КАК ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ПОЛИКЛИНИКАМ?

Адель Юнусович, очень многое зависит от врачей первичного звена — от их количества и квалификации. Многие потому и не идут в поликлинике, что разуверились в их эффективности. Что предпринимается для изменения ситуации?

— Неукомплектованность кадрами — это один из самых важных вопросов, требующих решения. Что касается квалификации и качества диагностики, то, безусловно, должно быть постоянное обучение специалистов всей системы здравоохранения. Подход в поликлинике онкодиспансера и подход в поликлинике участкового врача-терапевта к выявлению онкозаболеваний, конечно, разный, исходя из опыта. Поэтому мы уделяем очень много внимания обучению врачей, в том числе и первичного звена в территориях.

Главными специалистами проводятся «кустовые» совещания, за районами закреплены кураторы из онкодиспансера, которые выезжают и оценивают работу на местах, проводят обучение своих подопечных. И эта работа должна быть постоянной. В самом онкодиспансере есть хороший опыт в части ротации кадров, когда специалист работает не только в стационаре, но и на поликлиническом приеме. Этот подход показал свою эффективность.

Как вы намереваетесь исправлять ситуацию с первичным звеном здравоохранения? Поликлиники не в состоянии качественно обслуживать население, запись к специалистам уходит на месяцы вперед. Как вообще планируется мотивировать медработников остаться в здравоохранении с такой низкой зарплатой? (Ренат)

— Что мы можем сделать для того, чтобы вернуть доверие населения к поликлиникам? У нас создано несколько территориальных объединений, когда в составе крупных медицинских комплексов есть поликлиника и ее филиалы. И 7-я горбольница тому тоже подтверждение. Первое — это позволит не «делить» пациента между поликлиникой и стационаром, потому что основной диагностический ресурс сосредоточен все-таки в стационаре, и он может работать и на экстренный поток больных, и на плановый поток стационарно, и на плановый поток амбулаторно.

Все это инструменты управления. И людей надо этому учить. Некоторые жалобы связаны именно с тем, что первичные и вторичные пациенты сидят в одной очереди. Совершенно разное время идет на первичный осмотр больного и на вторичный. Конечно, очереди надо делить.

Современные управленческие инструменты должны позволить по-другому организовать работу поликлиник. В рамках заседания коллегии, которую по поручению президента РТ мы провели по первичному звену здравоохранения, было проанкетировано 8 тысяч человек. В том числе, работники центрального аппарата минздрава РТ инкогнито выходили в качестве пациентов и проводили опросы.

— А вы лично выходили с такой миссией?

— Я выходил в онкологический диспансер и опрашивал сидящих в очереди людей, чтобы понять, кто в этой очереди сидит, почему в ней столько народу и откуда они приехали. И получается так, что в онкодиспансере с утра много народу, потому что пациенты из районов приезжают, а после обеда народу мало. Неравномерная нагрузка. Понятно, почему с утра приезжают жители районов — они «привязаны» к транспорту, они хотят за один день все успеть. А вот почему жители Казани приезжают тоже с утра? Считаю, разделение потоков должно быть.

«МОЯ ЗАДАЧА В ТОМ, ЧТОБЫ УПРАВЛЕНЦЫ СТАЛИ МЕНЯТЬСЯ»

— Лет пять назад районные больницы могли дистанционно записывать своих пациентов на прием в Казани, выискивая окно в расписании. Сейчас это возможно?

— Эта система работает: сегодня 70 процентов пациентов, которые приезжают на консультацию в поликлинику РКБ, записаны дистанционно. Это удобно, когда люди приезжают к назначенному времени. В онкологическом кластере сегодня установлено 650 автоматизированных рабочих мест, работает 70 онкологических кабинетов и 6 отделений на местах. Все они работают, исходя из количества пациентов, прикрепленных к тому или иному кабинету. И там тоже есть возможность предварительной записи в онкодиспансер.

Да, сегодня система информатизации должна сделать медпомощь доступной, но это не панацея от всех бед. It-специалисты сегодня систематизируют и автоматизируют любой процесс. Если процесс налажен неправильно (а его налаживают управленцы и врачи, работающие в данном конкретном медучреждении), то автоматизация не поможет. Я не могу прийти в каждую поликлинику и наладить там процесс. Мой подход такой: никто не знает вашу работу лучше, чем вы сами, и никто не может ее организовать лучше, чем вы сами. Моя задача в том, чтобы управленцы стали меняться. А где руководитель не знает, как меняться к лучшему, там надо принимать кадровые решения. Мы не можем из года в год иметь одни и те же жалобы по одним и тем же поликлиникам.

