— Анатолий Сергеевич, насколько сильным можно считать землетрясение, которое произошло вчера в Альметьевске, и в чем его причины? Опять виноваты нефтяники?

— Интенсивность землетрясения, которое произошло вчера, оценивают в 3,5 - 4 балла по 12-балльной шкале интенсивности. Если говорить о причинах этого землетрясения, то, скорее всего, природа его глубинная и связана с наличием каких-то нагрузок, напряженного состояния земной коры. Техногенная нагрузка, вызванная нефтедобычей в этом районе, тоже, конечно, сказывается. Если произошла какая-то нескомпенсированная интенсивная закачка воды, то, наверное, это тоже могло привести к разгрузке тех напряжений, которые существуют. Это могло послужить толчком к землетрясению. Но в данном случае однозначно винить нефтяников, наверное, нельзя. «Татнефть» уже давно столкнулась с этой проблемой, поэтому проводит добычу в соответствии с теми гидродинамическими параметрами, которые в принципе исключают такие явления. Но в то же время исключить влияние техногенного фактора, конечно же, нельзя.

— А как часто у нас в республике бывали такие заметные, достаточно сильные толчки?

— Интенсивность наиболее сильных толчков в Татарстане составляла около 7 баллов. Это было в 1845, 1865, 1909 годах. Наиболее свежее землетрясение, силой около 4 баллов, произошло в мае 2008 года тоже под Альметьевском. А из сильных землетрясений, силой в 5 - 6 баллов, я бы назвал землетрясение в 1998 году в районе Заинска и недалеко от Елабуги — в 1989 году. Каких-либо данных, что такого рода землетрясения сопровождались гибелью людей, у меня нет. Здесь все зависит от того строения, где в этот момент находится человек. Если это сооружение не сейсмостойкое, то это может обусловить и чью-то гибель.

— Какие еще, кроме Альметьевска, сейсмоопасные районы можно отметить в Татарстане?

— В отношении техногенной нагрузки на недра стоит выделить районы наших водохранилищ. Это прежде всего Куйбышевское, Нижнекамское водохранилища. Поэтому нельзя полностью исключить возможность землетрясений и в Казани. По последнему микросейсмическому районированию столица Татарстана включена в районы с возможной максимальной балльностью землетрясений в 7 баллов. Здесь сказывается и то, что наш город находится в зоне развития подземного карста. И последствия землетрясений во многом зависят от устойчивости, тектонических свойств тех пород, где построены те или иные здания и сооружения. Если горные породы неустойчивые, то землетрясение относительно небольшой балльности может вызвать разрушительные последствия. И наоборот.

— Нуждается ли Татарстан в некоем комплексе мероприятий для того, чтобы защититься от землетрясений?

— В первую очередь нужно, наверное, говорить о создании службы сейсмического мониторинга. В конце 90-х годов были попытки создать такую службу, которая финансировалась бы из бюджета России и Татарстана. Но потом эти работы были свернуты. После землетрясения 2008 года «Татнефтью» эта служба была воссоздана, но только в пределах Альметьевского района. В целом по республике такой службы мониторинга нет, нет ее, естественно, и в Казани.