IMG_2891.jpg

МОСКОВСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», на рынок общепита Казани, а точнее, на рынок кофеен, выходит новый игрок — московская сеть кофеен «Кофеин». Расположится новое заведение в центре города на ул. Баумана, где ранее располагался испанский магазин одежды Mango, закрывшийся в августе этого года. Площади магазина Mango принадлежат Айдару Гатауллину. Напомним, в марте этого года также на ул. Баумана закрылся магазин Benetton. Гатауллин был единственным франчайзи марки в Казани. Площадь первого заведения — примерно 300 кв. метров. На сайтах по поиску работы висят объявления о поиске сотрудников в новую кофейню — бариста, заместитель управляющего кофейни, менеджер (предлагаемые заработные платы — от 23 тыс. рублей). На сайте сети указан срок открытия — 1 декабря этого года.

В компании нашему изданию подтвердили планы. По словам Елизаветы Мартыновой — директора по франчайзингу сети кофеен «Кофеин» — формат будет новым для Казани. «Здесь будут готовить не только напитки на основе эспрессо, но и заваривать кофе альтернативными способами: в кемексе, харио и аэропрессе. Кроме того, еженедельно будут проходить мастер-классы, семинары и тренинги», — сообщила она. Как рассказала Мартынова, бренд «Кофеин» является также крупнейшим поставщиком в Россию зеленого кофе. «Казань является одним из приоритетных городов развития для сети кофеен «Кофеин». Сеть планирует открыть в Казани еще две кофейни до конца 2014 года», — рассказала собеседница издания о планах компании.

Сумму инвестиций в проект Мартынова не озвучила. Она подтвердила, что кофейня на ул. Баумана открывается в рамках франшизного пакета, однако условия также не уточнила. Имя франчайзи в Москве не раскрыли. Судя по информации на сайте компании, по франшизе пока реализован только один проект — в Москве, однако в декабре откроются сразу два франшизных проекта: в Казани и Тюмени. Также на сайте, в разделе «Франшиза», есть некоторые цифры: «Сумма вложений в развитие бизнеса зависит прежде всего от выбранного формата кофейни. В среднем открытие стационарной кофейни требует вложений 12 - 14 миллионов рублей с учетом всех затрат. Небольшая кофейня в бизнес-центре потребует вложений от 8 миллионов рублей».

IMG_2888.jpg

ОТ БУЛОЧЕК — К КОФЕ

Главный акционер сети «Кофеин» — Евгений Коган — гражданин США. В 1982 году (в возрасте 19 лет) он с родителями уехал из СССР в Израиль, а затем перебрался в Штаты, где учредил трейдинговую фирму, писал журнал Forbes. В начале 1990-х Коган вернулся на родину. Вместе с американскими и российскими партнерами он создал «Фуд Трейд Групп». Холдинг стал крупным импортером курятины, торговал рыбой, бакалейными товарами и детским питанием. Подконтрольная ему компания «Сольер» обосновалась на рынке кондитерских изделий и полуфабрикатов для гастрономов и ресторанов. И лишь в 2005 году Коган решил инвестировать в общепит.

1453209457407201354027892913961.jpg
Евгений Коган

Для своей сети Коган придумал «Дони-Доник». До конца 2007 года «Фуд Трейд Групп» планировала открыть порядка 50 заведений — самостоятельно и с франчайзи. Удалось 12 и то лишь в Москве. Инвестиции в сеть приблизились к $4 миллионам. В «Дони-Доник» делали ставку на пончики, но выяснилось, что российский потребитель предпочитает не кофе к выпечке, а наоборот, и вывеска «Дони-Доник» ни о чем ему не говорит.

Летом 2007 года сеть «Дони-Доник» превратилась в «Кофеин». На переделку своих кофеен, начавшуюся в марте 2008 года, и подготовку сотрудников Коган потратил около $1,5 миллиона. С 2011 года сеть начала экспансию в города России.

IMG_2886.jpg

«ОКУПАЕМОСТЬ МОЖЕТ ЗАТЯНУТЬСЯ»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила экспертов о перспективах московской сети кофеен в Казани, о насыщенности рынка и трудностях работы на нем.

Владелец одной из сети кофеен Казани, пожелавший остаться неназванным, считает, что рынок для кофеен в Казани большой, т.к. кофейни, в отличие от ресторанов и кафе, являются местом, где можно провести свободное время, даже если нет желания принимать пищу. «Таких мест не так много в городе, поэтому, думаю, кофейни будут еще востребованы. Основные игроки в Казани — «Шиколат», «Шоколадница», Coffee bean, Coffee CAVA. На открытие кофейни требуется в среднем от 5 до 10 миллионов рублей. Многое зависит от качества отделки и уровня технического оснащения, — говорит собеседник издания. — Окупаемость может быть разной: от двух лет и выше. Появление нового игрока на рынке Казани отразится, как и всегда: чем больше конкуренция, тем выше качество услуг и доступнее цены. Это закон рынка. Плюсом может являться то, что московский оператор привнесет более высокие стандарты, на которые другие будут ориентироваться».

