НОВОРУССКИЙ СТИЛЬ НА КАЗАНСКОМ АРБАТЕ

Некогда одно из самых модных заведений Казани — ресторан «Мясной удар» уступил свое козырное место на пересечении Университетской и Профсоюзной магазину по продаже шуб и дубленок сети Sagitta. Легенда нулевых, познакомившая казанское чиновничество и бизнес с форматом «стейк-хаус» закрылась в конце мая этого года, и, похоже, навсегда. Для собственников этого заведения — Олега Анохина, Марии Линсцер и Сергея Мамонтова (последние двое, согласно СПАРК, числятся собственниками ООО «Пленум», которое контролирует 99,98% ООО «Ит-Сервис», оператора ресторана) — «Мясной удар» был непрофильным активом. О собственниках известно немного, но участники рынка говорят, что их основная деятельность — управление недвижимостью.

Здание ресторана строила компания «Союзшахтоосушение» директора Рустама Зайнуллина, и свои двери первым посетителям оно открыло в 2003 году. «Меню ресторана состоит в основном из традиционных европейских блюд. Гости смогут отведать самые лучшие блюда Италии, Германии, Греции, Франции и других стран Европы. Своеобразной «фишкой» ресторана «Мясной удар» является богатый выбор лучших сортов мяса, которые готовятся на испанской дровяной печи «Хоспер». Эта печь расположена в центре зала, поэтому гости могут наблюдать за приготовлением мяса», — дается характеристика на проект в одном из интернет-гидов. Высокую планку «удару» удавалось выдерживать довольно долго, но в последние два-три года, когда в городе открылось достаточно много новых заведений, ресторан начал сдавать. Спасти ситуацию пытались привлечением шеф-поваров, но это не помогло. «Место идеальное с точки зрения ресторанного дела. Угловое здание — пересечение людных улиц, все предпосылки создать удачный проект, но он в итоге закрылся», — посетовал один из участников рынка. Усугубила ситуацию и кадровая чехарда.

Долгое время директором заведения был Владимир Павленко, управлявший также рестораном «Рыба» (закрылся на несколько лет раньше «Мясного удара»). В середине 2012 года Павленко покинул должность директора ресторана, а на его место, по словам источников нашего издания, пришел человек из управления «Корстона». Он был сменен еще одним директором в начале 2013 года. Собеседники «БИЗНЕС Online» на рынке общепита Казани говорят, что последний директор заведения «окончательно все развалил», хотя и были попытки реанимировать ресторан за счет приглашения хороших шеф-поваров. Они также считают, что такую площадь инвесторы, скорее, приобретают в качестве актива, поскольку люди не захотят приезжать в центр города за крупными покупками, какими являются меховые изделия. Кроме того, по оценкам экспертов, с которыми согласен, например, гендиректор ООО «Мелита», с начала 2013 года продажи по рынку упали в среднем на 10%. У некоторых торговых точек, по его данным, есть даже двукратное падение спроса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Последним ударом по ресторану стала проверка в середине мая со стороны Россельхознадзора по РТ, которая выявила, что у «Мясного удара» нет ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, которую в ресторане используют для приготовления блюд, сообщило тогда ведомство. При повторной проверке предписание было выполнено в полном объеме. А уже через 10 дней после той злопамятной проверки — 26 мая — ресторан отработал последний день и закрылся.

МЕХ И МЯСО

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», площади бывшего ресторана «Мясной удар», пустовавшие полгода, в конце месяца займет федеральный ритейлер. 29 ноября по адресу улица Университетская, 10 откроется второй салон федеральной сети меховых магазинов Sagitta. Эту информацию нашему изданию подтвердила Ксения Драчева — директор магазина сети на улице Гвардейская. «Будет продаваться одежда из кожи и меха. Не могу сказать, что у нас есть конкуренты. У нас уникальные магазины, это совсем другой уровень», — лаконично ответила она на вопросы нашего издания. Она не смогла уточнить площадь будущего магазина, но игроки говорят, что всего там может быть 1,2 - 1,3 тыс. кв. м вместе с вспомогательными площадями и этажами аренды.

