460.jpg
Искандер Гиниятуллин

СРЕДНЯЯ СУММА ДОЛГА ПО ПРОСРОЧЕННОЙ ПЛАТЕЖКЕ — СВЫШЕ 73 ТЫС. РУБЛЕЙ

Свое выступление на тему долгов за ЖКУ председатель профильного комитета Искандер Гиниятуллин начал с изложения фактов. Долги казанцев за жилищно-коммунальные услуги сроком более 6 месяцев по состоянию на 1 ноября этого года достигли гигантской суммы — 1 млрд. 217 млн. рублей. При этом с начала года сумма задолженности возросла на 169 млн. рублей, то есть на 16%. Из 438 тыс. домохозяйств (по числу лицевых счетов) должниками являются 16,6 тысячи (то есть каждое 26-еприм. авт.). Средняя сумма задолженности по одному лицевому счету составляет более 73 тыс. рублей, при том что есть должники и «покруче», задолжавшие за «коммуналку» и 400, и 500 тыс. рублей.

Как подчеркнул докладчик, сумма долга за ЖКУ физлиц по городу (задолженность юрлиц, в том числе бюджетных организаций, в размере 14 млн. кажется по сравнению с ней просто смешнойприм. авт.) почти равна объему финансирования годовой программы капремонта жилья в столице республики. Напомним, ремонт проведен на сумму 1,33 млрд. рублей. «На эти деньги можно было бы полностью заменить 700 лифтов из имеющихся в Казани 5000 единиц», — отметил Гиниятуллин.

Получается, что теплые батареи, чистый двор и подъезды хотят все, а платить должен Пушкин?..

КТО ЛИШИЛ ДВОРНИКОВ ЗАРПЛАТЫ?

Уровень собираемости платежей, по словам Гиниятуллина, остается стабильным — в среднем по текущему году он составил 97,6%. Однако чем дольше накапливается задолженность, тем сильнее это отражается на качестве предоставляемых услуг, уверен он. Оно и понятно: дворник за «спасибо» работать не станет, «Энергосбыт» тепло поставлять — тоже. Кстати, на сегодняшний день просроченная задолженность управляющих компаний перед «Энергосбытом» составляет 125,5 млн. рублей, перед «Казэнерго» — 92,6 млн. рублей, перед «Теплосбытом» — 306,3 млн. рублей, перед «Водоканалом» — 117,8 млн. рублей, перед ПЖКХ («Чистый город») — 97 млн. рублей, перед ЖЭУ и иными подрядчиками — 134,8 млн. рублей.

Общая сумма долга перед поставщиками подбирается к миллиарду — 874 млн. рублей, привел данные председатель комитета, добавив, что эта сумма меньше суммы долга населения, что косвенно подтверждает факт работы управляющих организаций. Как заметил Гиниятуллин, на оплату услуг поставщиков зачастую направляются доходы, получаемые управляющими организациями от коммерческой деятельности.

Ситуация усугубляется тем, что по решению судов поставщики коммунальных услуг списывают со счетов управляющих компаний все имеющиеся там деньги, в том числе собранные по жилищным услугам. В результате такой «справедливости», например, по услуге «Содержание двора» подрядчиками в этом году получено на 34 млн. рублей меньше средств, чем собрано с населения. «А ведь на эти деньги можно было оплачивать труд не менее 50 дворников дополнительно (одна из самых проблемных вакансий в Казани за последние несколько лет прим. авт.) в течение целых трех лет», — посетовал докладчик. Кстати, объем такого перераспределения за последние три года превысил 100 млн. рублей.

ОТ МАРГИНАЛОВ ДО НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫХ

Кто же главные неплательщики? Гиниятуллин выделил несколько основных категорий: алкоголики и наркоманы, малообеспеченные и недисциплинированные граждане, а также те, кто не платит по «идейным» соображениям. Как правило, претензии этих потребителей на низкое качество той или иной услуги бывают справедливы, и при устранении замечаний счета исправно оплачиваются, уточнил глава комитета ЖКХ. Однако эти жильцы могли бы избежать многих конфликтов со своей управляющей компанией, если бы озвучивали свое недовольство вовремя, подчеркнул он. Дело в том, что, если при обнаружении факта неоказания услуги либо ее предоставления в ненадлежащем качестве это документально зафиксировать, по закону должен быть произведен перерасчет. Пока же большинство «обиженных» неплательщиков этим правом не пользуются, предпочитая дуться на УК без объяснений.