Адель Ягудин — исполнительный директор ООО «Казанские кофейни»:

— Казань сейчас на первом месте по посадочным местам в системе общественного питания на душу населения в России, но кофеен, на самом деле, не так много, и еще меньше тех, кто варит по-настоящему хороший кофе. Приход еще одного федерального игрока — это позитивная тенденция, тем более что «Кофеин» на рынке уже около 8 лет.

Основными игроками в Казани являются кофейни Coffee bean, «Шоколадница», «Шиколат», «Агафредо», наша сеть Coffee CAVA, которая представлена в Казани пятью заведениями, в том числе и в международном аэропорту Казани.

Насколько мне известно, «Кофеин» открывается в Казани по франшизе. Мы мониторили этот рынок, и покупка франшизы только для одной кофейни «Кофеин» составляет разовый платеж в 25 тысяч евро и постоянные 5% от оборота. Причем расходы на ремонт и оборудование составят от 7 млн. рублей (на кофейню площадью 110 - 150 квадратных метров). Помещение на Баумана площадью 200 квадратных метров, как для ресторана.

Если учесть тот факт, что помещение в аренде, а ставка там была озвучена, если не ошибаюсь, 2,5 тысяч рублей за квадратный метр, то окупаемость может затянуться и выйти за рамки стандартных 2 - 2,5 лет для данной отрасли.

В любом случае хорошо, что «Кофеин» приходит к нам. Компания позиционирует себя на рынке как Мекка для кофеманов и использует дорогие кофемашины la marzocco и хорошее зерно trabocca. Для меня это очень интересно, так как я считаю, что мы были единственными в Казани, кто не экономил на зерне и оборудовании для кофе.

Алена Литовинская — совладелица и директор по стратегии управляющей компании «Фудз энд сервис» (сеть кофеен «Шиколат», «Венское кафе»):

— Рынок не только кофеен, но и общественного питания в целом сейчас в Казани уже достаточно заполнен. Открытие новой кофейни привлечет к себе посетителей других заведений, но этот всплеск будет временным, до открытия следующего «нового» места или до момента «привыкания» клиента. Ситуация сейчас еще осложняется тем, что арендодатели поднимают ставки на волне Универсиады, но как показывает время, покупательская способность в среднем ценовом сегменте не изменилась.

кофеин.jpg

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— На мой взгляд, несмотря на высокие темпы роста сегмента в последние годы, в целом уровень конкуренции в Казани остается сравнительно комфортным, рынок сохраняет существенный потенциал дальнейшего роста.

Оборот индустрии общественного питания Казани по итогам 2012 года составил, согласно данным официальной статистики, около 14 млрд. рублей. По примерным оценкам, на долю данного сегмента (с учетом кафе и баров) может приходиться до 10 процентов рынка общественного питания в целом. В зависимости от большого количества факторов годовой оборот рынка кофеен Казани может варьироваться в широком диапазоне. Примерный средний горизонт — 20 - 25 миллионов рублей.

Сегмент кофеен по-прежнему остается одним из наиболее интересных направлений рынка. Поэтому дальнейшая экспансия крупных игроков в регионы выглядит достаточно логично. Средние темпы роста сегмента в последние годы составляли около 15 - 20 процентов. При этом потенциал дальнейшего развития здесь, несомненно, формируется на весьма высоком уровне. По количеству подобных заведений на душу населения, даже в крупнейших мегаполисах, Россия в среднем не менее чем в 5 - 10 раз отстает от аналогичных показателей крупных городов развитых стран. Основным негативным фактором остается, пожалуй, сравнительно низкий уровень массового платежеспособного спроса и его концентрация в наиболее крупных городах.

Основные игроки в Казани и России — крупнейшие федеральные операторы — «Кофе Хауз» и «Шоколадница».

Инвестиции в открытие кофейни в Казани, по примерным оценкам, могут быть в диапазоне 7 - 10 миллионов рублей.

Игорь Арнаутов — аналитик «Инвесткафе»:

— В Казани находится около 30 - 40 кофеен. Для такого города, как Казань, с общим количеством населения более 1 миллиона человек, рынок насыщен только на 30 - 40 процентов. Для сравнения: в Санкт-Петербурге около 400 кофеен на 4,88 миллиона жителей.

Основными игроками в сегменте кофеен в Казани являются «Шиколат», «Шоколадница», Coffe Cava, «Агафредо».

Инвестиции в открытие кофейни могут составлять 5 - 10 миллионов рублей. Однако во многом его стоимость зависит от площади, дизайна и меню.

Справка

«Кофеин» (Москва)

Год основания — 2005. Главный акционер — Евгений Коган.

Оператор позиционирует себя в среднем ценовом сегменте (средний чек, по данным компании, составляет 350 - 400 рублей). По количеству заведений «Кофеин» занимает четвертое место в Москве после «Кофе Хауза», «Шоколадницы» и Starbucks.