Согласно базе данных СПАРК, руководителем «Ит-Сервис» являлся Альберт Хасанов (директор ООО «Пленум»). Получить комментарий по указанным телефонам на улице Университетской не удалось, номер ООО «Пленум» оказался недействительным. Драчева отказалась сообщить сумму инвестиций в открытие магазина. Игроки рынка утверждают, что в середине года собственники хотели продать трехэтажное здание примерно за 150 млн. рублей. Позднее просили за квадратный метр 85 тыс. рублей. Но цена продажи в итоге оказалась еще меньше. В начале осени на фасаде здания начались отделочные работы.

«В КАЗАНИ НЕ ХВАТАЕТ ПЛОЩАДОК ДЛЯ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕСТОРАНОВ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать причины закрытия популярного некогда ресторана и удачность местоположения его здания для торговли меховыми изделиями.

Нурислам Шарифулин — директор и совладелец ресторанов «Дархан» и «Родео»:

- Ресторан «Мясной удар» был очень успешным и имел все шансы сохранить за собой пальму первенства в сегменте мясных ресторанов. На мой взгляд, большой отток посетителей в заведении был вызван сменой руководства. После смены директора в 2011 году по инерции заведение еще какое-то время работало, как и прежде. Выручка была та же, но возникли предпосылки к быстрому оттоку людей. Когда учредители заметили это, а также негатив со стороны гостей на кухню, было уже поздно, и смена администраторов и поваров не имела результата. Оставалось только продать площади ресторана.

На сегодня в Казани есть два стейк-хауса — наш «Родео» и «Рашпер» сети OFS. Отличительной особенностью «Мясного удара» был удачный локейшн: ресторан находился в центре города и имел свою парковочную систему. Кроме этого, на тот момент, когда он открывался, в Казани не было ни одного мясного ресторана, и потому он задавал тон. Если бы менеджмент не был сменен, сегодня заведение имело бы все шансы достигать тех показателей, которые были раньше.

Сейчас в Казани не хватает площадок для открытия качественных ресторанов. Для нас, как операторов ресторанных сетей, основная проблема — это поиск подходящего помещения. Например, мы ищем помещение в центре города уже второй год за адекватную аренду или стоимость покупки. Мне кажется, что в условиях глобализации рынка меховой салон должен находиться в каком-либо торговом центре. Не считаю удачной идею открытия такого салона в центре города. Все-таки больше это место подходит для заведения общепита.

Константин Иванов — исполнительный директор управляющей компании OFS:

Думаю, что «Мясной удар» закрылся, потому что рестораны были непрофильным бизнесом для учредителя. Концепция стейк-хауса в Казани актуальна, и в «Мясном ударе» все делалось достаточно хорошо, но, наверное, надо было работать на охлажденном мраморном мясе из Америки или Австралии. А они ближе к концу уже перешли на российское мраморное мясо и на обычное мясо. Одна из причин закрытия — бизнес не развивался. Чтобы он не закрылся, надо было открывать новые заведения. Владельцы стояли на одном месте, и не было развития как внутри этого ресторана, так и в открытии новых.

Данная площадка в центре города хорошо подошла бы под ресторан, но очень дорогая. Для ресторанного бизнеса покупка недвижимости по высокой цене сделает ресторан нерентабельным.

«ТО, ЧТО КРУТО В 2000-Е, ОТСТАЛО В 2013-М»

Раис Гумеров — генеральный директор ООО «Мелита»:

— Компания Sagitta присутствует на рынке Казани уже 10 лет, и, вероятно, решение о выборе места для салона в центре города принималось не просто так. На мой взгляд, центр города сейчас не является торговым местом, особенно для дорогих вещей. Все-таки люди ездят на машинах, и им надо куда-то ее ставить. У нас рядом с рестораном «Мясной удар», буквально в 100 метрах, был магазин, но мы его закрыли, потому что покупательский трафик по сравнению с 90-ми годами оттуда ушел. Очень важно, чтобы человек мог спокойно поставить машину, потому что такие покупки — шубы, меха — не совершаются во время прогулок по магазинам.

