2013-10-25-13-23-11.jpg
На офисном здании недавно появилась новая «наружка» с рекламой халяль-кафе «Ханума». Процесс, что называется, пошел… 

ПОД ВЫВЕСКОЙ «ВИВАЛЬДИ» И «ХАНУМЫ»

Поводом для материала стала ситуация в одном из офисных центров на улице Лобачевского. Здание хоть и находится в самом центре, но расположено отнюдь не на первой линии, поэтому все, кто покупал здесь помещения, изначально планировал не розничную торговлю, а размещение офиса. Сидеть в «вороньей слободке» никому не хотелось, поэтому было найдено устраивающее всех решение: у входа в каждый подъезд установить единообразные таблички с указанием, на каком этаже находится та или иная компания. Как говорится: и фасад цел, и посетители сориентированы. Красиво, цивилизованно, аккуратно.

Так продолжалось лет семь, в течение которых никто из собственников не пытался «тянуть одеяло» на себя. Пока в этом году в офисном центре не появился магазин «Вивальди». Выкупив первый этаж в одном из подъездов, он тут же «украсил» фасад своим немаленьким логотипом. (Забегая немного вперед, отметим: лиха беда начало! Спустя месяца полтора, вслед за вывеской «Вивальди» на здании появилась новая «наружка» с рекламой халяль-кафе «Ханума». Процесс, что называется, пошел…)

Одна из компаний-старожилов возмутилась и написала письмо владельцам, напомнив, что постановление Казгордумы обязывает согласовывать размещение вывески со всеми собственниками. Юристы магазина сообщили, что отправляли запрос управляющей компании, чтобы выяснить… координаты всех своих соседей, но ответа не получили. И решили установить вывеску без лишних формальностей. Просто подняться по лестнице к соседям и заранее выяснить их позицию юристам «Вивальди», очевидно, и в голову не пришло.

Они пошли другим путем: уже получив письмо, предоставили в управление наружной рекламы и информации (УНРИ) документ о согласии всех собственников на установку вывески. Или подписи подделали, или всех собственников не указали… Подробностей выяснить не удалось: с журналистом «БИЗНЕС Online» в «Вивальди» отказались общаться. Кстати, юристы той самой «вредной» компании – ИД «Парадигма» – выяснили, что еще как минимум двое из якобы подписавших согласие на вывеску «Вивальди» совладельцев здания давали свое согласие только устно – а никак не письменно. И подписи свои под копией документа они просто не признали. 

2013-10-25-12-55-23.jpg
Выкупив первый этаж в одном из подъездов, «Вивальди» тут же «украсил» фасад своим немаленьким логотипом 

ШТРАФ ЗА УСТАНОВКУ НЕЗАКОННЫХ БАННЕРОВ ВЫРОС ДО 1 МЛН. РУБЛЕЙ

УНРИ, получив письмо с просьбой разобраться в ситуации, потребовало демонтажа незаконно установленных конструкций в 30-дневный срок.

- Если предписание не будет исполнено, дело уйдет в уполномоченные органы для привлечения владельцев вывески к административной ответственности, – пояснила газете «БИЗНЕС Online» начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Ирина Дябилкина.

Как оказалось, «рекламно-вывесочные» скандалы в Казани – обычное дело. В день нашего разговора с Ириной Витальевной ей пришлось рассматривать сразу два новых обращения. В одном заявитель жаловался на незаконную установку вывески на его собственном (!) балконе. В другом жильцы ЖК «Ленинец-23» потребовали приостановить оформление бумаг на размещение баннера на торце дома: председатель, по их словам, самовольно дал на это разрешение, не обсуждая вопрос с владельцами квартир.

Ежемесячно УНРИ имеет дело с десятками «жалобных» писем – и далеко не всегда здесь могут помочь обратившимся. Управление не следственный орган, сверять подписи, проверять их подлинность полномочий не имеет. Сдавая документы на оформление вывесок и «наружки», заявитель берет на себя ответственность за полноту и достоверность предоставляемых документов. Так что если вовремя не забить тревогу, вполне может случиться по пословице «без меня меня женили», и факт подделки подписи придется доказывать в суде. Только после этого выданное управлением наружной рекламы разрешение может быть аннулировано, а вывеска или баннер – демонтированы.

24823.jpg
Ирина Дябилкина: «Если предписание не будет исполнено, дело уйдет в уполномоченные органы для привлечения владельцев вывески к административной ответственности»

- Рекламные фирмы, случается, практикуют оформление согласия на размещение рекламных конструкций с жильцами, обходя при этом ту самую квартиру, права которой непосредственно затрагиваются и владельцы которой могут быть против, – уточняет Дябилкина. – Это, честно говоря, не очень порядочно. Но закон здесь трактует ситуацию однозначно. В случае с многоквартирными домами достаточно согласия 2/3 собственников квартир. Если речь идет о встроенно-пристроенном помещении или об офисном здании, нужны подписи всех собственников без исключения…

Но надо сказать, что казанцы стали куда более грамотными в этих вопросах. В спорных ситуациях они не стесняются направлять жалобы в УНРИ, прокуратуру, Роспотребнадзор.

