КАЗАНСКИЙ ЧАС ПИК СНИТСЯ МОСКВЕ ПО НОЧАМ

Вчера во второй половине дня компания «Яндекс» опубликовала результаты исследования «Автомобильные пробки в городах России». В нем представлен анализ загруженности дорог в 9 городах-миллионниках страны. Особо отмечается, что хотя алгоритмы расчета загруженности дорог во всех городах «Яндекс. Пробок» одинаковые, сама шкала баллов устроена по-разному. Одинаковым значениям баллов в разных городах может соответствовать разная степень затруднений. Например, ситуация, при которой на дорогу придется потратить в полтора раза больше времени, в Омске будет оценена в 7 баллов, а в Новосибирске — всего в 4 балла. Для составления таблицы «Яндекс» пересчитал баллы по единой шкале. В роли точки отсчета в данном случае выступила Москва. При этом сравнительные данные приводятся только по итогам последних двух месяцев — сентября-октября 2013 года.

Казань показала в рейтинге лучший результат — 1,2 балла из 10 возможных. Для Москвы такая «магнитуда», означающая буквально «дороги свободны», достижима только глубокой ночью. А казанский час пик (18.00 - 19.00) на московских дорогах, судя по представленным графикам, можно наблюдать разве что после 21.30. В целом, как уже говорилось, разрыв между Москвой и Казанью — почти в 5 раз.

1371990812.jpg
Причины «казанского транспортного чуда» лежат на поверхности. Благодарить за него казанские автомобилисты должны в первую очередь Универсиаду

Впрочем, московские пробки — уже давно притча во языцех. Но оказалось, в ряде других мегаполисов ситуация немногим лучше. Если Москва набрала 5,7 балла, то Екатеринбург — 4,4 балла, Новосибирск — 4,1, Санкт-Петербург — 2,8 балла. И даже в Краснодаре ситуация в 2 раза хуже, чем у нас — 2,6 балла. Сопоставим с Казанью лишь небогатый Омск, где число автомобилей на 1 тыс. жителей примерно в 1,5 раза ниже, чем в столице РТ.

7.jpg

Стоит отметить, что, в отличие от многих других рейтингов, «Яндекс» в основу сравнения кладет не мнения и субъективные оценки экспертов, а строгие данные, полученные в автоматическом режиме. Источником данных для составления «пробочных» карт служат навигаторы и смартфоны, на которых есть GPS и установлены картографические сервисы компании. А значит, эти данные можно смело добавлять во все презентации и проспекты, когда нужно продемонстрировать привлекательность Казани для ведения дел или инвестиций.

6.jpg

ХУДШИЙ ДЕНЬ В ГОДУ — 23 ЯНВАРЯ

В качестве бонуса к основной таблице «Яндекс» приводит небезынтересную аналитику по отдельным городам — на этот раз по каждому в своей индивидуальной шкале. Но зато период берется с начала года.

Как отмечается в исследовании, средняя загруженность казанских дорог в рабочие дни с января по сентябрь-2013 «потянула» на 4,2 балла. При этом количество пробок в разные сезоны заметно различалось. Самым сложным месяцем с начала года был январь (среднемесячная загруженность — 5,2 балла) — сказались сильные снегопады, отмечают аналитики «Яндекса». Свободнее всего на дорогах было в июле. 3 балла — вот он, сезон отпусков и наплыв универсиадских гаишников! Впрочем, в августе, когда Универсиада закончилась, а гаишники уехали, пробки не превысили 3,2 балла. С началом же делового сезона они едва перевалили за «четверочку».

В рабочие дни «серые артерии» Казани загружены в утренний (8:00 - 10:00) и вечерний (17:00 - 19:00) часы пик. Причем по вечерам пробок обычно больше.

