«ДЕТИ БУДУТ ПРИЕЗЖАТЬ НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ В МОСКВУ НА НОВЫЙ ГОД, И ЧТО ИМ РОДИТЕЛИ БУДУТ ПОКАЗЫВАТЬ? ЧЕМОДАН»

Сегодня администрация столичного ГУМа, в рамках празднования 120-летнего юбилея которого на Красной площади был установлен скандальный «сундук» Louis Vuitton, пообещала предпринять все усилия для скорейшего демонтажа конструкции. Арт-объект, построенный на главной площади России в середине ноября, имеет 9 м в высоту и 30 в длину. В нем 2 декабря планировалось открытие выставки «Душа странствий» об эволюции сундуков Louis Vuitton. Экспозиция должна была включать в себя 25 уникальных дорожных чемоданов, принадлежащих ранее знаменитостям, и 12 созданных современными художниками видеоинсталляций. Деньги, вырученные от продажи билетов в «сундук», предполагалось направить в пользу благотворительного фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой.

Однако павильон в форме дорожного саквояжа князя Владимира Орлова с лентами в расцветке российского флага на таком сакральном месте, как Красная площадь, вызвал большой общественный резонанс. С призывом его немедленного демонтажа к московским и федеральным властям обратились многие общественные деятели, политики. Ряд депутатов Госдумы направили генпрокурору РФ Юрию Чайке, директору федеральной службы охраны РФ Евгению Мурову и председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву депутатские запросы с требованием разъяснить, «на каком правовом основании» павильон в виде сундука модного дома Louis Vuitton был размещен «на территории объекта историко-культурного значения «Красная площадь». «Строительство павильона с администрацией президента РФ не согласовывалось», — пояснил источник РБК в Кремле. Ранее от своей причастности к появлению на Красной площади получившего скандальную известность павильона открестились управление делами президента РФ, мэрия Москвы, федеральная служба охраны и министерство культуры.

Интересно, что инициатором проверки юридического обоснования установки «сундука» на Красной площади стал депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин, который обратился в управление ФАС по Москве. «Не только я недоволен этим чемоданом. Можете сходить на Красную площадь и убедиться, что он перегородил все виды, перекрыл весь архитектурный облик Красной площади, не видно ни Спасской башни, ни собора Василия Блаженного, — рассказал Сидякин газете «БИЗНЕС Online». — Скоро начинаются новогодние праздники, дети будут приезжать в Москву, родители будут приводить их на Красную площадь. Что они им будут показывать? Чемодан. Если он будет стоять до середины января — но надеюсь, что не будет — во время новогодних праздников, когда москвичи выходят на улицу, проводят время, то чемодан ни к селу, ни к городу. Мне кажется, это не то место. На Красной площади не надо такие конструкции устанавливать».

По словам депутата, как появился «сундук» на Красной площади, он не знает. «Моя задача — поднять вопрос, отреагировать. А как появился, разберутся», — отметил он.

Интересно, что существует и коспирологическая версия появления «сундука» на таком знаковом месте и причин недовольства им. Так, согласно ряду экспертов и сайтов, «сундук» на Красной площади перед резиденцией — это некий «масонский знак», мол, до свиданья элита в целом и Владимир Владимирович в частности. Собирайте, мол, чемоданы...

«О ЖАЖДЕ НАЖИВЫ ЗДЕСЬ РЕЧЬ НЕ ИДЕТ»

Выставка должна была проработать до 19 января 2014 года. «Это полностью благотворительная акция для детей с ограниченной двигательной системой, здесь не идет речь о жажде наживы», — заявил на вчерашнем заседании комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи Общественной палаты Москвы председатель комитета по стратегическому развития ГУМа Михаил Куснирович.

Основатель и президент благотворительного фонда «Обнаженные сердца», топ-модель Наталья Водянова прокомментировала события вокруг совместного с Louis Vuitton проекта в своем аккаунте в Facebook. «Читаю блоги и новости и хочу обратить внимание на то, что компания LV помогает нам в нашей работе уже очень много лет. В 2009 году благодаря пожертвованию LV фонду удалось построить три игровых площадки в Екатеринбурге: в двух детских домах и интернате для детей с умственной отсталостью на улице Ляпустина. В 2012-м LV вернулись в интернат и помогли построить для ребят теплицу, также в 2012 году они помогли нам с проектом игровой реабилитации детей, пострадавших в Крымске, а в этом году подарили микроавтобус интернату, с которым мы давно работаем», — рассказала она.

— Ситуация вокруг павильона Louis Vuitton обсуждается в новостях и блогах достаточно. Добавлю, что если выставка не состоится, то не только мы с вами окажемся лишены увлекательного путешествия в историю и красоту, но также не будут привлечены благотворительные средства от продажи билетов, которые компания Louis Vuitton, задумывая этот проект, изначально предлагала перечислить в фонд помощи российским детям «Обнаженные сердца», — пишет модель на своей странице в соцсети, добавляя, что в фонде надеются, что выставку не отменят, а лишь перенесут в другое место.

Напомним, фонд Натальи Водяновой в 2011 году на паритетной основе с мэрией Казани профинансировал строительство детского парка в Дербышках.

«ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭТА АКЦИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ПРИВЛЕЧЕТ. ТАКОЙ ЧЕМОДАН ПОСТАВИЛИ!»

Маркетинговый эффект для оказавшейся в центре грандиозного скандала марки Louis Vuitton оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Ирина Волынец — генеральный директор рекламной группы PResident:

— Я как раз сейчас нахожусь в Москве, вчера была на Красной площади. Этот чемодан я видела не на картинке, а воочию. Первая реакция — шок. Кстати, это не первая скандальная акция, ранее в рекламе этого бренда снимался Михаил Горбачев. Это нельзя назвать акцией, я считаю, что выходка — это пощечина не только Москве, но и России. Это огромное, бездарное сооружение перегораживает всю Красную площадь. А Красная площадь — это не только российский символ, но и объект, который находится под охраной ЮНЕСКО. Поэтому это противоречит не только этическим, моральным нормам, но и международному законодательству.

Конечно, этот чемодан привлечет внимание. Я как рекламщик знаю, что акция может быть продающей, которая стимулирует продажи линии с помощью скидок или еще чего-то, также реклама может быть имиджевой, которая не приведет к сегодняшнему всплеску продаж, но повлечет за собой укрепление бренда, узнаваемость бренда населением. Для бренда это большое благо, это нереальная раскрутка. Этот бренд сегодня относится к номинации не lux, а luxury, то есть очень дорогие товары. Возможно, владельцами бренда запланировано введение каких-то новых линеек более демократичной продукции. У многих брендов есть экстрадорогие линии и линии попроще. Например, у Armani есть Giorgio Armani, и есть Emporio Armani. Возможно, планируется изменение концепции бренда полностью, то есть ориентация на более скромные слои населения. Общеизвестный факт, что бренды в сегменте lux переживают кризис.

Я думаю, что лучше, чем такой, пусть уродливый, огромный павильон, привлечь внимание ничего не сможет. Потому что Красная площадь — это всегда столпотворение в любое время суток не только российской аудитории, но и международной.

Попытаются ли другие торговые марки повторить подобное, будет зависеть от последствий юридического и финансового характера в плане административного наказания. От этого будет зависеть дальнейшая политика. По сути, чемодан Louis Vuitton — это незаконно установленная рекламная конструкция. По российскому законодательству штраф за такое нарушение составляет от 500 тысяч рублей до 1 миллиона. Я думаю, что для Louis Vuitton это не проблема, даже, возможно, они рассматривали эти выплаты как часть своего рекламного бюджета на эту акцию. Мне кажется, что реакция властей должна быть достаточно жесткой, чтобы впредь исключить такие акции. Потому что такое смогут устроить и на Баумана в Казани, и вообще в любом городе. Это наносит ущерб репутации государства, тем более что марка не российская.

Андрей Абиняков — директор РА «Грани»:

— Я не понимаю смысла этой акции, почему она должна размещаться на Красной площади? Потребителей эта акция, безусловно, привлечет. Такой чемодан поставили! Поставили бы его на Сухоревской площади или на любой другой площади, она сработала бы не хуже. Единственный вопрос: чтобы попасть на Красную площадь, сколько нужно «бабок» отстегнуть и кому? Сколько денег было заплачено и сколько было своровано в связи с этой акцией, я не знаю. Сказать, что это за акция, я не могу. Сказать, что там была какая-то крутая коррупционная схема? Могу сказать, что так оно все и было.

Владимир Марченко — кандидат философских наук:

- Сам по себе факт появления этого сундука на Красной площади, безусловно, очень странный. Особенно учитывая, что об этом вроде бы никто не знал, это было неожиданностью даже для Кремля. Официально этот сундук каким-то образом связан с графом Владимиром Орловым, о чем и говорят буквы на нем PWO — Prince Wladimir Orloff. Для чего он сундук заказывал, кому и когда — об этом не говорят.

С точки зрения символики этого странного сооружения есть, по крайней мере, три версии. Первая — фрейдистская трактовка. Здесь все понятно. Сундук — это символ материнского лона. Но зачем фирме такой символ, понять невозможно. Вторая — сундук может быть символом богатства, например, каких-то природных ископаемых и так далее. На гербе города Бодайбо (Иркутская область) изображен сундук, на котором сидит рысь, как символ охраны. И, наконец, третья трактовка. В древнем Риме и у древних иудеев сундук — это символ тайны. Стало быть, он мог применяться в каких-то мистериях, тайных церемониях. В сундуке хранится что-то, к чему имеют доступ только посвященные.

Что все это означает, понять невозможно. Может быть, это всего лишь намек на подарки Деда Мороза. Но есть люди, которые увидели в этом целое «масонское послание» россиянской элите, мол, «Чемодан. Вокзал. Домой» (так раньше писали Горбачеву на поездах, идущих из Москвы на Ставрополье). Однако в масонской символике, по крайней мере, доступной для непосвященных, сундуков нет.

Но масштаб сундука впечатляет. В особенности установка его на сакральном месте — Красной площади. Так что конспирологические версии напрашиваются. Тем более что в смутные времена подозрительность и мистичность всегда усиливаются. Однако всегда надо помнить слова старика Фрейда, который говорил, что иногда курить сигару — это значит просто курить сигару.