IMG_2327.jpg

«У МНОГИХ АЛЛЕРГИЯ НА «ЛИЗИНГ-ГРАНТ»

Повестка дня проходившего вчера в кабмине РТ – первого после летних отпусков – заседания координационного совета (КС) по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РТ была интересной. Руководитель КС, первый вице-президент «ОПОРЫ России» Павел Сигал сразу предупредил, что в сфере предпринимательства ситуация сейчас не очень простая и координационному совету предстоит поднимать много проблем и пытаться находить их решение.

Первым обсуждали вопрос о работе центра поддержки предпринимательства (ЦПП) РТ. Докладчиком был Артем Наумов – руководитель ЦПП, исполнительный директор ТРО «ОПОРА России». Он с удовольствием сообщил, что сегодня для малого и среднего бизнеса в республике появились новые возможности – такие, о которых раньше только мечтали. Руководитель ЦПП напомнил о программах, имеющихся в РТ – это «Лизинг-грант», субсидирование инноваций, кластерные и образовательные гранты, возмещение затрат на подключение к электросетям.

Были в докладе и показательные цифры: с июня нынешнего года, то есть всего за четыре месяца, в ЦПП получили и обработали более 2,5 тыс. обращений предпринимателей, сделали экономический анализ более 1 тыс. заявок от МСБ. А поскольку центр активно (бесплатно!) помогает подавшим заявки правильно их оформить, то в этом году не было, как в 2012-м, ни скандалов из-за отсева по формальным причинам, ни вообще жесткого отсева. В среднем процент положительных решений комиссий по выдаче грантов составил 85%, а по выдаче «Лизинг-грантов» и вовсе 94%.

Наумов даже пошутил, что ЦПП неожиданно для себя получил «бонус» – больше ста благодарственных писем.

Впрочем, особо расслабиться из-за успехов Наумову на заседании не позволили: тут же член КС, гендиректор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа») Мария Горшунова заявила, что во многих районах о центре ничего не знают и ЦПП надо активно себя позиционировать, выходить на районных глав администраций.

Президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин добродушно (ЦПП года не работает еще) заметил:

- Это вопрос времени…

- Это вопрос быстрейшего времени! – парировала Мария Александровна. И сердито бросила, что «у многих аллергия на «Лизинг-грант».

К обсуждению подключился Рустем Сибгатуллин – заместитель министра экономики РТ, начальник департамента поддержки предпринимательства. Он уверен в том, что перспективы у ЦПП хорошие, со временем центр станет мощной консалтинговой организацией, которая будет консультировать татарстанских предпринимателей, причем на бесплатной основе.

Наумова еще немного помучили вопросами. Спрашивали, например, сколько денег ЦПП распределит в этом году, каков размер грантов (об этом газета в «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала).

В целом обсуждение прошло спокойно и, так сказать, деликатно, без горячности. Словно участники КС и гости берегли силы для второго вопроса.

СИЛЬНЫЙ УДАР ПО БИЗНЕСУ

Вообще-то и второй вопрос повестки дня звучал вполне мирно: «О состоянии развития малого и среднего предпринимательства в историческом центре Казани». Но Горшунова, уложившись со своим докладом на эту тему всего в четыре минуты, резко подняла накал обсуждения.

- Примерно с середины мая этого года, это в связи с Универсиадой, вы понимаете, центр Казани начал становиться и уже стал некоей мемориальной зоной, в которой больше не появляются жители нашего города – за исключением тех, кто здесь работает. Жилой сектор в историческом центре незначителен в процентном отношении к общему числу населения. Так, пешеходный трафик на улице Баумана сократился как минимум в два раза. Кремлевская полностью пуста фактически в любое время суток. То же самое с Астрономической. Более-менее жива Университетская за счет того, что там в некоторой ее части могут официально стоять автомобили. Островского – тоже мертвая зона… Эта же участь постигла Булак, Чернышевского, Карла Маркса, Бутлерова, Московскую, Пушкина, Горького, – перечисляла Мария Александровна.

IMG_2334.jpg
Мария Горшунова

Она напомнила, что да, пробки в центре Казани удалось ликвидировать, но не за счет появления стоянок, а за счет исчезновения людей. Что стало «сильным ударом по бизнесу». Эвакуатор в историческом центре «работает очень быстро – понятно, что они научились за четыре месяца так работать», сказала докладчица. Она привела пример: 20 минут в аптеке – и твоей машины уже нет!

