stal_vas1942.jpg
Василий Сталин

«Я ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ТЕБЯ ОБ ЭТОМ ПРОШУ»

В последние годы жизни Галина Александровна Бурдонская болела и не могла выходить из дома – у нее была ампутирована нога. Она жила с сыном на Тверской (тогда еще – Горького), в уютной трехкомнатной квартире над магазином «Сыры». При этом она не была затворницей – друзья сына, все поголовно, были ее друзьями. Дня не проходило, чтобы кто-то не забегал к ней хотя бы на пять минут. Она обладала невероятной способностью дружить, уметь слушать и сопереживать. А еще в ней глубина и мудрость сочетались не просто с легкостью, а даже с бесшабашностью. Она всегда была такой, даже в юности, когда в нее с первого взгляда влюбился молодой летчик Василий Сталин.

И было это вовсе не так, как в фильме: случайно увидел хорошенькую девочку на катке. Галину с Василием познакомил ее жених – хоккеист Владимир Меньшиков. Возможно, что студентка полиграфического института Бурдонская и не отвечала канонам красоты, но редкий мужчина мог пройти мимо нее равнодушно из-за ее лукавой искорки в карих глазах и улыбки, чуть растягивающей уголки губ, – французская кровь: предок был наполеоновским солдатом, оставшимся в России. От его фамилии Бурдонэ и пошла фамилия Бурдонских.

– Василий вылез из автомобиля, который вел сам, он смотрел на меня и улыбался. Взгляд темных глаз был цепким, глаза веселые, цыганские что ли, – вспоминала потом Галина Александровна. В его жилах действительно текла цыганская кровь. Меньшиков представил друга, так что она с самого начала знала, что перед ней сын хозяина страны – Сталина. Тот первый вечер знакомства они провели втроем в саду «Эрмитаж»: Василий, Володя и Галя. Как рассказывала Галина Александровна, они с Василием сразу же почувствовали, как им легко и просто общаться, словно они сто лет знакомы.

49278.jpg
Кадр из фильма

Бурдонская не была девушкой из элиты тогдашнего государства. Родители были в разводе (хотя отец, работавший водителем, поддерживал семью), она жила вдвоем с матерью в коммуналке, в доме, окна которого выходили на Мясницкую. Училась в полиграфическом, готовилась стать книжным редактором.

…Пролетели лето и осень, а основные события их с Василием романа развернулись зимой. Они встречались на катке на Петровке, ходили потанцевать в рестораны. Галина Александровна всегда брала с собой кого-то из подруг.

– Ну не можешь ты без приложения, когда же мы с тобой вдвоем посидим? – взмолился как-то Василий.

Она познакомила его с матерью, и он прекрасно вписался в их скромный дом. Частенько заезжая к ним, Сталин-младший спрашивал: «Может, хлеба принести или за картошкой сбегать?» Он, как и его будущая жена, был начисто лишен снобизма. Они вообще были во многом похожи.

56-f3f18.jpg
Галина Бурдонская

Заканчивался 1940 год, 1 января 1941 года Василий должен был уехать в Липецк учиться на высших курсах командного состава. Однажды зимним днем она была у подруги, и неожиданно позвонил Василий. Он просил остаться ее у Тамары и дождаться его. Как потом вспоминала Галина Александровна, сердце екнуло в нехорошем предчувствии. В течение всех этих месяцев тревога не покидала ее: сын Сталина, Бог знает, как на это отреагируют «органы». А тогда, посоветовавшись с подругой, она уже не сомневалась: Василий едет предупредить об опасности. То, что он сказал ей, приехав, до нее дошло не сразу.

– Галя, наши отношения зашли слишком далеко. Через месяц я уезжаю в Липецк. Но я не могу с тобой расстаться и очень, очень прошу тебя стать моей женой, – сказал Сталин-младший. Он так и повторил два раза: «очень, очень». А она испугалась и начала говорить о том, что же скажет его отец, «отец всех народов». А Василий ответил по-мужски:

– Галя, при чем здесь мой отец? Это я тебя люблю и хочу на тебе жениться. Я самостоятельный человек, летчик, я смогу прокормить свою семью. Если ты согласишься поехать в Липецк, сначала, наверное, будет трудно, но мы будем вместе. Решай.