Недавно на аппаратном совещании минздрава мы обсуждали, какой информационный ресурс нам сделать для обратной связи как основной. Мы должны видеть все жалобы и систематизировать их. Чтобы мы могли видеть, что жалобы, например, по работе регистратуры или по очередности уменьшаются и т.д. Должна быть обратная связь, потому что нам важно, что думают о нашей работе жители, ради которых все это и организовывается.

— Разве на сайте минздрава РТ нет такой возможности — пожаловаться или задать вопрос?

— Такая возможность есть, но жалоб, приходящих через наш сайт, гораздо меньше, чем, наприимер, через через комментарии к статьям в СМИ. Я, например, выступил по диспансеризации, и в первый же день в комментариях — 50 жалоб на диспансеризацию. Но чтобы мы могли принять точечные меры, надо писать номер поликлиники и на что конкретно жалуетесь. Я не могу рассматривать анонимные жалобы.

— А вы мониторите СМИ на предмет выявления жалоб?

— Мониторим. Я лично сам читаю, и могу сказать, что количество жалоб и их направленность коррелируется с теми данными, которые мы получили по результатам, во-первых, анкетирования 8 тысяч респондентов и, во-вторых, контрольных мероприятий центрального фонда ОМС.

«К 2018 ГОДУ ДОЛЮ ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ДОВЕСТИ ДО 58 ПРОЦЕНТОВ»

— Сколько сегодня не хватает врачей и медработников среднего звена? И главное — куда они делись, ведь у нас свой медицинский вуз?

По первичному звену (участковые терапевты, врачи общей практики) за последние два года отток составил 887 человек. На их места пришли 614 человек. То есть в целом отрицательный баланс составляет порядка 273 специалистов. Но с начала этого года отрицательной динамики нет.

— Куда и почему они ушли?

— Причины разные: 35 процентов из них — по достижению пенсионного возраста, 25 процентов — в связи с изменением места жительства, 14 процентов — по причине низкой зарплаты, 11 процентов ушли в частную медицину.

Сегодня в здравоохранении Татарстана работают порядка 80 тысяч человек, из них чуть более 12 тысяч врачей. А в первичном звене работают почти 5,4 тысячи человек, это примерно 40 процентов от общего числа. Таким образом, есть дисбаланс в сторону стационара. Но к 2018 году мы должны довести долю врачей первичного звена до 58 процентов.

— Почему именно к 2018 году?

— Есть государственная программа развития здравоохранения, которая принята до 2018 года, и там прописаны наши целевые показатели. Мы должны привлечь в отрасль еще 763 врача и более 2 тысяч среднего медперсонала.

IMG_1542.jpg

«УРАВНИЛОВКИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ НЕТ»

— Откуда будете привлекать?

— Во-первых, надо увеличить долю выпускников медвуза, которые остаются в здравоохранении. Во-вторых, стать более привлекательным регионом для привлечения специалистов из других регионов и из частной сети медучреждений.

— Какие меры будут приняты по привлечению молодых специалистов в государственную систему здравоохранения? (Виктор)

— Когда с целью привлечения молодых специалистов на село давали им «подъемные», приезжали даже из соседних регионов. В 2012 году «подъемные» составляли 1 миллион рублей федеральных и 100 тысяч рублей региональных. И мы привлекли 155 молодых специалистов, в том числе из других регионов. Сегодня очень мощным мотивирующим фактором является жилье.

— Жилье на каких условиях?

— Жилье давалось при условии отработать пять лет, а потом есть разные формы — где-то и в собственность. Сейчас мы с жилищным фондом при президенте РТ отрабатываем схемы предоставления жилья. Первое — это, конечно, арендное жилье. Ведь когда приезжает специалист, к нему надо присмотреться — какая у него квалификация, дисциплина и т.п. Второе — социальная ипотека.

— Какая сегодня средняя зарплата в отрасли по категориям специалистов?

— Зарплата складывается из двух частей — базовой и начисленной по показателям качества, которые разработаны для всех специалистов. Сегодня уравниловки в здравоохранении нет. В целом идет рост заработной платы: в сравнении с аналогичным периодом прошлого года она выросла более чем на 17 процентов. Средняя зарплата врача в РТ — 30,9 тысяч рублей, среднего персонала — чуть более 18 тысяч, младшего — 11 тысяч рублей.

— А уникальные специалисты могут получать кратно больше?

— Могут. Это те специалисты, которые участвуют в высокотехнологичных операциях, делают уникальные операции. И та стратегия, которая направлена на развитие высокотехнологичных методов лечения, конечно, способствует привлечению и удержанию кадров. И их зарплата может быть в три-четыре раза больше средней по отрасли. И то, что в Татарстане модернизация учреждений здравоохранения началась раньше, чем в среднем по России, позволило обеспечить вновь открывающиеся медицинские центры квалифицированными кадрами.

