51615.jpg

«ВОЗМОЖНОЕ ОБРУШЕНИЕ КОЛОКОЛЬНИ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА НАНЕСЕТ ОГРОМНЫЙ УЩЕРБ РЕПУТАЦИИ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ...»

На новый уровень поднялся скандал вокруг проекта КФУ по строительству лабораторного корпуса у стен церкви Космы и Дамиана. Напомним, что члены общества защиты памятников истории и культуры решили изучить ситуацию и обратиться с письмом на имя президента РТ Рустама Минниханова. Вчера это письмо поступило в СМИ. В нем авторы выражают обеспокоенность ситуацией вокруг историко-архитектурного ансамбля памятников федерального и республиканского значения, в который входят Петропавловский собор с колокольней, дом причта, дом Михляева и церковь Космы и Дамиана.

«Ситуация с сохранностью комплекса усугубилась в связи с близко пролегающим маршрутом метрополитена, а в последние месяцы из-за строительно-планировочных работ по созданию учебно-лабораторного корпуса КФУ на прилегающей территории, — говорится в открытом письме. — Результаты инженерного обследования, осуществленного ГУП «Татинвестгражданпроект» еще в 2004 году, подтвердили аварийное состояние дома Михляева и церкви Космы и Дамиана. В выводах указывалось на необходимость принятия срочных мер по их комплексной реставрации».

51618.jpg

Члены ВООПиК указывают на отклонения от оси колокольни Петропавловского собора (отклонение в 70 см превращает ее в «падающую башню»), а также на разрушение церкви Космы и Дамиана (домового храма Михляевых 1708 года постройки). «Тем способом, которым сейчас ведутся работы по строительству лабораторного корпуса КФУ (обнажение фундамента церкви Космы и Дамиана, планируемый пристрой к алтарной части церкви трехэтажного здания под видом воссоздания «исторической» застройки советского периода), категорически нельзя обходиться со зданиями, представляющими столь высокую ценность, — утверждают авторы обращения. — Возможное обрушение колокольни нанесет огромный ущерб репутации нашей республики».

В заключение они призывают президента лично вмешаться в ситуацию и распорядиться прекратить строительные работы, которые могут привести к необратимым последствиям. При этом крайне необходимо организовать и профинансировать реставрационные работы церкви Космы и Дамиана. «Реставрация всего комплекса и применение его культовых объектов по прямому назначению будут способствовать укреплению межнационального согласия в Республике Татарстан», — подчеркивается в письме.

Документ подписали участники рабочей группы ТРО ВООПиК историк-краевед Леонид Абрамов, архитектор-реставратор Ирина Аксенова, редактор журнала «Казань» Юрий Балашов, председатель общества русской культуры Казани Михаил Щеглов и доцент КФУ Искандер Ясавеев, историк Алексей Елдашев, председатель общества русской культуры РТ Александр Салагаев, протоиерей отец Олег (Соколов), главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева.

литография-вид-на-петропавловский-собор-1839г.jpg

Напомним, что в ходе экстренно собравшегося в середине ноября совещания в музее Аксенова в комиссию по разработке документа была включена и зампредседателя ТРО ВООПиК Фарида Забирова — одна из трех экспертов, давших положительное заключение на восстановление объекта под лабораторный корпус КФУ. Она отказалась подписывать письмо в таком виде, по ее мнению, проект восстановления существовавшего ранее здания будет способствовать сохранению и фундаментов церкви Космы и Дамиана, и колокольни, и здания геофака КФУ, которое также находится под угрозой.

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОРПУС УКРЕПИТ ЗДАНИЯ ВО ВСЕМ КВАРТАЛЕ

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Забирова еще раз продемонстрировала проект, предложенный «ТатСНРУ». По ее словам, ситуация в этом квартале сейчас очень сложная. За счет восстановления корпуса будет укреплено и здание геофака со стороны улицы Чернышевского (известное популярным некогда «Грот-баром»), и фундамент церкви Космы и Дамиана, и бывшее здание образцовой школы, за которым стоит колокольня.

— Это принцип домино, а восстановленный объект свяжет комплекс воедино, но этого почему-то не хотят услышать, — считает Забирова. — Можно сравнить это с выдернутым зубом: рухнувшее здание, державшее уровень земли, «тянет» за собой все остальные. И пока не вставишь новый зуб на место выпавшего, такого же размера, ни больше и не меньше, соседние будут шататься.

