ПРОБЛЕМЫ «РУБИНА» НЕ В СОСТАВЕ, А В КЛУБЕ

— Александр, если говорить о «Рубине», то в чем вам видятся его проблемы?

— Могу только догадываться, что проблемы «Рубина» не в команде, а в клубе. И эти проблемы в управлении и руководстве каким-то образом проецируются на игроков. Состав у команды прекрасный, одной только травмой Рондона все сложности последнего времени не объяснить. Я не вижу причин для того, чтобы так низко опускаться в турнирной таблице. Может, эту ситуацию следует связать с тем, что Бердыева лишили определенных рычагов власти, которыми он владел в лучшие для клуба дни. Наверняка идут какие-то переговоры, и эти внутренние передряги в клубе достаточно часто сказываются на внутреннем состоянии игроков. Вроде бы простая фраза, что футболисты, являясь профессионалами, должны выходить на поле и играть, несмотря ни на что, но из его внутреннего ощущения все равно не вычеркнуть определенные детали. Со стороны я не вижу, чтобы в «Рубине» стали хуже играть те же Карадениз, Еременко, Рязанцев, Рыжиков или защитники — люди, на которых очень многое завязано в команде. Я не вижу серьезных проблем, из-за которых команда по определению должна была бы отправиться в нижнюю часть турнирной таблицы. В конце концов, нанесли единственное поражение в первом круге «Зениту». Глядя, например, на матч «Рубина» с «Локомотивом», я никому не отдал бы предпочтения. А вот они играли между собой, у одних и так было очков на 10 меньше, а они еще и уступили в достаточном равном матче. По мне, в этом нет никакой сверхлогики, помимо того, что футбол — игра эмоциональная, в которой ощущение внутренней уверенности, успешности играет достаточно большую роль.

История матча «Рубин» — «Локомотив» в очередной раз доказывает, что деньги идут к деньгам, удача к удаче, победа к победе. Тем, кто этого лишен, надо пережить данный период. Есть два сценария развития. Либо все серьезно поменять, когда руководство решит, что результаты у команды слабые, и Бердыев, допустим, будет уволен, хотя это и трудно сейчас предположить. По-моему, он настолько влиятельная фигура, что уволить себя он может только сам. В смысле самостоятельно принять такое решение, если же он такого решения не примет, то сместить его будет очень сложно кому бы то ни было. Но если подобное произойдет, то клуб пойдет по одному пути развития. С точки зрения результата, мне это кажется очень опасным. Если же этого не произойдет, то, думаю, нынешний состав «Рубина» совершенно спокойно может выкатить на «проектную мощность». Занять в итоге шестое-седьмое место. Конечно, в сравнении с недавними результатами, когда команда завоевывала медали, это место не самое привлекательное. Но есть же Лига Европы, где команда вышла следующий круг, и чем это не задача?

В Лиге Европы выступают команды среднего континентального уровня, но ведь их же тоже надо обыгрывать. И «Рубину» это удается. Мне кажется, корни неудач «Рубина» на внутренней арене еще нужно поискать в том, что чемпионат России прибавил. Как доказательство могу привести итог и течение недавнего матча «Томь» — «Локомотив». И победа над «Рубином». Что, «Томь» гораздо хуже этих соперников? Нет. Но у нее меньше очков, и у нее несколько другая внутренняя составляющая. Вот и сегодняшнему «Рубину» немного не хватает легкости и уверенности в том, что они делают.

— А «Рубин», если быть объективным, интересен кому-то в столице?

— Если честно, то «Рубин» утомил в тот момент, когда он становился чемпионом, по мнению окружающих, еще не набрав того веса и того «мяса», который присущ чемпионам. Тем самым расстроил всех. А с чего это у нас, у «Спартака», у ЦСКА, отбирают чемпионство? А тут еще и времена его лидерства наложились на пятилетие, когда Москва оставалась без чемпионства, с 2007 по 2012 годы. И «Рубин» в этом смысле стал неким центром отторжения, его стали не любить. Но, с другой стороны, он этим стал и интересен. Не интересен тот, к кому ты равнодушен. А тот, кто все время на виду, интересен по определению. Мне кажется, что по отношению к «Рубину» сейчас в Москве много злорадства. Вот, скатился вниз. Точно так же, как по поводу «Анжи», но там в другом разрезе. Но сам факт возникновения подобного злорадства подчеркивает, как мне кажется, тот факт, что интерес есть.

