ТРУДНЫЙ ГОД БЕЗ FAN-SHOP

Открывшийся на этой неделе на Центральном стадионе новый fan-shop «Рубина» приобрел статус легендарного задолго до своего появления. Во-первых, благодаря тому, что фактически целый год, с момента закрытия последнего из подобных заведений, болельщики не могли купить официальную атрибутику «рубиновых». Все это время им предлагали лишь нехитрые сувениры на лотке, с которого перед играми команды продают программки к матчу. Во-вторых, потому что сам клуб в лице своих отдельных спикеров на протяжении нескольких месяцев говорил о возрождении fan-shop как о едва ли не важном стратегическом направлении в работе со зрительско-фанатскими массами. Во всяком случае, объявление о конкурсном отборе претендентов на почетные должности продавцов в магазин висело на самом видном месте официального сайта «Рубина» даже тогда, когда и самого сайта фактически не было.

Подогрели интерес корреспондентов «БИЗНЕС Online» и слова в одном из дружеских (остались еще и такие) руководству команды интернет-изданий: «Самый крупный и масштабный магазин в истории клуба». Прочитав этот текст, вольно или невольно вспоминался здоровенный двухэтажный клубный магазин «Барселоны» на легендарном «Камп Ноу», при посещении которого поразило разнообразие представленных там товаров и услуг. Понятно, что сравнение столиц Каталонии и Татарстана в этом случае выглядит совершенно некорректно, но все же — «самый крупный и масштабный в истории клуба»... Тем более что на Kazan Arena уже проводят экскурсию по зрительским местам и подтрибунным помещениям, ну прямо как на домашнем стадионе «сине-гранатовых». Хотя играли в футбол в столице Татарстана Лео Месси, Хави и Андреас Иньеста как раз на Центральном.

ГРОМОВ СВЕРНУЛ, КЛИМОВА ОТКРЫЛА

Как известно, во второй половине 2012 года года вновь назначенное «рубиновое» начальство в лице президента Валерия Сорокина и генерального директора Андрея Громова начали сворачивать за ненадобностью все проекты, касающиеся работы с болельщиками, идеологом которых был экс-президент клуба Дмитрий Самаренкин. Так, закрыли точки продаж атрибутики «Рубина», которые располагались во многих крупных торгово-развлекательных центрах Казани, а затем ликвидировали и специализированный fan-shop, располагавшийся на стадионе «Рубин». В интервью «БИЗНЕС Online» Самаренкин тогда же назвал главной причиной сложившейся ситуации само устройство казанского футбольного клуба: «Почему сегодня закрыт последний магазин по продаже атрибутики? Потому что сейчас это вообще никому не нужно! И вообще наши заработки в клубе никому не нужны, потому что завтра придут спонсоры и на заработанную нами сумму наш бюджет и урежут. А я в этом видел основу клуба, в том, чтобы зарабатывать».

Впрочем, новый главный маркетолог «Рубина» Мария Климова с момента своего появления в Казани активно продвигала идею возрождения fan-shop, объясняя закрытие магазина, в основном, скудностью ассортимента и низким качеством товара. Правда, госпожа Климова в майской беседе в редакции «БИЗНЕС Online» немного не угадала с будущими сроками ввода в эксплуатацию нового объекта: «Надеюсь, летом, может, к началу осени, откроем фирменный магазин. Он будет в историческом центре Казани. Возможно, во второй половине осени откроем второй. Возможно, один из них будет совмещен с экипировочным центром».

«В НАШИ МАГАЗИНЫ БУДУТ ВЫСТРАИВАТЬСЯ ОЧЕРЕДИ»

Впрочем, ничего криминального в корректировке планов нет, и вот в середине ноября футбольная Казань наконец-то дождалась появления fan-shop. Причем, если верить тому, что в интервью Sports.ru рассказал его директор Александр Завьялов (представляет компанию «Премьер Футбол», работающую на этом рынке почти 10 лет), планов у клуба громадье: «Это будет целый сервисный центр с оборудованием, с помощью которого можно производить нанесение на бутсы, вратарские перчатки — делать персонификацию. Подобная мода пошла у футболистов давно — они пишут имена своих жен, детей, различные аббревиатуры, а мы даем возможность любому болельщику делать то же самое на своей атрибутике. У нас будут работать плоттеры и термопрессы, которые позволят наносить оригинальный шрифт Puma на клубные майки. Любой посетитель, придя в клубный магазин «Рубина», сможет получить идентичную футболку, как и у любимого футболиста, либо нанести на нее свою фамилию».