2013-11-26-12-16-00.jpg

Строительство корпуса КФУ видится архитектору как процесс восстановления утраченного здания. Памятником оно не было. Церковь же Космы и Дамиана, согласно архивным данным, потеряла свое назначение почти 200 лет назад и превратилась в жилье. На литографии Турнерелли 1839 года над проездными арками уже нет купола, и к бывшей церкви пристроены хозпостройки. Последовавшие за этим пожары вновь изменили застройку квартала: над хозпостройками (по другим данным — хлебными лавками) появился сначала второй этаж, а в советское время — третий. На месте этой утраченной сейчас постройки, расселенной и рухнувшей уже в наши дни, и планируется восстановление здания под лабораторный корпус КФУ.

— Если мы беспокоимся за памятник, надо передать его более эффективному собственнику в комплексе с домом Михляева — Дряблова, — считает Забирова. — Минкульт вложил средства в строительство кровли над объектом, но ни у кого нет средств восстановить его в качестве церкви. Даже если КФУ укрепит фундамент, это не будет реставрацией памятника. И сейчас, чтобы спасти этот объект культурного наследия XVIII века, нужен более эффективный собственник. И чего бы мы ни говорили, в противном случае она просто обречена. Дорога в ад усеяна благими намерениями.

Поскольку предложенный проект восстановления здания лишь укрепит существующие, эксперты и дали положительное заключение. Причем экспертиза проводилась бесплатно, поскольку в проект включено и укрепление фундаментов церкви Космы и Дамиана, подчеркнула Забирова. Экспертизу, помимо Забировой, проводили также директор центра культурного наследия при минкульте РТ Ильзира Кузьмина и главный архитектор заповедника «Казанский Кремль» Рустем Забиров.

Чтобы погасить конфликт, обществу охраны памятников необходимо вновь собраться и обсудить ситуацию уже с привлечением проектантов и экспертов, считает она. А пока весь сыр-бор из-за противоречивой позиции двух экспертов: Ирины Аксеновой и Забировой, озвученный на экстренном собрании 14 ноября.

Помощник президента РТ Олеся Балтусова, по словам Забировой, также против несогласованной позиции в этом вопросе и поддерживает идею проведения такого собрания.

51617.jpg
Фарида Забирова

ЧТО СПРОВОЦИРОВАЛО СКАНДАЛ?

Почему вообще понадобилось заключение экспертизы? Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал Забиров. По закону, все работы на объектах культурного наследия — а церковь Космы и Дамиана как раз таковым и является — проводятся только после получения экспертного заключения. Историко-культурную экспертизу проводят аттестованные эксперты.

— Мы имеем право проводить экспертизы таких проектов по всей России, и в принципе в Казани не так много экспертов, всего-то, наверное, 5 - 6 человек, — объяснил он. — Все эксперты имеют опыт реставрации и проектирования таких работ.

По мнению Забирова, вспыхнувший скандал, с одной стороны, объясняется невнятной позицией КФУ, который не озаботился перед началом работ в историческом центре показать проект широкой общественности. С другой, само название объекта «церковь Космы и Дамиана» провоцирует возможности для возмущения общественного мнения. И шум о том, что в Татарстане обижают православную конфессию, уже дошел до Москвы.

— Очень важно в данном случае то, что объект утратил значение культового здания примерно 200 лет назад, — отмечает эксперт. — И в принципе, лабораторный корпус, который восстанавливается в прежних объемах, не затрагивает предмет охраны памятника, установленный охранным обязательством.

2013-11-26-12-08-45.jpg

КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ ОЗАБОЧЕНА СОХРАННОСТЬЮ ЦЕРКВИ

Что думают по поводу строительства в Казанской епархии? Как рассказал «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Александр Павлов, пока о согласии на строительство речи не идет.

— Насколько я знаю, существует опасность разрушения, и в связи с этим есть озабоченность со стороны епархии, — объяснил он. — Гарантии, что храм не будет утрачен в результате строительства, КФУ не дает. Как можно говорить в таких условиях о согласии епархии? Если произойдет разрушение памятника, то мы окажемся в сложной ситуации...

