222.jpg
Рифкат Минниханов: «Общая задолженность по штрафам ГИБДД в Татарстане сегодня с учетом взыскания, которое идет в течение двух лет, составляет порядка 1 миллиарда рублей»

ПРОСПОНСИРУЮТ ЛИ ВОДИТЕЛИ-ШТРАФНИКИ ЗЕЛЕНОДОЛЬСК?

В этом году долги водителей Татарстана выросли на 700 млн. рублей и с учетом остатков с прошлого года в 300 млн. рублей достигли миллиарда рублей. Об этом сегодня на брифинге в «Татмедиа», отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», рассказали начальник управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов и руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по РТ — главный судебный пристав РТ Радик Ильясов. Главный месседж их пресс-конференции: два ведомства объединили усилия для войны со злостными неплательщиками, долги которых достигли астрономических размеров и уже сопоставимы с бюджетом, например, такого города, как Зеленодольск.

— Общая задолженность по штрафам ГИБДД в Татарстане в 2012 году составляла 300 миллионов рублей. На сегодняшний день — 700 миллионов рублей плюс 300 миллионов рублей, оставшихся с 2012 года. Соответственно, общая задолженность по штрафам ГИБДД в Татарстане сегодня, с учетом взыскания, которое идет в течение двух лет, составляет порядка 1 миллиарда рублей, — сообщил Минниханов. Отметим, что около 400 млн. рублей долга, по его словам, «появилось в последнее время».

По итогам 11 месяцев в РТ было выявлено более 5,5 млн. нарушений ПДД. Взыскание штрафов проведено по 3,2 млн. дел, что составляет 59%. Минниханов акцентировал внимание на том, что в серьезных ДТП с пострадавшими и погибшими зачастую оказываются водители, которые систематически грубо нарушают правила дорожного движения. Глава ГИБДД привел несколько примеров: аварию 16 сентября на автодороге Чистополь — Нижнекамск, когда столкнулись автомобили Volkswagen Touareg и «ВАЗ-2110». Водитель иномарки имел на то время 67 нарушений, выехал на встречку и врезался в «десятку», водитель и двое пассажиров которой скончались на месте ДТП: «Сказать «доездился» — нельзя. Погиб не он сам, погибли люди, которые не должны были оказаться на пути этого нарушителя». Вспомнил глава Госавтоинспекции и про двух самых злостных неплательщиков. Один из них, по словам главного инспектора ГИБДД, заплатил за свои нарушения сумму, на которую вполне мог бы приобрести новую машину — целых 811 тыс. рублей. Другой злостный нарушитель заплатил за свое лихачество 613 тыс. рублей.

111.jpg
Как сообщил Радик Ильясов, было остановлено 1,5 тыс. авто, арестовано 300 единиц имущества, начиная от сотовых телефонов и заканчивая автомашинами представительского класса

В качестве свежего примера сотрудники ГИБДД приводят случай: на днях на трое суток задержали молодого сотрудника банка, который на своей Kia Spectra собрал 13 неоплаченных штрафов на 5 тыс. рублей. Поймав его на дороге, сотрудники ГИБДД доставили его сразу в суд, а оттуда — прямиком «к месту отбывания административного наказания». Всего с начала года в судах было рассмотрено 9,1 тыс. дел о неуплате штрафов в установленный срок. Арестованы 1043 неплательщика. Минниханов также напомнил: на погашение штрафа водителю дается 2 месяца (60 дней) со дня вступления постановления в законную силу. С учетом 10 дней на обжалование постановления ответственность за неуплату штрафа наступает на 71-й день после вынесения постановления. Однако и этого срока водителям слишком мало, либо они просто игнорируют сотрудников ГИБДД. Если штраф не будет уплачен вовремя, то либо накладывается повторный штраф в двукратном размере (но не менее тысячи рублей), либо водителя сажают на 15 суток, или приговаривают к обязательным работам на срок до 50 часов.

Активизировались и приставы. В конце августа ведомство Ильясова вооружилось комплексом «Дорожный пристав», который позволяет в автоматическом режиме проверять все проезжающие автомашины по базе данных службы судебных приставов. Если номерные знаки свидетельствуют о долгах водителя, машина задерживается. Сами приставы итоги работы неполных трех месяцев называют «внушительными». Как сообщил сегодня Ильясов, было остановлено 1,5 тыс. авто, арестовано 300 единиц имущества, начиная от сотовых телефонов и заканчивая автомашинами представительского класса. Взыскателям перечислено около 8 млн. рублей, по квитанционным книжкам судебных приставов-исполнителей от должников принято почти 5 млн. рублей в счет погашения долга. На зимние каникулы предполагается вновь ограничивать выезд должников за рубеж — это мера вполне действенна, сообщил главный судебный пристав по РТ.