- Люди успешно осваивают практику оспаривания незаконного размещения рекламы и информации, – продолжает Дябилкина. – Тем более что с этого года установка незаконной рекламной конструкции может обойтись нарушителю в полмиллиона – миллион рублей штрафа на юрлицо. Право привлечения по этим статьям остается за полицейскими, но, честно говоря, пока у нас по Казани нет информации о прецедентах наложения штрафов такого размера. По поводу вывесок кроме органов УВД также можно обратиться в управление административно-технической инспекции (УАТИ). Штрафы здесь поменьше, но тоже серьезные. В этом случае не потребуется длительных судебных процедур, и вопрос может разрешиться гораздо быстрее.

Уточним: органы УВД могут штрафовать и по рекламе, и по вывескам, УАТИ привлекает к административной ответственности только по информационным конструкциям. Как отличить рекламный баннер от информационной конструкции? Понятие рекламы и информации расшифровано в решении Казгордумы.

БИЗНЕС ЖАЛУЕТСЯ НА «ВЫВЕСОЧНЫЙ САМОЗАХВАТ»

Большие споры ведут между собой владельцы и арендаторы торговых комплексов за право «висеть» на видном месте.

- Бизнес нередко жалуется на «самозахваты» места под вывески, – пояснила Дябилкина. – Бывает, заявитель сам там хотел повесить конструкцию, а конкурент взял и опередил. Часто бывает один вход в помещение, а в нем несколько фирм. И начинаются разборки, кто над входом свою конструкцию повесит! Много бывает споров, когда рекламная конструкция одного предпринимателя ограничивает видимость конструкции другого предпринимателя.

Бывают и другие проблемы. Есть крупные торговые комплексы с большим количеством собственников, которые не удосужились выбрать уполномоченное лицо, наделив его правом давать согласие на размещение рекламы от их имени. В этом случае каждый арендатор должен самостоятельно получать согласие у всех собственников на размещение рекламных конструкций. А если собственников более 100, как например, в торговом комплексе «Савиново»? А если они проживают за границей или в других городах? Это может стать серьезной проблемой для бизнеса.

- Такая ситуация ненормальна, – считает начальник УНРИ. – Собственник должен уполномочить на такие действия, например, управляющую компанию. А она должна разработать единую концепцию рекламно-информационного оформления торгового комплекса, тем самим создав комфортные условия для своих арендаторов.

Сейчас в архитектурно-художественном регламенте размещения средств наружной рекламы и информации предусмотрено, что крупные торговые комплексы должны иметь единую концепцию наружной рекламы. В этих рамках и должно согласовываться ее размещение. Но перетряхивать рынок вывесок волевым решением в исполкоме не будут: все пойдет своим чередом, по мере окончания сроков выданных разрешений. Примерно так было с братьями Хайруллиными: мэр Казани Ильсур Метшин не раз критиковал рекламу на «Кольце», но она висела, пока не кончились выданные разрешения.

- Это хорошо видно и по улице Баумана, – привела еще один пример Дябилкина. – Висевшие раньше громоздкие крупномасштабные рекламные короба по мере окончания сроков действия разрешений заменяются на аккуратные вывески из отдельных букв с внутренней подсветкой. Рынок постепенно, без потрясений приходит к цивилизованным формам подачи потребительской информации.

А если учесть, что срок действия разрешения на вывеску пятилетний, то в управлении надеются, что через два-три года вся вывесочная Казань будет приведена в порядок. 

ОПЕРАЦИЯ «ДЕМОНТАЖ»: 30 - 40 ДЕЛ ЕЖЕМЕСЯЧНО

Как оказалось, управление ежемесячно подает в суд от 30 до 40 дел на принудительный демонтаж рекламно-информационных конструкций.

По рекламным конструкциям принудительный демонтаж – процедура обязательная для исполкома. За этим строго следит УФАС: как-то за «нескорую расправу» со щитами обанкротившегося «НУР-Авто» на УНРИ хотели наложить 30-тысячный штраф. Хотя мэрия последовательно добивалась сноса щитов, в УФАС посчитали двухлетние суды тепличными условиями для бизнеса Маннафа Сагдиева.

Что же до вывесок на зданиях, то здесь борьба с «лоскутными одеялами» разнообразных конструкций ведется исходя из правил благоустройства, так как вывески признаны объектами благоустройства. Муниципалитет имеет право согласовывать такие конструкции: город должен выглядеть городом, а не ярмаркой непонятного разлива. Ежемесячно в Казани заканчиваются выданные на 5 лет разрешения примерно по полутора сотням конструкций на объектах потребительского рынка – тогда специалисты выезжают на место, проверяют, демонтирована ли конструкция. И если нет – выдают предписание на демонтаж.

Но и здесь есть свои сложности.

- В судах бывает и такое: да, моя информация висит, да, на фасаде моего здания. Но я ее не размещал, и ума не приложу, кто меня рекламирует, – смеется Дябилкина. – А доказательная база за нами. Но мы все равно находим способы, как решать эти вопросы.