Если я скажу, что наша компания — лидер на этом рынке сегодня в Казани, то это будет правда, но нескромно. Скажу так — лет 15 назад на этом рынке в Казани кроме нас было еще три-четыре магазина, а сегодня их — по крайней мере 150. Причем в большинстве из них продаются одинаковые группы товаров — это турецкие дубленки, кожа, китайские норковые шубы, которые преподносятся под видом греческих, ну и пятигорские мутоновые шубы. Это ассортимент подавляющего большинства меховых магазинов. Sagitta — серьезный игрок федеральной сети, пусть не такой большой, как «Снежная королева», но все же.

Цена в 85 тысяч рублей за квадратный метр — не такая высокая цена для центра города. Просто центр, к сожалению, теряет свою привлекательность с точки зрения торговли. Вообще, это смелое решение. Только в этом году был открыт «Меховой квартал» с 11 магазинами, введены еще площади. По количеству меховых магазинов, думаю, Казань сейчас на первом месте в России, если не в мире на душу населения. Мы знаем ситуацию по многим городам, и это близко к истине.

Мурат Ахмеров — директор ООО «Девелопп групп»:

— «Мясной удар» — самое пафосное и посещаемое место начала 2000-х. Как раз перед закрытием пришлось там пообедать, но качество кухни оказалось ужасным. Конечно, нас пытались убедить, что это связано со сменой шеф-повара, но впечатления остались такие. Что касается магазина шуб, то это аудитория бизнес- и премиум-класса, для которой важна парковка. В то же время для подобных заведений необходима парковка. Парковка у ГУМа небольшая, есть чуть поодаль на Профсоюзной паркинг, Профсоюзная — все-таки второстепенная улица, неактивная, поэтому под шубный формат, возможно, следовало поискать место поактивнее и, возможно, особняк. 125 тысяч рублей за квадратный метр — это очень высокая цена, это цена стрит-ритейла на очень оживленном месте, на первых этажах. Реальная цена при продаже всего здания — 60 - 70 тысяч рублей за квадратный метр. То есть 60 - 70 миллионов рублей.

Леонид Рахимов — директор гипермаркета «Модный размер»:

— Место это неплохое. «Мясной удар» открылся там примерно в начале нулевых годов. На фоне длительной паузы постсоветских времен это был хороший ресторан капиталистического формата. Ресторан был востребован наряду с рестораном «Тиньков», который, кстати, тоже закрылся.

Вероятно, заведение закрылось по причине изменений вкуса людей. То, что в 2000-е годы было очень круто, в 2013-м кажется очень отсталым. Особенно вкусы людей, живущих в нашей полосе: в Татарстане люди очень образованные, очень быстро наступает привыкание и желание получить что-то новое, качественное. Например, ресторан «Максимилианс», открытый три года назад, это подтверждает. Приход таких заведений, как «Пашмир» и «Максимилианс», изменили отрасль. По количеству посещений эти заведения в лидерах в Казани. Возможно, их обыгрывает только McDonald's, но это другой уровень.

В центре города сложно работать, там зона эвакуации, но рядом есть парковка в ГУМе, и это может оказаться спасительным для мехового салона. Салон Sagitta на Гвардейской проигрывает по расположению, потому что это все-таки старый спальный район. Если им удастся сделать выгодные предложения для покупателей, то все удастся.

85 тысяч рублей за «квадрат» — это как раз та цена, которая соответствует месту и площади. Площади свыше тысячи квадратных метров тяжело продать дороже 90 тысяч рублей.