«МЫ ДОЛЖНЫ ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРОЕКТ ПО ВСМ»

Сегодня в Казани в рамках 10-летнего юбилея ОАО «РЖД» при участии президента РТ и начальников двух железных дорог, проходящих по территории — Горьковской и Куйбышевской — подвели итоги сотрудничества и наметили перспективы дальнейшей работы.

«Российские железные дороги были, есть и останутся нашими стратегическими партнерами», — подчеркнул президент РТ Рустам Минниханов, открывая совещание. Он поблагодарил железнодорожников в лице старшего вице-президента по организации железнодорожных перевозок Анатолия Краснощека за содействие в реализации проекта «ТАНЕКО» и активное участие в подготовке к Универсиаде. «Все договоренности были полностью выполнены, и мы считаем, что благодаря Российским железным дорогам Казань сегодня является одним из наиболее обустроенных для пассажиров городов», — отметил президент.

На участке Горьковской железной дороги, по словам ее начальника Анатолия Лесуна, за 10 лет было инвестировано более 35 млрд. рублей, за это же время в местные и республиканский бюджеты было перечислено в виде налогов 8 млрд. рублей. Начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Соложенкин отметил, что за 10 лет в модернизацию и строительство новых объектов было вложено 250 млн. рублей, обновлена треть пассажирских пригородных платформ. Однако в основном приоритетом дороги являются грузоперевозки и, в частности, обслуживание Нижнекамского промышленного узла. В последнее время каждая пятая тонна груза Куйбышевского филиала РЖД формируется Татарстаном.

Но самое главное сейчас — это, конечно, перспективные проекты: строительство высокоскоростной магистрали и железнодорожного «окольцовывания» Казани.

«Мы хотим расти, и, конечно, чтобы решать эту задачу, очень серьезный момент — транспортная инфраструктура, — отметил Минниханов, комментируя итоги совещания. — Точка роста республики — Камский кластер, это Елабуга, Нижнекамск, Набережные Челны. Я не говорю, что другие территории не будут расти, но эти зоны будут расти очень серьезно... Поэтому, с одной стороны, с Горьковской дорогой до чемпионата мира по футболу мы должны реализовать проект по ВСМ. И второе — это большая программа Камского кластера, и для РЖД важно создавать клиентскую базу, грузы, которые стабильно будут перемещаться. По всем этим направлениям у нас есть понимание, но нашего понимания недостаточно, надо донести его за пределы Республики Татарстан, за пределы ОАО «РЖД». Потому что все эти проекты требуют серьезных, в том числе государственных, инвестиций...»

По словам Минниханова, высокоскоростная магистраль — не просто проект по перемещению чего-то на какое-то расстояние. Это другая философия жизни, ментальный разворот населения, уход от «сидения» на одном месте к динамике движения современной жизни. 3,5 часа — и ты в Москве, 3,5 часа — и ты в Екатеринбурге. За час можно добраться до Нижнего Новгорода. Связь регионов будет прочнее, чем когда бы то ни было. Именно транспортная доступность «сделала» в свое время США — за счет относительно небольших расстояний. У России будут те же возможности, но уже за счет скорости.

444.jpg

ЛЕНАР САФИН ПРЕДЛОЖИЛ ИЗМЕНИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВСМ

То, что Татарстан сильнейшим образом заинтересован в скорейшем строительстве ВСМ, стало ясно из выступления главы минтранса Ленара Сафина. Министр предложил не тянуть со временем и начать параллельное строительство железнодорожных объектов. По его мнению, приступить к возведению терминала под ВСМ на Казань-2 можно уже к концу этого года.

Но главное — решить вопрос с формированием огромного массива земельных участков для строительства магистрали. Сафин предложил на федеральном уровне внести ряд изменений в законодательство — по примеру олимпийского Сочи, где процедуры изъятия упростили отдельным федеральным законом.

«При формировании полосы отвода будущей трассы остро встанут вопросы земельно-имущественного характера, которые будут актуальны для всех регионов Российской Федерации, — заявил Сафин. — В этой связи необходимо принять на федеральном уровне четкий механизм упрощенного изъятия земельных участков, в том числе и по землям лесного фонда для нужд строительства ВСМ».