«ЗАМЕНИТЬ ВРАЧА НА ФЕЛЬДШЕРА С НОСИМЫМИ УСТРОЙСТВАМИ»

Когда у нас начнут появляться настоящие инновации в медицине? В США с 1970-х годов используют экспертные системы MYCIN для выявления менингита на ранней стадии, используют роботов для забора венозной крови и даже роботов как видео-транслятор для осмотра пациентов. Когда же у нас будут внедряться передовые технологии по преодолению дефицита кадров? (Марат Гилязиев)

— Дефицит кадров испытывают и развитые страны. Например, Израиль, и там УЗИ сердца делают не врачи, а «технишины», своего рода помощники врача. Он проводит УЗИ сердца по стандартизованной методике, а результат читает врач.

У нас таких специалистов нет. А появление новой специальности тоже может быть адекватным ответом на кадровый дефицит. Но мы сейчас в рамках действующего законодательства рассматриваем возможность привлечения к подобной работе опытных врачей, которые, например, свободно читают результаты ЭКГ. Надо только научить его делать эхокардиографию по стандартизованной методике. А результат можно передавать по цифровым каналам связи специалистам клиник для заключения. В этом случае надо решить вопрос по оплате труда этих специалистов.

То же самое мы планируем сделать и с цифровыми снимками, которые получаем при осмотре на туберкулез. Очень большой массив снимков, который требует дальнейшей читки, второго мнения. С последующим наблюдением и лечением по месту жительства.

Мы провели пилотный проект в ЦРБ Высокогорского района по носимым устройствам. Даже сформулировали термин — смарт-фап. Это чемоданчик с мобильным устройством: для измерения давления, анализа уровня сахара, ЭКГ с дистанционной передачей. Все это может сделать фельдшер и передать данные в ЦРБ. Или даже сам больной, ведь сегодня есть устройства к iPhone и iPad, позволяющие измерять давление, вес и направлять данные специалисту, который его наблюдает.

Сегодня не хватает участковых врачей и врачей общей практики, поэтому мы должны максимально эффективно использовать их рабочее время, чтобы снизить очереди. Если мы сократим количество хождения врачей на дом, то тем самым увеличим количество их работы в поликлинике. А хождение по вызовам должны возложить на средний персонал, например, на фельдшера. Фельдшер с носимыми устройствами, чтобы он мог на дому произвести все измерения и в электронном виде отправить их в личный кабинет врача. В мире такой опыт есть, но он пока еще не систематизирован и не проанализирован.

СТОИМОСТЬ ОДНОГО «ЧЕМОДАНЧИКА» — 250 - 300 ТЫС. РУБЛЕЙ

— А такие носимые устройства уже есть?

— Да, они есть, и мы их уже используем в Высокогорском районе.

— Сколько стоит этот «чемоданчик»?

— 250 - 300 тысяч рублей. Техника пока импортная, хотя некоторые образцы есть и отечественных производителей. Сейчас мы реализуем пилотный проект, цель которого — заменить врача со стетоскопом на фельдшера с носимыми устройствами.

— Сколько же всего потребуется средств, если каждому фельдшеру — «чемоданчик» за 300 тысяч рублей?

— Не каждому фельдшеру. Эта работа должна быть организована на базе отделения неотложной помощи. И, безусловно, для эффективной работы они должны ездить на автомобиле. Конечно, надо четко определить категории больных, для которых можно заменить врача на фельдшера.

— На какой стадии этот пилотный проект и чем он должен завершиться?

— С помощью этого «чемоданчика» за 1,5 месяца обслужено более 200 пациентов Высокогорского района. Безусловно, сделана аналитика и определенные выводы. Считаем, что «пилот» успешный, такой опыт работы востребован: люди не ездили на консультацию в ЦРБ, а прошли исследования на базе ФАПа. Дальше мы сделаем проект на базе одной из наших поликлиник и вооружим фельдшеров носимыми устройствами. То есть «пилот» распространится в большем масштабе.

— Чем вы «померили» успешность проекта?

— Тем количеством людей, которым требовались исследования. И мы, получив цифру в 200 человек, сделали вывод, что определенной категории населения требовалось обследование в ЦРБ, но мы исключили этот поток с помощью носимых приборов. И еще надо учесть количество сэкономленного времени врачей.

Я сторонник того, что надо пробовать различные новшества для решения имеющихся проблем. Неправильно просто сидеть, ничего не предпринимая. Надо внедрять новое и мониторить ситуацию. Японцы так говорят: если вы сомневаетесь, попробуйте внедрить новое, сделайте выводы и примите окончательное решение. Надо рационально использовать время специалистов и равномерно распределять нагрузку.

ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДКАРТА — С ПЕРВОГО ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА

— Скажите, а когда в полную силу заработает система «электронного здравоохранения», когда можно будет через интернет записаться на прием?

— Возможность записи на прием должна быть реализована по телефону, через интернет и инфоматы.

— Должна быть такая возможность или она уже есть?

— Пока еще не все подключены к единой системе. В настоящее время реализуется стандартная для всех информационная система. В ряде регионов, в том числе в Казани, сегодня пока функционирует иная система, и стоит вопрос по ее интеграции или замене.

— Откуда появилась «иная» система?

— Сегодня все детские поликлиники Казани работают в единой системе «Вита-карта». Для пяти тысяч семей созданы индивидуальные кабинеты, и они пользуются электронной записью на прием. Информатизация в России (и Татарстан здесь не исключение) развивалась с использованием разных информационных платформ. А сегодня должна быть единая медицинская информационная система, которая в последствии выйдет на электронную историю болезни и электронную медицинскую карту.

Сейчас для этого проводится работа по стандартизации всех форм медицинской документации. Уже прошли обучение 600 тьютеров и более пяти тысяч врачей из разных медучреждений для работы в медицинской информационной системе. И сегодня вся эта система по пяти основным специалистам (врач общей практики, участковый терапевт, стоматолог, педиатр, акушер-гинеколог) начинает функционировать. При интеграции двух систем некоторое время могут быть технические проблемы, но мы постараемся это реализовать в достаточно короткое время. И все жители республики будут иметь возможность электронной записи на прием к врачу.

— А когда начнет действовать электронная медицинская карта?

— Думаю, в первом полугодии будущего года. В МКДЦ и в медсанчасти Альметьевска она уже реализована. Постепенно все медицинские центры и иные медучреждения будут выходить на реализацию этого проекта.

— Вы считаете, что за год это реально воплотить?

— Конечно.

— А как вы относитесь к идее электронного больничного листа?

— Отношусь положительно. По данному вопросу мы сейчас работаем в пилотном проекте федерального фонда социального страхования. В Казани была проведена конференция для всех регионов — участников «пилота», и сегодня ведется активная работа совместно с ФСС и министерством информатизации и связи РФ. Вообще электронный больничный лист — это одна из составляющих безбумажной больницы. Такой проект мы сейчас тоже реализуем в детской сети медучреждений.

Мы ведь работаем в рамках действующего федерального законодательства, поэтому сегодня говорим о дублировании документации — на электронном и бумажном носителях. Для полного перехода на безбумажную работу, во-первых, это, скорее всего, будет сделано поэтапно; во-вторых, все будет сопровождаться законодательными инициативами. По инициативе замминистра здравоохранения РФ Айрата Закиевича Фаррахова в рабочей группе при правительстве России создана подгруппа по информатизации здравоохранения. Думаю, в рамках работы этой подгруппы будут аккумулироваться все предложения, и соответствующие законотворческие инициативы будут реализованы.

IMG_1554.jpg

«В РЕСПУБЛИКЕ РАБОТАЮТ 1790 ФАПОВ»

По ТV показывали, как в районах РТ открывают медпункты (не знаю точно, как они называются). А врачи для них есть? Такое впечатление, что многие из них стоят пустые. Вы владеете ситуацией? (Уразаев)

— За последние два года построено 190 новых ФАПов (фельдшерско-акушерский пунктред.), в т.ч. 152 модульных, на следующий год запланировано построить еще 75. Всего в республике работают 1790 ФАПов, и все они функционируют, все ставки в них заняты. Причем фельдшеров пенсионного возраста всего 8 процентов. На базе ФАПов проводятся выездные осмотры узкими специалистами. Сегодня это очень хороший инструмент для организации на селе работы более высокого уровня.

А всего за два последних года отремонтировано 65 врачебных амбулаторий, 8 участковых больниц и более 700 ФАПов. В будущем году еще 395 объектов здравоохранения, в том числе на селе, планируется отремонтировать и привести в достойное состояние их материально-техническую базу. За два года отремонтировано 11 поликлиник, завершили строительство долгожданной детской поликлиники в Азино.

Это совершенно новый проект даже в масштабах России! Это поликлиника №3 ДРКБ, она работает на 27 тысяч детей, а как консультативный центр — почти на 80 тысяч населения трех районов Казани. Именно в этой поликлинике будут работать различные центры — гастроэнтерологический, кардиологический, травматологический, ортопедический и центр социального сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Там будет работать фтизиатр и психиатр.

Мы постарались сделать максимально комфортный центр, чтобы реализовать один из основных принципов управления болезнью — оказание консультативной и медицинской помощи в одном месте. Там есть кафе, система электронной очереди и регистратора. Сегодня все это работает на изменение облика поликлиники. Это тоже инновационный подход к работе.

