IMG_2827.jpg
Желание что-то изменить давно уже зрело в недрах Камаловского театра

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИШЛО ИЗ МОСКВЫ

Для ребрендинга в ТГАТ им. Камала нашлось несколько причин, сошедшихся воедино. Желание что-то изменить давно уже зрело в недрах театра, но предложение пришло извне. В Москве есть такой проект, который называется «Почерк», его учредители – СТД РФ и центр им. Мейерхольда. Цель проекта – создание актуального визуального облика театра и его креативной роли в городской среде. В рамках этого проекта несколько дизайнеров, работающих с театральными коллективами и отобранных в результате конкурса, пригласили в Москву ряд российских театров. В это число попал и Камаловский театр. Попал не случайно, он давно и плотно сотрудничает с центром Мейерхольда. Например, два заместителя директора Камаловского театра ездили в этот центр на учебу, касающуюся театрального менеджмента.

- Периодически делать ребрендинг театра нужно, ведь жизнь идет вперед. Мы могли раньше поменять внешний вид афиши, поменять шрифт, но общий фирменный стиль при этом не менялся. Приведу пример элементарный: галерея портретов наших артистов в фойе. Артисты меняются, и галерею надо менять. Были цветные фото, теперь будут черно-белые, появляется новый стиль, это тоже элементы ребрендинга. Новизна привлекает зрителей. Иногда, возможно, стоит обернуться и назад. Например, занимаясь сейчас подготовкой к ребрендингу, мы стали рассматривать наши дореволюционные афиши. На них использовалась арабская вязь. Тоже неплохая идея, – рассказывает директор театра Ильфир Якупов.

3617.JPG
Ильфир Якупов: «Периодически делать ребрендинг театра нужно, ведь жизнь идет вперед»

Ребрендинг театра в Москве или Санкт-Петербурге – дело уже привычное. Но до российских регионов это течение пока еще не дошло. Поменять шрифт или афишу, изменить программку – этим в татарстанских театрах занимаются. Например, в свое время пришедший на работу в КБДТ им. Качалова главный художник Александр Патраков сразу же отошел от унылых и безликих программок и теперь в этом театре каждая программка – произведение искусства, соответствующее концепции спектакля. Но ребрендинг – это все-таки нечто масштабное.

- Участникам проекта было интересно поработать с национальным театром, и они понимали, что мы готовы к переменам, – рассказывает заместитель директора Камаловского театра по маркетингу Айгуль Давлетшина.

Участники проекта были распределены между театрами, далее дизайнерам было дано время, чтобы приехать, познакомиться, выяснить, чем же театры располагают, и изучить ту культурную среду, в которой они находятся в своих городах. Дизайнеры затем предложили свои конкретные идеи в части того, что можно поменять, причем речь шла не только о печатной продукции, как это можно было бы предложить, но и, например, как можно изменить фасады театров, сделав их более привлекательными.

Казанцам повезло: ими стала заниматься Наталья Агапова – руководитель проекта. Она ключевая фигура «Почерка». Летом этого года Агапова приезжала в Казань для знакомства с театром и с городом, потому что любой театр – это часть городской культурной среды и не может рассматриваться в отрыве от нее.

Дизайнеру провели экскурсию по Казани, она побывала в мечетях и казанских музеях, прочувствовала энергетику города. Главной ее задачей на том ознакомительном этапе было понять национальный колорит Казани, где встречаются Запад и Восток.

баннер.jpg
Дизайнер предложила убрать большой баннер, который много лет висел на самом видном месте

«МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!»

Как решили в театре, у них сейчас нет единого стиля. Есть узнаваемый логотип, но этого недостаточно. Необходимо выработать единый стиль, выбрать шрифты, сделать понятными и удобными для публики афиши и «летучки», чтобы зрителю было сразу понятно, о каком театре идет речь.

- Нам нужно все привести к общему знаменателю, – комментирует Давлетшина. – Конечно, мы сейчас тоже узнаваемы, но тем не менее надо все привести в порядок. Нам же будет проще, и проще зрителю.

Агапова сделала театру несколько предложений. Одно, пока более заметное, коснулось фасада. Дизайнер сразу же предложила убрать большой баннер, который много лет висел на самом видном месте. На лестнице в рамках ребрендинга тоже пришлось убрать баннеры уже меньшего размера.

В театре справедливо решили, что глаз и у них, и у казанцев уже замылился. Агапова же сразу сказала: «Баннеровая ткань на фасаде театра? Это недопустимо». С этого, можно сказать, и начался ребрендинг. Баннеры сменили флагштоки на лестнице – это более современное и стильное решение. Изменили внешний вид и щиты возле автостоянки.

IMG_2797.jpg
Флагштоки на лестнице – это более современное и стильное решение

Естественно, изменится и фирменный стиль афиш и программок. Не нужно думать, что новый фирменный стиль возникнет в соответствии с известным выражением «до основанья, а затем…». Камаловскому театру 108 лет, он давно уже стал брендом, это театр академический, и, естественно, его стиль просто по определению не может быть авангардным.

Но тем не менее вся печатная продукция театра станет более стильной и единообразной. И главное – удобной для зрителя, в этом основная задача проводимого ребрендинга. Кроме этого, ребрендинг должен подчеркнуть идеологию театра. В данном случае театра академического, с хорошими традициями.