Необходимо уже сейчас предусмотреть в рамках проекта финансирование под выкуп земельных участков, заявил министр. В целях снятия возможных проблем по линии общественных организаций и граждан необходимо на местах организовывать разъяснительную работу с населением — через СМИ и интернет. Кроме того, необходимо с федерального уровня на республиканский — возможно, на какой-то определенный срок — передать полномочия по изъятию земель из федеральной собственности под ВСМ, в том числе участков, находящихся в долгосрочной аренде. Необходимо также в 4 раза — с одного года до трех месяцев — сократить сроки письменного уведомления собственников о предстоящем изъятии. А для расширения оснований для изъятия статью 49 Земельного кодекса РФ, по мнению Сафина, необходимо дополнить пунктом «Иные обстоятельства, установленные законами субъектов РФ». Предоставление земельных участков для ВСМ должно осуществляться без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.

«Республика предлагает уже в том году провести инженерно-геологические, геодезические изыскания и начать подготовительные работы под освоение территории — вырубку леса, временные подъездные дороги, возведение баз для размещения строителей, — заявил Сафин. — Для ускорения проектирования предлагаю привлечь наши проектные институты».

Комментируя озвученные инициативы, начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун отметил, что не стоит затягивать с передачей этих предложений на федеральный уровень.

ПРОЕКТ ВСМ: КРУПНЕЙШИЙ ЗАКАЗ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Напомним, что проект ВСМ обсуждался на совещании под председательством Владимира Путина. Участок дороги Москва — Казань, точная длина которого все еще неизвестна, обойдется примерно в 928 млрд. рублей. Это один из самых дорогих проектов новой России — примерно треть его должны составить частные инвестиции. Трасса пройдет через пять регионов РФ с остановками во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах.

Эта стройка — крупнейший заказ в национальной промышленности. Вот какие цифры показали сегодня Минниханову на выставке в кабмине РТ. На ВСМ Москва — Казань понадобится 133 млн. кубометров нерудных материалов на 86 млрд. рублей, более 19 млн. кубометров бетона и железобетонных конструкций на 125 млрд. рублей. 1 млн. т металлоконструкций будет поставлен на стройплощадки — это почти 20 млрд. рублей. 200 тыс. т рельсов, 600 комплектов стрелок, 4 млн. шпал, 300 млн. километров кабелей опутают эти сотни километров путей. Так что одни только материалы для строительства обойдутся в общей сложности почти в 274 млрд. рублей.

333.jpg

На стройке будут задействованы сотни машин — землеройные комплексы, краны, путеукладчики и рельсовозы, растворо-бетонные узлы, спецавтомобили, грузовики и прочая техника — в общей сложности примерно 1200 единиц.

85% полигона строительства ВСМ проходит по участку Горьковской железной дороги — магистраль будет связана общими инфраструктурными комплексами. Как отметил Лесун, стройка века потребует как минимум 30 тыс. рабочих рук.

А КТО ПРОТИВ?

Несмотря на то что проект ВСМ проходит пока только начальный этап, у него уже появились первые противники. Причем это не экологи, а, как ни удивительно, представители среднего класса. Свою обеспокоенность выразили в первую очередь владельцы загородного жилья, которые строятся или живут в поселке Займище (сейчас это территория Кировского района).

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», 19 октября в Займище состоялся сход жителей поселка, где на повестке дня было «признание предлагаемого варианта прохождении высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург ущемляющим их интересы». По представленному минтрансом на обсуждение варианту магистраль может пройти по территории частного сектора — это стало причиной схода. По мнению подписантов, данные варианты приведут к отчуждению городского пространства, созданию неудобств для казанцев и изъятию земельных участков, находящихся в частной собственности граждан. Это неизбежно приведет к росту социальной напряженности в связи с реализацией данного масштабного проекта».