— И управление там выстроено по-новому?

— Конечно! Если мы не меняем управление, то не меняем нашу эффективность и результативность.

Для чего создается видимость, что больницы обеспечены всеми лекарствами и оборудованием? Врачам запрещено просить лекарства у родственников, а в больницах их нет. Зачем лицемерить, ведь речь идет о жизни людей?! Лично столкнулись с этим ужасом. (Бикматов Ринат)

— Во-первых, все средства на лекарственное обеспечение заложены в программе госгарантий. Во-вторых, есть список лекарственных и жизненно важных средств, который утверждается нормативным документом минздрава РФ. Если требуется лекарство или препарат вне этого списка, то решение должно оформляться врачебной комиссией. И здесь два варианта: либо медучреждение само приобретает этот препарат, если позволяют средства, либо ставят задачу перед родственниками. Но в любом случае медперсонал должен сначала отработать по препаратам-заменителям.

Как правило, всегда есть заменители, которые можно применить бесплатно и в рамках госгарантий. Сегодня все лекарственные препараты закупаются по международным непатентованным наименованиям, а не по торговым маркам. Это закон, который действует на территории всей России. А в данном вопросе, скорее всего, речь идет о каком-то конкретном торговом наименовании, который рекомендовали найти самим.

СКОРО ПОТРЕБУЮТСЯ СРЕДСТВА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕДТЕХНИКИ

После завершения программы «Модернизация здравоохранения РТ» все учреждения столкнулись с такой проблемой: техники закуплено много, после окончания гарантийного периода необходимо ставить технику на постгарантийное обслуживание, но финансирование осталось на прежнем уровне, которого не хватает на оборудование, поставленного не по программе. Что с этим делать? Когда медучреждения смогут сами выбирать, кто будет обслуживать их технику? (Аминов Айрат)

— Правильный вопрос! Действительно, технологичность наших учреждений растет, и, конечно, должны быть предусмотрены средства на их постгарантийное обслуживание. К сожалению, не всегда объем средств адекватен потребностям. Но задача, чтобы все оборудование функционировало, решается. В прошлом году порядка 20 миллионов рублей было направлено за счет сводной сметы министерства здравоохранения РТ на ремонт техники, чтобы исключить его простой. У нас работает 15 сосудистых центров, и в каждом из них — компьютерный томограф, и диагностика начинается именно с него. И мы в прошлом году за счет этих средств оперативно заменяли трубки, которые выходили из строя.

Большая часть техники, закупленной по программе модернизации, пока еще находится в гарантийном обслуживании. И по мере того, как гарантийный срок будет заканчиваться, мы будем готовить программы по увеличению финансирования высокотехнологичных центров. Пока нам удалось защитить увеличение финансирования по горбольнице №7, потому что необходимо обеспечить бесперебойную круглосуточную работу всего оборудования, обслуживающего экстренных больных.

— Кто обслуживает технику? Проводится конкурс?

— Обслуживают специализированные организации, выбранные по конкурсу.

— А критерий их отбора — чем дешевле?

— В условиях ФЗ-94 цена — очень важный критерий, но в условиях контрактной системы будут иметь значение много факторов: и наличие ресурсов, и квалификационные требования, и наличие сервисной базы.

— Кто объявляет конкурс и выбирает компанию для обслуживания — минздрав или медучреждение?

— Конкурс проводится, исходя из источника финансирования услуги: если получателем средств является медучреждение, то оно является заказчиком и проводит конкурс. Министерство здравоохранения лишь координирует, чтобы снизить затраты, например, консолидировав потребности по расходным материалам. Мы консолидируем наши объемы, чтобы снизить цену предложений и чтобы не увеличивать затраты на диагностику и лечение.

О ПЛАТНОМ И БЕСПЛАТНОМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РТ

— Адель Юнусович, по вопросам платного и бесплатного медобслуживания пришло несколько вопросов. Например, такой: «В нашей Верхнеуслонской ЦРБ не делают анализы на гормоны щитовидной железы, предлагают сдать их на платной основе. Почему не направляют сдавать анализы бесплатно, например, в РКБ?» (Диана)

— По положению минздрава, если отсутствует какая-либо медицинская услуга, должны быть даны разъяснения, где эти услуги могут быть получены бесплатно. И тогда гражданин сам решает: либо он едет в РКБ, неся на дорогу определенные затраты, либо получает услугу на месте, но на платной основе. То есть, предлагая платную услугу, мы обязаны проинформировать, где ее можно получить бесплатно.

