IMG_3769.jpg

«ОТЕЛЯМ, СТРОЯЩИМСЯ В ПРЕДДВЕРИИ УНИВЕРСИАДЫ, ОКАЗЫВАЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ПОДДЕРЖКА»

Заседание началось с траурной ноты — министр по делам молодежи, спорту и туризму РТ Рафис Бурганов предложил почтить память погибших в авиакатастрофе минутой молчания. Аудитория встала и при этом словно сжалась, ссутулилась. Люди, сев на места, не сразу переключились на рабочий режим: горько вздыхали, кто-то шептал соседу, что знал некоторых из числа жертв трагедии.

Тем временем министр сообщил, что данная коллегия посвящена туризму и гостеприимству в РТ, итогам уходящего 2013 года и грядущим задачам, но не просто на следующий год, а перспективам развития отрасли аж на 7 лет вперед. Замах столь амбициозным планам дала, конечно, прошедшая в этом году Универсиада, однако спикер в ходе заседания дал понять, что расслабляться и почивать на лаврах достигнутого эффекта более чем преждевременно.

Прежде всего Бурганов сообщил, что анализ показателей развития туризма в республике демонстрирует устойчивую положительную динамику. Так, в 2010 - 2012 годах прирост общего турпотока в среднем составлял 14,8%, а по итогам 9 месяцев 2013 года трафик туристов в РТ вырос на 19%. Объем платных туруслуг в Татарстане за указанный период увеличился на 19,7%, составив за текущие полтора года 6,2 млрд. рублей (6,9 млрд. рублей по итогам 2012 года). «Здесь учитываются экскурсионные, гостиничные и санаторно-курортные услуги. Необходимо отметить, что этот показатель не включает такие дополнительные расходы туристов, как питание, транспорт, развлечения и сувениры», — подчеркнул Бурганов. Забегая вперед, отметим, что бюджет на маркетинг туризма в РТ на этот год составил 15 млн. рублей.

Динамика оказания гостиничных услуг росла в соответствии с турпотоком — также плюс 19% по итогам 9 месяцев 2013-го, при этом, по данным министерства, к началу Универсиады в Казани было открыто 9 гостиниц. Как отметил Бурганов, отелям оказывалась постоянная поддержка в решении проблем, возникающих в процессе строительства. В целом в РТ в 2013 году открылось 51 «коллективное средство размещения», всего таковых в республике теперь 347. Данные указаны «с учетом хостелов», хотя отдельной графы для этого столь популярного у современных молодых туристов вида гостиниц в отчете министерства не отвели. Остается только гадать, куда засчитали хостелы: в «меблированные комнаты» (таковых в РТ, оказывается, 9 единиц), «общежития для приезжих» (11) или «другие предприятия гостиничного типа» (17).

IMG_3757.jpg
Рафис Бурганов

«Значительный рост туристов наблюдается в наших новых туристических центрах. В 2012 году древний город Болгар посетили 133 тысячи человек, остров-град Свияжск — 44 тысячи. По итогам 9 месяцев текущего года турпоток в Болгар вырос на 41 процент, на Свияжск — на 90 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сообщил глава минтуризма РТ.

По словам докладчика, продвижению татарстанских турпродуктов во многом способствовали 600 турфирм, работающих в РТ, в том числе 70 туроператоров, 28 из которых начали работу в этом году. Большим потенциалом в развитии туризма, отметил Бурганов, обладают районы РТ: «В 8 муниципальных районах приняты программы развития туризма, еще в 10 они должны быть приняты до конца года». (Отметим, что заседание проходило в режиме видеоконференции, и, судя по демонстрации, ответственные за туризм «на местах» лица к коллегии готовились, а некоторые даже заметно нервничали, однако слово из них никто не получил).

Тем не менее, судя по графикам данных показателей, приведенным в раздаточных материалах коллегии, резкого роста отрасли в результате Универсиады все же не получилось.

ОТСТУПАТЬ НЕКУДА ПОЗАДИ УНИВЕРСИАДА...

