ТОЧКА СБОРКИ

Как заявлено в резюме документа (он еще не получил широкую огласку, имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»), мониторинг представляет собой попытку взгляда на проблему снизу, т.е. со стороны муниципальных районов. Разработчики задались целью получить данные, характеризующие деловую активность предпринимателей и бизнес-климат в каждом муниципальном районе в период с 2008 по 2012 год и подготовить рекомендации по улучшению данных показателей.

«Представлялось важным попытаться ответить на вопрос: в какой точке находится МСП муниципальных районов РТ на пути к достижению 34 процентов доли в ВРП», — говорится во вступительной части документа.

Отметим, что мониторинг выполнен по заказу министерства экономики РТ в рамках госконтракта, заключенного в августе этого года. Вместе с тем, как подчеркивает руководитель проекта Рафик Шайхутдинов, данная аналитика представляет собой независимую экспертизу и может не совпадать с позицией заказчика (минэкономики РТ) и ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, в партнерстве с которыми данный труд увидел свет.

Проект реализован при совместном финансировании минэкономики, в размере 193 тысяч рублей, и определенном вкладе ассоциации предприятий МСБ РТ. В общей сложности составление мониторинга заняло полгода, — рассказал Шайхутдинов. По его словам, мониторинг отвечает на вопрос что, но не объясняет почему, а выводы, сделанные по результатам исследования, основаны лишь на сопоставлении официальных фактов.

33808.jpg
Рафик Шайхутдинов

МЕТОДИКА: ПО СЛЕДАМ ВСЕМИРНОГО БАНКА

Вкратце о методике исследования, которая, по словам его авторов, основана на методике Всемирного банка (FIAS), реализовавшего в 2009 году проект «Муниципальная карта РТ», но оперирует, в отличие от предшественников, более широким спектром территорий и показателей.

Как уже отмечалось выше, рейтинг состоит из двух основных частей — индекса делового климата и индекса деловой активности в том или ином районе. Деловой климат оценивался по основным параметрам взаимодействия власти и бизнеса, таким, как работа муниципальной власти с местным бизнесом и отражение этой работы на сайте МР, наличие инфраструктуры поддержки МСБ, инвестиционных программ и др.

Оценка деловой активности в районе производилась по четверке показателей: количество экономически активных субъектов МСП, созданных за последние пять лет (2008 - 2012) на 10 тыс. жителей района, а также количество рабочих мест, выручка и средний объем инвестиций за последние пять лет — все в расчете на одно местное предприятие.

— Одна из особенностей данного рейтинга в том, что за основу брался анализ не абсолютных, а относительных показателей, — прокомментировал Шайхутдинов. — Например, Челны и Казань по числу субъектов МСП однозначно абсолютные лидеры по республике. А вот по динамике роста числа МСП на 10 тысяч жителей данные города уже можно сравнивать с другими муниципалитетами.

Источниками информации для мониторинга послужили три направления: официальные статистические данные, контент-анализ официальных сайтов муниципальных районов РТ, а также экспертный опрос. Отметим, что список экспертов не раскрывается — в методическом разделе сказано лишь, что были опрошены 60 человек из числа предпринимателей, руководителей и членов общественных бизнес-объединений, экономических подразделений исполкомов МР, представители рабочих групп при министерствах и ведомствах, члены Общественной палаты РТ. Как пояснил Шайхутдинов, публичность экспертов в данном случае послужила бы во вред объективности восприятия исследования, поскольку «переход на личности» мог бы показаться пиаром.

Сводные индексы делового климата и деловой активности того или иного района в рейтинге варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике. Примечательно, что отсутствие на официальном сайте МР данных о работе общественного Совета предпринимателей оценивалось как «0 баллов». Даже если такой совет фактически существует (или существует только на словах). Забегая вперед, отметим, что по индексу делового климата ни один район РТ не получил оценку выше 0,25 из единицы.

КАК ЧИСТОПОЛЬ КАЗАНЬ ДОГНАЛ

Итак, составители рейтинга разложили все муниципальные районы РТ по 6 экономическим зонам. Для ясности приведем полный список: Казанская агломерация (Казань и прилегающие районы), Предкамская зона (Балтасинский, Мамадышский, Тюлячинский, Рыбно-Слободский, Кукморский, Сабинский, Арский МР), Набережночелнинская агромерация (Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамский, Менделеевский, Агрызский, Актанышский, Тукаевский, Заинский, Мензелинский, Муслюмовский МР), Предволжская (Дрожжановский, Буинский, Тетюшский, Камско-Устьинский, Апастовский, Кайбицкий), Закамская (Чистопольский, Алькеевский, Нурлатский, Аксубаевский, Спасский, Алеексеевский, Новошешминский МР) и Юго-Восточная (Азнакаевский, Бугульминский, Лениногорский, Черемшанский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский, Сармановский МР) экономические зоны.

