1.jpg
Верховный суд РФ оставил приговор Фарруху Ташбаеву без изменений – пожизненное заключение

«ОН ЖАЛЕЕТ ТОЛЬКО О ТОМ, ЧТО ЕГО ПОЙМАЛИ»

Сегодня после обеда Верховный суд России рассмотрел апелляционное представление адвоката Юрия Удовенко на приговор в отношении Фарруха Ташбаева, который 19 июля был приговорен Верховным судом Татарстана к пожизненному лишению свободы за похищение, изнасилование и убийство 8-летней жительницы Набережных Челнов Василисы Галицыной. Исчезновение девочки вызвало широкий общественный резонанс — Василису искали два дня, в поисках принимали участие 2 тыс. волонтеров. Во время поимки преступника, следствия и судебного разбирательства внимание к делу не ослабело. И это при том что процесс в суде проходил за закрытыми дверями, так как касался несовершеннолетней и половой неприкосновенности.

Закрытой была и основная часть сегодняшнего рассмотрения представления в Москве. В столицу приехали родители погибшей девочки, а по видеоконференц-связи с судом на связь вышел сам подсудимый, который сейчас находится в одном из следственных изоляторов Татарстана. Открытым оказалось лишь оглашение решения: Верховный суд оставил приговор без изменения, а представление адвоката Удовенко — без удовлетворения.

Родители, выйдя из зала суда, едва сдерживали эмоции в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online»:

— Решением суда я доволен. Он только жалеет, что его поймали. Надеялся, наверное, что не поймают, — говорил Александр Галицын, отец Василисы. — Сегодня говорил, что такие дела случаются, таких не ловят, все это остается, и Елабугу вспомнил (Ташбаев имел в виду случай нападения на школьницу из Елабуги, который произошел 19 февраля, уже после его задержания — преступник так и не был найден прим. ред.).

3.jpg
Родители Василисы Галицыной и их адвокат Руслан Мадифуров решением суда остались довольны

— Он сегодня даже расплакался: какой я бедный и несчастный, пожалейте меня. Жареным, видимо, запахло, — пожимала плечами стоявшая рядом мама Наталья Галицына. — Зачем-то Елабугу приплел. У него все доводы: «Меня били». А как ты, допустим, ответишь на то, что тебя там видели (согласно материалам уголовного дела Ташбаева видели с Василисой жители одного из населенных пунктов Закамья, когда автомобиль похитителя застрял в снегуприм. ред.)?

— Никто не мог показать, где тело, волонтеры до этого не дошли, милиция тем более, — поддерживал супругу отец семейства.

— Невозможно найти. Поле вот такое... Где искать? — вздохнула мама погибшей девочки.

— Поэтому мы, где могли, контролировали, смотрели, доказательства уточнялись, совпадения. Мы надеялись, что приговор останется в силе, надеялись, что не изменят, — подытожил Галицын.

БУДЕМ ОБЖАЛОВАТЬ

Адвокат Ташбаева заявил, что непременно будет обжаловать решение Верховного суда России.

— Следующая инстанция — это кассация, надзор. Будем обжаловать. По моему мнению, были нарушения. Судьи сейчас сочли доводы обвинения более убедительными, потому что доказательства его невиновности не очень убедительны, хотя я считаю, что это нарушение закона, — заявил Удовенко.

2.jpg
Юрий Удовенко - адвокат Ташбаева (слева): «Судьи сейчас сочли доводы обвинения более убедительными, потому что доказательства его невиновности не очень убедительны, хотя я считаю, что это нарушение закона»

Руслан Мадифуров — адвокат родителей Василисы, выходя из зала суда, не скрывал — он удовлетворен результатом.

— Ташбаев просил суд присяжных — он его и получил, — заявил адвокат. — Не только мы уверены в его вине, в этом уверены и 12 присяжных-заседателей, которые признали его виновным. Что касается сегодняшнего решения, то, конечно, мы не были уверены, потому что он реализовал свое право на обжалование. Вот и получил результат. Приговор остался в силе — наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Гособвинитель, выйдя еще после оглашения приговора Верховного суда Татарстана, сделал ставку на то, что отбывать пожизненное наказание Ташбаева могут отправить в Оренбургскую область в колонию для пожизненно заключенных «Черный дельфин». Там в настоящее время отбывают срок чеченский полевой командир Салаудин Тимирбулатов, бывший глава отдела внутренней экономической безопасности в нефтяной компании «ЮКОС» Алексей Пичугин, осужденный по обвинению в организации убийств и покушений, бывший главарь казанской группировки «Хади Такташ» Радик Галиакберов по прозвищу Раджа, «белгородский стрелок» Сергей Помазун, расстрелявший средь бела дня 6 пешеходов, а также различные каннибалы и маньяки.