Однако в той же беседе немного смутили другие слова Завьялова, которые, если, конечно, относились и в числе прочих к «Рубину», больше напоминают прекраснодушные мечтания очередного столичного «прожектёра», хотя, возможно, шеф фирменного магазина клуба просто не изучал статистику посещаемости последних матчей на Центральном стадионе: «В потенциале мы можем дойти до того, что в наши клубные магазины в скором времени будут выстраиваться очереди. Например, когда будет подписываться очередной игрок, чтобы купить его майку и получить от него там же автограф во время маркетинговой акции, а потом счастливым уйти болеть на трибуну за свою команду». Впрочем, вряд ли к московской фирме могут быть особые претензии, она создала симпатичный современный дизайн магазина вполне в духе той идеи, ради которой он и был создан.

ВСЕ ХОРОШО, НО ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ «МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД»?

Fan-shop оказался довольно уютным заведением, раскрашенным в ныне популярные у руководства клуба немного мультяшные цвета. Правда, помещение не очень большое и физически вряд ли способно стать по-настоящему «вторым домом» болельщиков — они просто не поместятся в нем в большом количестве. Ассортимент пока не столь богат и разнообразен, но экипироваться точно так же, как и любой игрок «Рубина», выходящий на предматчевую разминку, включая тренировочный костюм, покупатель может, если ему позволит толщина кошелька. Хотя, понятно, что подобная эксклюзивная продукция и не может продаваться по бросовым ценам. Кстати, казанские ценники вполне сопоставимы с барселонскими. А манекен, облаченный в «рубинового» цвета игровую форму, удивительно похож на полузащитника Владислава Кулика.

Однако удивило, что магазин все же не в чистом виде fan-shop «Рубина», хотя все тот же Завьялов заявлял: «Схема магазина «Рубина» будет отличаться тем, что он будет, в первую очередь, позиционироваться, как полноценный fan-shop клуба». Но здесь, наряду с продукцией с символикой казанского клуба, можно приобрести и майки европейских грандов, а также разнообразную профессиональную футбольную продукцию: от тейпов и щитков до вратарских перчаток различных фирм. То есть, в сущности, на Центральном стадионе открыли хороший магазин для всех, кто профессионально играет в футбол, а примерно половина его отведена под все, что связано с «рубиновой» командой.

«Это недопустимо, когда в фирменном магазине клуба присутствует атрибутика других команд. Я был в fan-shop «Ювентуса» и «Лиона» и не видел там ничего подобного, — говорит ведущий редактор телеканала ITV Александр Егоров. — Конечно, к примеру, в магазине Nike можно увидеть игровую форму всех клубов, имеющих контракт с этой компанией. Но не в фирменном магазине конкретной команды. Ассортимент fan-shop «Рубина» пока тоже довольно скудный, и ждать, пока появится, к примеру, постельное белье с клубной символикой или хорошая посуда, придется долго. При этом, скажем, в Турине в магазине «Ювентуса» можно было приобрести даже соответствующую женскую парфюмерию. Да и расположен казанский fan-shop не слишком удачно, хотя формально и в центре города, поэтому вряд ли станет серьезным центром притяжения болельщиков. И не удивлюсь, если в нем будут продавать и атрибутику питерского «Зенита».

