А ВЫ ЗНАЕТЕ, СКОЛЬКО СТОИТ ОТ АРМИИ ОТКОСИТЬ?

Руководитель исполкома Набережных Челнов Фархад Латыпов накануне открыл заседание комиссии по противодействию коррупции показом ролика об антикоррупционной деятельности в Татарстане. Ролик пришелся к месту — в нем упоминались разные районы, города и учреждения республики, связанные с коррупционными скандалами, но автоград не был упомянут ни разу.

Благополучие в данной плоскости жизни города подтвердила в своем докладе и начальник пресс-службы челнинской мэрии Фанила Илаева. Рассказывая о роли СМИ в борьбе с коррупцией, она сообщила, что в этом году тема ни разу не попадала на первые полосы газет, следовательно, крупных скандалов не было.

— Тематика всегда широко освещается в местных печатных и электронных СМИ, — сообщила Илаева. — Если проанализировать материалы наиболее активной городской газеты, опубликованные за последнее время, можно сделать выводы: из общего числа материалов, отвечающих тематике мониторинга, ни один не был первополосным. Материалы чаще всего касаются местных органов власти, которые в большинстве случаев упоминались в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств. Кроме того, фигурантами материалов на тему коррупции становились предприниматели.

Прокурор города Александр Евграфов, отметив в начале своего доклада, что газеты находят коррупцию даже там, где ее нет, тем не менее нашел, чем дополнить показанный ролик, в котором Челны были обделены вниманием.

— В настоящее время в городе расследуется ряд уголовных дел практически коррупционного характера, практически по всем направлениям деятельности, — сообщил прокурор. — Например, только за эту неделю возбуждено четыре уголовных дела по фактам совершения преступлений судебными приставами.

Евграфов.jpg
Александр Евграфов (фото: nabchelny.ru)

Председатель заседания Латыпов отреагировал на это заявление своей ремаркой, обратив внимание на отсутствие в зале как приставов, так и руководства других ведомств.

— Почему здесь нет наших военкомов? У них тоже в работе серьезная коррупционная составляющая. Как не придут люди на прием, так сразу начинается: «А вы знаете, сколько стоит от армии откосить? А вы знаете, сколько стоит в ваш садик устроить?» Я всегда говорю: дайте фамилии, будем проводить расследование. Почему-то сразу все сходит на нет. Cудебные приставы тоже нас игнорируют. Они вообще все на свете игнорируют, и поэтому не случайно на них заведено четыре уголовных дела. Потому что они с нами вместе не работают, не живут с городом.

26 НЕДОСТОВЕРНЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ

В общей сложности за 9 месяцев года прокуратура зафиксировала в городе 95 нарушений закона о коррупции и привлекла к дисциплинарной ответственности 89 должностных лиц. На этом факте прокурор сделал ударение: «В число этих 89 человек входят и сотрудники органов местного самоуправления. Поэтому не надо говорить, что прокуратура в одну дудку дует с администрацией! Надо говорить, что мы работаем в тесном взаимодействии». Факт взаимодействия Евграфов подтвердил статистикой проверок проектов нормативно-правовых актов: из 149 проектов в 20 были обнаружены коррупциогенные факторы. В основном речь идет о слишком широких полномочиях чиновников и руководителей муниципальных учреждений.

Отдельного порицания прокурора заслужили муниципальные служащие за недостоверные и неполные сведения о доходах и имуществе. Конкретно в исполкоме Челнов в прошлом году было выявлено 19 некорректных деклараций, а в этом году — уже 26.

— Сейчас мы проверяем сведения, предоставленные руководителями муниципальных учреждений, — продолжал Евграфов. — По предварительным данным, несоответствие имеется более чем у 70 лиц. Недостоверно указываются доходы, не указывается недвижимость и транспорт.

С прошлой комиссии перекочевала в актуальный доклад прокурора тема размещения муниципальных заказов, а именно — заключение нескольких договоров на поставку однородной продукции в течение квартала на сумму, превышающую 100 тыс. рублей. Кроме того, прокуратура обнаружила, что в мунучреждениях должностные лица взяли за моду оплачивать административные штрафы за счет внебюджетных средств организаций. Сколько таких случаев было, Евграфов не уточнил, но по ним возбуждены уголовные дела.