555.jpg

Еще 28 августа 161 житель Займища подготовил свои предложения (имеются в распоряжении «БИЗНЕС Online») по изменению маршрута ВСМ. В частности, они предлагают железнодорожную ветку направить севернее Казани и прилегающих лесных массивов. «Она может пройти от вокзала Казань-1 через промышленные зоны мимо порохового завода, поселка Левченко, с возможным заходом на станцию Казань-2 (Восстание), далее мимо завода «Оргсинтез», Жилплощадки до пересечения с автотрассой М7 в районе поселка Новониколаевский, затем пройти участок параллельно трасс М7 и обогнуть лесной массив с востока — через населенные пункты Семиозерка и Шигали до пересечения с трассой ВСМ-2. Под предложением, отправленном в Москву, подписался 161 человек.

Как стало известно из другого обращения, в республиканскую прокуратуру на имя Илдуса Нафикова, жители Займища считают, что проходившие 30 июля этого года общественные слушания по ВСМ недействительны.

Так, на слушаниях был представлен ранее не опубликованный вариант маршрута ВСМ, который предусматривает прохождение его вдоль существующей железной дороги через поселки Займище и Юдино. «Завтра часть жителей Займища присоединятся к акции протеста КПРФ. Она пройдет у памятника Муллануру Вахитову. Пока, к сожалению, мы не можем получить внятный ответ от властей, но мы намерены всеми законными способами показать, что ВСМ затрагивает интересы одной из самой активной части нашего общества, и без публичного обсуждения проблемы здесь не обойдется», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» одна из активисток Рамиля Ахметзянова.

Опрошенные риэлторы отмечают, что с началом строительства объездной трассы по волжским островам и появлением слухов о ВСМ направление Займища теряет свою привлекательность среди клиентов.

222.jpg

ДЕНЕЖНОЕ БЕЗДЕНЕЖЬЕ

Отметим, что при изъятии земель с проблемами сталкиваются как государство, так и собственники. К примеру, на последнем заседании антикоррупционного совета Минниханов обозначил проблему с завышением ценой выкупа и «самодеятельностью» районных исполкомов.

«В моду вошло массовое изъятие вида разрешенного использования сельхозземель под дачную застройку. Я не возражаю против дачной застройки, но это должно быть прозрачно, это должно быть выгодно для района, а не выгодно для определенного лица, в том числе должностного», — посетовал президент. И перешел к фактам, которые его особенно возмутили, а именно завышение цены выкупа участков под строительство газопровода Миннибаево — Казань в Пестречинском районе. «Это огромные инвестиции, которых мы добились через «Газпром», порядка 8 миллиардов рублей. Но некоторые лица, зная об этом, купили земельные участки и предлагают аренду, в 70 раз превышающую стоимость выкупленной земли. Ну это, конечно, и нечестно, и неправильно. Это чисто коррупционная составляющая», — цитировала слова Минниханова с закрытого совещания пресс-служба президента РТ.

К слову, после того памятного совещания на сайте кабмина в разделе документа появилось сообщение, что правительство РТ «в целях реализации инвестиционного проекта «Реконструкция газопровода Миннибаево — Казань на участке 220 — 285 км» по предложению минзема приняло решение изъять путем выкупа земельные участки общей площадью 5,5662 гектара. Собственником данных участков являлось некое ООО «АгроТакт».

А вот с другой стороной медали взаимоотношений с государством столкнулся фермер Рашид Шарапов из Лаишевского района. В этом году он был вынужден через суд требовать компенсацию за изъятые у него еще в 2005 году 23 га земли под строительство автодороги Шали – Сорочьи Горы. Добровольно государство не поспешило возместить фермеру его финансовые потери.

«МЫ С ВАМИ ОБСУЖДАЕМ МИШКУ, КОТОРЫЙ ПО ЛЕСУ ХОДИТ, А МЫ УЖЕ ЕГО ШКУРУ ПОДЕЛИЛИ, НА ПОЛ ПОСТЕЛИЛИ!»