Первая часть исследования посвящена деловому климату. И неспроста: по итогам опроса, проведенного авторами мониторинга, 86,7% респондентов заявили, что в деловой климат в республике от района к району существенно различается. И в то же время, полученные здесь результаты оказались и закономерными, и неожиданными одновременно.

Действительно, если путем несложных вычислений найти средний индекс делового климата по каждой экономической зоне, получится, что самый высокий показатель — у Казанской и Набережно-Челнинской агломерации (0,09), далее — у Предкамской и Юго-Восточной зоны (0,06). Затем с показателем в 0,05 следует Закамье, и замыкает список Предволжская зона (0,04). Но при этом, к примеру, самый высокий индекс делового климата среди муниципальных районов РТ — 0,23 — у Казани (что неудивительно) и столько же у Чистопольского МР (что, прямо скажем, поразительно). Среди лидеров по данному показателю — Челны (0,18), Зеленодольский (0,15), Балтасинский, Нижнекамский, Елабужский, Азнакаевский районы (по 0,13), Бугульминский (0,11). Напомним, что за отражение «лучшей практики» составители рейтинга взяли индекс, равный 1...

Еще более интересным выглядит сопоставление индексов делового климата и деловой активности малого и среднего бизнеса по районам. Так, Сабинский район, вставший наряду с Муслюмовским, Арским, Верхнеуслонским, Кайбицким, Новошешминским и Сармановским МР на последней строчке в отведенной ему экономической зоне по климатическим условиям для бизнеса (0,02) — оказался впереди республики всей (включая Казань) по индексу деловой активности (0,56)! Аналогичная ситуация с Апастовским районом, где авторы мониторинга выявили неплохую деловую активность (0,48) на фоне не слишком высокого оцененного делового климата (0,02).

И снова в игре Чистополь: район, деливший со столицей РТ место в рейтинге по бизнес-климату, обходит Казань по деловой активности — 0,38 против казанских 0,34! С Казанью по деловой активности МСБ «соседствуют» Бавлинский, Мензелинский, Заинский и Ютазинский районы. Соотношение двух основных показателей мониторинга выглядит уравновешенным только для четырех МР: Зеленодольского (0,15 против 0,48), Балтасинского (0,13 и 0,47), Бугульминского (0,11 и 0,46) и Елабужского районов (0,13 и 0,46).

При сопоставлении индексов составители мониторинга обращают внимание на три момента: среди 13 районов с высокой деловой активностью у 7 этот показатель составляет от 0,1 до 0,15; среди 17 районов со средней деловой активностью в 13 районах индекс делового климата ниже 0,1; и, наконец, среди 15 МР с низкой активностью бизнеса у 13 районов индекс делового климата также ниже 0,1. «Совершенно очевидно, что общее состояние делового климата в части взаимодействия власти и бизнеса в ряде районов РТ пока еще не работает на повышение активности бизнеса, этот фактор еще не использован в той мере, в какой это требуется для решения масштабных задач», — делают вывод исследователи.

НАИБОЛЬШИЕ ОБЪЕМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ ДО 2010 ГОДА — У НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫХ

Примечательно, что, согласно данному мониторингу, малый и средний бизнес, похоже, активно развивается в районах, традиционно являющимися дотационными. Так, в «крепких середнячках» по индексу деловой активности оказались Алькеевский и Кукморский районы (0,41 и 0,38 соответственно). Тукаевский район заметно обошел Челны по количеству субъектов МСП на 10 тыс. жителей — 0,68 (к слову, самый высокий показатель по республике) против челнинских 0,42. Меньше всего малых и средних фирм на 10 тыс. жителей оказалось в Кайбицком районе — 0,05.

Более того, кривая динамики экономически активных малых предприятий за 2008 - 2012 годы, дойдя до Кайбиц, падает до ноль целых ноль десятых! Как пояснил Шайхутдинов, в районе за этот период, по официальным данным, не создано ни одного нового экономически активного предприятия-субъекта МСП. Аналогичная ситуация в Сармановском районе, однако, в отличие от Кайбиц, здесь наблюдается заметная динамика индивидуальных предпринимателей: прирост за пять исследуемых лет составил 6,5%, при этом в 2012 году в районе имелось 171,6 ИП на каждые 10 тыс. жителей (численность населения в данном районе — 36 тыс. человек).

