ТАТАРСТАН ВОШЕЛ В ТОП-5 РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ИНВЕСТИЦИЙ И ВВОДУ ЖИЛЬЯ

Российские регионы, давшие форсаж по социально-экономическому развитию, получат четвертьмиллиардные бонусы от министерства регионального развития РФ по итогам года. Об этом заявил вчера глава минрегиона Игорь Слюняев. Размер бонусов составит от 251 до 261 млн. рублей. Всего будет распределено почти 5,3 млрд. рублей среди 17 регионов. В число лучших попал и Татарстан вместе с Ингушетией, Хакасией, Чечней, Краснодарским и Ставропольским краями, а также Белгородской областью.

Если в Краснодарском крае плюс легко объясняется вливанием миллиардов в олимпийские стройки, рост на Ставрополье и в Белгороде с его ставкой на энергоэффективность особо тоже не удивляет, то чем отличились, скажем, Ингушетия и Чечня? По-видимому, минрегион наградил бонусом инвестактивность в этих северокавказских республиках. Рост инвестиций в основной капитал здесь взлетел в два раза, уточняет ИТАР-ТАСС. Оперативно прокомментировать заявление своего шефа в пресс-службе министерства оказались не готовы, порекомендовав корреспонденту «БИЗНЕС Online» направить соответствующий запрос.

В минфине Татарстана газете «БИЗНЕС Online» также пока не смогли назвать сумму ожидаемого транша. В пресс-службе пояснили, что официально Москва еще не направляла в республику никаких документов. Однако подобные бонусы перечислялись и ранее.

За что премировали Татарстан? Республика, по данным минрегиона, попала в Топ-5 по вводу нового жилья, уступив Московской области, Краснодарскому краю, Москве и Петербургу. «Золотая пятерка» ввела 30% всего объема площади жилья в России в 45 млн. кв. метров. В частности, в РТ построено 4,3% жилья РФ (доля Москвы, для сравнения: 4,8%).

В пятерку лучших вот уже второй год республика входит и по объему инвестиций в основной капитал. РТ по этому показателю оказалась на четвертом месте в России после Москвы, Питера и Ханты-Мансийского автономного округа. За год объемы инвестиций выросли на 10,6% — до 306,2 млрд. рублей, сообщается на сайте минэкономики РТ. В то же время в среднем по РФ инвестиции составили 98,6% (снижение – 1,4%).

Всего будет распределено почти 5,3 млрд. рублей среди 17 регионов

СИТУАЦИЯ ТРЕВОЖНАЯ: ТЕМП РОСТА ВРП ТАТАРСТАНА УПАЛ ПОЧТИ В 2,5 РАЗА

Что такое четверть миллиарда рублей для экономики Татарстана? Ситуация в республике далеко не радужная, хотя таковой она, может быть, и видится на фоне положения дел в большинстве регионов России, считает глава комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. Больших проектов на эти деньги не реализовать. И сегодня в темпах развития нашей экономики есть предкризисные элементы, отметил он. Падает объем продаж в ряде отраслей, снизилась активность на рынке жилья.

«В прошлые годы подобные транши направлялись на качество управления, на электронное правительство и так далее, — пояснил Галеев в разговоре с «БИЗНЕС Online». — Были транши от минэкономразвития на капремонт жилья. 250 миллионов рублей можно направить на улучшение жилищных условий. За последние 6 лет мы в этом направлении очень здорово продвинулись, сейчас вот есть стимулирующие деньги».

На фоне ситуации по стране в целом республика смотрится относительно неплохо, свидетельствуют данные Госстата. В целом по России, по данным первого квартала 2013 года, рост ВВП составил лишь 1,6%. По итогам 9 месяцев отмечено падение промпроизводства — на 0,1%. Практически нет динамики в строительстве. Рост в АПК — 1,6%... А отток капитала из России за 9 месяцев этого года почти достиг $49 миллиардов. Но радужные перспективы Татарстана становятся все более туманными на фоне рецессии в мировой экономике. В частности, в ходе декабрьского совещания в кабмине президент РТ Рустам Минниханов отметил, что серьезное замедление заметно в розничной торговле, неблагоприятная ситуация в агропромышленном комплексе. В целом замедлился рост валового регионального продукта. Потери только по налогу на прибыль по итогам года могут составить 10 млрд. рублей, заявил Минниханов. За 9 месяцев 2013 года рост ВРП составил 2,3% против 5,7% за аналогичный период прошлого года, уточнил тогда министр экономики Мидхат Шагиахметов — то есть темпы упали в 2,5 раза. Замедляются темпы роста в ключевых видах экономической деятельности: в промышленности, строительстве, торговле. Сокращается потребительский спрос населения. А по индексу промышленного производства Татарстан скатился на 42 место в России против 27 места годом ранее. Сворачиваются и инвестиции: ряд инвесторов откладывает начало финансирования своих проектов в Татарстане на 2014 - 2015 годы.