В театре надеются, что окончательно ребрендинг, который, по словам директора театра Якупова, обойдется Камаловскому в сумму чуть более миллиона рублей, завершится к началу будущего сезона. Сейчас в ближайшем будущем начнется утверждение макетов. Пока Агапова предлагает свое видение фирменного стиля, а решение принимает триумвират: главный режиссер театра Фарид Бикчантаев, директор театра Ильфир Якупов и главный художник Сергей Скоморохов. Естественно, что в принятии решения участвует и театральный дизайнер, которому позже придется воплощать в жизнь идеи московской коллеги.

- Сейчас начался иной этап в жизни всех театров в России, специалисты по пиару, работавшие в коммерческих структурах, ныне очень часто переходят в театры и переносят с собой определенные стандарты. Ребрендинг для театров – это вполне нормальная вещь, это то, что давно уже надо был сделать, – полагает Давлетшина.

Фирменный стиль театра, эстетический облик, начиная с «вешалки» и закачивая афишами, – это тоже часть театра. Человек, даже незнакомый с театром, когда он видит его продукцию, должен сразу же понять, с каким коллективом ему предстоит познакомиться. Новый стиль Камаловского – это стиль дорогого театра, респектабельного, с прочными традициями.

витрина.jpg
Изменили внешний вид и щиты возле автостоянки театра

БИЛЕТЫ НА СПЕКТАКЛЬ МОЖНО КУПИТЬ В АНТРАКТЕ

Перемены в Камаловском театре в этом сезоне уже есть. Например, в фойе начала работу вечерняя касса. Сейчас, выйдя погулять в антракте, зрители могут купить билет на какой-либо спектакль. В ближайших планах небольшой магазин сувенирной продукции, как, например, в Гранд Опера или Комеди Франсез. Кстати, эти магазинчики, где есть и очень дешевые сувениры, и предметы весьма дорогие, приносят театрам неплохой доход. Естественно, все он связаны с этими театрами.

В этом сезоне театр запустил в продажу билеты прямо с сайта Камаловского. Зритель, бронируя билет на сайте, видя план зала, покупает билет за ту же стоимость, если бы он покупал его в кассе театра. Если же покупка производится на других сайтах, существует комиссионный сбор. Публика весьма активно приняла нововведение, и билеты с сайта театра уходят на ура.

- Зрителю нужны новации, поэтому интернет-продажи так востребованы. Продажи активно пошли. В декабре мы будем гастролировать в Набережных Челнах, и я хочу запустить в интернет-продажу билеты на гастрольные спектакли. Это очень удобно зрителям, они заходят на сайт, смотрят афишу и тут же покупают билеты. Кстати, первым покупателем был я сам… Еще одна новация. Когда вы покупаете билеты на нашем сайте, вам приходит SMS с подтверждением, что билет куплен. Некоторые зрители билеты не распечатывают, снимают их на телефон и показывают контролерам. В ближайшее время мы поставим у входа компьютер, где можно будет сразу же посмотреть, какое место в зале куплено виртуально. Думаю, что в будущем мы уйдем от бумажных билетов. Мы уверены, что обманов не будет, наши цены от 150 до 500 рублей никого не спровоцируют, – полагает Якупов.

800px-kamal_theatre - РєРѕРїРёСЏ.jpg
В фойе начала работу вечерняя касса. Сейчас, выйдя погулять в антракте, зрители могут купить билет на какой-либо спектакль

«СПЕКТАКЛЬ – ЭТО ТОВАР, НАДО МЕНЯТЬ УПАКОВКИ»

Стоит ли театрам с такой историей, как Камаловский, делать ребрендинг? Не отпугнет ли это от них часть публики? Вот что думают по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».

Геннадий Дадамян – профессор РАТИ-ГИТИСа, культуролог, экономист:

- А что здесь комментировать? Хозяин – барин. Если это делается с учетом особенностей национальной ментальности, глубинных ожиданий зрителей и так далее, почему нет? Когда-то смена фирменного стиля печатной продукции пошла на пользу музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко. Если ваши выиграют – молодцы. Не выиграют – плохо.

Илья Фомин – креативный директор компании Brainstori:

- Мир не стоит на месте, мне кажется, что и жизнь в театре не должна стоять на месте, поэтому ребрендинг театрам повредить не может. Другое дело, что в театре имени Камала наверняка должны учитывать национальный менталитет, длинную историю этого театра. А грамотно проведенный ребрендинг только поможет привлечь нового зрителя в театральный зал.

Рашид Загидуллин – главный режиссер Театра драмы и комедии им. Тинчурина:

- Согласен с коллегами, молодцы, надо искать новые формы привлечения зрителей. Спектакль – это тоже товар, его надо продавать, а при продаже нужно периодически, чтобы подогреть интерес, менять «упаковку».

Григорий Первин – заместитель директора ТГАТ оперы и балета им. Джалиля:

- Перемены помогают в театральной экономике, если театр созрел для ребрендинга, его надо делать. Стоит влить новое вино в старые мехи. Конечно, если у театра есть деньги.

Рауза Султанова – заведующая отделом Института языка, литературы и искусств им. Ибрагимова, кандидат искусствоведения:

- Театр должен менять свое лицо, уходить от архаики. Тем более что в плане репертуара и стилистики в Камаловском театре есть позитивные перемены. Если театр инициирует ребрендинг, он только от него выиграет и привлечет нового зрителя.