К приставам попадают наиболее злостные неплательщики. За 10 месяцев 2013 года на исполнении в управлении ФССП находилось 248,2 тыс. производств о взыскании в пользу ГИБДД на 141 млн. рублей. Из них всего окончено и прекращено 167,7 тыс. дел на сумму 94 млн. рублей. На сегодняшний день на исполнении находится 67,6 тыс. дел на 38 млн. рублей. За аналогичный период прошлого года на исполнении находилось около 246 тыс. на 125 млн. рублей, взыскано 88 млн. рублей с остатков в 37 млн. рублей. С учетом того, сколько в среднем составляют штрафы — миллионные штрафы выглядят более чем прилично. Долги по линии ГИБДД составляют у судебных приставов 1/5 часть.

«САМ ШТРАФ ЗАПЛАТИТЬ НЕСЛОЖНО, НО ЕСТЬ ГРУППА ЛЮДЕЙ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили миллиардную задолженность и предложили свои меры борьбы с должниками.

Рамиль Хайруллин — председатель регионального отделения Федерации автовладельцев России:

— Мне кажется, есть два типа людей, которые не платят штрафы. Есть злостные неплательщики, которые специально это делают. Надеются, так сказать, на авось: вдруг пронесет и про штраф забудут. А есть группа людей, которые о своих штрафах узнают непосредственно от ГИБДД или от судебных приставов, которые вовремя не были уведомлены о том, что на них наложен штраф. И эта группа очень большая. А сам штраф заплатить несложно, у нас сейчас все под этот сервис «заточено»: и банки, и платежные терминалы. Что нужно сделать, чтобы люди активнее платили штрафы? Мне кажется, судебные приставы должны в этом участвовать, у них для этого больше инструментов, больше возможностей.

Рашит Низамов — ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета:

— У меня водительский стаж около 15 лет, и я на себе почувствовал последнее повышение штрафов. Когда платил 100 рублей — отношение к этому было одно, а когда 500 рублей —другое. После этого и я, и мой водитель, мы стали ездить гораздо аккуратнее. Это уже серьезные деньги, и я стараюсь на дороге не спешить. Конечно, мне, как автомобилисту, хочется быть в «свободном полете», а с другой стороны, что делать, есть люди вокруг, и нужно ездить по правилам. Хотя мне и неприятно платить, но я понимаю, что это правильно. К сожалению, степень гражданской зрелости нашего автолюбителя недостаточна. Поэтому я считаю, надо принимать меры только принудительного характера. Например, отбирать водительские удостоверения, пока не заплатят. Я считаю, что это вполне нормально. Если ты не заплатил штраф, ты не имеешь права ездить.

Андрей Железнов-Липец — юрист:

— Я тоже вожу машину и сам «злостный неплательщик». Из-за одного штрафа неохота куда-то ехать, платить, поэтому плачу, когда накапливается какая-то значительная сумма. Я думаю, люди не платят не из-за того, что они принципиально отказываются это делать, а потому что ждут, пока их, что называется, жареный петух не клюнет. У меня было два раза, что я платил штрафы, когда у меня накапливалось по 8 тысяч рублей. Когда мне требовалось что-то от ГИБДД, тогда и платил. Конечно, штрафы нужно платить, но вводить для этого административный арест, думаю, не совсем гуманно. Вот если бы гаишникам разрешили, как раньше, платить на месте, я бы сразу отдал деньги и спокойно бы уехал. Так было бы проще.

Олеся Бикбаева —– помощник директора Казанского завода химических реагентов:

— Основной проблемой водителей является нехватка времени, чтобы доехать и заплатить этот штраф. Есть люди, которые буквально ощущая на себе всю «прелесть» наших дорог, принципиально не хотят платить штрафы, считая, что это деньги «в никуда». В любом случае, сколько веревочке ни виться, конец всегда найдется. Долги «вылезут» либо при выезде за границу, либо при регистрации авто на техосмотр.

Амир Фаттахов —– руководитель службы аренды эксклюзивных автомобилей The Best Taxi:

- Многие водители просто игнорируют задолженности, не считая их серьезным нарушением. Не могу связать эту проблему с нехваткой платежных систем: есть и терминалы, можно даже на сайте штраф оплатить. Скорее всего, это просто безответственность, многие откладывают на потом. Лучшим способом борьбы с должниками считаю усиление мер наказания. Я думаю, по-другому с такой проблемой не справиться. Только «палкой».