DSC_2448.jpg

КЛАССИКУ «РОКАПОПСА» ПРИШЛОСЬ НАЙТИ ПЛОЩАДКУ ПОМЕНЬШЕ

Нынешний концерт группы «Мумий Тролль» планировался организаторами в качестве одного из самых заметных культурных событий осени в Казани. Город был довольно активно увешан плакатами, приглашавшими зрителей на шоу во Дворец спорта. Но за несколько дней до выступления Ильи Лагутенко и его команды было решено сменить место дислокации, и первопроходец отечественного «рокапопса» вышел на сцену «Пирамиды». Промоутеры, которые привезли группу в столицу Татарстана, изначально явно прогадали с масштабом нынешней популярности «мумиев». Коллектив уже давно перестал быть стадионным, и хотя Лагутенко, бесспорно, остается одним из самых уважаемых в России музыкантов, работающих в жанре популярной музыки, к сожалению, последние лет 10 он перестал также активно генерировать хиты, как в конце 90-х годов, отчего посещение концертов знаменитого жителя Владивостока перестало входить в обязательную программу для меломанов.

А кто-то вспоминал и последний по времени приезд группы «Мумий Тролль» в Казань в июле на закрытие Универсиады. То шоу практически полностью состояло из музыкальных номеров, и выступление наших сегодняшних героев было едва ли не самым «странным» в тот вечер. Лагутенко предпочел проверенным главным хитам из собственного репертуара, на которые сделали ставку другие артисты, совершенно новую песню «Малек», чья пасмурность контрастировала с ощущением праздника, царившего тогда на стадионе «Казань-Арена». Вот как сам артист объяснил выбор песни в интервью газете «БИЗНЕС Online» накануне нынешнего концерта: «Я не знаю, как было запланировано. Но что касалось нашей песни, то все прошло, как и договорились: нам предложили спеть песню, которая бы ассоциировалась с зарождением новой жизни, и я выбрал песню, которую тогда еще никто не слышал». И все-таки «Малек» на закрытие Универсиады многие расценили как мини-фиаско большого музыканта, которое некоторые не забыли и по сей день. Однако вчерашнее выступление группы «Мумий Тролль» показало и другое, а именно то, что эта песня — едва ли не самая узнаваемая публикой из новых вещей группы, и премьера композиции, состоявшаяся именно в Казани, наверняка этому немало поспособствовала.

DSC_2506.jpg

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮБВИ ОТ ИЛЬИ ЛАГУТЕНКО

45-летний Лагутенко, чьи виски уже заметно побелели, что, впрочем, никак не сказалось на темпераменте музыканта, уже давным давно пребывает в статусе российской культурной легенды и практически «иконы». Первые официально изданные альбомы группы «Мумий Тролль», пришедшиеся на конец XX века, «Морская» и «Икра», радикально изменили отечественный поп-ландшафт, а лидера и вокалиста группы сделали практически революционером, Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в одном лице российского «рокапопса». Тогда практически все население страны в возрасте от 13 до 30 лет отлично знало, что «в подворотне нас ждет маньяк, хочет нас посадить на крючок» и что «может быть, все нечестно так, но только вот, наверно, интересней». И, конечно, Лагутенко, как большой художник, не мог обойти тему любви и дал собственное определение этому вселенскому чувству. Получилось лаконично и по-постмодернистски остроумно: «Кто метал о стенки кости. Кто-то юморил co злости. Вот и вся любовь». После того как лидер «мумиев» поучаствовал в появлении на свет первых записей Земфиры, уважение к нему в музыкальном мире и не только достигло таких масштабов, что Лагутенко вполне мог бы себе позволить всю оставшуюся жизнь «курить бамбук» и ничего не делать, настолько велики его заслуги перед российской поп-культурой.

Но «икона» не устает записывать альбомы, участвовать в кинопроектах и придумывать что-то новое. Хотя это и не вызывает уже такого интереса и восторга у публики и экспертного сообщества. Вот и последняя студийная запись группы «Мумий Тролль» — пластинка «SOS Матросу» — вызвала интерес скорее обстоятельствами ее выхода на свет, нежели музыкальным содержанием. Лагутенко со товарищи записал альбом во время многомесячного кругосветного путешествия на знаменитом паруснике «Седов». Впрочем, по мнению критиков, на этом достоинства «SOS Матросу» в основном и заканчиваются. А сама музыка на нем излишне эклектична и, скорее, похожа на так и не доведенный до логического завершения эксперимент.

DSC_2610.jpg

«УТЕКАЙ» ШЕЛ ЧЕТВЕРТЫМ НОМЕРОМ ПРОГРАММЫ

В казанской «Пирамиде» публики было достаточно, хотя и стало понятно, почему концерт перенесли из Дворца спорта, ведь там площадка в 3 раза больше. Любопытно, что многие среди аудитории, даже невзирая на разницу в возрасте лет эдак в 10, говорили про группу «Мумий Тролль» примерно одно и то же: «Это музыка моего детства». Не знаю, какой же именно возраст считали детским собеседники корреспондента «БИЗНЕС Online», но улыбка чеширского кота от Лагутенко — это что-то, действительно, такое доброе, светлое и непосредственное, стоящее в одном ряду воспоминаний с лучшими диснеевскими мультфильмами. Да и сам певец подтвердил, что слухи о том, что он безнадежно повзрослел, — это всего лишь слухи. С первой же песни, заглавной и одноименной с последней пластинки «SOS Матросу», лидер «мумиев» отжигал по полной программе, фирменно корчил смешные рожицы и «выкидывал коленца». Вот только публика, это было заметно, новый материал знала не слишком хорошо и реагировала довольно вяло, за исключением небольшой группы юных фанаток группы, которые пришли на концерт в тельняшках, а также подготовились в части самодельных плакатов с разными «мимими» в адрес любимых артистов.

Тогда Лагутенко сжалился над аудиторией и уже четвертым номером программы продемонстрировал бессмертный номер «Утекай». Хоть и в оригинальной аранжировке, но знаменитый хит был спет хором с залом. Правда, следующего подобного праздника духа пришлось ждать еще примерно полчаса, спустя которые фронтмен даже поблагодарил собравшихся за терпение в прослушивании нового материала группы «Мумий Тролль»: «Спасибо за знание, умение, выдержку, любовь».

DSC_2535.jpg

ОНИ НЕ СОБИРАЮТСЯ БРОНЗОВЕТЬ

Если кто-то за время первой части концерта и забыл, что Лагутенко — автор еще с полдюжины важнейших поп-песен на русском языке, то певец напомнил об этом казанской публике во второй его половине. Особенно хороша была «Невеста», которая почему-то нашла особенно живой отклик у женской части аудитории. Видимо, дамам было приятно, что не они оказались в руках у циничного жениха, собиравшегося «тратить все твои деньги». Были и «Кот кота (вот и вся любовь)», «Владивосток 2000», выход на бис завершили «Дельфины». Жаль, что не нашлось места в плей-листе группы для изумительной «Моей певицы», романтичных «Таких девчонок», трогательной «Девочки». Впрочем, нежелание основоположника «рокапопса» превращать свои концерты в «дискотеку 90-х» тоже похвально. Лагутенко — одна из тех легенд, которая не собирается бронзоветь и покрываться ржавчиной. И, хотя присутствие «Мумий Тролль» в музыкальном пространстве с каждым годом ощущается все меньше, эта группа продолжает оставаться одним из главных достижений отечественной массовой культуры.

Фото: Любовь Симонова
Видео: Любовь Симонова