Она решила и приняла предложение. Свадьбу сыграли 31 декабря. Праздновали ее скромно у Галины дома. Жених помогал будущей теще готовить стол, натащил из Кремля разных продуктов. Это было кстати, жили Бурдонские скромно. На невесте было красное платье. На свадьбе были друзья и подруги, но не было отца невесты, он был против этого брака. Не знал о браке и отец жениха.

49282.jpg
Кадр из фильма

«ЖАЛЬ ЕЕ, ВЫШЛА ЗА ДУРАКА»

Молодые уехали в Липецк. Комната в общежитии, обеды из офицерской столовой, вечерами лепили пельмени – какая же офицерская жена не умеет лепить пельмени? Василий учил жену водить машину. А поскольку сам был лихач, она тоже скоро начала лихачить.

Через несколько недель сонную жизнь военного городка буквально взорвал приезд фельдъегеря с правительственной депешей. Это было письмо Сталина сыну, которой все-таки (также письменно) сообщил отцу, что женился. Сталин собственноручно написал записку красным правительственным карандашом: «Женился – живи. Жалко ее, что вышла замуж за такого дурака». Между строк можно было прочесть: Сталин невестку принял.

Когда Василий с женой в мае 1941-го вернулся в Москву, «монаршей волей» ему было приказано вести жену жить в Кремль. Квартира в Кремле поразила невестку Сталина своей скромностью. Она состояла из двух половин. На половине Василия и Светланы было четыре комнаты: две спальни, общая столовая и библиотека. На половине Сталина: комната адъютанта, столовая, библиотека и спальня, служившая кабинетом. На всей мебели на обеих половинах были инвентарные номера. Вождь следовал большевистскому мифу о партийной скромности.

Свекра Галина Александровна так никогда и не видела, они жили словно в параллельных мирах. Зато подружилась со всеми домочадцами, особенно с поваром-грузином, научившим ее готовить грузинские блюда.

– Однажды Сталин вернулся домой не очень поздно и сказал адъютанту, что наконец-то хочет на меня посмотреть. Я испугалась, прыгнула в кровать и закрылась одеялом с головой, сжалась и говорю адъютанту, чтобы он сказал Сталину, что я уже сплю. Сталин меня пожалел и сказал, чтобы не будили, – рассказывала Галина Александровна.

А в июне началась война. Василий встретил ее в командировке в Таллинне и сразу же, как боевой летчик, оказался в действующий армии. В начале октября Галина Александровна вместе со Светланой и частью клана Аллилуевых уехала в эвакуацию в Куйбышев, где 14 октября родила сына Александра. Василий ждал именно сына, все шутил: «Родится девочка – назад отправлю». Василий прилетел с фронта на другой день, захватив с собой друга Степана Микояна, – очень уж хотелось похвалиться сыном. Сын получился тезкой Суворова, его кумира, – Александр Васильевич.

«НАЧАЛЬНИК ШТАБА ПО ТЫЛУ»

Галина Александровна летала на фронт к мужу очень часто. Без риска не обходилось. Однажды летели без сопровождения, и как назло в небе появился немецкий самолет. Спаслись чудом – успели сесть на лесную полянку.

В Москву она никогда не возвращалась без кучи поручений: кому-то помочь с жильем, кому-то с продуктами, передать письма, разыскать родственников. Все она выполняла четко и точно. Друзья мужа ее даже звали «Начальник штаба по тылу».

Увы, не все было гладко в их жизни. Галина Александровна ждала второго ребенка, сыну было только полтора года, когда молва принесла ей дурную весть: у ее мужа роман с одной из первых красавиц Москвы – Ниной Кармен, женой известного кинооператора. Она всю ночь просидела в детской, не зажигая света, в таком положении ее застала сестра мужа Светлана.

57-b9ccd.jpg
Сталин и дети: Василий и Светлана

Вернувшись в Кремль, потрясенная рассказом невестки, Светлана неожиданно столкнулась с отцом и выплеснула ему все, что знала, хотя делиться со Сталиным такими вещами в этой семье было не принято. Сталин рассвирепел и встал на сторону невестки. На ее имя была переведена квартира в доме на набережной, где они с Василием жили, ей и ее детям было выделено довольствие, которое свекор лично оплачивал из своей зарплаты, он же оплатил няню.

А через несколько недель в дом на набережной буквально приполз покаянный муж. Самым убедительным он нашел довод: «Галка, у нас же сын!»