— Прошу вас конкретизировать, что относится к бесплатным услугам? (Олег)

— Первичная медико-санитарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная, скорая помощь, специализированная помощь, в том числе высокотехнологичная. Это то, что сегодня жителям республики оказывается бесплатно.

Мы очень много говорим о платных медицинских услугах, но у нас 25 тысяч человек получают высокотехнологичную медицинскую помощь бесплатно. Это методы лечения, которые стоят 70 - 100 - 200 - 300 - 400 тысяч рублей и более. Такая помощь оказывается в 15-ти медицинских центрах РТ и в федеральных медучреждениях.

— Но там, наверное, есть лист ожидания?

— Лист ожидания есть. Самый большой лист ожидания сегодня на экстракорпоральные методы оплодотворения — до 30-ти месяцев. Большая очередь также в ольфтамологии и на эндопротезирование.

— Собираетесь ли решать вопросы с мздоимством в роддомах? Ведь ни для кого не секрет, чтобы сейчас родить здорового ребенка и получить хороший уход требуется благодарить «врачей»!!! (Ренат)

— Не должно быть никакого вынуждения на платные медицинские услуги. Должны быть четко приписаны дополнительные сервисные услуги, которые оказываются в соответствии с заключенным договором. И при этом каждая сторона несет определенную ответственность. Если сегодня есть спрос на дополнительные сервисные услуги — на отдельную палату, индивидуальный пост, курирование сотрудником кафедры и т.д., и чтобы исключить нелегитимное взимание средств, такая услуга должна оказываться официально в соответствии с договором. И с этой услуги должны выплачиваться все налоги.

Но данные услуги предоставляются и бесплатно, и их уровень должен быть не ниже, чем за деньги по договору. Только добровольное начало! Если есть факты вынуждения, об этом нужно написать, и это будет предметом строгого разбирательства с руководством медучреждения.

— Наверное, перечень и прейскурант дополнительных услуг должен быть вывешен на общее обозрение?

— Конечно, вся эта информация есть на сайте каждого медучреждения в разделе «Платная медицинская помощь». Вся внебюджетная деятельность медучреждений согласована с минздравом. И мы работаем над тем, чтобы и сервисные услуги были выше в тех медицинских учреждениях, где оказывается помощь на уровне ведущих европейских клиник. Я уверен в профессионализме наших специалистов, потому что сам был пациентом и всегда им доверялся.

Безусловно, доктору надо верить. И наша задача — сделать пребывание в больнице или поликлинике максимально комфортным, чтобы наш персонал был профессионален, учтив и благожелателен. Медицинская помощь — это услуга, и она всеми должна быть оказана на высоком уровне, начиная с гардероба и уборщицы. К сожалению, порой грубое слово санитарки нивелирует всю работу ведущих специалистов...

«СТАВИМ ЗАДАЧУ ПО РАЗВИТИЮ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА»

— Насколько в республике распространено добровольное медицинское страхование?

— Разные предприятия страхуют определенные контингенты своих работников в системе добровольного медицинского страхования. Если говорить об учреждениях, которые работают по ДМС и в системе ОМС, я могу назвать учреждения страхового общества «Спасение», медсанчасть "Татнефти". В этой системе начинают работать и наши ведущие клиники: БСМП Челнов, частично МКДЦ.

Безусловно, все наши высокотехнологичные центры заинтересованы в работе по ДМС.

Большое количество медицинских услуг, которые сегодня получают наши граждане за рубежом, могут быть оказаны в высокотехнологичных центрах республики. Этот ресурс, конечно, должен быть максимально использован. Если есть спрос, то должно быть и адекватное предложение — по квалификации и качеству услуги, по комфортности. Мы ставим перед собой задачу по развитию медицинского туризма, поскольку возможности наших клиник не уступают европейским. И оказывая помощь по системе ОМС жителям других регионов, можно привлечь в республику дополнительные средства.

— Почему врачам муниципальных больниц разрешают работать в платных клиниках? В итоге участковые врачи в ЦРБ г. Зеленодольска лечить не хотят, а предлагают придти к ним же, но в платную клинику. (Саша)

— Действующее трудовое законодательство не запрещает совместительство в нерабочее время. В данном конкретном случае надо написать соответствующее заявление руководителю учреждения для принятия мер. Конечно, такого быть не должно.

Министерство здравоохранения работает над тем, чтобы высокотехнологичные диагностические услуги были доступными. Наряду с увеличением количества техники, мы увеличиваем количество методов исследования, направляя туда дополнительные средства. Например, только в этом году было выделено квот более чем на 180 тысяч исследований МРТ и КТ. Это рост почти на треть!