Отдельный раздел посвящен объемам государственной поддержки субъектов МСП, где безусловным лидером по объемам является Казань — 232,5 млн. рублей или 89% всех средств, выделенных по этому направлению в республике. Далее идут Челны (67,1 млн. рублей), Тукаевский (55,6 млн. рублей) и Сабинский МР (24,4 млн. рублей). Однако использованы данные по господдержке с 2005-го и лишь до 2010 года, потому что, по мнению авторов мониторинга, сегодняшний эффект отражает масштабы господдержки предшествующих лет. Кроме того, обращает на себя внимание следующая тенденция: наибольшие объемы господдержки получают районы с высокой и средней деловой активностью. Меньше всех получил Камско-Устьинский район — 400 тыс. рублей за указанные пять лет.

Вместе с тем, вполне возможно, что нынешние отстающие еще скажут свое веское слово в развитии малого и среднего бизнеса в республике. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор Центра поддержки предпринимательства РТ Артем Наумов на заседании комиссии по последнему в этом году этапу «Лизинг-гранта», тот же Кайбицкий район хорошо себя показал в этом году в плане активности предпринимателей: «Традиционно активны Сабы, Мамадышский район, Арский, очень сильно подтянулись в этом году Кайбицкий, Дрожжановский район».

Отметим, что согласно протоколу на сайте минэкономики РТ от 20.11.13, последний в этом году транш по «Лизинг-гранту» (когда на 67,8 млн. рублей претендовали 187 заявок ред.), почти половина грантов (48,9%) на сумму 33,196 млн. рублей достались казанским предпринимателям. Остальные распределились между субъектами МСБ из Сабинского, Рыбно-Слободского района, Набережных Челнов, Балтасинского, Арского, Кукморского МР и ряда других.

ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЯХ

Ну, а самое интересное, как водится, в конце, в приложениях. «На десерт» пользователям мониторинга предложено ознакомиться с дословными (хотя и анонимными) мнениями экспертов по таким животрепещущим вопросам, как главные препятствия формированию делового климата в районах и что необходимо предпринять самому бизнесу для его улучшения. Кроме того, здесь же приведена статистика распределения МСБ по видам экономической деятельности, оборот малых и средних предприятий по отраслям, число созданных ими рабочих мест и ряд других познавательных таблиц и графиков.

В исследовании не указано, ранжированы ли экспертные ответы по степени частоты и т. п. — так или иначе, первым в списке помех для бизнес-климата стоит следующее: «Очень многое зависит от политической воли руководства» (какого именно уровня — не уточняется ред.). То есть захочет чиновник — будет климат для развития предпринимательства, не захочет — не будет? Вообще список читается как лебединая песня малого бизнеса о наболевшем: «непрозрачность действий органов власти», «мнение предпринимателей не берут во внимание», «затяжные процедуры оформления коммуникаций», «семейственность и клановость в органах власти» и т.п., и т.д. Список ответов, указавших в качестве основного препятствия слабую активность самого бизнеса, значительно короче. И первым здесь стоит «недостаточная сплоченность предпринимателей, частично из-за конкуренции».

Также характерны для текущей ситуации данные по инвестициям в основной капитал — отдельно по крупному, отдельно по малому и среднему бизнесу — за период 2008 - 2010 годы. Судя по графикам, доля инвестиций крупного бизнеса в Казани, сократившись было в кризис, только растет (90,5% в 2010-м), а МСБ, соответственно, сокращается (9,5%). А вот, к примеру, Антинский район взял да и увеличил долю инвестиций в ОК по малому и среднему бизнесу с 32 до 79% за три года! Индекс деловой активности у района тому соответствует — 0,42. Поразил Актанышский район, где доля инвестиций в ОК крупного бизнеса оказалась самой ничтожной по РТ — увеличившись в 2009-м с 3,7% (!) до 39,5%, в 2010-м вновь упала до отметки в 10,8%. Зато доля инвестиций МСБ здесь составляет, по данным мониторинга, 89,2%.