«Да, я успел посетить этот магазин. Впечатления, прямо скажу, двоякие, если не троякие, — рассказал «БИЗНЕС Online» один из самых авторитетных болельщиков «Рубина» бизнесмен Александр «Валико» Валиуллин. — Как позиционировали этот магазин при открытии? Fan-shop «Рубина». Значит, там должны продавать атрибутику казанского клуба. Вы были в магазине «Барселоны»? Да, и что, там продают атрибутику других клубов, помимо «Барсы»? Конечно, нет. А в магазине «Рубина» — пожалуйста: продукция с символикой «Манчестер Юнайтед», «Ювентуса», той же «Барселоны»! Я этого не понимаю, ведь по названию-то магазин «Рубина»... Это один момент. Второй — цены, мало не покажется. Бейсболка, к примеру, стоит 800 рублей, значит, около 17 евро. Рубашка-поло — 3 тысячи рублей. Игровая футболка — 4 тысячи! Ну, куда это годится! Если вы хотите, чтобы в фирменный магазин «Рубина» приходило больше людей, подумайте над ценами!»

«Я отношусь негативно ко всему, что делает новое руководство клуба. Могу быть необъективен, — заявил ветеран фанатского движения «Рубина» Артур «Пирог» Емельянов. — Буду рад, если этот fan-shop разорится через пару месяцев или даже неделю. Туда я ни ногой. Нонсенс, что в нем продают не только атрибутику «Рубина», да, возможно, люди хотят заработать деньги, но зачем тогда обманывать публику? Зачем давать такое название? У «Рубина» были fan-shop. Самые настоящие, где была строго продукция нашей команды. Потому сама ситуация и концепция мне непонятна».

Большая часть активных болельщиков, возможно, в чем-то идя на поводу у тренда, относится к любым инициативам команды Климовой с пристрастием. Ей необходимо это понимать и не допускать промахов, потому что каждый просчет будет замечен и станет достоянием общественности. В фирменных шарфах с новой эмблемой допущена одна весьма символическая ошибка, которая непонятно как не была замечена. На «розе», как называют шарф фанаты, написано: «Рубин» Казнь». Опечатка очень хорошо видна на фото портала РБК. Материал с открытия фан-шопа готовил журналист Влад Зимагулов, который известен тем, что подготовил интервью финансового директора «Рубина», от которого тот спешно отказался и слывет главным «придворным» репортером новой управленческой команды клуба. Потому неудивительно, что сей автор не заметил многозначительной ошибки, фанаты же у которых критическое мышление развито серьезнее, уже разнесли по социальным сетям фото с трагикомичным изображением шарфа.

НА «МАРИБОР» ИЛИ С ДЕВУШКОЙ В КИНО

Официальное открытие fan-shop намечено на конец этой недели. Особого ажиотажа вряд ли стоит ждать, тем более что ближайший матч на домашнем стадионе у казанцев не скоро. В сущности, такое большое количество разговоров вокруг фирменного магазина клуба не совсем понятно. У каждой уважающей себя футбольной команды он должен быть. Скорее, стоит спросить о том, а почему, собственно, его не существовало аж в течение целого года. Поэтому и получается, что нынешнее появление fan-shop, о котором «так долго говорили большевики», — это не более чем буря в стакане, которая совершенно точно никоим образом не изменит то самое отчуждение, установившееся во взаимоотношениях фанатов и менеджмента «рубиновых». Поэтому нынешние победные реляции из офиса клуба выглядят явно преждевременными.

Еще одним подобным примером является ситуация с официальным сайтом. Из «Рубина» идут довольно недвусмысленные намеки на то, что журналисты должны отметить факт начала его полноценной работы как некое достижение клубных структур. Однако петь осанну только за то, что у лучшей по результатам в Европе последних лет команде России появился сайт, пусть и профессионально сделанный, но не представляющий из себя произведения искусства, — это выглядело бы довольно странно. Пока же платежеспособные болельщики будут закупаться в fan-shop качественной продукцией от «Рубина» и Puma (технического спонсора команды), простой фанат 10 раз подумает, прежде чем отправиться не то что в магазин, а просто на футбол в Казани. Ведь, согласно объявленной ценовой программе, самый дешевый билет на ничего не значащий матч (28 ноября) против смешного «Марибора» в Лиге Европы стоит 220 рублей. Не нужно быть сотрудником Гидрометцентра, чтобы догадаться, что в Казани в этот день будет очень холодно. Кстати, примерно за те же деньги студент из столицы Татарстана в специальный день, который бывает раз в неделю в большинстве казанских кинотеатров, может сходить с девушкой на новый блокбастер.