Сейчас кругом можно видеть рекламу: «Делаем МРТ». Но в госучреждениях диагностические центры работают в связке со специалистами клиники. Сегодня магнитно-резонансная томография — высший уровень диагностики, по результатам которого ставится окончательный диагноз и принимается тактика лечения. Поэтому такие устройства должны работать в многопрофильных центрах.

«ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО УЛУЧШИЛОСЬ»

— О льготном отпуске лекарств поступило два вопроса: «Почему в Набережных Челнах федеральные льготники получают лекарства в аптеке 10 комплекса самого низкого качества, только в конце месяца и не в полном объеме? За октябрь нет даже «Симвастина» (Владимир); «Не могу получить региональное бесплатное лекарство от астмы». (Римма, Елабуга)

— У нас не так много рецептов, которые находятся на гарантийном обеспечении. И в целом ситуация по лекарственному обеспечению значительно улучшилась за последние годы — раньше жалоб было значительно больше.

Что касается отдельных лекарственных препаратов, то, как я уже сказал, лекарства закупаются в соответствии с непатентованными наименованиями. Речь, как правило, идет о централизованной закупке и поставке во все учреждения, где организован льготный отпуск лекарств. Логистика доставки и хранения лекарства сегодня отработана очень хорошо. В том числе и на селе, когда фельдшеры по заявке получают лекарства в аптечном пункте ЦРБ и отпускают их на базе ФАПа.

У меня нет информации о каких-то перебоях по аптечной сети ГУП «Таттехмедфарм». Возможно, речь идет о праздничных днях, и, думаю, в ближайшие дни эти лекарства будут получены.

— Через нашу газету к вам обращается предприниматель Виктор Мелешкин из Набережных Челнов. Он уже много лет занимается заготовкой лечебных трав и реализует их в медучреждениях, откуда его постепенно «выдавливают». Вы знакомы с этой проблемой?

— Все сборы трав проходят через определенную сертификацию с позиции их допуска к применению в практике, все травы, поступающие в аптечную сеть, проходят контроль. Я думаю, вопрос только в этом. Другой вопрос, как ему получить все разрешительные документы на эти сборы и каков этот путь? Думаю, путь непростой, потому что он связан с прохождением очень многих барьеров.

Конечно, реализация сборов в государственном медицинском учреждении требует соблюдения формальной стороны вопроса. Ведь если учреждение разрешает реализацию на своей территории, оно тем самым берет на себя ответственность за исход от применения.

А вообще я приглашу этого товарища к себе на прием и посмотрю, что можно сделать.

«ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ И В 93 ГОДА»

Когда со стационаров РТ снимут неофициальное распоряжение об отказе диагностики и лечения граждан пенсионного возраста? На ваш ответ, что минздрав подобные распоряжения не спускает, с грустью улыбнусь и пожелаю вашим родителям долгие лета. (Постоянный читатель БО)

— За пожелание спасибо... Возможно, речь идет о городских больницах, но во время посещения высокотехнологичных центров я вижу, что много пациентов с большим возрастом. Если нет противопоказаний, мы оперируем и в 80 с лишним лет. Самые пожилые пациенты, которым была оказана высокотехнологичная помощь, это 90 и 93 года.

Поэтому я не могу согласиться с утверждением вашего постоянного читателя. Мы не ограничиваем возраст, мы работаем над тем, чтобы всем пациентам, кому по состоянию здоровья показана стационарная помощь, она была оказана в полном объеме. Вне зависимости от возраста, потому что мы, оказывая помощь, продлеваем жизнь.

— Может быть, это инициатива самих больниц? Чтобы не портить себе статистику...

— Надо работать над тем, чтобы люди жили долго. И если он заболевает, то мы должны сделать все для его выздоровления, либо для облегчения состояния, если речь идет о неизлечимых заболеваниях. Мы должны использовать любой шанс для его спасения.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РТ — 72 ГОДА. ЭТО ВЫШЕ, ЧЕМ ПО РФ

— Сложилось такое впечатление, что у предыдущего министра здравоохранения РТ главным проектом было техническое перевооружение медучреждений и строительство крупных объектов. А вы на что больше ориентируетесь в своей работе?

— Все, что уже сделано, привело к хорошим результатам: в Татарстане средняя продолжительность жизни выше, чем по Российской Федерации — более 72 лет. За последние пять лет этот показатель вырос с 69 лет.

Изменилась система оказания помощи больным с инсультом, инфарктом, травмами, онкозаболеваниями. И хоть небольшое, но все-таки мы имеем снижение показателя смертности за 9 месяцев текущего года на три процента по онкобольным. Уверяю вас, это результат, к которому причастны все, причастна инфраструктура медучреждений.

