за год.

О том, что для этого предлагается сделать, — в частности, о возможности снижения максимально разрешенной скорости передвижения в Казани до 40 - 50 км в час — накануне говорил глава МВД Артем Хохорин. Доклад генерала был ключевым, но, впрочем, не единственным. И если Хохорина в Доме правительства слушали фактически молча, то другим выступающим досталась внушительная порция критики.

ИЛЬДАР ХАЛИКОВ: «ВРЕМЯ ПРИБЫТИЯ СОКРАТИЛОСЬ НА ОДНУ МИНУТУ. НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ ОГРОМНЫМ ВЛОЖЕНИЯМ НА РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Скорость прибытия бригад скорой помощи повысилась лишь на одну минуту, при этом на месте ДТП, до приезда бригад скорой помощи, погибло 72% от общего числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях, — заявил в своем докладе глава минздрава РТ Адель Вафин, добавив, что в прошлом году скорая не успела к 66% жертв дорожно-транспортных происшествий. По итогам 10 месяцев текущего года снижения показателя смертности в ДТП до планового значения в 17 жертв на 100 тыс. населения достигнуть не удалось.

print_588068_610962.jpg

Тем временем частота выездов бригад скорой помощи на места ДТП за последний год выросла на 16%. Более 700 пострадавших с сочетанными травмами (наиболее тяжелые травмы) доставлены в травмоцентры разного уровня, где выполнено более тысячи оперативных вмешательств. Сегодня в республике функционируют 22 травмоцентра, которые оснащены необходимым диагностическим и реанимационным оборудованием в соответствии с уровнем оказания медицинской помощи. 6 травмоцентров относятся к первому уровню оказания медпомощи, 7 — ко второму, 8 — к третьему. В этом году были дополнительно открыты 10 травмоцентров. В этом году министерством здравоохранения закуплено 260 автомобилей на базе «Форд Транзит» и УАЗ, которые «разъехались» по Татарстану. За два с половиной месяца мотобригады скорой помощи совершили 355 выездов, из них 253 — на обычные вызовы, 93 — на ДТП, 4 — на пожары. Среднесуточная нагрузка на фельдшеров скорой помощи составила 5,9 вызова.

— Одним из основных стратегических направлений развития экстренно-консультативной медицинской помощи считаем развитие авиа-медицины. Считаем возможным использовать санитарную авиацию в условиях мегаполиса и оказания медицинской помощи на месте ДТП на трассах. В целях эффективного и своевременного оказания экстренной медицинской помощи необходимо вдвое увеличить количество полетов, но одним из условий является наличие специально оснащенного двухмоторного вертолета с возможностью проведения интенсивной терапии, — заявил Вафин, пользуясь возможностью публично обратиться к президенту.

Но озвученные министром авиаперспективы Минниханова не воодушевили. «Вы реальные вещи говорите! Сначала просите вертолет, потом реактивный самолет попросите... Работайте с тем ресурсом, который у вас есть. На трассе — это одно дело, но в городе...», — посоветовал глава республики.

— Я имел в виду использование вертолета для вылетов на ДТП на трассах с учетом имеющейся площадки для посадки вертолета в центре экстренной медицины на базе 7 горбольницы, — попытался конкретизировать Вафин.

print_588068_610957.jpg

— Для этого нужна группа вертолетов, а не один. Занимайся более конкретными, приземленными вещами, — отрезал Минниханов. — Вертолет нужен, но все должно быть соразмерно нашим возможностям и тому техническому оснащению, которое у нас есть.

— Время прибытия сократилось на одну минуту с 15,8 на 14,2 минуты. Не думаю, что это соответствует тем огромным вложениям, которые были внесены на развитие здравоохранения. Это не тот результат, который мы ожидали, — добавил Халиков. На финансирование Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2013 год предусмотрены средства консолидированного бюджета Республики Татарстан в сумме 11,1 млрд. руб.

ОБЪЕЗДНАЯ ДОРОГА КАК НОВОЕ МЕСТО КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП

Напомним, Хохорин в своем докладе рассказал, что две трети жертв ДТП приходится на аварии вне населенных пунктов. Тему строительства междугородних дорог затронул в своем докладе и министр транспорта РТ Ленар Сафин. По его словам, в текущем году в Татарстане было построено 169 км автомобильных дорог, соединены 60 населенных пунктов. Построено и отремонтировано 24 моста, отремонтировано почти 600 км дорог, в том числе 173 км дорожно-уличной сети в населенных пунктах, 92 км — в Казани. В нормативное состояние приведено 98 школьных маршрутов. 45 км грунтовых школьных дорог сделали асфальтобетонными, продолжение этой работы запланировано и на 2014 год, когда асфальтом закатают еще порядка 40 км грунтовых дорог.

За последние пять лет в республике построено 32 км объездных дорог. По словам Сафина, строя новые объездные дороги и улучшая тем самым общую дорожную картину, правительство Татарстана ненамеренно создает опасные участки. «Там, где мы строим объездные дороги, начинается развитие населенных пунктов и развитие сельхозпредприятий. В итоге через несколько лет мы придем к тому, что на этих объездных дорогах также повысится уровень травматизма и совершенно точно появятся места концентрации ДТП», — заявил министр. В качестве примера он привел объездную дорогу в Тюлячах, которая сейчас очень активно осваивается сельхозпредприятиями — рядом с ней появляется придорожный сервис. По словам Сафина, уже сегодня можно четко спрогнозировать, что через несколько лет каждое примыкание к объездной дороге станет местом концентрации ДТП.

Говоря о недостатках в обеспечении безопасности дорожного движения, Сафин отметил низкое значение предельно допустимых осевых нагрузок на автодорогах республики и рост автомобилизации, несопоставимый с пропускной способностью автодорог. По данным статистики, сегодня каждый четвертый житель республики ездит на личном автомобиле.

РУСТАМ МИННИХАНОВ: «НАДО ЖЕСТЧЕ ОТНОСИТЬСЯ К НАРУШИТЕЛЯМ!»

— Тема, которую мы сегодня обсудили, важна не только в нашем регионе, но и в целом по стране. Не все решения, связанные с безопасностью дорожного движения, были приняты в рамках того, чтобы улучшить работу. Есть те, от которых мы отступаем. Например, ввод промилле и скоростного режима, — заявил Минниханов, подытоживая заседание в кабмине. — Мне непонятна позиция людей, которые возмущаются из-за уменьшения максимальной разрешенной скорости. Как можно один и тот же скоростной режим использовать зимой и летом?

Президент поблагодарил мэра Казани Ильсура Метшина за то, что тот пригласил в столицу Татарстана экс-мэра колумбийской Боготы Энрике Пеньялоса, который на днях изложил свой взгляд на автомобилизацию крупных городов.

А затем Минниханов предложил создать сайт о злостных нарушителях, за которыми числится огромное число нарушений правил дорожного движения и крупные долги по штрафам. «Сегодня автомобиль — угроза для людей. Мы должны сделать сайт злостных нарушителей, если это не противоречит закону. Это же люди, которые создают угрозу для остальных водителей и губят пешеходов. Журналисты должны делать передачи об этих алкоголиках, которые пьяными ездят и еще пытаются за деньги вернуть права. Надо жестче к этим людям относиться!» — призвал президент.

«Это моя мечта, и я буду ей заниматься», — признался в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» после заседания правительства главный госавтоинспектор Татарстана Рифкат Минниханов. Так что уже совсем скоро широкая общественность может узнать имена потенциальных «точилкиных» и «руснаков»...