Как изъятие земель под ВСМ повлияет на рынок земли, стоит ли играть с государством в «земельные игры» или лучше держаться от этого подальше? С таким вопросом корресподенты «БИЗНЕС Online» обратились к участникам рынка.

Роберт Хайруллин — генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент» (ASG):

— Реализация мегапроектов, каковым является ВСМ, невозможна без внесения изменений в законодательные акты (достаточно вспомнить подготовку к проведению Олимпиады в Сочи). В частности, строительство магистрали сопряжено с изъятием земельных участков: при этом нужно помнить, что чем больше прямых участков трассы, тем дешевле строительство ВСМ в целом. Конкретной информацией о маршруте трассы мы не владеем, но, обладая информацией из публичных источников о схеме прохождения, видим, что частично она может затронуть земельные участки в Зеленодольском районе, находящиеся в управлении нашей компании.

Что касается сроков строительства — возможно ли построить за более длительный срок, но по действующему законодательству? Думаю, вопрос не совсем корректен. Дело ведь не в том, чтобы успеть к чемпионату, а в том, чтобы упростить саму процедуру изъятия. Это понятие в большей степени относится к регулированию процессов между государственными органами, нежели между частным собственником и государством. Лишить собственника его частной собственности никто не может — она священна, и никто на нее не покушается. Поэтому упрощенный порядок изъятия нужно понимать как оптимизацию самой процедуры принятия всех решений.

С самим порядком упрощенной процедуры изъятия мы пока не знакомы, но убеждены, что мнения частных собственников в этих поправках будут сведены к минимуму. Но в то же время государству нужно понимать, что если в этих вопросах не достичь компромисса и решать их в судебном порядке, то сроки сдачи всего проекта могут оказаться под угрозой.

Однозначно, строительство ВСМ повлияет на рынок земли, и прежде всего в рамках повышения инвестиционной привлекательности Казанской агломерации (самого мегаполиса и пригородных земель) и республики в целом. Анализировать нужно каждый участок в отдельности, но прямой зависимости нет — привлекательность земли вдоль ВСМ практически не изменится, ведь в целом на трассе не предусмотрено остановок вблизи каждого населенного пункта (иначе теряется всякий смысл высокоскоростной магистрали). В то же время необходимо понимать, что это будет сложное инженерно-техническое сооружение, которое станет некой границей, разделяющей многие территории на отдельные части, ограничивая как свободное передвижение между территориями, так и прохождение, и соединение территорий линейными коммуникациями.

Для конкретного инвестора, на мой взгляд, прохождение трассы ВСМ не является критерием для покупки или скорейшей продажи земельного участка. Фактически трасса может являться неким обременением по будущему использованию прилегающих земельных участков, но все зависит от конкретного проекта и транспортной логистики в целом. Поэтому при грамотном подходе ее влияние может быть как нейтральным, так и положительным. Можно лишь порекомендовать инвесторам вкладываться в развитие Казанской агломерации в целом, поскольку строительство ВСМ — это однозначно серьезный вклад в ее развитие со стороны государства.

Валерий Абсалямов — директор ЦДН «Валери»:

— Вы полагаете, что сейчас кто-то начнет скупать какие-то земли? Но пока непонятно, как именно пройдет трасса. Неясно, каким будет механизм компенсации. Инвесторы постоянно интересуются ситуацией, конечно, разговоры идут. Но сейчас мы с вами обсуждаем мишку, который еще по лесу ходит, а мы уже его шкуру поделили, на пол постелили... Надо увидеть механизм, как он будет работать. Следует учесть, что в госорганах далеко не дураки сидят — и если какие-то там игры будут, наверное, все это быстро кончится. Достаточно вспомнить настрой нашего президента республики — он сильно играть не даст, по рукам надает, мало не покажется.

Для тех, у кого участки есть, может быть, это будет каким-то плюсом. А кто захочет с государством в земельные игры поиграть, надо быть очень аккуратным — с государством это тяжеловато. Если кто-то скупил и попытается продавать государству втридорога, наверняка административный ресурс будет подключен.