В чем я вижу свою миссию на посту министра? Действительно, приоритет был в сторону высокотехнологичной медицинской помощи, хотя мы, конечно, занимались не только этим. Мы начали заниматься первичным звеном здравоохранения. И я все-таки вижу, что у нас есть резервы для изменения ситуации в первичном звене — в повышении эффективности диагностики, доступности медицинской помощи.

И акцент будет сделан именно на первичное звено, на профилактику заболеваний и, конечно, на пропаганду здорового образа жизни. Это резерв, который есть в каждом из нас. Нам надо меняться — ходить в спортзал, правильно питаться, отказаться от курения и спиртных напитков. И врачи должны уделять больше внимания именно этим аспектам, потому что являются носителями знаний: они могут сказать, на что повлияют гиподинамия, неправильное питание и вредные привычки.

У нас есть центры здоровья, где людям рассказывают о здоровом образе жизни. В этом году 70 тысяч человек прошли через эти центры, из них только 24 тысячи — абсолютно здоровые. Если есть функциональные отклонения, что дальше? Я-то знаю, что дальше. Но и вы должны знать! Вы должны знать, что надо изменить в своем образе жизни и питании. Наша задача — донести до вас информацию. Безусловно, персонал надо учить этому. От советского понятия «санитарно-просветительская работа» сегодня надо переходить к понятию «социальный маркетинг», то есть подача информации так, чтобы она «зацепила» каждого.

В МЕДУЧРЕЖДЕНИЯХ ВСЕМ ДОЛЖНО БЫТЬ КОМФОРТНО

— Что мешает написанию в медицинских учреждениях информации о болезнях и их профилактике на татарском языке? (Ильдар)

— Правильный вопрос! Есть закон РТ о двух государственных языках, поэтому вся официальная информация должна быть на двух языках. Если есть учреждения, где этого не сделано, пусть конкретно укажут, и мы исправим положение.

Есть много информации, которую можно было бы разместить в медучреждениях — стен не хватит. В одной из частных клиник я видел другую картину: стоят три компьютера с выходом в интернет, где представлена вся информация об учреждении — профилактическая, порядок посещения больных родственниками и т.п. Это тоже клиентоориентированность. Этот вопрос сегодня находится на повестке дня, и он будет решен. Более того, создается call-центр на базе РКБ, телефон которого должен работать круглосуточно.

Все медучреждения должны быть более доступными. Например, когда мы проводили модернизацию, в каждом блоке были предусмотрены специальные комнаты для родственников, ухаживающих за больными. Здесь можно отдохнуть, приготовить себе пищу. Ухаживающему персоналу тоже должно быть комфортно в наших больницах.

«ХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕ КОНСТРУКТИВНЫХ КОММЕНТАРИЕВ»

— Удается ли поддерживать баланс между работой и семьей? И как справляетесь с ватагой из четырех сыновей? (Айдар)

— В этом плане виноват — баланс поддерживать не удается... Те редкие минуты, которые удается быть с семьей, мною очень ценятся, воспринимаются как большое благо. Моя супруга детям уделяет много внимания, старается, чтобы они занимались и спортом, и музыкой. Один наш сын с 6 лет играет на саксофоне, и уже имеет опыт публичных выступлений, по выходным вел концерты в филармонии. А летом сыновьями занимается мой папа, у которого золотые руки и жесткая дисциплина... Я буду стараться как-то находить этот баланс, хотя сейчас, честно признаюсь, пока не удается.

— А время для чтения «БИЗНЕС Online» есть?

— Всегда! Это либо рано утром, либо поздно вечером, но для того, чтобы владеть оперативной информацией, стараюсь читать ежедневно.

— Какие будут нам пожелания?

— Может быть, отслеживать комментарии читателей — те, которые появляются из раза в раз, но ничего нового и интересного не несут. Любые комментарии — это обратная связь, и хотелось бы больше видеть конструктивных комментариев с позиции оценки процесса, его эффективности, качества. Мы к этому очень внимательно будем относиться.

Есть еще одно пожелание: если я даю комментарий по какому-либо сложному поводу, приводить его полностью, в том числе аналитику и статистику по зарубежным странам. Работа врача связана с потенциальной возможностью совершения ошибки, но ведь никто их не совершает преднамеренно. Эти ошибки совершаются и в Германии, и в Израиле, в США. И по этому поводу существует определенная статистика. Вопрос в том, как мы реагируем на это, какие меры принимаются для того, чтобы ошибок не было впредь.

Вот в этом плане мы с вами — по одну сторону баррикады. А вообще «БИЗНЕС Online» — очень интересное издание, все новости появляются оперативно.

— Адель Юнусович, большое спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам на новом поприще!


Читайте также:

Адель Вафин: «Сегодня самый сложный вопрос – дефицит кадров в первичном звене». Часть 1-я