IMG_6090.jpg

«ПРАЗДНУЮ ЧЕТЫРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКА»

— Светлана, по нашей доброй традиции мы сначала расспрашиваем о читателе, победившем в конкурсе вопросов. Расскажите о себе.

Родилась я в рабочем поселке Азнакаево Татарской АССР, там же окончила среднюю школу. По окончании приехала в Казань, поступила на химфак КГУ. В 1990 году поступила в аспирантуру, в 1994 году защитила кандидатскую диссертацию. К тому времени вышла замуж, родился сын. Примерно с год по инерции еще проработала в университете. Но тогда уже начались тяжелые времена, пресловутые 90-е, пришлось уйти — надо было выживать. Наемным работником в бизнесе «бултыхало» меня порядка 15 лет...

— Работали по специальности?

— Нет. Пока я работала над диссертацией, освоила компьютер, что в то время было редкостью. Эти навыки мне пригодились: сначала я занималась версткой в небольшой типографии, потом оказалась секретарем-референтом в турецкой строительной компании (они тогда только начали у нас появляться). В 1997 году родилась старшая дочь. После работала в службе заказчика строительного объекта, потом коммерческим директором в компании по производству лабораторной мебели (фактически создавали его). В это время еще был яркий период учебы в «Президентской программе», создания Ассоциации ее выпускников, стажировка в Японии.

В 2002 году ушла в третий «декрет» — родилась младшая дочь. Позже работа в известной строительной компании плавно «перетекла» в работу в ТСЖ. Пять лет опыта председателя ТСЖ, скажу я вам, дорогого стоят! А ТСЖ тогда тоже только-только появлялись...

Был период, когда я одновременно праздновала четыре (!) профессиональных праздника: День Химика, День Учителя, День Строителя, День работника ЖКХ. Конечно, здорово помогали и сейчас помогают муж и родители — без их помощи, конечно, совмещать работу с воспитанием детей проблематично.

«ХОРОШИЕ ВЫПУСКНИКИ — ЭТО «ШТУЧНЫЙ ТОВАР»

— Вы на себе испытали многие «новшества» — компьютер, турецкая компания, ТСЖ... А когда вернулись в «родную» профессию?

— Меня уже давно мой научный руководитель приглашал в КАИ преподавать химию, а я не решалась. Конечно, основная проблема была в размере зарплаты. Правда, была еще одна причина: я почему-то панически боялась студентов, думала, вдруг они меня о чем-то спросят, а я не знаю? Но в какой-то момент «созрела». Это был 2006 год. На самом деле просто повзрослела, наверно, да и соскучилась по «своим», все-таки строительство, торговля, ЖКХ — это совсем не то, что я выбирала сердцем, чем увлеченно занималась в молодости. К тому же, после собраний ТСЖ меня студенты уже не так страшили! (смеется).

Сейчас я кандидат химических наук, доцент кафедры общей химии и экологии КНИТУ-КАИ, преподаю свою любимую химию.

— Почему гендиректору технопарка «Идея» вы задали вопрос про источник кадров их резидентов?

— По телевидению показывали открытие «Наноцентра» в технопарке «Идея», смотрю, там «мои» студенты. Это здорово! Надеюсь, они нашли применение знаниям, полученным в вузе. А нам, преподавателям, очень важно иметь обратную связь с выпускниками, чтобы знать, на что обращать внимание в своей работе.

Потому и вопрос задала, что уже несколько лет преподаю в вузе — читаю будущим инженерам курс общей химии. У студентов специальностей «Нанотехнологии в электронике» и «Наноматериалы» веду расширенный курс химии. Я до сих пор убеждаюсь, что химфак КГУ, всемирно известная Казанская школа химиков — это Школа с большой буквы. Горжусь тем, что довелось учиться у известных химиков, получить определенные навыки. Сейчас уже сама стараюсь передать студентам свои знания, логику химического мышления. Считаю, что им, будущим инженерам, а особенно нанотехнологам, эти знания очень нужны. Ведь наноматериалы и нанотехнологии могут быть не только во благо, но и во вред, поэтому важно пройти «по лезвию», чтобы не навредить. А без знания химии это сделать не получится.

Еще я стараюсь привить им навык «думать наперед», говорю: «Когда будете придумывать что-то новое, пожалуйста, сразу придумайте, что будете делать с этим потом!» Кстати, у меня очень хорошие студенты, мы с ними дружим. Вообще хорошие выпускники — это «штучный товар».

IMG_6093.jpg

«И ТВОРЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ВЫРЫВАЕТСЯ НАРУЖУ...»

— Знаю, вы активно занимаетесь не только преподаванием химии, но и творчеством. Расскажите, как вы пришли в искусство.

— Случайно! Но, говорят, случайность — это когда Вселенная случает. Привела старшую дочь на мастер-класс художника Мили Нуруллиной. Решилась попробовать сама. И понеслась! Мир заиграл новыми красками. Я уверена: в каждом из нас есть Дар Божий — Творческое Начало. Но не у каждого есть время, а, главное, желание его у себя рассмотреть. А вот когда подходит «сороковник», понимаешь, что всех денег не заработаешь, драгоценное время тратить на что попало уже жалко, начинаешь задумываться о Высоком. И творческая энергия вырывается наружу... Говорят, творчество сродни молитве.

