22388.jpg
В составе совета при президенте РТ по противодействию коррупции произошли изменения

«НАВЕРНОЕ, БЕЛЯЕВ ЗАНЯТ БЫЛ – ТУТ ВОПРОСОВ К НЕМУ НЕТ…»

О том, что в составе совета при президенте РТ по противодействию коррупции произошли изменения, стало известно после публикации вчера указа на сайте президента РТ. Согласно нему, из состава совета были выведены глава Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета Владимир Беляев и экс-прокурор РТ Кафиль Амиров.

А вот детали этих перемен в совете стали известны сегодня. Завотделом управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов подтвердил «БИЗНЕС Online», что выход Амирова связан с тем, что он теперь не является прокурором Татарстана. О причинах вывода других членов совета нам рассказал начальник управления по вопросам антикоррупционной политики Марс Бадрутдинов.

«Мы читаем «БИЗНЕС Online» и нам были интересны выступления Беляева, его комментарии, поэтому мы попросили его согласия и включили в состав совета, – сказал Будрутдинов. – Это было приблизительно полтора года назад. Совет собирается ежеквартально, проводят заседания и члены рабочих групп, ведь нам далеко не безразлично мнение представителей общественности. Мы Беляева в состав включили, но он ни разу на наши приглашения не откликнулся, не приходил, не посещал рабочие совещания. Наверное, занят был – тут вопросов к нему нет».

Бадрутдинов высоко оценил работу Шолохова и напомнил, что Казанский правозащитный центр сделал большой вклад в борьбе с поборами в школах, разработал регламент по получению спонсорской помощи в учебных учреждениях. По словам Бадрутдинова, в прошлом году Шолохов начал работать с его управлением и по линии минздрава.

«Он принимал участие в каждом заседании, у него сильная гражданская позиция. Что касается его ухода, то это произошло по доброй воле, он сам изъявил такое желание. Те экспертные заключения, которые давал Шолохов, мы читали, они очень интересные – он всегда объективен», – отметил глава управления.

беляев.jpg
Владимир Беляев

При этом он опроверг слухи о том, что вывод Шолохова связан с тем, что правозащитник опубликовал на сайте КПЦ раздаточный материал, который 12 сентября получили участники антикоррупционного комитета – заседание проходило в кремле за закрытыми дверями. Справедливости ради надо сказать, что статистические данные от Валерия Кандилова о состоянии коррупции, которые с легкой руки правозащитников разошлись в СМИ, не носили в себе громких сенсаций.

«Я ПРОЧИТАЛ О СВОЕМ ИСКЛЮЧЕНИИ В ИНТЕРНЕТЕ…»

Однако сам Шолохов неожиданно заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что о своем исключении из состава совета он узнал из открытых источников

«Я прочитал о своем исключении в интернете, никто мне об этом не сообщал. Не знаю причины, по которым меня вывели из состава совета. Официально заявляю, что я ушел оттуда не по собственному желанию. Мы, Казанский правозащитный центр, постоянно публиковали релизы о проведенных заседаниях совета. Этот совет не расследует дел, он выискивает слабые места у различных органов власти по тематике коррупции. На протяжении 6 лет мы присутствовали на всех заседаниях антикоррупционного совета, так как еще до создания совета одной из целевых задач нашей организации было противодействие коррупции в органах власти Татарстана».

игорь шолохов.jpg
Игорь Шолохов: «Не знаю причины, по которым меня вывели из состава совета»

По словам Шолохова, КПЦ в свое время выпустил брошюру: «Казанский правозащитный центр. Коррупция в милиции Татарстана». В связи с этим правозащитников в 2006 году пригласили в совет.

«Темы были разные, – продолжает Шолохов. – Поборы в школе, незаконное взимание денег за предоставление бесплатной медицинской помощи, различные аффилированные структуры, что под крышей государственных органов получали деньги за предоставление услуг, которые должны быть предоставлены государством бесплатно. На заседаниях антикоррупционного совета обсуждалась информация, содержащая признаки нарушения антикоррупционного законодательства. Ее мы предоставляли в соответствующие органы, наделенные полномочиями надзирать за органами власти, в том числе по вопросам противодействия коррупции. К сожалению, оспорить исключение из совета при президенте Татарстана по противодействию коррупции невозможно – такой процедуры не предусмотрено».

«ШОЛОХОВА ВЫВЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО ОН НЕУДОБЕН…»

«О том, что меня вывели из состава совета при президенте Татарстана по противодействию коррупции, мне никто не сообщил. Я узнал это от журналистов, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Беляев. – Я считаю, что из состава антикоррупционного совета вывели тех, кто активно защищает права людей, борется против коррупции, против всех ее проявлений. Исключили людей более неудобных. Да, я редко посещал заседания совета. Первое заседание было интересным. Год назад, летом, женщина из Зеленодольска рассказала о том, что в ее городе готовятся к убийству тех, кто борется с коррупцией. Но никакой реакции со стороны антикоррупционного совета я не заметил».

По словам Беляева, на одном из заседаний совета он рассказал о том, как борются с коррупцией в КАИ, и посоветовал применять эту практику в других вузах. После этого дважды были совещания, на которых выступал президент, Беляева туда приглашали, но у него в это время шли занятия, и он не мог присутствовать на заседании совета.

