2013-10-29-13-02-43.jpg
Энгель Фаттахов рассказал, что в Татарстане уже начался прием документов для выплаты компенсаций. С 21 октября уже 4,3 тыс. родителей предоставили все нужные бумаги

ПЛАТА ЗА ДЕТСАД С ЯНВАРЯ ВЫРАСТЕТ НА 72%

Вчера на брифинге в кабмине РТ вице-премьер — министр образования РТ Энгель Фаттахов и замминистра труда, занятости и соцзащиты Наталья Бутаева рассказали о росте родительской платы в детских садах и механизмах компенсации, придуманных властями республики для их снижения.

По словам Фаттахова, опыт соседних регионов, изученный минобразом, показывает, что по этому поводу практически повсеместно царит легкая паника. Пока нигде не придумали, как, собственно, компенсировать резкий рост оплаты за детский сад. В Татарстане же, по словам вице-премьера, не только есть рабочая схема, но уже и начался прием документов для выплаты компенсаций. С 21 октября уже 4,3 тыс. родителей предоставили все нужные бумаги.

Необходимость увеличения родительской платы Фаттахов объяснил изменениями в законе «Об образовании». В прежнем варианте закона было предусмотрено, что родители оплачивают не более 20% всех расходов по содержанию ребенка в детском саду. Новый закон предполагает распределение общих расходов на содержание ребенка на три составляющие: финансовые затраты на образовательные услуги, которые обеспечиваются республиканскими субвенциями, и коммунальные затраты, оплачиваемые за счет средств муниципалитетов. А третьей частью являются расходы на присмотр и уход за детьми, которые и составляют родительскую плату. Это, в частности, затраты на питание, хозяйственное-бытовое и медицинское обслуживание, медикаменты, расходы по фонду оплаты труда помощников воспитателей, медицинских сотрудников, сотрудников пищеблока, техперсонала.

2013-10-29-13-02-38.jpg
Наталья Бутаева отметила, что за счет компенсаций рост оплаты будет значительно меньше

В среднем, по словам Фаттахова, в Татарстане стоимость содержания ребенка в детском саду обходится в 9 тыс. рублей в месяц, так что родители по-прежнему будут оплачивать меньше одной трети фактических затрат. Всего на эти цели в 2014 году в бюджете РТ планируется заложить 17,7 млрд. рублей — по сравнению с 2013 годом, как уточнил Фаттахов в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», сумма возрастет на 9%. При этом в течение ближайших трех лет в Татарстане ставится задача создать примерно 30,8 тыс. новых мест в детских садах для детей старше трех лет.

Вернувшись к размеру родительской платы, Фаттахов отметил, что зачастую родители путают плату за дополнительные образовательные услуги (например, кружки) с платой за детский сад, и подчеркнул, что никаких обязательных дополнительных платных услуг быть не может: все только добровольно.

Сколько же будут платить родители с 1 января? Для казанского детского сада второй категории — а такие садики, работающие пять дней в неделю по 10,5 часов, посещают 70% дошколят в РТ — плата составит 2 283 рубля вместо нынешних 1330, то есть рост почти на 72%. Это если в семье один ребенок. Если семья многодетная — плата, по словам министра, сразу «срезается» на 50%.

«ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОСТ В 800 РУБЛЕЙ ПРИ ДОХОДЕ В 80 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ — ЭТО НЕПОПРАВИМО?»

Как отметила замминистра труда, занятости и соцзащиты Наталья Бутаева, за счет компенсаций рост оплаты будет значительно меньше. Логика компенсаций укладывается в посыл «бедным мы поможем — богатые должны платить за себя сами», пояснила она. Чем выше доход, чем меньше детей в семье, тем ниже бюджетная помощь. Государство переносит компенсационные меры на бедных, и сложный механизм реализации госпомощи призван обеспечить ее адресность.

Во-первых, ранее действовавшая схема компенсаций на детей сохраняется. Если в семье один ребенок — компенсируется 20% стоимости, для второго ребенка в семье компенсация — 50%, для третьего — 70%, напомнила замминистра. И во-вторых, Татарстан (единственный, по сведениям министерства образования РТ, из регионов Поволжья) разработал еще одну схему дополнительной компенсации в зависимости от доходов семьи.

Для примера Бутаева продемонстрировала слайд, где приведена плата для казанской семьи с доходами менее 10 тыс. рублей на человека (на снимке). Если сейчас с учетом компенсации родительская плата — 1108 рублей, то после повышения фактические расходы на одного ребенка возрастут на 260 рублей и составят 1370 рублей. Если в садик ходят двое детей, плата за второго ребенка вырастет только на 90 рублей и будет равняться 870 рублям. Если же речь идет о третьем ребенке, то за него родители будут платить даже меньше, чем сейчас, на 15 рублей. «Как говорится, мелочь, а приятно», — прокомментировала Бутаева.

В целом дополнительные компенсации в разном объеме предусматриваются для семей с доходами до 10 тыс. рублей, до 15 тыс. и до 20 тыс. рублей на человека в месяц. Ну а если папа с мамой имеют двоих детей и зарплату по 40 тыс. или поболее, то дополнительных денег от бюджета ждать не стоит. Если такие родители не воспользуются федеральной льготой, их плата за ребенка старше трех лет в садике общеобразовательного вида в группе с 10,5-часовым пребыванием составит 2283 рубля (рост на 953 рубля). А если они все же не поленятся и оформят льготу, то повышение для них составит 800 рублей.

«Вы считаете, что рост в 800 рублей при доходе в 80 тысяч рублей — непоправимо? — с некоторым недоумением спросила Бутаева. — За то, что ваш ребенок, на всякий случай, 10,5 часов одет, обут, накормлен — это непоправимый рост?» Вообще, содержание ребенка на 2283 рубля в месяц просто невозможно, затраты выше в разы, добавила она.