Действительно, как следует из графиков минтуризма РТ, динамика турпотока, начиная с 2010 года, заметно активизировалась, впервые перевалив тогда за 1 млн. человек (1,113 млн. человек). Немногим больше приехало к нам в 2011 году (1,277 млн. человек), зато по итогам «предуниверсиадного» 2012 года был скачок почти до 1,5 млн. человек (1,479 миллиона). Итог 9 месяцев 2013 года показал, что к нам приезжали 1,248 млн. туристов. Понятно, что год еще не закончился, но близок к тому. Или Татарстан попал в список наиболее популярных направлений по новогодним турам и легко «доберет» за 3 месяца более 230 тыс. туристов, побив рекорд прошлого года?

IMG_3708.jpg

Аналогичная ситуация сложилась и по другим показателям. Так, объем платных туруслуг в 2011 году составил 5,744 млрд. рублей, в 2012-м — 6,895 млрд. (или около 5 тыс. рублей на одного туриста), за 9 месяцев 2013 достиг 6,221 млн. рублей (но и конец года не за горами). Трафик пассажиропотока в международном аэропорту Казань, практически «лежавший на боку» в период кризиса 2008 - 2009 годов (график показывает падение и без того невысоких показателей: в среднем на уровне 168,5 тыс. человек прибывших и 164,8 тыс. убывших), подскочил в 2010 году до почти полумиллиона человек. В 2011-м пассажиропоток в МАК перевалил за 1 млн. человек (616,9 тыс. прибывших и 602,5 тыс. убывших), в 2012-м возрос почти до полутора миллионов (1,487 млн. человек, из них «в гости» к нам — 751,6 тыс., от нас — 735,2 тыс. человек). За три квартала 2013-го в МАК прилетели 708,2 тыс. пассажиров, улетели 698,3. Вполне возможно, что предстоящие новогодние праздники позволят «догнать и перегнать» прошлый год по авиатрафику. Но ведь позади Универсиада, во время которой, как сообщалось, МАК выполнял суточный объем перевозок уже к середине дня.

Зато в этом году заметно порадовали любители речных путешествий. Впервые за два года, прошедшие после трагедии с теплоходом «Булгария», число круизных туристов выросло более чем в 1,5 раза (до 115 тыс.человек), перекрыв уровень 2010 года. Отметим, что рост произошел с прошлогодней планки в 71 тыс. человек, хотя еще два года назад, до крушения «Булгарии», наслаждались отдыхом на воде с прибытием в Казань более 133 тыс. туристов.

«МЫ ПОКА ОТСТАЕМ ОТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И МОСКВЫ»

По показателю объемов въездного туризма Татарстан занимает пятое место в стране, как сообщил Бурганов, мы «пока отстаем от Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Москвы и Калиниградской области».

Еще одна «задумчивая» цифра прозвучала в докладе австрийского эксперта, представителя консалтинговой компании в области туризма Kohll&Partner Кристофера Хинтереггера, которого Бурганов представил как разработчика мастер-плана развития туризма в РТ (ох, нет, похоже, у нас разработчиков мастер-планов в своем отечестве, будь то город будущего или туризм будущего!). Как сообщил Хинтереггер, количество ночевок туристов в Татарстане составляет 4,4 млн. (видимо, случаев), в то время как в Краснодарском крае — 24,7, Москве — 14, 2, Санкт-Петербурге — 8,6, Башкортостане — 5 млн. ночевок. Причем австриец ссылался на данные Росстата.

IMG_3752.jpg

«В Краснодарском крае санаториев много, там Кавказские минеральные воды», — объяснил лидерство южан австриец. Добавим к сказанному, что там, в Краснодарском крае, не только минералка и Сочи, там и Абрау-Дюрсо, и Тамань, где президент России Владимир Путин выудил со дна Азова фанагорийскую амфору... А в Татарстане, к слову, немало известных лечебно-курортных мест, так что причина отставания вряд ли в количестве санаториев. Тем более что, по мнению экспертов и самого же Хинтереггера, спрос на санатории в России продолжает ежегодно падать.