амиров.jpg
Кафиль Амиров освободил место в совете по противодействию коррупции новому прокурору

«Шолохова вывели из состава, потому что он защищает интересы людей и неудобен, – считает Беляев. – Я говорю о том, что мы должны подписать, а антикоррупционной совет при президенте должен этого требовать – оставшиеся статьи международного соглашения по противодействию коррупции. Прежде всего о том, как расходуют деньги политики и чиновники, они должны отчитываться. То же самое должны делать их родственники. Если человек не может отчитаться о том, где он взял деньги на дорогие покупки, нужно, чтобы их у него отнимали. Я совершенно не жалею о том, что меня вывели из состава совета при президенте Татарстана по противодействию коррупции. Времени мало, я вхожу в антикоррупционную комиссию нашего вуза, там мы прекрасно проверяем каждый факультет, занимаемся делом».

Как стало известно «БИЗНЕС Online», вместо Шолохова и Беляева в состав совета уже ввели новых участников. Среди них новый прокурор Илдус Нафиков, который занял в совете место своего предшественника, председатель комиссии Общественной палаты РТ по вопросам развития институтов гражданского общества Кирилл Пономарев, председатель общественной наблюдательной комиссии в РТ Лариса Расческова (в журналистских кругах известна как издатель в нулевых милицейского журнала), директор НКО «Новый век» Лилия Таишева (бывшая сотрудница аппарата президента РТ эпохи Юртаева).

НЕ МОЖЕТ НИ СОВЕТ, НИ ДАЖЕ ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА ИСКОРЕНИТЬ КОРРУПЦИЮ

Перестановки в антикоррупционном совете прокомментировали участники этой структуры и эксперты.

Ильдус Янышев – директор по связям с государственными органами и международными организациями компании «Дельта», депутат Казгордумы:

- С точки зрения того, что совет должен искоренить коррупцию, он, конечно, неэффективен: не может ни совет, ни даже президент Татарстана искоренить коррупцию. Ее можно минимизировать, закрыв какие-то каналы. Конечно, в совете не все люди одинаково эффективны, активны, у кого-то жизненные планы меняются, кто-то разочаровывается, может быть, в ожидании более эффективных действенных мер. Я бы не стал полностью обнулять этот институт, считать его неэффективным. Я знаю людей, которые работают в управлении антикоррупционной политики, это на самом деле профессионалы и честные люди, но в то же время с ограниченными возможностями, то есть не с абсолютными возможностями, у них нет таких конституционных прав, когда они могли бы все и вся выявлять. Но тем не менее даже в условиях имеющихся полномочий и политических реалий они проводят большую работу. Этим людям нужна информационная подпитка о том, что же происходит в низах, на земле, потому что взгляд государственного человека отличается от взгляда человека, занимающегося общественной и предпринимательской деятельностью. Я считаю, что совет полезен и нужен, но, с другой стороны, в нем должна быть обязательная ротация. Люди разные, меняются их позиции, меняются их взгляды. Любой орган не должен быть стабильным на века. И президенты должны меняться, и главы администраций, и ученые, и члены общественных организаций.

Лилия Таишева – директор автономной благотворительной некоммерческой организации «Новый век»:

- На мой взгляд, это большая честь и серьезное доверие. И что еще очень важно – это показывает тенденции в развитии гражданского общества в республике. Думаю, что это поможет взглянуть на проблемы с точки зрения общественных организаций и получить наиболее ценную информацию о ситуации, так сказать из первых рук.

Какие проблемы? Во-первых, это совет при президенте РТ, и приоритеты, думаю, будут определены исходя из задач, которые ставит президент РТ.

Во-вторых, как человека, работающего в сфере общественного здравоохранения, как общественного помощника уполномоченного по правам человека в РТ и как маму, воспитывающую четырех детей, меня, конечно, волнуют вопросы в сфере здравоохранения, образования и соблюдения прав граждан. Строго говоря, указ президента я получила только сегодня, и эту ситуацию еще предстоит осознать и понять, чем я могу быть полезна в совете.

Александр Салагаев – заведующий кафедры «Социальная и политическая конфликтология» КНИТУ:

- Сам совет при президенте по антикоррупционной политике носит абсолютно номинальный характер, эффективность которого я оцениваю на тройку с минусом. Интересы этого совета кардинально расходятся с интересами общественности, это всего лишь ширма, которая четко разграничивает, кого можно трогать, а кого нет. Возможно, еще предыдущий состав участников учитывал мнение общественности, но действующий состав уже не имеет к этому никакого отношения.

Кирилл Пономарев - председатель комиссии Общественной палаты РТ по вопросам развития институтов гражданского общества:

- Да, я сегодня только узнал об этом из СМИ. Потом уже я увидел постановление о моем включении в состав совета. Я ведь в этот президентский совет попал как представитель Общественной палаты РТ, и одновременно я являюсь председателем комиссии по развитию институтов гражданского общества. В принципе, не так давно в Общественной палате была создана комиссия, которая будет заниматься вопросами противодействия коррупции. На мой взгляд, членство в совете при президенте мне очень сильно поможет. Я смогу оперативно получать информацию о том, какова ситуация с борьбой против коррупции у нас в республике, и, конечно, я смогу более активно участвовать в этой работе.

У нас очень много инициатив. Общественная палата – орган общественный. У нас нет каких-то фискальных полномочий, которые мы могли бы применять, как у правоохранительных органов, проводить различные расследования и мероприятия мы не можем. Мы можем принимать граждан, выслушивать их, и оставаться в стороне от этих проблем мы не можем. У нас в республике с коррупцией борются очень активно, но на взгляд Общественной палаты, можно было бы еще что-то сделать. У нас уже есть подвижки. Мы проводили уже приемы и сейчас занимаемся выстраиванием этой работы.