— А передряги, которые происходят в клубе, не утомили?

— А их как раз никто и не замечает. Слышится какой-то едва различимый тремор по поводу отставки Бердыева, но такое всегда происходит, когда команде не достает очков. Я, как приезжаю в Казань, начинаю общаться с местными и начинаю вникать во все это. А еще вчера я обо всем этом и не думал. А уже на месте начинаешь понимать, что все здесь как-то сложно, запутанно, ситуация доходит до президента республики. При этом никто точно не знает, существует ли какая-то тенденция развития дальнейших событий? И я заинтересовываюсь. Но, на самом деле, находясь в Москве, все это не особо кого-то интересует.

— Возвращаясь к футболу. В нынешнем году у «Рубина» помимо проблем с нападающими выявилась прореха в центре обороны. Навас и Маркано откровенно не тянут, и Бердыев вынужден ставить Квирквелию, которому, в принципе, он не доверяет. Неужели потеря Бокетти, которая, как представлялось, не станет такой уж серьезной, оказалась такой страшной?

— Серьезная не потеря конкретного защитника Бокетти, а лидера обороны. Причем он в «Рубине», возможно, не был таким лидером, каким стал в составе «Спартака». В «Рубине» же казалось, что и Навас, и Шаронов выглядят более солидно. На самом деле это не так. Бокетти, на мой взгляд, очень серьезный универсал, который может играть и в схеме с тремя защитниками, и с четырьмя, и на фланге, и в центре, и он структурировал все. Он не был таким заметным, но держал на себе всю конструкцию. Вот в «Спартаке» такая дыра, что это стразу стало заметно. Поэтому Бокетти — это потеря, которую лично я не очень понимаю. Как можно было согласиться на его продажу? Очевидно же, что если у тебя есть защита, то это главное, чем ты должен дорожить. И в этом плане можно, наверное, объяснить провалы «Рубина» не только какими-то эфемерными понятиями, как дух, настрой, невезенье и прочее, но и вполне себе конкретной потерей. В обороне, которая позволяла, с одной стороны, выглядеть команде скучной, когда она забивала по голу и выигрывала матчи, зная, что сзади у нее порядок. Может быть, этим команда стала интересной кому-то со стороны, но и более уязвимой.

— А вы можете себе представить в центре обороны М'Вилу?

— Ну не боится же Карпин ставить в центр Кариоку. Только что я слышал идею — сделать в «Анжи» центральным Жусилея. Любой опорник, особенно большой по размерам, способен сыграть в центре. Невысокие опорники, как Денис Глушаков или Бибрас Натхо, не способны сыграть в защите в том числе потому, что они не смогут выигрывать верховую борьбу. Наверное, надо пробовать, правда, это не наше с вами дело — советовать Бердыеву, как следует поступать.

— Но в межсезонье это можно наработать.

— Это да, посреди сезона подобное сложно нарабатывать.

«РУБИН» НЕ ОЧЕНЬ ХОЧЕТ НА НОВЫЙ СТАДИОН

— По Казани ходит миф, что Бокетти не хватало здесь болельщиков, и выбор «Спартака» объясняется тем, что там с количеством поклонников никогда нет проблем. Так ли это?

— Знаю, что в Казани очень сильно нервничают, когда мы в своих комментариях затрагиваем проблему с количеством зрителей на трибунах. Знаю, как костерили Уткина. Да и я однажды высказался по этому поводу на сайте «Чемпионат.cоm» по этому поводу, и мне пол-Казани в комментариях высказало, какой я негодяй! Но это же правда. Болельщиков на «Рубин» ходит мало. Делать из этого вывод, что футбол и «Рубин» в Казани никому не нужны, неправильно. Вот я сегодня обедал в ресторане и слышал, что практически все окружающие меня люди говорят о футболе. Кто-то хотел идти на игру, а кто-то нет, выбрав просмотр матча по телевизору. Может, это местный менталитет, когда в городе много лет существуют успешные хоккейные, баскетбольные и так далее клубы с прекрасными комфортными аренами, куда более приятно прийти, чем на футбол. Мерзнуть там, зябнуть на некомфортном стадионе. Возможно, это и так. Но говорить, что на футбол здесь ходят, а «Рубин» — всеми обожаемая команда, это неправда. И если Бокетти это напрягало, то его можно понять. В Италии есть своя культура боления, экспрессивная. А у нас даже если и болеют, то либо делают это скромно, либо запредельно яростно. «Рубин», к сожалению, относится к первому случаю, при котором не чувствуется драйва. Даже на «Барселоне» не было аншлага. Мне, как комментатору, этого не хватает.