Как отметил Хинтереггер, сильная сторона РТ в «уникальном сочетании Казани, татарской культуры и реки Волги». «Такого нет нигде больше в мире», — заявил австриец, не уточнив, почему такое «уникальное сочетание» сможет эффективно «продаваться» как турпродукт.

«ЕСТЬ ОПАСЕНИЯ, ЧТО ИНФРАСТРУКТУРА МОЖЕТ ПРОСТАИВАТЬ»

«В новейшей истории не было случая, когда исключительно спортивные мероприятия обеспечивали устойчивый турпоток. Очевидно, что Универсиада стала крупным маркетинговым проектом, эффект от которого мы потеряем без поддержки государства», — заявил Бурганов. Так, он подводил аудиторию к пониманию необходимости включения туристической отрасли РТ в долгосрочную федеральную целевую программу (ФЦП), которая в настоящее время дорабатывается и принимает заявки от регионов. По словам Бурганова, показатели, достигнутые в туризме благодаря Универсиаде — это отправная точка, и РТ необходимо использовать появившиеся преимущества, поскольку регионы-конкуренты не дремлют.

«Есть опасения, что инфраструктура может простаивать. Такие опасения есть и по сочинской инфраструктуре, и уже сегодня решается вопрос ее использования после Олимпиады», — сообщил начальник управления государственных туристских проектов Ростуризма Александр Сирченко, принимавший участие в заседании. По его мнению, принятие региональной подпрограммы позволит использовать конкурентные преимущества РТ.

IMG_3812.jpg
Александр Сирченко

Одним из основных условий включения в ФЦП, как отметил Бурганов, является наличие соответствующей региональной программы — именно такую программу, точнее, подпрограмму развития туризма в РТ на 2014 - 2020 годы и вынесли на рассмотрение участников данной коллегии. Федеральная стратегия подразумевает кластерный подход, но, по словам Бурганова, сегодня в РТ не сформирован ни один туристический кластер, отвечающий требованиям ФЦП.

К ведущей роли государства в развитии туризма региона также клонил и Хинтереггер, в итоге заявивший, что Татарстан должен выделять минимум 150 млн. рублей в год на маркетинг туризма вместо имеющихся 15 млн., по примеру развивающихся стран Европы. «К примеру, Словакия — нет выхода к морю, да и туризм не в приоритете, однако у них по факту 11 миллионов ночевок в год, и бюджет на маркетинг туризма в 150 - 350 миллионов рублей», — рассказал Хинтереггер. Он также привел в пример термальный аквапарк в Лутцманнсбурге (Австрия), в который, по его словам, государство вложило по российским деньгам 2 млрд. рублей инвестиций. По словам Хинтереггера, в мастер-плане для РТ они прописали 12 пилотных проектов, некоторые из них требуют не менее 900 млн. рублей ежегодных инвестиций. «Ни один частный инвестор за вас в это дело не полезет!» — заявил австриец на русском, обращаясь к чиновникам министерства.

Более того, ночевки — не пустой звук: как сообщил Хинтереггер, при достижении показателя в 10 млн. «пересыпов» ежегодный прямой и косвенный доход от туризма в РТ составит 90 млн. рублей. Соблазнительно, но и вложить придется в 10 раз больше...

Однако если в европейской практике в знаковые туробъекты инвестирует государство, то в России они в основном возрождаются за счет частных вложений. Это наглядно подтверждается и одним из главных требований ФЦП к регионам-участникам: не менее 65% вложений должны идти из так называемых «внебюджетных источников». Как отметил Бурганов, финансирование подпрограммы развития туризма в РТ также должно в основном идти за счет бизнеса: «В 2014 году бюджет подпрограммы из республиканских средств составит 11,5 миллиардов рублей, в том числе 1,8 миллиарда может быть реализовано в рамках ведомственных программ, остальное должно идти за счет внебюджетных источников».

Однако премьер-министр РТ Ильдар Халиков, принимавший участие в заседании, не согласился с тем, что основным залогом успеха в развитии туризма является исключительно значительная финансовая поддержка государством.

