ТАБЛЕТКИ ОТ МОРСКОЙ БОЛЕЗНИ НЕ ПОНАДОБИЛИСЬ

— Илья Игоревич, в июле этого года завершилось ваша 14-месячная кругосветная эпопея, после которой вы обещали выпустить особенный, «морской» альбом, что, собственно, и сделали. Трудно было записывать песни во время морской качки? Кстати, кто-то из участников группы маялся с морской болезнью?

— Таблетки от морской болезни оказались самым невостребованным из всего того, что мы взяли с собой на борт. Вообще же океанские просторы — прекрасное место и пространство для творчества. Песни писались буквально «на коленке», ведь на барке не было профессиональной студии. Зато у нас всегда была благодарная публика — команда «Седова», они волей-неволей становились первыми слушателями всех новых песен. И, к счастью, нареканий не поступало.

— Отличался ли эмоционально процесс записи альбома «SOS матросу!» от других?

— Запись альбома — это определенный жизненный этап. Я всегда хотел, чтобы они были разные. Пока получается.

— Песня «Кажется», которая впервые прозвучала в программе «Вечерний Ургант», полюбилась многим вашим поклонникам, однако она не была включена в альбом. Почему?

— Она будет включена в следующий, я обещаю!!!

— Кому в голову пришла идея кругосветного путешествия? Все ли участники сразу согласились на «кругосветку», пришлось ли кого-то уговаривать?

— Совершить кругосветное путешествие и записать альбом в морском походе — моя давняя мечта, которая стала реальностью. Еще во время нашего ВМФ тура, когда группа выступала на боевых кораблях и в городах штаб-квартирах ВМФ России, мы даже выходили с инициативой организовать такой необычный военно-морской визит дружбы. Представляете, всплывает российская подлодка на Темзе или Гудзоне. Все в панике: «Русские идут!» А мы всего лишь играем русский рок на палубе! (смеется). Минобороны сочло такой подход чересчур радикальным, а в Белом Доме нам посоветовали обратиться к российскому «Росрыболовству», которое в тот момент как раз начинало собирать парусник «Седов» в кругосветку. Вот так все и началось...

— 14 месяцев в замкнутом пространстве — это психологически очень сложно. Не было ли конфликтов с командой парусника «Седов» или внутри вашего коллектива? Как разрешались такие ситуации, кто брал на себя роль «огнетушителя»?

— После кругосветки в группе остались только самые настоящие... моряки! А что? Согласитесь, хорошая идея для проверки коллектива на прочность — выйти в открытый океан. Испытание, увы, прошли не все. После возвращения из плавания «Мумий Тролль» отправился в гастрольный тур. Во время него с корабля на «берег» сошел 40-летний гитарист Юрий Цалер. Он сообщил, что не может более продолжать выступления по личным причинам. Однако отменять из-за этого концерты по всей России коллектив не стал. Цалер предоставил вместо себя замену — так в группе появился новый участник.

«МЫ ПОДВЕРГЛИСЬ ОБСТРЕЛУ КАКИХ-ТО ЛЕСНЫХ ЛЕШИХ»

— Какое самое трудное время было во время путешествия — начало или конец? Почему?

— Самое трудное — пережить момент, когда все закончилось, так как хочется снова в поход.

— Чему вы научились во время путешествия? Сколько морских узлов теперь вы можете связать? Вам разрешали подниматься на мачты и помогать убирать паруса?

— Во время путешествия мы вели сьемку художественного фильма. Так что приходилось не только писать песни и авралить на парусах. Только вот чистить картошку на камбуз нас не пустили — там такая очередь из курсантов, что нам за несколько месяцев не достояться.

Кругосветка, кстати, прошла спокойнее, чем последующий Российский тур. Ни сомалийские пираты, ни шторма не мешали в пути (смеется). А тут в России родные дороги не дают расслабиться. Где-то на полпути к Иркутску в наш автобус непонятно откуда вдруг полетели камни. Вы не представляете, мы подверглись обстрелу каких-то лесных леших! Камни этих катапульт разбили стекла автобуса. Дороги, которыми, вроде, вся страна гордится, проходят в таких непролазных местах!

ЭКЗОТИЧЕСКИЙ УЖИН С ФУГУ

— И все же, какая страна или город вам запомнились больше всего за время морского путешествия?

— Я вообще люблю жизнь городов-портов. Она совершенно особенная. А уж в азиатских портах есть на что посмотреть, чем развлечься, как прочувствовать настоящую жизнь. В Нагасаки мне удалось исполнить давнишнюю гастрономическую мечту. Был февраль — сезон вылова знаменитой рыбы фугу, с помощью которой, если ее чуть-чуть неправильно разделать, можно отправиться в другие миры. Более того, наш барабанщик Олег Пунгин эту рыбу поймал с борта, пока мы стояли на рейде у входа в Нагасаки. Благо, боцман разъяснил ему, что это за рыба, и ее отпустили обратно в море. А на следующий день мы уже воспользовались услугами специального лицензированного шеф-повара, которых буквально несколько десятков по всей Японии, и отведали экзотический ужин из фугу. Это была целая церемония, кулинарная ода отдельно взятой рыбе — ничего более изысканного мне не доводилось пробовать ранее.

— Как вас встречали близкие и фанаты после долгой разлуки?