И СКАНДАЛ НАШЕЛСЯ

Один из случаев, описанных прокурором, вполне мог попасть на первые полосы газет, однако освещен был в несколько ином, некоррупционном разрезе. Евграфов заявил о пяти вскрытых фактах заключения договоров аренды муниципального имущества без согласия собственника и без проведения конкурса. Среди них засветился ныне ликвидируемый МУП «Общежитие». Как выяснила прокуратура, бывший директор МУП Илгиз Ризванов заключал договоры на оказание услуг и на работы — то есть фактически осуществлял муниципальный заказ — с предприятиями, учредителем и руководителем которых является его сын. Исполком о сделках родственников, конечно, уведомлен не был.

Добавим от себя, что именно Ризванов в апреле попал на скамью подсудимых за оплату собственных административных штрафов из бюджета предприятия. Сумма была небольшая — 23 тыс. рублей. Ризванов тогда получил три года условно с испытательным сроком в два года, и остался в кресле директора. Но ненадолго: в октябре 19 домов, обслуживаемых МУПом, были переданы управляющим компаниям, а «Общежитие» с долгами в размере 28 млн. рублей оказалось в ведении арбитражного управляющего Рафаиля Шигапова.

Финальным аккордом в докладе прокурора стало весьма неожиданное заявление. Евграфов сообщил, что мэру города Василю Шайхразиеву направлено письмо с настоятельной просьбой разработать мероприятия, требующие бюджетных затрат! В условиях тотального дефицита бюджета это прозвучало как-то даже странно.

— На муниципальную антикоррупционную программу не запланировано средств в бюджете, — констатировал прокурор. — На 2012 год было заложено 50 тысяч рублей, а в этом году вообще не предусмотрено мероприятий, требующих финансирования! Выходит, у нас программа только на бумаге.

Озвучив рекомендацию разработать такие мероприятия, Евграфов напомнил к месту, что изменение бюджетного законодательства в 2014 году позволяет скорректировать бюджетную программу.

МОЖНО ПОТРАТИТЬ, А МОЖНО И СЭКОНОМИТЬ

Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими мнениями по поводу инициативы прокурора потратить побольше денег на антикоррупционные мероприятия.

Сергей Еретнов — депутат горсовета Набережных Челнов:

— Мне не очень понятно, какие мероприятия в данном случае можно финансировать. Можно предположить найм экспертов, которые стали бы проверять расходы горисполкома. Но, во-первых, где мы таких экспертов возьмем, а во-вторых, зачем им платить, если многие готовы бороться с коррупцией и бесплатно. Я, например. Или взять саму эту антикоррупционную комиссию, на нее я бы не только денег, но и времени тратить не стал.

Поэтому, с одной стороны, я согласен с Александром Петровичем: единственное, что может сейчас остановить распад страны — это резкое, жесткое противодействие коррупции в первую очередь в верховной власти. Пока на примере Сердюкова мы видим решение прямо противоположных задач.

С другой стороны, остается неясным, на что тратить деньги в пределах муниципалитета. Скорее, можно сэкономить на помощнике мэра по борьбе с коррупцией, он получает зарплату, но что он сделал за год деятельности? А кабинет есть, ручки ему покупают.

В общем, был бы счастлив услышать развернутое предложение прокурора о том, какие конкретно мероприятия нуждаются в финансировании. На стоящее дело денег не жалко, потому что с одного рубля вернется 100.

Владислав Гаврилов — депутат горсовета, генеральный директор ЗАО «КАМАЗжилбыт»:

— Я думаю, тут надо согласиться с прокурором и заложить необходимые антикоррупционные мероприятия в бюджет следующего года. И при первой возможности выделить на них средства из дополнительных доходов. Предполагаю, что в первом квартале допдоходов может и не быть, но есть надежда на остальную часть года. Если же все-таки год получится сложным, то все равно надо выделить на антикоррупционные мероприятия средства из других статей бюджета. Для Набережных Челнов работа в этом направлении необходима и важнее, чем некоторое другое.

Владимир Васев — депутат горсовета:

— По антикоррупционной направленности надо не мероприятия придумывать, а конкретные меры принимать, которые не требуют бюджетных затрат. Многие факты уже опубликованы, преданы гласности. А прокурор, вместо того чтобы реагировать, клянчит деньги на какие-то мероприятия.