Еще одной причиной неплатежей Гиниятуллин назвал также часто меняющееся законодательство: «За последние пять лет на федеральном уровне было принято пять нормативных актов, каждый раз полностью меняющих правила и порядок начислений за ЖКУ. Объяснить что-либо жителям в этой ситуации становится крайне сложно».

СУММА ДОЛГА ПО СТРАНЕ ЗА ЖКУ — 250 МЛРД. РУБЛЕЙ

Надо сказать, что подобная ситуация с долгами за «коммуналку» характерна не только для Казани. Так, долги екатеринбуржцев за жилищно-коммунальные услуги превысили этой осенью 2,7 млрд. рублей, нижегородцев — 3 млрд., жители Самары задолжали своим жилищным организациям почти 3,5 млрд., петербуржцы — 6,6 миллиарда. Общая же сумма задолженности россиян перед ресурсоснабжающими организациями на 1 ноября составила почти четверть триллиона рублей!

Лидерами среди регионов по долгам за ЖКУ сегодня являются Дальневосточный и Уральский федеральные округа, имеющие задолженность за жилищно-коммунальные услуги, исчисляемые не одним десятком миллиардов рублей. Татарстан на их фоне выглядит белым и пушистым — общая сумма долга, по данным министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, на сегодняшний день составляет только 3,4 миллиарда. Но каким бы ни был долг, его нужно так или иначе возвращать. И методы работы с неплательщиками в разных регионах свои.

УПРАЗДНЕНИЕ ПЕНЕЙ, «СТУКАЧЕСТВО» НА СОСЕДЕЙ И АРЕСТ ВОЛНИСТЫХ ПОПУГАЙЧИКОВ

Так, например, в Красноярске и Ульяновске погашать долги за ЖКУ стимулируют освобождением от уплаты начисленных пеней (в Красноярске акция стартовала 20 ноября и продлится до 30 декабря, в Ульяновске — с 1 октября по 1 декабря). В Оренбурге практикуются задержания автомобилистов на дорогах и аресты транспортного средства при наличии задолженности. А в Рыбинске в рамках пилотного проекта на платежках начали печатать номера квартир должников, чтобы соседи были в курсе, кто тот дядя, за которого им, возможно, придется расстаться со своими кровными.

В Кузбассе по квартирам злостных неплательщиков проводятся совместные рейды судебных приставов с представителями УК, а среди мер воздействия на должников за ЖКУ — арест расчетных счетов, запрет на регистрацию автотранспорта, взыскание задолженности с заработной платы или пенсии.

В ряде регионов одной из самых эффективных мер воздействия на злостных неплательщиков является арест их имущества. Например, в Петербурге у семьи процветающих юристов, которые не оплачивали коммунальное обслуживание своей квартиры годами и накопили долг в 255 тыс. рублей, в счет погашения долга была изъята коллекция брендовых драгоценных украшений, стоимость которой хозяева оценили в 250 тыс. рублей. В Астрахани дело вообще дошло до смешного — вместе с телевизором у неплательщицы арестовали двух волнистых попугайчиков.

На совсем уж радикальные меры в виде отключения лифтов и освещения мест общего пользования вплоть до прекращения вывоза мусора и увольнения дворников вынуждены были пойти некоторые управляющие компании Подмосковья.

ВПЛОТЬ ДО ОТРЕЗАННОЙ КАНАЛИЗАЦИИ

В Казани меры тоже принимаются, правда, пока в основном без «выкручивания рук». Как рассказал на совещании Гиниятуллин, с должниками ведется уведомительная и разъяснительная работа, на сумму долга в соответствии с законодательством начисляются пени, осуществляется ограничение электроснабжения и водоотведения, производится взыскание задолженности через суд.

Так, за период с апреля по ноябрь этого года отключения электричества производились более чем в 30 тыс. квартир, то есть в среднем каждого должника отключали дважды, привел цифры Гиниятуллин. Однако хотя данная мера и действует, но дает лишь временный эффект. «В большинстве случаев должники самовольно восстанавливают электроснабжение и впоследствии уже не допускают представителей управляющих компаний к электрощитам», — пояснил он и добавил, что встречаются должники, проживающие длительное время без электроснабжения.

Что делать жилищникам в такой ситуации? С их-то счетов поставщики услуг деньги забирают без вопросов?