Я всегда знала, что творческих натур, которые в свободное от работы время творят, у нас много: кто рисует, кто вяжет, вышивает, мастерит что-то. Существует даже термин «художник выходного дня». Кстати, так нас «обозвал» профессиональный художник, намекая на то, что звания «художник» мы не достойны. Сначала это задело, а потом думаю: «Мы и есть художники выходного дня!» Так родилось региональное общественное движение «Художники выходного дня РТ» — объединение непрофессиональных художников, где я являюсь автором идеи, организатором и председателем Совета. Мы совместно проводим выставки, участвуем в арт-галереях, приглашаем известных и не очень художников, готовых поделиться секретами ремесла (а таких оказалось очень мало!). У нас и свой сайт есть — www.sunday-art.ru, здесь у нас виртуальная галерея авторских работ. Работаем под девизом: «Увеличим количество Красоты во Вселенной!»

— Вы ведь не только рисуете?

— Да, как-то друзья познакомили меня с «фьюзингом». Фьюзинг — это техника спекания стекла в печи. Сначала я отмахивалась, подумала, что это очень сложно: нужна печь, мастерская, много забот. А потом полезла в интернет и ахнула! Теперь я больше занимаюсь стеклом, а не живописью...

Потом уже мне сказали, что живопись плюс химия — это самое то для фьюзинга. Ведь, как химику, мне изнутри ясны все протекающие процессы и возможности их регулирования. Как художнику, интересна работа с другим материалом — художественным стеклом.

«ВОТ БЫ ТАКОЙ ДОМ МАСТЕРОВ!»

— А где же вы печь взяли?

— Купили! В 2011 году мы получили грант АИР РТ по проекту «Возрождение булгарских традиций стеклоделия на основе современных технологий» (в Волжской Булгарии было развито стеклоделие) и на эти деньги — 300 тысяч рублей — приобрели оборудование для витражной мастерской. Пока зарабатываем только на аренду и налоги.

Проблемы малого предпринимательства много обсуждаются и на ваших страницах. Прорыва пока не вижу. Но все же развивается поэтапно! Сейчас работаем в технике фьюзинг — мне нравится делать настенные часы, панно, витражи, интересные женские украшения ручной работы — бижутерию. Татарский национальный орнамент в цветном стекле — это так красиво! Мечтаю в будущем открыть стеклодувную мастерскую.

Вступила в Палату ремесел. Провожу мастер-классы, экскурсии, читаю лекции про технологии применения стекла в декоративно-прикладном искусстве, занимаюсь проблемами комплексной переработки стеклобоя. Помня, как мне было интересно в Венеции присутствовать при рождении стеклянного великолепия в стеклодувной мастерской, подумала, что вот было бы здорово и в Казани открыть такое «Пыяла-шоу». И легенда красивая есть! Сегодня моя мечта — открыть Дом стеклянного творчества — оnline мастерскую фьюзинга и, в перспективе, «стеклодувку».

— Отличная идея! Это как раз то, чего, на мой взгляд, сегодня не хватает Казани для развлечения туристов.

— Да! Сегодня и в моей мастерской «на краю географии» (потому что там аренда подешевле) то и дело бывают гости, своими руками сами пробуют что-то сделать, я знакомлю их — синдром учительницы! — со стеклом, с технологией. Их «штучки» потом (цикл длится 10 часов!) тщательно запекаются, доводятся до ума и забираются на память о посещении Казани. Столько радости! Но это все урывками, как получится, по личным просьбам принимающей стороны. Да и экстерьер моей мастерской уж очень специфический, дороги нет, невозможно объяснить, как нас найти.

Мне бы хотелось открыть такую мастерскую в интересном месте Казани, необязательно в центре, чтобы каждый желающий мог ее посетить, чтобы не стыдно было иностранцев водить. Очень дорогая аренда... Кстати, это главная проблема всех мастеров народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Поэтому многие мастера работают дома, зачастую «на коленке». Без внешней поддержки содержать мастерские невозможно. И реализация изделий сильно «хромает», а аутентичные татарстанские изделия найти у нас — проблема: то, что есть, теряется среди дешевого «барахла». А гости столицы, по опыту знаю, особенно иностранцы, спрашивают, где можно приобрести, пусть дорого, изделия ручной работы.

А ведь можно такую «конфетку» сделать: собрать разных-разных мастеров под одной крышей, сделать целый ряд оnline мастерских. Тут керамисты, тут валяльщики, тут вышивают, рисуют, плавят стекло... Это же так зрелищно! Тут же сувенирный магазин. Вот бы такой Дом мастеров! Туристы могли бы не только смотреть, как мы работаем, но и принимать участие в процессе. Идея не моя — Палата ремесел РТ и Комитет НХП ТПП РТ давно «носятся» с этой идеей, но отклика у властей пока нет. Для этого уже и люди есть, и желание, и материальная часть, в смысле оборудования мастерских (спасибо АИР!), нет только подходящего помещения.