КАБМИН ПРЕДЛОЖИЛ РОДИТЕЛЯМ ПОИГРАТЬ В ШАРАДЫ?

Нельзя не признать: пафос госпожи Бутаевой на брифинге выглядел социально оправданным, а действия республиканских чиновников по повышению адресности бюджетной поддержки – весьма разумными. Но первые же наши попытки самим все посчитать в соответствии с новыми правилами вызвали, мягко говоря, недоумение. То ли с арифметикой кто-то из кабминовских исполнителей не в ладах, то ли, наоборот, рост родительской платы за детсады – это такая высшая математика, понять которую одного здравого смысла мало.

Любой человек со средним образованием без труда посчитает положенную ему по федеральному законодательству компенсацию (те самые пресловутые 20, 50 и 70%), о которых напомнила замминистра, и, мягко говоря, очень удивится тому, что по факту эта компенсация в январе практически не изменится. Судя по тому же слайду, если сейчас за первого ребенка можно получить компенсацию в размере 221,2 рубля, то с января эта компенсация составит… всего 228,8 рублей, а не 456, как вроде бы логично было ожидать. То же самое – за второго ребенка (сейчас 553 рубля, будет 572), и за третьего (сейчас 387,1, будет 400,4 рубля).

Это странное обстоятельство на брифинге осталось, к сожалению, не прокомментированным. Правда, пресс-релиз кабмина отсылает интересующихся к документам, которые могут пролить свет на возникающие вопросы. В частности, к постановлению кабмина республики от 29 августа этого года за номером 615 и подписью премьер-министра Ильдара Халикова. Согласно ему, например, средняя родительская плата за присмотр и уход за ребенком старше 3 лет на протяжении 10,5 часов в день в государственных и муниципальных детсадах республики с 1 января 2014 года составляет… 1144 рубля в месяц. Можно предположить, что от этой базовой ставки, а не от реальной родительской платы с Нового года и будут начисляться компенсации. Куда сложнее понять, откуда взялась эта базовая ставка, если на брифинге открытым текстом было сказано, что аналогичное казанскому повышение ожидает все без исключения республиканские детсады? Наверняка какой-то ответ у республиканских структур есть, но на брифинге он так и не прозвучал...

А жаль. Тем более что введение новых компенсационных механизмов, безусловно, повышает адресность бюджетной поддержки, но, к сожалению, в некоторых случаях уменьшает ее размеры даже для малоимущих семей по сравнению с тем, что получали бы они просто по федеральной льготе. Простой пример – садик той же категории, дети того же возраста, группа с теми же 10,5 часами пребывания. Если бы родители троих детей получали компенсацию от реальной платы за содержание малышей, она составила бы 3652 рубля. Сейчас же с учетом «средней родительской платы» и всех компенсаций, которые могут получить семьи с доходом до 10 тыс. на человека, со всей нервотрепкой по сбору и проверке документов бюджетная поддержка этой категории составит… только 3207 рублей.

Безусловно, экономия бюджета налицо. Выплаты по федеральной льготе как были, так и остались копеечными, что позволяет предположить, что часть родителей за ними по-прежнему обращаться не станут. Сейчас, кстати, в Татарстане так поступает каждая третья семья. Дополнительные компенсации для бедных и малоимущих тоже, скажем так, не феерические. И надо взять в расчет, что граждане, не работающие без уважительной причины, на помощь от государства рассчитывать не смогут. О ком идет речь? О передовиках «серого» рынка труда, о сидящих дома без работы «здоровых лбах», не потрудившихся зайти в центр занятости, или о нелегальных работниках — в общем, о тех, кто налогов не платит вовсе. В том числе о многодетных мамочках, если они уже вышли из декретного отпуска, а на работу так и не устроились…

Еще немного математики. По приведенным на брифинге данным, сейчас в Татарстане детсады посещают 195 тыс. ребятишек. Понятно, что 99,9% – это государственные и муниципальные детсады. То есть по 600 тыс. (200 тыс. детей и 400 тыс. родителей) впрямую ударит грядущее, мягко говоря, немаленькое повышение. Такой социальной базы для акций протеста в Татарстане, как представляется, еще никогда не было… И стоит ли эта бюджетная экономия риска социального бунта?

Согласитесь, мантра: «Бедным мы поможем. Богатые должны платить за себя сами...», – звучала бы совсем по-другому, если бы хотя бы самым бедным и многодетным в республике не подняли плату за детсад…

1.jpg

«В ИТОГЕ ВСЕ УТРЯСЕТСЯ...»

Как отметили участники брифинга, платить компенсации родителям будут муниципальные бюджеты. По мнению главы Зеленодольского муниципального района Александра Тыгина, многие небогатые горожане от изменений только выиграют.

— Бюджеты всех уровней — это не связанные друг с другом кассы, а, скорее, сообщающиеся сосуды, — пояснил он для газеты «БИЗНЕС Online» источник финансирования компенсаций. — И когда говорят, что компенсации будут выплачиваться из местных бюджетов, это не означает, что источником будут именно местные доходы. Это могут быть субсидии, субвенции... Пока у нас нет окончательных решений, как это будет в итоге, два месяца правительство дало на формирование системы компенсаций, прием документов, работу с населением.

Населением рост платы за детсад воспринимается очень сложно, признал Тыгин. Внешне это выглядит действительно страшновато: тысячу рублей сверх текущей платы придется отдавать уже с января. Но на деле семьи с маленькими доходами получают практически полную компенсацию повышения, отметил глава района. У тех, у кого доходы больше, плата возрастет — получается некий аналог социального перераспределения.

А в большинстве дотационных районов республики большие доходы — все-таки скорее редкость, чем правило.