«НЕ СКРОЮ, ЕСТЬ ЧУВСТВО НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ. ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ОТДАЧА БЫЛА ВЫШЕ»

«Мне трудно найти не то что регионы, но даже страны, которые за три года вложили столько средств в туристическую инфраструктуру, сколько вложил Татарстан, — начал Халиков и сразу обозначил свою позицию. — Да, надо еще вкладывать, но важно получить максимальную отдачу! Не хочу критиковать, ваша работа достойна только благодарности. Но не скрою, остается чувство неудовлетворенности. Хочется, чтобы отдача была выше». По словам Халикова, темпы роста туристической отрасли далеки от возможных ожиданий.

Как подчеркнул премьер РТ, «дело не только в том, чтобы найти 150 - 200 млн., а также в том, чтобы найти точки роста, лучшие инициативы». Подходящим примером премьер счел Елабугу. (Отметим, что в этом году, по данным министерства, объекты Елабужского музея-заповедника посетили 160 тыс. человек. Кроме того, как сообщила на коллегии замминистра культуры РТ Ирада Аюпова, в 2013 году Спасскую ярмарку в Елабуге посетили свыше 50 тыс. человек).

— Посмотрите, там 15 лет назад не такие уж большие средства были вложены, плюс идеология и команда, — рассуждал Халиков, как бы оппонируя австрийцу Хинтереггеру. И предложил изучить этот «елабужский феномен», чтобы затем его тиражировать по всей республике.

В заключение глава правительства РТ отметил, что «поток туристов немножко ослаб», и выразил надежду, что в новом сезоне он возобновится с новой силой. По итогам коллегии был принят за основу проект подпрограммы, которую Бурганов обещал доработать с учетом предложений коллегии и разослать всем участникам рынка.

«ОБЫЧНО В СТОЛИЦЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ ДНЕЙ ТРУДНО УДЕРЖАТЬ ТУРИСТА, БУДЬ ТО ПАРИЖ ИЛИ НЬЮ-ЙОРК»

Озвученные на коллегии итоги газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Сергей Пасечник — гендиректор Companion SP:

— Конечно, самое интересное выступление австрийца Кристофера Хинтереггера, взгляд со стороны, так сказать, где на цифрах показано, какие средства нужно вкладывать и что нужно ожидать от этих вложений. Это серьезный вопрос. Правда, я на протяжении своей 20-летней туристической деятельности слышу это много раз и, к сожалению, только такие глобальные события, как Тысячелетие Казани и Универсиада, заставляют задействовать федеральные возможности вместе с республикой, делать что-то существенное и заметное.

Здесь много говорилось о том, как привлечь туриста в Россию, в Татарстан и получить те самые прибыли. Нас регулярно приглашают, озвучивают эти предложения, видимо, чтобы мы все согласились. Но я свои профессиональным взглядом и большим опытом экскурсий в зарубежных странах вижу, что очень много неосвоенных симпатичных уголков Татарстана, которые не требуют сумасшедших вложений, но могли бы дать тот самый турдень, который увеличивает и турпоток, и ночевки в городе, и, соответственно, прибыли. Я могу 7 таких мест в РТ назвать — вот уже неделя пребывания.

Обычно в столице трудно удержать туриста больше трех дней, будь то Париж или Нью-Йорк. Всегда стоит задача — как еще развлечь человека. Где-то есть море. Где-то есть горы. У нас несколько другие преимущества и минусы. Нужно доверить отрасль не только близким родственникам или каким-то людям случайным. Я на разных уровнях это уже озвучивал, вроде пытаются слушать, потом все на тормозах. Если что-то простое и легкое, что лежит на поверхности, такое ощущение, что берут на вооружение, кому-то поручают и уже делают непонятно как.

Пример Универсиады очень показательный: кто все это строил, делал, кому все это доверили, и что из этого получили. Конечно, неудовлетворенность есть, потому что был допущен только очень узкий круг людей. Если бы туризм доверили туроператорам с опытом в 20 - 30 лет, а не одной компании, которая успела принять только тех, кого ей поручили, наверное, был бы совсем другой счет.