«В ряде районов также применяется ограничение канализования в квартирах должников. Специальный зонд блокирует трубу унитаза, — рассказал Гиниятуллин и о том, до чего доходят управляющие компании в крайней ситуации. — Однако данная мера чересчур радикальна и не во всех домах применима».

НИКТО В РЕСПУБЛИКЕ ТАК НЕ РАБОТАЕТ!..»

С судами дело обстоит еще сложнее. Несмотря на положительные решения судов о взыскании долгов, эффективность работы судебных приставов почти нулевая (сумма средств, собранных ими по исполненным решениям, не покрывает даже расходы управляющих компаний на уплату госпошлины при обращении в суд). Между тем со счетов управляющих компаний долги списываются в пользу поставщиков услуг весьма аккуратно, рассказал Гиниятуллин.

Всего за период с апреля по октябрь 2013 года в суды было подано почти 3,5 тыс. исков на сумму 242,4 млн. рублей. В управляющих компаниях уже имеются 2,8 тыс. исполнительных листов на сумму свыше 141 млн. рублей, однако воз и ныне там, привел цифры чиновник.

- О неэффективной работе службы судебных приставов вы, Ильсур Раисович, информировали президента республики, Алексей Валерьевич просил содействия у премьер-министра, мы, ежемесячно информируя аппарат кабинета министров о проблемах, сообщаем Шамилю Хамитовичу (Гафаров — заместитель премьер-министра РТ — руководитель аппарата кабинета министров РТприм. авт.) о неработающих приставах. Однако результат всех этих обращений нулевой. Письма адресованы в службу судебных приставов с резолюцией «активизировать работу», ответы даны: «Работа активизирована» — и поручения сняты с контроля. Итог «активной работы» в течение трех месяцев — взыскано 27 тысяч рублей! — констатировал выступающий.

- 27 тысяч из 140 миллионов — да это же сущие копейки, даже не 1 процент, а всего две сотые процента! — возмутился мэр. — Наверное, теперь надо об итогах «активизации» работы доложить президенту республики! А если бы мы в муниципалитете с такой же эффективностью вывозили мусор, убирали дворы, перевозили людей?! — разразился он риторическим вопросам.

- Судебные приставы — такие же служащие, точно так же получают зарплату из налогов, которые платят люди. Нужно встретиться с руководством службы, чтобы понять, чего им не хватает, — сказал Метшин, обратившись к Алексею Песошину с поручением организовать встречу. — Мы работаем в рамках 131-ФЗ и за них эту работу выполнять не можем. Уж как с лжекоттеджами бороться тяжело, и то у нас подвижки есть, а здесь... Никто в республике так не работает, может, руководство не в курсе?..

Продолжая доклад, Гиниятуллин отметил, что не работает в борьбе с неплательщиками и такая суровая мера, как выселение самых злостных из них (выселение за неуплату ЖКУ предусмотрено законодательством только в отношении нанимателей муниципального жилья прим. авт.). «Так как основанием для переселения является полное отсутствие платежей от должника свыше 6 месяцев, то даже при долге, например, в 400 тысяч рублей должник, заплативший раз в полгода 100 рублей, выселению не подлежит. Этот факт создает у должников ощущение безнаказанности», — рассказал он. Также имеется проблема нехватки площадей, которые должны предоставляться нанимателю в случае выселения, добавил Гиниятуллин.

ПРЕДОПЛАТА УСЛУГ, УДВОЕНИЕ ШТРАФОВ, А ТАКЖЕ ЗАПРЕТ НА КРЕДИТ И ЗАГРАНИЦУ

Что же делать в этой, казалось бы, безвыходной ситуации?

Способы стимуляции своевременной оплаты счетов за ЖКУ в последнее время активно обсуждаются в Госдуме. Среди них — введение предоплаты по ЖКУ для завзятых неплательщиков (по принципу монтера Мечникова из «Двенадцати стульев»: «Утром — деньги, вечером — стулья»), а также запрет в выдаче должникам по коммунальным платежам любых кредитов. Инициатором включения этих мер в законопроект «Об укреплении платежной дисциплины за потребление энергоресурсов» стал сенатор от Ярославской области Виктор Рогоцкий. По его мнению, ежедневный рост потребительских кредитов, выдаваемых банками физическим лицам, усугубляет ситуацию с неплатежами за ЖКУ, так как граждане считают выплаты по кредитам важнее оплаты счетов-фактур. Сенатор предлагает запретить выдавать кредиты неплательщикам, проигнорировавшим три квитанции за «коммуналку» подряд. Идея, стоит признать, любопытная (кстати, и сами банки готовы ее поддержать, если только норма не будет носить характер обязаловки), однако применима лишь к платежеспособной категории граждан. Тем же, кто не имеет доходов, кредит в банке никто не даст и без долгов за ЖКУ.