— Матч с «Краснодаром» должен был быть сыгран на «Казань-Арене» — стадионе, который построили к Универсиаде и где пройдут матчи ЧМ-2018.

— Значит, рано или поздно сыграют.

— Говорят, что «Рубин» не очень к этому стремится.

— Опять вопрос больше политический. Мне представляется, что «Рубин» не очень этого хочет, потому что там трибуны будут выглядеть совсем сиротливо. Да, один, два раза придут люди, чтобы посмотреть на сам стадион, а приходить в третий раз, чтобы поглазеть на арену, будет неинтересно. «Рубин» мало работает с болельщиками, слабо привлекает их на стадион, если он собирается перейти на 45-тысячник. То ему необходимо провести гигантскую маркетинговую работу. Выяснить, сколько людей придет? Чего они хотят найти на стадионе? А перебираться голыми пятками через крапивы — глупо. Иными словами, перейти на новый стадион, на котором собирается 6 тысяч, это создаст ощущение, что играешь на пустом стадионе. Будет еще позорнее, чем происходит сейчас. Поэтому, может быть, «Рубин» и прав, что пока не стремится на «Казань-Арену». Но он не прав в том, что не ведет туда людей. Их надо вести, заманивать, показывать, пока еще в Казани есть хорошая команда. А вдруг сейчас у нее результаты пойдут еще хуже. Мне кажется, что в этом плане момент несколько упущен. Надо было перебираться на арену сразу, как она была построена. Я не верю в то, что это было технически невозможно. Думаю, что это было завуалировано. Нельзя почти полгода разбирать арену после Универсиады, потому что мы только что могли наблюдать, как в Лондоне через 10 дней после Олимпиады о ней уже ничего не напоминало.

— Есть такая информация, что любая фраза футболиста «Рубина» о новом стадионе, которую он высказывает через официальные источники и коррекцией внутри клубе, просто вырезается.

— Если это так, то это безобразие. Мне кажется, что такого быть не может. А если такое происходит, надо понимать — почему? Думаю, что это часть какой-то политической борьбы.

— Плюс еще, по слухам, стадион выставил «Рубину» приличную сумму аренды за матч. На взгляд футбольного клуба, это непомерная сумма. Хотя за аренду «Лужников» платили больше.

— Футбол все-таки должен быть бизнесом. И любой матч на такой арене необходимо «отбить» финансово. Билетом, атрибутикой, едой, пивом, тем же, которое у нас не дают продавать. Если этого не происходит, то какой смысл там играть?

Если говорить с точки зрения стороннего болельщика, то это противоестественно — иметь стадион, на котором не дают играть в футбол. Может, тогда следует поинтересоваться у руководства стадиона: ребята, задумайтесь, нельзя, условно говоря, редиску продавать за 100 долларов. Вы ее вырастили, ну продайте за три рубля, чтобы не сгнила. Зачем стоит такой красивый стадион, с теми же внешними экранами, на что просто можно людей завлекать. Не знаю... По-моему, в Казани, с ее восточным менталитетом, можно было найти какой-либо компромисс, позвонить откуда-то сверху и решить все вопросы. Найти какое-то компромиссное решение, которое устроит всех. Потому что не играть на стадионе, отвечающем матчам уровня чемпионата мира, странно и бессмысленно.

Благодарим за содействие в организации интервью президента МФК «Волга» Айрата Сахиева

Читайте также:

Александр Шмурнов, «НТВ-Плюс»: «Халк просто хотел доказать, что умеет бить пенальти» Часть 1-я