Равиль Мифтахов — президент ассоциации туристских агентств РТ:

— В период Универсиады поток свелся, безусловно, к минимуму. Причины — все гостиницы были заняты, точнее, зарезервированы под универсиадские группы, и сыграла роль непродуманная политика некоторых туркомпаний, которым дали право размещать... В итоге после открытия гостиницы стояли пустыми-полупустыми (в июле 2013-гоавт.). Но за счет колоссального информационного потока Казань-Универсиада мы получили такой же колоссальный результат в виде отложенного спроса. Конец июля-август — сразу же резко увеличился пассажиропоток в Казань. Не могу сказать, что был спад.

Сейчас наша основная задача — сохранить эту тенденцию. И все, что было сегодня сказано на коллегии, весьма животрепещуще для нас, туристической общественности. Нам очень важно, чтобы республика, вложив столько денег в инфраструктуру, воспользовалась этим потенциалом, чтобы мы не остались не у дел. Учтите, через три года мы станем наравне с другими городами, где будут построены такие же стадионы. Мы должны отличаться не только инфраструктурой, но и событиями, региональными брендами. Нам, участникам рынка, до сих пор очень не хватает серьезной информподдержки РТ на международном уровне. Я всегда ставлю в пример Китай. Вы знаете, у них путешествуют сами китайцы внутри страны. В Пекине на главной площади можно различить группы из той или иной деревни по шапочкам — название деревни вышито. В составе экскурсии 50 - 100 человек. И они реально посещают, знакомятся со своим наследием. И наша задача — чтобы жители России приезжали к нам и видели, что у нас есть здесь.

Александр Сирченко — начальник управления государственных туристских проектов Ростуризма:

— Среди источников формирования ФЦП по туризму 29 процентов — это средства федерального бюджета, 7 процентов — из бюджета субъектов РФ, 65 процентов — внебюджетные источники. То есть фактически мы (РФ) строим инфраструктуру — это газификация, водопровод, дороги и тому подобное, а остальное должен делать инвестор. В некоторых регионах инвесторы ждут первого шага от государства, мол, вы покажите, что мы делаем. Тогда тормозится вся программа, теряется смысл вложений федеральных денег. Если государство подведет дорогу в чистое поле, а там нет объектов развлечений?

На участие в ФЦП было подано 450 заявок. В декабре на заседание комиссии мы пригласили те регионы, чьи заявки прошли предварительный отбор, чтобы они могли презентовать свои предложения. Нужно оценить, действительно ли нужны региону те или иные мероприятия. Как показал опыт этого года, мы провели 7 мероприятий. Часть регионов отнеслась к этому формально. Пример, как надо оценивать эффективность, — казанский форум «Ориентиры будущего». После экспертного анализа будет проведен окончательный отбор проектов, и будет сформирован маркетинговый план Ростуризма на 2014 год

Сергей Иванов — заместитель министра по делам молодежи, спорта и туризма РТ:

— Конечно, за третий квартал турпоток показатели нагонит. Да, речной туризм показал резкий рост, но здесь есть объективные факторы, например, старение судов. Новых судов на Волге не появляется. Поэтому на сегодняшний момент в круизах просто происходит распределение с разных направлений.

Я считаю, что эффективное использование инфраструктуры предполагает максимальную экономическую отдачу от нее. Чтобы получить максимум отдачи, нужно загрузить ее как можно больше. В том числе увеличив маркетинговый бюджет в привлечение сюда туристов.

В инфраструктуре общего турпотока у нас доля санаториев постоянно уменьшается, новых на территории РТ не открывается.

Но новых гостиниц строится очень много. Поэтому доля ночевок в санаториях уменьшатся с каждым годом. Есть те, что обладают уникальной учебной базой, и в наших планах развернуть их к рынку. На наш взгляд, сегодня санатории РТ недостаточно представлены на российском рынке.

Сейчас люди предпочитают путешествовать несколько раз в год, но проводить больше времени в том месте, куда они едут. При увеличении общего числа туристов число ночевок в нескольких регионах может и не меняться. Наша задача — развернуть существующие санатории к рынку, дать возможность строить новые санатории, чтобы привлечь туристов не только из РТ, но и из-за пределов Татарстана.