Помимо этого, в Госдуме обсуждается запрет на выезд должников за ЖКУ за границу по аналогии с неплательщиками штрафов и алиментов (соответствующий закон президент РФ Владимир Путин подписал в середине лета). Также рассматривается возможность введения дифференцированного размера пени в зависимости от периода накопленной задолженности и другие подобные меры.

А пока федеральные власти думают над этими непростыми вопросами, Гиниятуллин предлагает в обходах квартир казанских неплательщиков и отключениях электроэнергии участвовать полицейским, радикально повысить эффективность деятельности судебных приставов вплоть до применения ими ограничения выезда должников за пределы РФ. Арест индивидуального транспорта, по мнению главы комитета ЖКХ, должен автоматически производиться по всем исполнительным листам, не только по налоговым платежам, плюс продлеваться до полного исполнения должником своих обязательств. Необходимо также упрощение процедур судебного взыскания, так как это тысячи типовых дел. В частности, Гиниятуллин считает целесообразным освободить управляющие компании от уплаты госпошлины при подаче иска и возложить ее на должника. Также, по его мнению, необходимо по опыту других регионов списать невзыскиваемые долги, которых сегодня в Казани не меньше 30% от общей суммы долга. Таковыми являются, например, долги уже умерших людей и долги с истекшим сроком исковой давности. «Какого-либо смысла в накоплении таких долгов нет», — резюмировал он.

«МНОГИЕ ИЗ НИХ ИМЕЮТ ПО НЕСКОЛЬКУ КВАРТИР И, ВИДИМО, ЗАБЫВАЮТ, ГДЕ ПЛАТИЛИ, А ГДЕ НЕТ...»

- Проблема с долгами за жилищно-коммунальные услуги очень остро стоит по всей России, и причина прежде всего в том, что вопрос не отрегулирован на законодательном уровне, — заметил мэр. Однако сидеть и ждать, что все решится в Москве, тоже не выход. «Мы тоже должны активно работать, в том числе выходить с законотворческой инициативой».

В качестве хорошего примера градоначальник привел опыт местного «Газпрома», руководство которого в свое время вышло с инициативой заключения договоров на поставку услуг напрямую с потребителями. Результат — почти 100-процентная собираемость.

В заключение Метшин поручил обновить списки должников за ЖКУ, «в которые входят и бизнесмены, и депутаты, и директора предприятий», и предоставить их тем органам, которые уполномочены не выпускать должников за границу. «Для них это, по-видимому, мелочь в кармане. Многие из них имеют по нескольку квартир и, видимо, забывают, где платили, а где нет. Впереди новогодние отпуска, так что пусть им напомнят о долгах при выезде за границу», — подытожил Метшин.

Раушания Хуснутдинова — ведущий специалист-эксперт пресс-службы УФССП по РТ:

- Работу судебных приставов с долгами по жилищно-коммунальным услугам нельзя назвать бездействием. Однако есть такие социально значимые исполнительные документы, как взыскания по алиментным платежам. От алиментных денег зависит развитие, питание, здоровье и отдых ребенка. Несмотря на это, взыскание долгов за ЖКУ стоит отнюдь не на последнем месте. Эта работа не прекращается ни на день, ни на час.

Другое дело, что эта категория должников очень сложная. Часто бывает и человека очень сложно найти, и действительно финансовое положение многих должников оставляет желать лучшего, и имущества для ареста у многих нет.

С начала года за три квартала УФССП по Республике Татарстан исполнено 19 тысяч исполнительных производств из 43 тысяч (44 процента) на сумму 434 миллиона рублей из 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Сюда входят как производства, по которым произведено взыскание, так и производства, которые исполнить невозможно по разным причинам. А 13,5 тысячи исполнительных производств окончены фактическим исполнением, и в пользу ЖКХ взыскано 270 миллионов рублей долгов, никак не 27 тысяч!

В ходе совместных регулярных рейдов с представителями ЖКХ в результате принудительных исполнительных действий арестовано имущество 276 должников на сумму 32 миллиона 353 тысячи рублей. Объявлены в розыск 34 должника, и около 2 тысяч должников, не плативших за коммунальные услуги, ограничены в праве выезда за границу.