Мидхат Шагиахметов
По данным Мидхата Шагиахметова, в РТ за 9 месяцев 2013 года рост ВРП составил 2,3% против 5,7% за аналогичный период прошлого года

НА ЧТО БЫ ВЫ ПОТРАТИЛИ 250 ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИЛЛИОНОВ?

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам с предложением оценить инициативу минфина.

Иван Стариков — профессор факультета экономики недвижимости Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ:

— Мне кажется, что на самом деле эти 200 - 300 миллионов рублей для регионов, кроме морального удовлетворения, не принесут особых результатов. В целом российская экономика балансирует на грани рецессии при очень высоких ценах на наши энергоносители, углеводороды. Поэтому я согласен с министром относительно того, что число успешных регионов уменьшается. Число регионов-доноров, наверное, по итогам года будет порядка 9. Даже Москва имеет уже дефицитный бюджет.

Поэтому я бы эти деньги, если бы имел к этому отношение, сконцентрировал на выполнении ряда задач. Во-первых, простимулировал бы те регионы, например, Белгородскую область, которые реально занимаются вопросами энергосбережения, энергоэффективности и последовательно снижают энергоемкость ВРП.

Второе обстоятельство. 29 марта принята программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая предписывает, чтобы государственные заказчики, начиная с субъектов и заканчивая госкомпаниями, закупили уже в следующем году не менее 10 процентов инновационной продукции. По экономике, если выполнить эту задачу, 1,5 триллиона рублей. Это дало бы мощный стимул.

С большей рациональностью деньги стоит направить на подготовку ресурсов, позволяющих отделить реальные инновации и привлечь РАН со вступлением в силу 44 ФЗ на контрактную систему. Тогда эти деньги, с моей точки зрения, дали бы куда больший результат и стимул.

Владимир Назаров — заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара:

— В начале этого года в целом ситуация в экономике России была относительно стабильной. Мы выходили на достаточно нормальные темпы роста — в районе 3 процентов. Потом мы скатились — сейчас едва наберем 1,5... Мне кажется, не очень адекватно такое стимулирование со стороны минрегиона, потому что во многом эти показатели зависят не только от регионов, но и от ситуации в стране.

Целесообразнее было бы, руководствуясь данными рейтингами, обращать их на губернаторов, а не на регионы. Если где-то финансовые показатели предельно плохие, то есть накоплены огромные избыточные долги, огромная просроченная кредиторка и так далее, то имеет смысл ставить вопрос о замене руководства региона. А премировать сам регион, по-моему, бессмысленно: если у него все хорошо, то он самопремировался. А если плохо, то его и не премируют. Поэтому думаю, средства направлять лучше на другие цели.

Игорь Николаев — директор Института стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики:

— Экономические показатели в целом удручающие, потому что прогноз, исходя из которого принимался бюджет, был по росту ВВП — 3,7 процента, потом — 3,6 процента. По итогам года мы будем иметь чуть более 1 процента. Таким образом, фактический показатель оказывается ниже в три раза планируемого. Это еще полбеды. Но уже сформировалась устойчивая тенденция к замедлению экономического роста. Если сейчас к концу года он фактически к 1 проценту, что в рамках погрешности, уже приблизился, то большая вероятность, что в следующем году мы вообще уйдем в минус. Российская экономика заканчивает год на траектории, которую я бы назвал «От стагнации в рецессию». Ничего хорошего в этом нет. Хотя в мировой экономике неопределенность сохраняется, но, пожалуй, российская экономика на фоне многих стран отличается тем, что демонстрирует резкое замедление. Показатель по инфляции, кстати, тоже не был выполнен: не будет 6 процентов, а будет 6,5 - 6,7 процента.

В регионах ситуация такая, что они начинают испытывать колоссальное напряжение, потому что с них требуют выполнения «майских указов» президента. Прежде всего в части нормативов по соотношению зарплат некоторых категорий бюджетников, таких как работники образования, к средней по региону. В результате бюджеты во все большем объеме тратятся на социальное расходование средств, на выплату той же зарплаты бюджетникам. Есть уже регионы, где социальная составляющая 70 и более процентов. Тут чудес не бывает. Если вы больше на это тратите, то все меньше остается на инвестиционные расходы. Поэтому если по формальным критериям было 20 регионов, а стало 17, то это еще не самое плохое.

Стоит ли вообще эти бонусы раздавать? Надо проанализировать, работают они или нет. Я так понимаю, это практика не только этого года, в прошлом тоже раздавали. Как-то простимулировало? Что произошло с теми регионами, которые уже получали бонусы? Таким образом, отвечая на вопрос о целесообразности бонусов, нужно смотреть и анализировать, выполняется ли ими стимулирующая роль. Формальные показатели статистики сейчас об этом не говорят. Но формальные показатели статистики являются следствием и того, что в целом с экономикой у нас нелады. Динамика развития регионов зависит не только от того, стимулируют их эти бонусы или нет, но в первую очередь от того, что у нас в целом происходит с экономикой. Поэтому однозначно сказать, надо или не надо, нельзя. Нужен пофакторный анализ влияния на динамику регионов в том числе и бонусов.