— Моя семья часто навещала меня в портах заходов. Мои дочки даже стали называть «Седов» «папиным кораблем» (смеется). Они подружились с капитаном корабля — Николаем Зорченко. Он удивительный человек, строго относится к курсантам, но очень душевно — ко всем гостям корабля. Моим дочкам разрешили и постоять у штурвала, и побывать в капитанской рубке, думаю, могут вырасти настоящие капитанши!

— Не планируете написать книгу о том, как проходило эта кругосветка?

Книгу — нет, а вот художественный фильм уже на подходе. Наша лента — о рок-группе из небольшого портового городка, которая пытается вырваться за пределы своей местечковой популярности. И так как большая земля далеко, а горизонт совсем рядом, они волею судеб отправляются в путешествие под парусами — открывать для себя новые земли. В чем-то ее сюжет созвучен историям о мореплавателях прошлых веков, но наш — на современный лад. По жанру это определенно будет музыкальный фильм, но не в прямом смысле «туровая документалистика». Больше представляю это художественно-музыкальной картиной. И в своем первом фильме я выступаю и как сценарист, и как режиссер, и как продюсер, и как актер, и как композитор.

ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ БУДЕТ К 100-ЛЕТИЮ МУМИЙ ТРОЛЛЬ

— 2013 год можно назвать праздничным для «Мумий Тролль». 30 лет деятельности группы, альбом «SOS матросу!» стал также юбилейным, десятым. В честь этих событий, вы собираетесь устроить для своих поклонников что-то особенное? Может, какой-нибудь юбилейный концерт?

— Пока еще рано, только к 100-летию.

— «Мумий Тролль» 30 лет назад и «Мумий Тролль» сейчас сильно отличаются? Чем?

— Ничем не отличаются. Но понимающих поклонников явно прибавилось. 30 лет назад о существовании МТ знали только мои родители и сосед по лестничной площадке (смеется).

— Если говорить о вашем поколении и новом поколении российских музыкантов, есть ли разница?

— Не вижу никакой принципиальной разницы, разве что сейчас информация подоступнее и музыкальные инструменты дешевле.

— Илья Игоревич, помимо музыки, стихов, книг, вы так же пишете картины. Где их можно увидеть, можно ли приобрести?

— В декабре в Московском музее современного искусства открывается выставка, посвященная проекту оформления альбома «SOS Матросу!». Приходите, смотрите, покупайте!

«Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ МЭРОМ»

— Однажды ходили слухи, что Илья Лагутенко хочет стать мэром Владивостока. А вы сами не хотели стать мэром, получить полномочия для того, чтобы что-то поменять в нашей жизни?

— Нет, я не хочу стать мэром. Но я понимаю, что моим отношением к собственной музыке мне удалось повлиять на жизни совершенно разных людей. Тот факт, что наш альбом "Икра" 1997 года стал самой влиятельной работой для музыкантов нового поколения XXI века, уже о многом говорит. Хотя, я и не предполагал, что можно так далеко зайти (смеется).

— Каково ваше отношение к российской политике в целом и к участию в ней некоторых известных российских рок-музыкантов и писателей?

— У всех есть свои хобби. Меня лично современная архитектура и «зеленые» технологии увлекают.

«АКТУАЛЬНО ТО, ЧТО НЕ ХОЧЕТСЯ ВЫКЛЮЧИТЬ НА ПЯТОЙ СЕКУНДЕ»

— Совсем недавно вам исполнилось 45 лет. Как вас поздравили коллеги и друзья? Что подарили? Сами вы себя ощущаете в каком возрасте?

— Прислали поздравления СМС-ками. В «Мумий Тролль music bar» во Владивостоке собрались музыканты рок-клуба 80-х и спели свои песни. А со своим другом детства Пашкой, с которым я и основал свою первую группу в возрасте 10 лет, мы сыграли импровизированный DJ-set из песен, которые сформировали наше музыкальное сознание.

— Как вы любите отдыхать в свободное время?

— Запускать с дочками воздушного змея на пустынных пляжах.

— Какую музыку вы считаете актуальной на данный момент? Что сейчас слушаете сами?

— Всегда актуально то, что не хочется выключить на пятой секунде (смеется).

— Давайте поговорим немного о сокровенном: какое самое трудное решение в своей жизни вы приняли?

— Вам лучше об этом не знать (смеется).

— Хорошо, а тогда каким для себя вы видите смысл жизни?

— Быть занятым делом, которое ты готов делать и без денег.

«МЫ ВСЕГДА РАДЫ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В КАЗАНЬ»

— В Казани вы уже не первый раз, и были вы здесь, можно сказать, совсем недавно — на церемонии закрытия Универсиады. Какие впечатления произвела на вас эта церемония, все ли прошло так, как было запланировано? Встречались ли вы с татарстанскими VIP-ами, о чем разговаривали?

— Нет, никого не видели, ни с кем не разговаривали. Я не знаю, как было запланировано. Но что касалось нашей песни, то все прошло, как и договорились: нам предложили спеть песню, которая бы ассоциировалась с зарождением новой жизни, и я выбрал песню, которую тогда еще никто не слышал. Что касается видео, то впервые оно транслировалось во время нашего выступления.

Какие впечатления у вас от Казани, от местной публики?

— Всегда все хорошо. Перемены в инфраструктуре на виду. Мы всегда рады возвращаться в Казань.