Что касается дней недели, то рабочие дни отличаются друг от друга мало. В исследованный период самым свободным будним днем чаще всего был четверг или понедельник, тогда как самый загруженный менялся от месяца к месяцу. В сентябре-2013 больше всего пробок было по пятницам. В субботу загруженность дорог сокращается по сравнению с буднями на 30 - 40%, а в воскресенье — на 40 - 60%, при этом зимой в субботу дороги могут быть загружены даже сильнее, чем в рабочие дни летом.

Худшим днем с начала года стала среда 23 января, когда из-за снегопадов средняя загруженность превысила 7 баллов, а общая длина пробок утром достигла рекордных 195 километров.

Самые длинные пробки 2013 года возникали три дня в одном и том же месте. 24 января, 5 марта и 18 июня затор образовывался на улице Космонавтов, Сибирском тракте и улице Мира от Аграрной до Советской. Заметим, что все самые длинные пробки, указанные в анализе, случились еще до Универсиады.

5.jpg

«НО ЕСЛИ НЕ КРУТИТЬ ПЕДАЛИ...»

Причины «казанского транспортного чуда» лежат на поверхности. Благодарить за него казанские автомобилисты должны в первую очередь Универсиаду с ее стройками, которые еще недавно вызывали столько проклятий. Легко вспомнить, что год назад, в сентябре-2012, ситуация была ровно противоположной: тот же «Яндекс» стабильно оценивал дорожную ситуацию не меньше чем в 8 - 10 баллов. Теперь, когда развязки и пешеходные переходы построены, метро и трамвайные рельсы проложены, а сотни километров дорог отремонтированы, «великое стояние» на том же Булаке или на подступах к мосту «Миллениум» вспоминается как страшный сон.

Впрочем, как недавно напомнили городские власти на штабе по пробкам, перечень мер, давших результат, шире. Например, большую роль сыграла борьба с несанкционированной парковкой: машины, загромождавшие обочины, ушли в 13 построенных за короткий срок многоуровневых паркингов.

Еще одна действенная мера — запрет на движение большегрузов в дневное время, который с недавних пор решено сделать бессрочным. В центре города ограничение касается машин весом свыше 5 тонн, в пределах Большого казанского кольца лимит составляет 15 тонн. Свою роль сыграло также внедрение «умных светофоров» более чем на полусотне перекрестков, а также отмена левых поворотов.

Что касается «зимнего» среднего балла, то большую роль в ликвидации коллапсов сыграла модернизация казанского снегоуборочного хозяйства, перешедшего с песка на реагент, на четверть обновившего технику и полностью перестроившего логистику.

1.jpg

Степень улучшений городские власти оценивали на примере общественного транспорта, движение которого отслеживается через спутник. Как докладывал на штабе замруководителя исполкома Рустем Нигматуллин, простои автобусов сократились в 2 раза. В качестве примера он привел маршрут №35 — за счет роста средней скорости и сокращения каждого рейса на 19 минут автобусы за день выполняют дополнительно 21 кругорейс. А автобусы маршрута №15 прибавили 26 дополнительных кругорейсов. То есть из точки «А» в точку «Б» они доезжают соответственно на 21 и 17% быстрее, чем раньше.

Впрочем, на том же штабе по борьбе с пробками чиновники пессимистично предрекли, что ситуация изменилась ненадолго. Количество машин продолжает расти, и казанские «пробочные рекорды» могут оказаться лишь глотком свежего воздуха. Поэтому власти продолжают искать способы решения проблем, выискивая средства на это даже в ООН.

2.jpg

— Тема волнует всех: и автомобилистов, и пассажиров общественного транспорта, и гостей нашего города. Многие отмечают, что передвигаться по Казани стало легче, но если не крутить педали дальше, проблема будет обостряться, — афористично оценил ситуацию мэр Казани Ильсур Метшин.

«ВСЕ НУЖНО СОПРОВОЖДАТЬ ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ»

Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты и участники дорожного движения в разговоре отмечают, что пробок и в самом деле стало меньше, но расслабляться властям рано.

Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН Авто»:

— Мы сейчас строим очередные автосалоны, которые расположены достаточно далеко от сегодняшнего месторасположения, и, так или иначе, мне приходится ехать через весь город до «КАН Авто». До Универсиады путь занимал около полутора часов, сейчас этот путь занимает 25 минут. Поэтому только по этому показателю могу судить о том, что пробок в Казани стало меньше.

Пробки исчезли на «Миллениуме», на больших транспортных развязках. Это, естественно, дало такую низкую балльную оценку. Но, я думаю, потенциал еще достаточно большой. Если сделать светящие регулируемые светофоры, то есть с переменным шагом, было бы еще лучше. То есть в зависимости от загрузки магистралей по перекресткам светофор должен меняться. Тогда пробки совсем исчезнут.

3.jpg

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Пробок стало ожидаемо меньше за счет развязок, которые мы построили перед Универсиадой. Но если мы не будем комплексно подходить к проблемам организации дорожного движения и не будем эту ситуацию рассматривать перспективно, то у нас эта ситуация очень быстро снова ухудшится. Мы в нашем вузе часто проводим семинары с участием президента и министров РТ, на которых говорим о том, что эта проблема должна решаться через комплекс мероприятий. Нужно строить перехватывающие парковки, открывать капиллярную сеть дорог, и застройка должна быть не квартальная, а капиллярная, когда между домами можно проезжать. Рецептов — масса, всех сейчас не перечислить.

Построенные развязки тоже играют положительную роль, но скоро их пропускная способность может уменьшиться. Нужно строить новые. И еще следует исходить из того, что все это нужно сопровождать запретительными мерами. Должно быть невыгодно заезжать в центр города на своем автомобиле. И только комплекс всех этих, а также целого ряда других мероприятий может помочь нам решить эту проблему.

4.jpg

Рамиль Хайруллин — региональный представитель ФАР в Казани:

— С учетом улучшения ситуации на той стороне Казанки, где Авиастроительный и Московский районы, можно согласиться. Так как та сторона от пробок разгружена, в том числе «Миллениум».

Советы по борьбе с пробками одни и те же. Надо отрегулировать светофорное движение, автобусные полосы убрать там, где не нужно. В том смысле убрать там, где у нас автобусы раз в полчаса ходят. Такие полосы неэффективны — они только дорожные заторы делают. Москва, для примера, пошла по нашему пути, начали внедрять эти полосы. Сейчас они идут по пути их ликвидации, так как стали образовываться пробки. Ну не используется полоса по прямому назначению! Это прямой путь к пробкам. Мэрия Казани же у нас с упрямством отказывается обсуждать этот вопрос.

Опять-таки левые повороты можно несколько отрегулировать. Просто запретить — запретили, а людям как сейчас развороты делать? Между тем заторы переносятся чуть подальше. Люди едут до какого-то места, где им можно развернуться. То есть необходимы разворотные какие-то полосы.

Много всего нужно! Просто исполком слушать никого не хочет. К сожалению, как о глухую стену бьемся...

Андрей Савельев — член совета гильдии риэлторов РТ, гендиректор компании «НЛБ-недвижимость»:

— Я сам не вожу машину, езжу с водителем, но все равно вижу, что пробок в последнее время стало меньше. Про Москву и говорить нечего, там этих пробок в разы больше. Это бесспорно. Могу сказать однозначно — после Универсиады количество пробок в Казани значительно уменьшилось. Я это вижу и по себе.

Вот вам конкретный пример: обычно дорога из дома от парка Горького до Советского районного суда на Попова, где у меня офис, занимала минут 20. А сегодня утром я доехал за 8 минут.

Для борьбы с пробками я бы предложил навести порядок с автобусными полосами. У нас в Казани очень много улиц, где нанесены автобусные полосы, а они там быть не должны, согласно правилам дорожного движения. Эта мера разгрузила бы дороги. Ну а еще надо развивать сеть парковок в городе.