– Когда мы уже помирились, я прилегла на диван, а Василий стоял у окна и смотрел на город, и потом вдруг сказал: «Рыжуля, ты меня прости, ты пойми, ведь я жив, пока жив Сталин», – рассказывала Галина Александровна. Позже она много раз слышала от него эту фразу.

Сталин, когда узнал, что супруги воссоединились, прореагировал по-своему: «Неужели обратно приняла? Ну и дура. Я же все сделал, чтобы она спокойно жила и детей растила. Все вы бабы – дуры». Об этом рассказала позже Галине Александровне Светлана. Больше Сталин жизнью невестки никогда не интересовался.

И все-таки они расстались. Летом 1945 года в доме на набережной раздался звонок. Василий попросил жену спуститься вниз. Она спустилась, даже не переодевшись.

– Он сказал, что нам нужно расстаться и мне лучше пока пожить у мамы, а дети останутся с ним. Дал конверт с деньгами, с его месячной зарплатой, довез до Арбата, где жила тогда мама. Поцеловал в щеку и высадил из машины. Не прошло и часа, как я вышла из своей квартиры в доме на набережной, – рассказывала Галина Александровна. Поводом для расставания стала Екатерина Тимошенко – дочь маршала. Вскоре Василий уехал с ней в Сочи и там расписался. Расписался, не получив развода, так что и второй его брак, и третий с Капитолиной Васильевой, и четвертый с Марией Нузберг можно считать недействительными. А причина… Причина была несколько иная. Уже позже Галина Александровна узнала, что мужу нашептали, что жена шпионит за ним, доносит о каждом его шаге в НКВД. Как жить со шпионкой?

Ей действительно предлагали доносить на него. Ответ ее был непередаваем. И ей сказали, что она об этом пожалеет. У Василия система нашла ахиллесову пяту: в стране, где процветали доносы, жена могла шпионить за мужем. Он в это поверил. Но, даже разойдясь с ней, продолжал яростно любить и ревновать ее. Были случаи, что приезжал в тихий Арбатский переулок и палил по окнам бывшей свекрови из пистолета.

«У НАС ЖЕ ДЕТИ!»

Она не могла долгое время устроиться на работу: увидев штамп в паспорте, ее никуда не брали. Она не видела детей 8 лет, до тех пор, пока не умер Сталин и Василия не посадили в тюрьму. Кому она могла пожаловаться?

Можно удивляться, почему ее не арестовали, ведь Берия после войны почти изолировал Сталина от родственников, за решеткой оказались многие члены клана Аллилуевых. Но она почему-то чувствовала, что ее не тронут. Эта уверенность у нее была благодаря рассказу Светланы. Однажды Светлана вошла в кабинет отца в разгар его бурного разговора с Берией. Сталин бросил Лаврентию, показав на Светлану: «Если тронешь ее или Васькину жену – не сносить тебе головы». Это стало для женщин индульгенцией.

Галина Александровна несколько месяцев провела словно в бреду, никуда не выходила, курила папиросу за папиросой. Через несколько лет никотиновые пробки, отложенные в тот страшный год, приведут к ампутации ноги.

Вскоре после того как умер Сталин, Василий Иосифович был арестован и 8 лет провел в тюрьме. Галина Александровна писала ему и приезжала на свидания. Детей ей вернули благодаря заступничеству Ворошилова, дали двухкомнатную квартиру, куда она с радостью перебралась из коммуналки, где на общей кухне стояло 30 столов.

Когда Василий Сталин вышел из тюрьмы, он прямо с вокзала позвонил дочери Надежде и сказал, что скоро приедет. Галину Александровну, которая была у друзей, разыскал сын, они заехали в магазин, купили какой-то еды, успели позвонить близким. Как-то быстро накрыли стол и организовали встречу.

– Когда гости разошлись, Василий мне сказал, что хотел бы, чтобы мы снова жили одной семьей. И, как всегда, повторил: «Галка, у нас же дети». Я сказала ему, что всегда готова прийти ему на помощь, что он мне близкий человек, но о том, чтобы снова жить вместе, не может быть и речи. Нельзя склеить разбитую чашку, – рассказывала Галина Александровна.

На похороны мужа в Казань, где он жил в ссылке, она не смогла поехать. В Казань прилетели Надежда, Александр и Капитолина Васильева – третья жена Сталина-младшего. Галина Александровна Бурдонская ушла из жизни 24 июля 1990 года.