ВЫВОДЫ: «НИ ОДНОГО РАЙОНА С ИДЕАЛЬНО ПОСТАВЛЕННОЙ ТРАНСПАРЕНТНОСТЬЮ РАБОТЫ С БИЗНЕСОМ У НАС НЕТ»

— У нас в среднем по стране показатели делового климата выровненные, а когда мы заглядываем в муниципальные районы, он отличается! Больше того, инвестиционная активность кратно отличается в разрезе районов при одинаковом климате! К сожалению, ни одного района с идеально поставленной транспарентностью работы с бизнесом у нас нет, — констатирует Шайхутдинов.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», были ли в ходе исследования выявлены какие-либо закономерности взаимодействия власти и бизнеса, например, корреляция продолжительности работы главы района на данной должности (в данном районе) с деловым климатом либо активностью местного бизнеса, Шайхутдинов ответил отрицательно: «Специально продолжительность правления мы не сопоставляли, такой задачи перед нами не стояло». Он напомнил, что цель составления мониторинга — предоставить возможность общественным Советам предпринимателей вместе с исполкомами проанализировать внутреннее состояние бизнеса и его динамику с целью нахождения резервов: «Пока имеет место слабое использование коммуникационных площадок власти и бизнеса — Советов предпринимателей. Это предмет обсуждения власти и бизнеса на местах. Мы из Казани многое можем не замечать».

Помимо резервов, выявленных в помощь органам муниципальной власти для улучшения взаимодействия с бизнесом, авторы исследования рассчитывают, что данные мониторинга будут использованы при разработке программ развития предпринимательства по муниципальным районам. «Это материал, на основании которго можно планировать инвестиционную активность, смотреть на перспективу, на отраслевую структуру бизнеса и находить точки роста. Они в каждом районе совершенно уникальны».

В качестве перспективы использования результатов мониторинга Шайхутдинов также сообщил, что они хотели бы сопоставить полученные данные с аналогичными по стране, но пока подобное детальное исследование самочувствия бизнеса «на местах» в других регионах РФ им обнаружить не удалось.

«НЕ ВО ВСЕХ РАЙОНАХ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ НА ВЫСОТЕ, В НЕСКОЛЬКИХ — В ПЛАЧЕВНОМ СОСТОЯНИИ»

Хайдар Халиуллин — председатель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Этот мониторинг формировался для того, чтобы на основе анализа сделать конкретные выводы: каков деловой климат в Республике Татарстан, особенно в муниципальных районах? Понятно, что не во всех районах он на высоте, в нескольких он, прямо скажем, в плачевном состоянии, как и развитие предпринимательства вообще. Пока говорить не буду, скажу на конференции ассоциации. А есть районы, где довольно-таки нормально. То есть это исследование сделано для глав администраций, чтобы они понимали, какая у них ситуация. Это независимая экспертиза, на которую какие-либо заинтересованные чиновничьи структуры не могли повлиять.

Считаю, что данный мониторинг на 90 процентов как минимум объективно отразил ситуацию. В принципе, я не удивился результатам. Чтобы обсудить состояние делового климата, как улучшить взаимодействие власти и бизнеса, нужно проводить встречи. Совместно с минэкономики, ТПП РТ мы проводим 24 декабря конференцию, где будет озвучен данный мониторинг. Приглашены и главы районов. По итогам предложений будет сделана резолюция, которая поступит во все министерства и ведомства, ответственные за развитие предпринимательства в республике.

Ильдар Аблаев — д.э.н., профессор КФУ, ректор Татарской академии управления инновационной экономики:

— Бегло посмотрел мониторинг — очень хорошее исследование они провели. Единственный момент — не хватает мнения бизнесменов, но мы это поправим: наша академия проведет опрос среди предпринимателей в начале года. А так — труд очень своевременный, нужный, презентабельный. Он хорошо показывает динамику развития нашего малого и среднего бизнеса, его проблемы и основные противоречия. Поэтому такое исследование надо продолжать, мы можем только приветствовать.

Надеюсь, что данное исследование будет востребовано администрациями районов, потому что если чиновники не повернутся лицом к малому и среднему бизнесу, Россия просто перестанет существовать. Малый и средний бизнес — залог выживания большинства наших граждан, он дает нам и занятость, и зарплату, и покупательскую способность населения. Поэтому муниципалитеты должны полностью развернуться в сторону всемерной поддержки МСБ, это вопрос национальной безопасности, тем более в условиях членства ВТО.

Наиль Сиразаев — предприниматель из Камско-Устьинского района:

— Говорите, оборот по району вырос (мониторинг свидетельствует о том, что в Камско-Устьинском районе в за 2008 - 2012 год оборот на одно малое предприятие вырос в 2,7 раза, составив в 2012-м 8,7 млн. рублей ред.)? Считаю, только за счет того, что вошло новое предприятие по переработке гипса и ряд других. Но это в основном средний бизнес, даже выше среднего, который пробьет себе дорогу при любом сопротивлении главы, аппарата и прочее. В районе успешно действует небольшое количество малых предпринимателей, которые находятся под патронажем главы, и те, которые независимо от отношения к ним местной власти, пробьются. Считаю, что нечем хвалиться, много препятствий для развития.