Принципиально никакой разницы для собственника нет — что в Москве будут решать, что в Татарстане, все равно решать вопрос изъятия будут чиновники. Сроки? Что вы за год соберетесь, что за три месяца — если вы землю не использовали, вопрос не глобальный.

Оттого, что земельные участки как-то дорого или дешево купили, цена вопроса других земель вряд ли изменится. Это же небольшая полоска земли, по существу. Даже в Казани это не сильно повлияет на объемы рынка. Стоят огромные проплешины, которые можно застраивать. Конечно, Талгат Мидхатович часто говорит, что земли нет, но, наверное, он имеет в виду землю с коммуникациями?.. Исполком конкурсы объявляет — где есть свободная земля, сообщайте, хотя, наверное, лучше, чем городские чиновники, ситуацию никто не представляет. Поэтому говорить, что вырезанная полоска земли как-то скажется на стоимости земель в целом — я не верю в это. Земли достаточно, и особого спроса-то на рынке нет. Да, хорошие участки в городе интересуют, это прибыльно. А в целом все достаточно спокойно.

Айрат Гатин — генеральный директор ООО «Юридический Центр «Правосудие»:

— Полагаю, что такие изменения в законе позволят более оперативно решать вопросы, возникающие при строительстве высокоскоростной магистрали. Поскольку для ее создания необходимо привлечение значительной доли инвестиций, в целом от ее строительства будет больше плюсов, чем минусов. Если в законе будет указано об изъятии земель только в пределах строительства высокоскоростной магистрали, то на рынок недвижимости Татарстана это никак не повлияет. В случае принятия обсуждаемого закона вероятно охлаждение инвесторов к предполагаемым территориям прохождения высокоскоростной магистрали.

Согласно статье 57 ГК РФ, при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд подлежат возмещению убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные собственнику. Поскольку земельные участки будут изъяты, прибыль для инвесторов они приносить не будут (в частности, арендную плату взимать будет невозможно), поэтому перспектив вкладываться в земли, предназначенные для строительства магистрали, нет.

Рисхат Сабирзянов — гендиректор ООО «Агентство недвижимости «КАМА»:

— Если под каждую ситуацию мы будем менять действующие законы, то в стране начнется бардак. Изначально нужно принимать адекватные законы, и тогда ничего не нужно будет менять. Если эти изменения произойдут, то у собственников не будет уверенности в реальном правообладании на купленную землю. Это как изъятие имущества судебными приставами — пришли эти ребята в дом, забрали все, что им понравилось, и выплатили сумму в разы ниже реальной... Такая же тенденция будет и здесь: хорошие земли начнут в прямом смысле отбирать. Начнется произвол. Что самое интересное, собственники ничего не смогут с этим сделать. Еще раз повторюсь, что законодательство должно меняться только в лучшую сторону. Работать для народа, а не против него.

Я бы порекомендовал выкупать эти земли по нормальной цене. Уверен, если предложить адекватную сумму, реальную рыночную стоимость, эти участки обязательно продадут. Это рынок — договориться всегда можно.

По поводу охлаждения инвесторов, думаю, что государство в любом случае будет поддерживать интерес к этим землям.

Сейчас все, кто вкладывается в инфраструктуру возле трассы, уже знают генплан — при других условиях инвестировать бессмысленно. Естественно, будут покупать те земли, которых трасса не коснется точно. Человек, который не знает ее точной трассировки и покупает землю возле трассы, точно останется не у дел.

Справка

Протяженность железных дорог в республике составляет 1889 километров. Действуют 25 вокзалов, 210 пассажирских остановочных пунктов. В железнодорожной отрасли работают порядка 17 тыс. татарстанцев. Средняя заработная плата работников Горьковской железной дороги — 31,5 тыс. рублей. За 9 месяцев 2013 года железными дорогами в Татарстане перевезено 6,2 млн. пассажиров, 11,6 млн. тонн грузов. К Универсиаде РЖД инвестировали в развитие железнодорожных объектов 26 млрд. рублей, включая строительство терминала Казань-2, транспортно-пересадочного узла и интермодальной ветки Казань — аэропорт.