ПРИГОВОР

Напомним вкратце о перипетиях, пожалуй, одного из главных процессов этого года. 19 июля Верховный суд Татарстана, опираясь на обвинительный вердикт, который вынесла коллегия присяжных заседателей, приговорил Ташбаева к пожизненному заключению. Присяжные признали подсудимого виновным в похищении и убийстве Василисы Галицыной. Судья Ильфир Салихов, зачитывая приговор, сообщил, что Ташбаев признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. в, к части 2 ст. 105 УК РФ («Убийство малолетнего, сопряженное с его похищением, с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера»), п. д части 2 ст. 126 УК РФ («Похищение несовершеннолетнего»), п. б части 4 ст. 131 УК РФ («Изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста»), п. б части 4 ст. 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста»).

Судья, как выяснилось, исключил эпизод «Похищение», так как счел, что это составная часть эпизода «Изнасилование», хотя, учитывая меру наказания, исключение этой квалификации особой погоды не делает.

В приговоре указано, что Ташбаев по месту учебы в средней школе, по месту жительства в Таджикистане и по месту работы в Набережных Челнах характеризуется положительно, но страдает психическим расстройством, не исключающим его вменяемость.

— Суд признает смягчающими наказание Ташбаева обстоятельствами активное способствование раскрытию преступления на первоначальном этапе расследования и положительные характеристики. Отягчающих обстоятельств не имеется, — сообщил Салихов.

Медики установили, что на момент совершения преступления у Ташбаева имелись отклонения сексуального характера — «педофилия в сочетании с нарушением ролевого поведения, садизмом». Тем не менее следствие пришло к выводу, что обвиняемый мог осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими. В итоге Ташбаева признали вменяемым.

ВЕРСИЯ ЗАЩИТЫ

А адвокат осужденного Удовенко, выйдя из зала суда после приговора, заявил журналистам, что немедленно отправляется обжаловать это решение. Он настаивает, что Ташбаев невиновен, а признательные показания дал под давлением следователей. Сам подсудимый перед началом процесса рассказал журналистам, что правоохранительные органы, задержав его, якобы грозились позвать волонтеров, принимавших участие в поиске Василисы, чтобы те устроили над ним самосуд. В интервью газете «БИЗНЕС Online» эту версию поддержал брат Ташбаева, бывший сотрудник правоохранительных органов.

— Если бы он действительно совершил все это, он бы первым делом ко мне пришел и просил о помощи, просил помочь скрыться, — рассказал нашему изданию Анвар Ташбаев. — Его можно было в течение суток вывезти из России, если бы у него была цель бежать. Но у него таких планов не было, потому что он не имел отношения к похищению и убийству.

Ташбаев-старший рассказал газете «БИЗНЕС Online» свою версию событий. По его словам, брат приехал к нему 4 февраля (Василиса пропала 2 февраляприм. ред.) и сообщил, что узнал по ориентировке пропавшую девочку, которую подвозил в минувшие выходные с неизвестным мужчиной. Ташбаев поведал брату, что обеспокоен, и рассказал, как он вместе со своими попутчиками застрял, как неизвестный пошел искать помощь к трассе, а он отправился за трактором в деревню.

НЕБОЛЬШОЙ, НО ШАНС ЕСТЬ

Перспективы адвокатов Ташбаева на пересмотр жесткого приговора их подзащитному оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Здесь прежде всего нужно иметь в виду Международный суд по правам человека в Страсбурге, обычно туда все обращаются. Но туда обращаются только в том случае, если есть вопросы по судебной процедуре, если были нарушены какие-то права, которые защищаются европейской конвенцией. Но это очень долгая процедура, там по 6 по 10 лет дела лежат. Какой процент дел там пересматривается, я не знаю, но по отношению к тем, к кому эта процедура применяется, составляет примерно 50×50. Наверное, так. На самом деле там не отменяется приговор, это же не другая судебная инстанция. Там просто решается вопрос — были ли нарушены права подсудимого на судебную защиту, на эффективное судебное разбирательство, на справедливое судебное разбирательство. То есть проверка лишь на нарушение европейской конвенции по правам человека. После этого Россия может пересмотреть этот приговор. И еще решается вопрос денежной компенсации, если нарушена европейская конвенция.

Айрат Хикматуллин — адвокат:

— Когда обращаешься в Международный суд по правам человека, там несколько иная специфика. Там идут вопросы о нарушении прав, что чаще всего связано с пытками, незаконными методами воздействия. Насколько я знаю из средств массовой информации, основные доводы адвоката как раз и заключались в том, что его подзащитный себя оговорил под действием таких противоправных, незаконных методов. И если Международный суд по правам человека признает, что такие методы применялись, а наша жизнь в последнее время показывает, что это вполне вероятно, то вполне возможно, что Международный суд укажет на неправосудность этого приговора. И таких решений на самом деле много. И установление данного факта будет свидетельствовать о том, что доказательства, которые легли в основу этого приговора, получены незаконным путем, в нарушение международной конвенции. Суд на это прямо укажет. И коль скоро Россия ратифицировала данные соглашения, она обязана будет этот приговор отменить.