«И ДЕНЬГИ СТАЛИ ПАХНУТЬ»

— В мэрии понимание находите?

— Лично я года два (с тех пор, как занялась фьюзингом) пишу в разные инстанции. В ответ — отписки. Или, как сказал один не очень большой, но и не очень маленький начальник, на прием к которому я прорвалась: «Я вас услышал». Но, судя по тому, что еще никто не пришел и не сказал: «Давайте сделаем это, чем помочь?», его слуховой аппарат был сломан... Но я все-таки надеюсь, что рано или поздно это произойдет, потому что, думаю, и мэрия Казани уже «созрела». Нужны «фишки» города, ведь мы же стремимся стать туристическим центром?

Вообще я уже многим писала письма, рассказывала о своем проекте. Но пока получаю только отписки или отказ. Почему-то власти думают, что мы просим у них сразу предоставить помещение. А я-то прошу информационной помощи — сведите нас с теми, кому это тоже надо, дальше поработаем вместе, сделаем Красиво. Хотя, когда в Казани происходят какие-то большие мероприятия, нас, мастеров, сразу вспоминают и приглашают. Как, например, в дни Универсиады были прямо нарасхват: временами я должна была быть со своими изделиями в трех местах одновременно. Организаторов, менеджеров много, а Мастера-то мы одни...

Кстати, в Парке Универсиады все спрашивали: «А у вас есть магазин? Где в городе можно купить ваши изделия?» Ну, нет у меня магазина, не могу я платить по 1,5 -2 тысячи рублей за квадратный метр аренды. Да и времени отдельно им заниматься не хватает.

Так что коммерческая аренда — это для нас не вариант. Даже не столько по деньгам. Просто я не могу, точнее, не хочу строить все вокруг только ради денег, для денег, во имя денег. Считаю, что деньги — это только одна из форм существования энергии, необходимая, но не единственная. Мой богатый жизненный и профессиональный опыт только подтверждает это: сейчас люди, выбирая партнеров по бизнесу, обращают внимание не только на выгоду именно материальную, все больше становятся важными личные качества, мировоззрение, честность, порядочность контрагентов. И деньги стали пахнуть.

Наверное, в условиях рынка это нонсенс. Но я верю, я знаю, что такие люди есть, на ваших страницах я часто их вижу. Ведь столько много пустующих помещений в Казани! Никому не нужных, безжизненных, мертвых без Идеи и Мысли. Наверняка есть собственники, которые ломают голову, что бы такое интересное там разместить, но кроме очередных гостиниц, офисных центров или ресторанов ничего не придумывается. Вот тут бы наши власти и могли помочь, подсказать, к кому можно обратиться. Кажется, я жду такого собственника помещения, у которого уже все есть, но ему хочется сделать что-то хорошее для Вселенной...

Или это должно быть государственно-частное партнерство. Чтобы все ориентировалось не на деньги, а главное — чтобы был процесс, чтобы кипела Жизнь, чтобы было интересно! Кстати, энергетической выгоды в виде денег тоже никто не отменял, просто тут будут другие, но все равно взаимовыгодные отношения.

— Вам надо обратиться к Алексею Семину — у него много зданий в центре Казани, и он считается ценителем прекрасного.

— Считается... Опыт общения с его представителями у меня уже есть. К сожалению, отрицательный. Хотя, лично к нему я не обращалась.

«БЕЗ «ЖЕЛТИЗНЫ» И ИСТЕРИКИ»

— Как давно читаете «БИЗНЕС Online»?

— Наверное, уже лет пять.

— Критикуйте!

— Нет! Вы знаете, у меня очень высокие требования, и одна только ваша газета им удовлетворяет. Считаю, вы и темы затрагиваете нужные, и акценты правильно расставляете — без «желтизны» и истерики. А комментарии читателей — это как срез общественного мнения. Я на «БИЗНЕС Online» раз пять в день точно захожу! И очень удобно, что первые новости вы выкладываете уже в 8 часов утра: я в это время еду на работу и могу сразу что-то прочитать, что-то отложить на потом.

Очень уважаю и люблю вас — дополнительно! — за философские статьи, не только про происходящее, но и про размышления о будущем. Причем, похоже, мы с вами «в резонансе»: часто я читаю у вас то, о чем думала, но не могла выразить словами. Например, размышления Александра Секацкого.

А однажды я даже повлияла на ваш контент... Года три назад покритиковала вашу газету за то, что не пишете про культуру. А ведь это тоже бизнес-среда. И буквально через месяц вижу — начали писать и о культуре. Причем в правильном русле. Так что, у меня вообще нет претензий к «БИЗНЕС Online»! А это редкий случай...

— Светлана, большое спасибо за увлекательный разговор. Желаю вам и всем мастерам Казани творческих и прочих успехов!