«ТАШКЕНТ — ЖЕМЧУЖИНА ВОСТОКА»

Путевые заметки Сергея Насекина в общем-то доброжелательны, наполнены интересными впечатлениями и местами довольно тонкими наблюдениями. И главное, в них сквозит доброе отношение и к нашей республике, и к ее жителям. Однако в своем материале автору не удалось избежать поверхностности изложения, некоторых неточностей и заблуждений, о которых должны знать те из читателей, кто интересуется нашей страной или собирается приехать к нам.

Весьма спорным выглядит решение туриста из Казани посетить лишь Самарканд и Бухару, минуя столицу Узбекистана Ташкент. Если бы это было связано с финансовой стороной, то его можно было бы понять. Но казанец объясняет это тем, что якобы в Ташкенте после землетрясения 1966 года не осталось исторических мест. Абсолютно неверное заключение!

Ташкент — удивительный и неповторимый город! Еще в советские времена в известной песне утверждалось, что это звезда Востока. А в последние годы он преобразился до неузнаваемости. В нем уникальным образом сочетаются восточный колорит, традиционная и современная архитектура, а также ценности исламской культуры. И он в полной мере соответствует своему названию «Жемчужина Востока».

Древняя часть Ташкента — Старый город — остается неизменной и в то же время в последние годы постоянно благоустраивается. Здесь полностью реконструировано священное место поклонения — комплекс Хазрати Имама, куда ежедневно приходят сотни туристов со всего мира. Реконструированы многие исторические памятники города: медресе Кукельдаш (XVI век), мавзолеи XIII - XVIII веков Шайха Зайниддина, Юнус-хана, медресе Абулкасыма и другие. К тому же в центре города хорошо сохранились здания XIX века, построенные во времена Туркестанского генерал-губернаторства, входящего в состав царской России.

Что же касается многих современных архитектурных сооружений, возведенных в столице Узбекистана в последние 20 лет, то не хватит слов, чтоб выразить восхищение от увиденного великолепия. Чего стоит музей истории Темуридов, площадь Мустакиллик, галерея изобразительного искусства, Дворец форумов, стадион «Бунедкор»... Этот список можно продолжать долго. Такими неповторимыми и замечательными зданиями, уверен, на протяжении веков будут гордиться и восхищаться наши потомки.

Так что приехать в Узбекистан и не увидеть Ташкент — очевидная и непростительная глупость!

«ПО-ВИДИМОМУ, ТОВАРИЩ УВЛЕКСЯ ДАРАМИ САДОВ И ПОЛЕЙ»

Еще более спорно воспринимаются впечатления казанца о Самарканде, когда турист утверждает, что в исторических объектах «не ощущается живого духа». Это город-легенда, и прикоснуться к этой легенде ежедневно пытаются тысячи гостей со всех концов земли. Гордостью древнего города является выдающийся архитектурный ансамбль Регистан, который почему-то не произвел впечатления на россиянина. Конечно, это дело вкуса, но, например, я, ташкентец, бывая на этой площади, всегда открываю для себя что-то новое и ощущаю там удивительное дыхание древности, представляю, что очутился в XV веке...

Товарищ из России не понял этот легендарный город, скорее всего, потому, что побывал лишь на площади Регистан и еще где-то поблизости, например, у мечети «Биби-Ханум». По-видимому, затем он очутился на Сиабском рынке и, увлекшись щедрым великолепием даров садов и полей, напрочь забыл об исторических памятниках.

Если это так, то очень жаль. Потому что кроме Регистана он мог бы увидеть мавзолеи Гур-Эмир или пророка Даниила, комплекс Шахи-Зинда, мечеть «Хазрат-Хизр», обсерваторию Улугбека, комплекс Имама аль-Бухари и многое, многое другое. И в этом случае его впечатления о Самарканде были бы более основательными и, думаю, более восторженными. Кстати, недавно самый популярный в Европе телеканал «Евроньюс» показал довольно талантливый сюжет о Самарканде. И даже многие узбекистанцы увидели в этой телепередаче знакомые исторические сооружения словно под другим углом, открыв для себя новые грани любимого города.