У нас работал одно время координационный совет по малому бизнесу. Мы выбрали главой совета руководителя исполкома Ильдара Рамазанова — это человек, который по роду деятельности связан с предпринимательской активностью: он также является председателем комиссии по выделению земли, по тендерам и так далее. Затем Рамазанов и ряд других предпринимателей «отпочковались» в совет по туризму. Совет вроде начал бурную деятельность, но затем у меня стало складываться впечатления, что они собираются фомально. «Ну, давайте соберемся? — Ну, давайте!» И у нас стали возникать вопросы: почему, к примеру, по решению, принятому четыре встречи назад, до сих пор не выполнен ни один пункт, хотя все протоколировалось. Соответственно, конструктивная критика стала ненужной, а результаты встреч приобрели характер пословицы «собака лает — караван идет». В итоге все это стало нам неинтересно и закрылось, хотя мы, предприниматели, минимум раз в неделю ходили к Рамазанову и предлагали собраться снова. Он нам ответил: «А зачем собираться? Вы там снова будете выступать, что вы мне нового скажете?» Вот такая позиция.

Олег Спичкин — директор по стратегии и развитию ООО «Цифровые технологии»:

— В Чистополе есть большой потенциал. Исторически сложилось так, что там было аккумулированы предприятия точного машиностроения, радиоэлектроники, судоремонтный завод и другие. Как и многих предприятий отрасли, их коснулись проблемы, и в настоящее время деятельность ряда направлений прекращена либо приостановлена. Но я вижу интерес со стороны администрации района и города в поднятии интереса к району как таковому, привлечения инвестиций, вижу, как Ильдус Талгатович (глава Чистопольского муниципального района Ильдус Ахметзянов ред.) работает над этим. В частности, я с интересом обнаружил статью на «БИЗНЕС Online» по поводу некоей программы по увеличению привлекательности Чистополя как туристического центра. Единственный минус — территориальное расположение региона, отдаленность от Казани. Но, с другой стороны, здесь близко Камские Поляны, где, насколько я знаю, запускаются несколько программ развития.

Поднять производство вполне реально, в том числе на площадях индустриального парка «Чистополь», хотя я знаю, что до сих пор существует проблема пополнения его резидентами, от этого никуда не уйдешь. Кроме того, Чистополь всегда славился своими фермерскими хозяйствами и предприятиями АПК, которые тоже сейчас испытывают не лучшие времена. Если разработать комплексную схему развития района, в том числе с привлечением инвесторов, средств из федерального бюджета в рамках кластерного развития, считаю, что в этом случае у города есть все предпосылки стать развитым экономическим центром. Тем более ближайшие районы — Алексеевский, те же Камские Поляны — испытывают определенный дефицит в рабочих местах.

Индекс делового климата в муниципальных районах РТ (показатели взаимодействия власти и бизнеса по результатам анализа официальных сайтов МР РТ)

Казанская агломерация

Индекс

г. Казань

0,23

Зеленодольский МР

0,15

Пестречинский МР

0,1

Атнинский МР

0,07

Лаишевский МР

0,06

Высокогорский МР

0,03

Верхнеуслонский МР

0,02

Предволжская эк. зона

Индекс

Дрожжановский МР

0,08

Буинский МР

0,07

Тетюшский МР

0,05

Камско-Устьинский МР

0,03

Апастовсий МР

0,02

Кайбицкий МР

0,02

Предкамская эк. зона

Индекс

Балтасинский МР

0,13

Мамадышский МР

0,1

Тюлячинский МР

0,07

Р-Слободский МР

0,07

Кукморский МР

0,05

Сабинский МР

0,02

Арский МР

0,02

Закамская эк.зона

Индекс

Чистопольский МР

0,23

Алькеевский МР

0,05

Нурлатский МР

0,02

Аксубаевский МР

0,02

Спасский МР

0,02

Алексеевский МР

0,02

Новошешминский МР

0,02

Набережночелнинская агломерация

Индекс

г.Наб. Челны

0,18

Нижнекамский МР

0,13

Елабуга МР

0,13

Менделеевск МР

0,1

Агрызский МР

0,1

Актанышский МР

0,1

Тукаевский МР

0,08

Заинский МР

0,07

Мензелинский МР

0,03

Муслюмовский МР

0,02

Юго-Восточная эк. зона

Индекс

Азнакаевский МР

0,13

Бугульминский МР

0,11

Лениногорский МР

0,07

Черемшанский МР

0,07

Альметьевский МР

0,05

Бавлинский МР

0,04

Ютазинский МР

0,02

Сармановский МР

0,02

* Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике