В регате участвует 250 яхт со всего мира. Это и американцы, и австралийцы, и новозеландцы, и мексиканцы, и вся Европа

К СТОЛЕТИЮ ПАРУСНОГО СПОРТА ТАТАРСТАНА

Сегодня в музее естественной истории Татарстана Казанского кремля состоятся проводы экипажа яхтсменов от республики на участие в одной из самых престижных трансатлантических регат мира — ARC Atlantic Rally for Cruisers-2013. Трансатлантическое ралли для крейсерских яхт проводится ежегодно с 1986 года. Федерация парусного спорта РТ впервые в истории представлена на подобном мероприятии.

Маршрут регаты ARC стартует 24 ноября из испанского города Лас Пальмас на острове Гран Канария и финиширует 20 декабря в Родни-бей на острове Сен Люсия (страна Сен Люсия). Длина маршрута составит 2,8 тыс. морских миль, которые участники должны будут пройти за 2 - 3 недели. Среди участников регаты мировые лидеры парусного спорта: США, Австралия, Британия, Германия и Франция.

В экипаже от Татарстана один инструктор Глеб Стрикалев, журналист Евгений Антропов и пять предпринимателей из Казани, Нижнекамска и Москвы: Рустам Гайнутдинов (координатор экипажа), Марат Долотказин, Роберт Талипов, Игорь Полуэктов, Виталий Смирнов. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» президент федерации парусного спорта РТ Юрий Бродниковский, они отправляются на арендованной яхте «Алабай». В общей сложности в соревнованиях будет участвовать порядка 300 лодок.

В 2013 году исполнилось 100 лет парусному спорту Татарстана. 8 июля 1913 года губернатор Казанской губернии Михаил Стрижевский открыл казанский речной яхт-клуб, первым командором которого был Маркиз Паулуччи. В январе 2014 года исполняется 20 лет музею-заповеднику «Казанский Кремль». Участие в трансатлантическом ралли как раз приурочено к празднованию этих юбилейных дат.

Рустам Гайнутдинов
Рустам Гайнутдинов

ПЯТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ИНСТРУКТОР И ЖУРНАЛИСТ

Координатор экипажа, директор казанского ООО «ИнфоИнжиниринг» Рустам Гайнутдинов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что это первый случай, когда татарстанцы едут на регату целой командой. Раньше, если и ходили в море, то поодиночке.

— Рустам, расскажите подробнее про экипаж.

— Есть у нас один профессионал, капитан Глеб Стрикалев, сейчас он уже профессионально занялся яхтингом. Он работает яхтенным инструктором, обучает людей яхтингу и сертифицирует их на звание шкипера.

— А остальные?

— Остальные – любители, конечно. Но у меня, например, есть международные права яхтенного шкипера. Я в свободное от работы время по три-четыре, иногда по шесть-семь раз в год хожу в море, вожу экипажи тех людей, которые хотят в море пройтись. Только человеку, у которого есть яхтенные права международного образца, дают напрокат яхты. Меня нанимают капитаном, я хожу, своих друзей вожу по разным морям. Такие же права есть у Марата Далатказина, Роберта Талипова. Такие же права есть у нашего московского друга, участника нашей экспедиции Игоря Полуэктова. Виталий Смирнов – яхтенный рулевой третьего класса, у него российские права для внутреннего плавания. Остается еще один участник — оператор, тележурналист и путешественник Евгений Антропов, это человек, который прошел тысячу километров пешком по горам Испании — путь пилигримов, путешествовал в других регионах и в морях с нами тоже ходил. Мы его берем с собой как кинодокументалиста, он, помимо матросской службы, будет еще и вести съемки.

DSC_0095.jpg
Гонка MIRW-2011 в Мармарисе.
Марат Долотказин (первый слева в верхнем ряду), Роберт Талипов (первый справа в верхнем ряду), Рустам Гайнутдинов (первый слева в нижнем ряду)

— Вне регаты чем вы занимаетесь?

— Я директор IT-компании «ИнфоИнжиниринг», мы занимаемся внедрением систем электронного документооборота в Татарстане. У Талипова Роберта своя IT-компания «Информационный центр Нижнекамска», он тоже в IT-бизнесе. Игорь Полуэктов – директор компании «Светодизайн», это строительство и освещение. Марат Долотказин – директор электромонтажной компании «Электросервис» в Нижнекамске. Виталий Смирнов – директор торговой компании, которая занимается продажей биноклей, разного охотничьего и рыбацкого снаряжения.

— То есть у вас уже есть опыт участия в регатах?

— За последние четыре года я участвовал в нескольких международных регатах. Например, дважды в Мармарисе (MIRW), в Орхание (MARTY). В трансатлантической регате ARC (Atlantic Rally Cup) я участвую в первый раз. Через Атлантику впервые идем в такую большую протяженную регату, в зависимости от типа яхты и погодных условий переход занимает от 9 до 21 дня. Были у нас суточные гонки, которые и начинаются, и заканчиваются в Мармарисе, там 70 - 80 морских миль. А здесь почти 3 тысячи миль придется идти.

— Когда команда отправляется на Канарские острова?

— Часть команды, три человека, уже на Канарских островах, они готовят лодку, проводят техническое обслуживание. Они чистят и красят днище, чтобы оно было гладким для гонки. Мы, четыре татарстанских яхтсмена, отправляемся 17 ноября вечером.

Двигатель
Часть регаты имеет право идти не в гоночном режиме. Они могут до 30% времени включать двигатель, но при этом не претендуют на призовые места

БЕЗ ПРАВА ВКЛЮЧАТЬ ДВИГАТЕЛЬ

— Сколько времени занимает подготовка к регате?

— Организационно мы начали готовиться в декабре прошлого года. Техническая подготовка началась в мае, нам нужно было дооснастить судно солнечными батареями, ветрогенератором, дополнительными парусами и так далее. Дело в том, что мы участвуем в гоночном режиме и не имеем права включать двигатель. Чтобы у нас работала навигация, связь, мы оснащали судно солнечными батареями, меняли аккумуляторы.

— На этой регате никто не использует двигатель?

— Часть регаты имеет право идти не в гоночном режиме, мы же записались на самый сложный — без двигателя, это примерно восьмая часть состава всей регаты, только около 40 яхт идут в режиме гонки. Остальные идут не в жестком режиме, они имеют право до 30 процентов времени включать двигатель для своих нужд. Но при этом они не претендуют на призовые места.

— На каких условиях можно участвовать в регате?

— Во-первых, всем участникам необходим морской опыт. Никогда нельзя брать в океан человека, который раньше не прошел через шторма, потому что он от морской болезни может начать сходить с ума, а обратно повернуть-то некуда. В истории известны случаи самоубийства людей, которые просто выпрыгивают с яхты. Моральная устойчивость нужна, плюс проверка на морскую болезнь. Все, кто с нами идут, неоднократно ходили в морские походы, и в Атлантике, и в Норвегии, и всю Средиземку прошли, кто-то и в юго-восточной Азии ходил. Проверенные люди.

— Будут ли другие экипажи из России?

— Две яхты всего идут под российским флагом, наша и москвичи. На трех или четырех яхтах флаг приписки не российский, но экипажи российские. Примерно 5 - 6 экипажей российских всего получается.

— Победа в регате приносит что-то кроме морального удовлетворения?

— Денежный приз есть, но он символический. Речь идет о 1,5 - 2 тысячах евро. Или, допустим, победителю предлагается бесплатная регистрация на следующий год регаты. Но, конечно, всем яхтсменам греет душу попадание в первую десятку или двадцатку. Я считаю, что это большое достижение, в регате участвует 250 яхт со всего мира. Это и американцы, и австралийцы, и новозеландцы, и мексиканцы, а уж про Европу я не говорю, со всех стран едут люди, и французы, и англичане, и голландцы, и немцы.

— Сколько стоит подготовка к регате?

— Общий бюджет составил около 30 тысяч евро. Эти деньги ушли на ремонт, дооснащение, аренду яхты — мы же берем ее на прокат. Пошили новые паруса для гонки, наладили навигацию, купили спутниковый телефон, плюс радары, чтобы в темноте другие суда видеть, чтобы ни с кем не столкнуться. То есть мы взяли яхту приморского плавания и оснастили ее до океанского стандарта. Также нужно учесть личные взносы, каждый подбирает себе экипировку, какие-то нужные вещи. Если взять одежду, экипировку, то как минимум выливается это в тысячу евро. В основном, в экипаже у нас опытные моряки, они всегда возят с собой свое личное навигационное оборудование, свои карты, куда тоже вкладываешься по своему разумению. Это очень дорого стоит.

— Какой нужно внести взнос для участия?

— Когда заявляется яхта, нужно заплатить около 2 тысяч евро, и плюс с каждого человека по 100 - 150 евро. Формально получается не очень дорого.

Интерьер
Интерьер

ВСЕ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ ХОДЯТ ПО МОРЯМ

— В этом году в первый раз от Татарстана собралась целая команда. Почему раньше такого не было?

— Казанское яхтенное сообщество, не имея возможности развиваться, не предпринимало попытки участвовать в международных соревнованиях. Сами видите, у нас всего лишь одна гавань, клуб «Локомотив», это примерно 15 - 20 яхт. Есть желающие, которые хотят купить яхты и развиваться, но у нас нет больше ни одной гавани. Для сравнения: в Самаре только в черте города 8 таких яхт-клубов с огромным количеством судов. В Чебоксарах, в Ульяновске по несколько яхт-клубов. Казань — город-миллионник, центр спорта, а власти не могут обеспечить хотя бы возможность организации самим таких яхт-клубов. Есть желающие вложить свои деньги, построить яхт-клубы, но местные власти не выделяют ни одного участка берега. При этом яхт-клуб приносит двойную пользу. На нем размещаются яхтсмены, и на нем же базируется детская парусная школа. У нас из-за этого, получается, и парусная школа не развивается нормально, как в других регионах. Мы в тупике от того, что ни городские, ни республиканские власти на это совершенно не обращают внимания, а ведь когда-то надо будет растить кадры для военно-морского флота, для развития местного туризма.

В 2011 и 2012 годах казанские яхтсмены ездили целой командой на соревнования в Мармарис и там уже встретили еще одну казанскую команду. Тоже сами организовались, взяли яхту. Получается, все по отдельности уже ходят по морям, а объединительного повода до этого не было. Но сейчас, слава Богу, начала работать федерация парусного спорта Татарстана, плодом ее деятельности, в том числе, стала организация участия экипажа для международной регаты, где татарстанские яхтсмены единым экипажем идут через Атлантику, через океан.

— На какие классы разбивается регата ARC?

— Только на два: те, кто идет в гоночном режиме, так называемый гоночный дивизион, и крейсерский дивизион тех, кто идет с правом включения двигателей. При этом в регате участвуют суда разного размера. Есть там и супермаксияхты, и маленькие яхты, у нас у всех есть свой обмерочный гоночный балл, и когда все финишируют, судейская комиссия все баллы пересчитывает, то есть истинный победитель выявляется уже после финиша.

— Что собой представляет лодка «Алабай», как она выглядит?

— Это стандартная 43-футовая яхта круизного типа, в ней 4 двухместные каюты, есть газовая плита с запасом топлива, холодильник, горячая вода для мойки посуды, душевые, то есть комфортабельная крейсерская яхта, но, конечно, она для средиземноморского плавания. Марка у нее Beneteau Cyclades 43. Если ее покупать новой, в том виде, как ее покупают стандартно, она стоит от 150 тысяч евро в зависимости от оснащения. Вообще цена аренды такой яхты на неделю летом стоит примерно 2,5 - 3 тысячи евро, если ее арендовать на морях. У нас же совсем другие цели, нестандартная аренда. Аренда нам обошлась примерно в 10 - 12 тысяч евро. Собственник яхты, как раз таки Глеб Стрикалев любезно предоставил свою яхту для этих целей. Если пришлось бы брать совсем чужую яхту, обошлось бы гораздо дороже, это во-первых. А во-вторых, ее бы еще пришлось возвращать в то место, где ты ее взял. То есть пришлось бы ее еще обратно гнать. Глеб решил остаться там еще на три месяца, походить по Карибскому архипелагу, весной будет обратная атлантическая регата, в ходе которой он вернется обратно в Европу.