ЗАЧЕМ МЕШКИ С ДЕНЬГАМИ, КОГДА ЕСТЬ ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТОЧКИ?

После Хивы казанский турист, преодолев более 300 км, оказался в Нукусе, чтобы посетить музей авангардной живописи имени Савицкого. Это, конечно, вызывает уважение, однако его категоричный и поспешный вывод, что других достопримечательностей здесь нет, мягко говоря, не соответствует действительности. Не стану описывать красоты Нукуса, но замечу, что находясь здесь, практически в центре пустыни, наш гость мог увидеть последствия самой глобальной катастрофы ХХ века — трагедии Аральского моря. Он находился почти рядом с засохшим дном Арала, кладбищем кораблей, которые когда-то бороздили это море, впечатлений хватило бы на всю оставшуюся жизнь.

В статье еще немало дилетантских и невежественных наблюдений, которые вызывают улыбку. Например, наш гость утверждает, что местные жители... в мешках носят деньги, чтобы оплатить покупки, поскольку самая крупная денежная купюра 1 тыс. сумов (!?). Ну и ну! Во-первых, уже более полугода в республике введена купюра достоинством в 5 тыс. сумов, во-вторых, в Ташкенте, в других городах и районах люди рассчитываются за любые товары, продукты и услуги с помощью пластиковых карточек, что весьма удобно.

«В КАЗАНИ МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ СТАТЬ ТРЕТЬИМ»

Еще боле смехотворным выглядит вывод туриста, что местное население активно потребляет спиртное или «курит в чайхане кальян». И это при том, что казанец на улицах узбекских городов пьяных не видел. Начнем с того, что «курить кальян» невозможно, поскольку кальян — это не табак, а приспособление для курения. И в наших чайханах я его нигде не замечал. Видимо, автор увидел кальян в каком-нибудь фильме о дореволюционной Бухаре и для красоты ввернул этот «факт» в свою статью.

Также не соответствует действительности наблюдение об употреблении спиртного. Конечно, есть люди, злоупотребляющие зеленым змием, но на массовые проявления это совсем не тянет. Для сравнения приведу пример собственных впечатлений о Казани, в которой я побывал несколько лет назад. Тогда меня больше всего поразило, что на улицах столицы Татарстана меня часто останавливали люди, причем довольно интеллигентного вида, которые предлагали стать... третьим. Удивляло также, что и с огромными баулами на рынки едут женщины, и троллейбусы с трамваями водят женщины, и даже снег на улицах долбят представительницы слабого пола. Когда у одной из них я спросил: «А где ваши мужики?» – та удивилась: «Как где? Водку хлещут!»

«ОТКУДА У РОССИЯНИНА КОМЧВАНСТВО?»

Вызвал откровенное недоумение такой пассаж российского туриста в статье: «Я в Узбекистане ощущал себя как англичанин в одной из своих бывших колоний». Еще основоположник марксизма-ленинизма негодовал по поводу того, что у многих советских большевиков развивается комчванство. Откуда же у некоторых современных россиян капчванство (капиталистическое)?

Наверное, казанский путешественник совершенно неверно истолковал присущие узбекскому народу такие качества, как исключительное радушие и просто фантастическое гостеприимство, приняв их за подобострастие или желание заработать. Даже я, всю жизнь проживший в Узбекистане, приезжая в Бухару или Хиву, удивляюсь доброжелательности местных жителей, которые любых гостей встречают тепло и радушно, готовы разделить с ними даже последнюю лепешку.

... В общем, приезжайте в Узбекистан, обязательно посетите Ташкент, вам везде и всегда будут рады!

Игорь Санеев,
ташкентский журналист