Впрочем, в детали Павлов вдаваться не стал, пояснив, что позицию епархии в этом вопросе представляет Петропавловский собор. Староста прихода Андрей Гибнер на совещании в минкульте РТ озвучил все существующие опасения.

Церковь Космы и Дамиана является памятником и числится на балансе министерства культуры, хотя и находится в бессрочной безвозмездной аренде у церкви, пояснил Гибнер. Поэтому сейчас, как бы ни был решен вопрос, все остается в сфере ответственности минкульта.

— Конечно, ничего хорошего в строительстве того, чего не было никогда, я не вижу, — отметил староста в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Ранее замминистра культуры РТ Светлана Персова рассказала «БИЗНЕС Online», что при восстановлении утраченного пристроя будут проведены работы по предотвращению возможных негативных последствий для здания бывшей церкви Космы и Дамиана. В том числе будут усилены фундаменты церкви с восточной стороны — там, где она примыкает к служебному корпусу.

Исторически он примыкал вплотную к восточной стене церкви Космы и Дамиана, то же самое предлагается в проекте, и служил подпорной стенкой, препятствуя сползанию склона в нижнюю часть квартала, отмечает Персова. И если корпус не восстанавливать, за счет перепада рельефа вода будет стекать вниз, доводя дело разрушения до логического конца.

«СМЕШНО СКАЗАТЬ, НО РУКОВОДСТВО КФУ НИ РАЗУ НЕ ВЫСТУПИЛО С ОБЪЯСНЕНИЯМИ...»

Подписанты письма президенту РТ прокомментировали «БИЗНЕС Online» свою мотивацию.

Любовь Агеева — главный редактор журнала «Казань»:

— Когда ко мне обратились с инициативой этого письма, я в первую очередь пошла на это место и сама лично убедилась в состоянии стройки, которая сейчас там ведется. Вы представляете, там такая дыра, и рядом церковь. А если пойдут дожди? Это же все поплывет!

Кроме того, на тот момент у меня была возможность обратиться с этим вопросом к Персовой, которая заверила меня, что меры по сохранению церкви Космы и Димиана буду предприняты. Однако прошло уже около месяца, и на момент подписания мною письма никаких изменений не произошло. А угроза как была, так и осталась.

Смешно осознавать, но руководство КФУ ни разу не выступило с публичным заявлением, заверением, что данная стройка не несет угрозы церкви, что все необходимые меры по сохранению памятника приняты или будут предприняты. У меня возникает такое ощущение, что мы просто выходим в пустыню и кричим там...

Что касается восстановления и реконструкции церкви, то это решать не нам, а специалистам в данной сфере. Потому что одни считают, что восстанавливать нужно, другие — нет. Поэтому пусть пройдет общественная дискуссия, на которой мы выслушаем все за и проти», а потом уже будем принимать решение.

Анатолий Елдашев — историк, председатель клуба любителей казанской старины:

— Я вчера был на том месте, и хотя есть распоряжение об укреплении фундамента, таких работ там до сих пор не ведется.

Все дело в рассогласованности действий КФУ, руководства Петропавловского собора в лице старосты общины собора Андрея Гибнера и митрополита Казанского и Татарского Анастасия. Данная стройка началась без согласия как руководства Петропавловского собора, так и митрополита. А мы имеем не так уж и много построек начала XVIII века, которые сохранились в Казани до наших дней. Кроме того, при раскопках были обнаружены захоронения. Конечно, пока это вопрос, кому они принадлежали, но факт остается фактом.

Тем временем фундамент церкви уже обнажен, под угрозой находится его южная алтарная часть. И дело уже идет не только о сохранении церкви, но и о самом комплексе Михляева в целом. Кроме того, по сведениям казанских историков, там некогда побывал Петр I, о чем свидетельствует доска, сохранившаяся в доме. Я считаю, что если бы республика взяла на себя расходы по реконструкции и восстановлению данного комплекса, то Татарстан приобрел бы новый бренд, место для посещения туристов и паломников. Получается, что это целый исторический квартал, которых в Казани сохранилось не так уж много. Да, это затратно, но я считаю, что это того стоит.

Единственный разговор со стороны КФУ был об укреплении фундамента церкви. Но это нужно было сделать давным-давно. Ведь единственное, за счет чего держится бывшее здание церкви, это за счет совести тех строителей, которые ее строили в начале XVIII века. Сейчас необходимо вмешаться в этот вопрос компетентным органам, президенту республики.

Искандер Ясавеев — преподаватель института массовых коммуникаций и социологических наук КФУ, доцент:

— На мой взгляд, совершенно ненормальной является ситуация, при которой интересы развития науки противоречат интересам сохранения исторического наследия. Я действительно не понимаю, почему для сохранения церкви Космы и Дамиана к ней следует пристраивать трехэтажный новодел, воссоздавая застройку советского периода?

Очевидно, существуют другие варианты сохранения церкви, и их необходимо искать и обсуждать. Но проблематика письма шире: нас очень тревожит состояние всего комплекса Петропавловского собора, не только церкви Космы и Дамиана, но также дома Михляева и колокольни.

«У НАС ЧТО, ВВОДИТСЯ ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА?»

Советник ректора КФУ, руководитель общественно-информационного центра Юрий Алаев по просьбе «БИЗНЕС Online» прокомментировал письмо общественности. По его словам, упреки в адрес вуза, не согласовавшего заранее начало работ по раскопкам и разработке проекта реконструкции, говорят лишь о том, что авторы обращения просто не доверяют человеческой и научной позиции тех, кто проводил раскопки.

— Это письмо, в общем-то, вызывает чувство разочарования и не более того, — отметил Алаев. — Почему? Во-первых, во всех обращениях и дебатах говорится о строительстве, но это здание не надо строить, оно принадлежало Духовной семинарии. И речь идет о модернизации, реконструкции — в этих терминах я могу понять. Почему говорят о новом строительстве?

2013-11-26-12-42-26.jpg

Второе. Если мы посмотрим исторические снимки — завтра мы будем публиковать их на портале КФУ — это здание точно так же примыкало стеной к Косме и Дамиану. Ничего нового здесь нет.

Третье. Обвиняют КФУ в том, что университет что-то разрушил... Выскажу свою личную точку зрения как журналист. Здание, которого нет на самом деле, это фундамент, его территория находится в ведении прихода Петропавловского собора уже без малого четверть века. И четверть века вот это все разрушалось, размывалось водами, но про эту церковь знать никто не знал, кроме священнослужителей и специалистов. Может быть, я чего-то не знаю, но на моей памяти впечатление такое, что она никому не была нужна. Никто никаких писем протеста никуда не писал. Епархии, приходу, даже министерству культуры громких публичных претензий защитники памятников не предъявляли.

Теперь возникает университет, который расширяет базу института геологии. Прежде чем начать реконструкцию университет обращается в соответствующие инстанции, проводятся археологические раскопки, поднимаются культурные слои. Через три инстанции, в том числе надзорные органы и министерство культуры, проходит этот проект. Но все гневные инвективы идут исключительно в адрес университета. Университет — это варвары, разрушители, надо все остановить... Минуточку! Вы четверть века молчите, а потом предъявляете претензии КФУ, как будто он взял и самовольно все это начал воротить, ни с кем не согласовывая.

Это просто вызывает оторопь и начинает напоминать какую-то спланированную акцию. Я не хочу играть в конспирологию и верить в это, но доводы, которые я могу привести, заставляют об этом задуматься.

Теперь частность. Пишут и говорят на круглых столах: вот, там будет стоять оборудование, которое будет вибрировать и все разнесет. То есть изначально допущение негативное, вводится презумпция виновности Казанского университета. Почему? На круглом столе общественности с участием Фариды Забировой, авторитетнейшего человека, ее тут же обвинили, что она вандал и разрушитель. Но разве это можно назвать цивилизованным обсуждением проблемы? Стоило только услышать аргументы, не совпадающие с сегодняшним умонастроением аудитории, как человек в глазах публики тут же превратился в продажного клеврета империализма. Это просто вызывает оторопь!

А укрепление фундамента церкви Космы и Дамиана? Формально говоря, университет мог бы этого не делать, это не его епархия в прямом и переносном смысле слова. Университет согласился с предложением, но и тут он оказался виноват, что решил пойти навстречу общественности.