- И то сказать: зачем человеку, который хочет забежать в магазин, аптеку, кафе на 20 минут, заезжать на крайне неудобные многоуровневые парковки и потом идти от них… В итоге парковки не заполнены, а что делать бизнесу в этой части города, неизвестно, – сказала Горшунова. – Бизнесу в центре Казани не хватает потребителя, и эта проблема может разрушить сферу обслуживания и торговли. И как раз там, где мы все рассчитываем получить обратный эффект, чтобы Казани носить имя туристической столицы Поволжья…

Мария Александровна также заявила:

- Я уже несколько месяцев отслеживаю картину практически полного отсутствия туристических автобусов в центре города… Посмотрите, как мало туристов в Кремле. Вспомните, сколько больших туристических автобусов стояло раньше под стенами Кремля… На примере своего бизнеса могу сказать, что турпоток сократился минимум на 50 процентов. К нам едут не те туристы, которых мы хотели бы видеть, а туристы одного дня – они приезжают на автобусе и практически не оставляют денег в Казани…

У Горшуновой есть два предложения, как попытаться исправить ситуацию:

- Во-первых, чтобы бизнес в центре не приказал долго жить, разрешить после 18.30 вечера, когда автомобильный трафик в историческом центре уменьшается почти до нуля, парковку под знаками «Остановка запрещена» около кафе, ресторанов, магазинов, аптек, ателье, баров и прочих предприятий сферы обслуживания, расположенных на улицах более чем одной полосой движения в каждую сторону и не имеющих полосы движения общественного транспорта. Второе: около любого предприятия, связанного с торговлей и обслуживанием населения, где позволяет ширина тротуарной части, разрешить бизнесменам после утверждения с ГИБДД делать остановочные карманы с указанием на то, что стоянка разрешена автомобилям клиентов этих заведений.

Горшунову решительно поддержал второй докладчик – председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, гендиректор ООО «Татинтерресторанс» Зуфар Гаязов.

IMG_2309.jpg

«ВО ВСЕХ ДВОРАХ, ВО ВСЕХ ЗАКОУЛКАХ МАШИНЫ ПОСТАВИТЬ НЕГДЕ»

Понятно, что тут же на обоих докладчиков обрушилась лавина вопросов: проблема парковки остается для Казани острой. В зале поднялся шум. Одни жаловались на отвязную молодежь, которая бросает машины где попало в три ряда, другие уверяли, что и в Москве то же самое, третьи ссылались на туристические столицы мира, четвертые возмущались, что парковки работают только до 9 вечера…

Сигал поскорее предоставил слово специально приглашенному на заседание заместителю начальника отдела ГИБДД управления МВД России по Казани Игорю Новикову.

- Я понял проблему, она есть, – согласился он.

Но, почувствовав (еще бы!) настрой собравшихся, сразу сослался на федеральный закон, требующий, чтобы хозяйственно-экономическая деятельность не мешала безопасности. И начал приводить цифры, из которых следовало, что представитель ГИБДД хорошо подготовился к обороне. Он говорил о плотности застройки: коэффициент в развитых европейских странах 18 - 20, в Москве – 8, в Казани – 3. Иными словами, сплошная застройка, на дороги и всякие там парковки места не остается… Говорил об узких улицах исторического центра – вообще-то рассчитаны они были всего лишь на гужевые повозки. Говорил о стремительном росте числа автомобилей в Казани: за 9 месяцев этого года – на 15 тысяч. Жаловался на то, как предприниматели распоряжаются выделенной им на строительство здания площадью. Полагается 60% пустить под застройку, 40% – под благоустройство. Но, как следовало из слов уважаемого представителя ГИБДД, под застройку уходит более(!) 100%, потому что крыльцо и входную дверь норовят вытащить на тротуар…

- Не только в историческом центре, но и во всех дворах, во всех закоулках машины поставить негде, – заявил Новиков. И подлил масла в огонь, напомнив, что в Казани до сих пор нет комплексной схемы организации дорожного движения…

КАЖДЫЙ ОТСТАИВАЕТ ТУТ СВОИ ЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

То, что началось дальше, трудно назвать спокойным диспутом. Похоже, в КС все сплошь автолюбители, так что каждый пытался высказаться, а порой и все одновременно. Но предложения были очень интересными. Так, известный предприниматель Александр Сергеев, который уже предлагал в своих публикациях в «БИЗНЕС Online», как разрулить транспортные проблемы на Булаке, вернулся к любимой улице и теме:

- В советское время у нас в Казани были моргающие светофоры, помните, ночью. Теперь на Булаке они, похоже, круглосуточно работают. В аэропорт едешь в четыре, в пять утра – все светофоры горят! Смысл? Просто перестали этим заниматься…

Сергеев говорил о том, что на центральных улицах города Майами днем парковка запрещена, вечером разрешена, в Дубае в выходные дни – четверг и пятницу – парковка вообще бесплатная. Александр Евгениевич предложил на том же Булаке разрешить парковку с 10 вечера до 6 утра:

- Давайте попробуем!

Новиков довольно мрачно напомнил, что ГИБДД – контрольно-надзорный орган, что все решает вообще-то исполком.

Снова поднялся шум. Горшунова попыталась напомнить, что она тоже предложила совершенно конкретные вещи, касающиеся знаков «Парковка запрещена».

- ГИБДД – контрольно-надзорный орган! – по новой принялся объяснить Новиков. – Вопрос поставить знак – к исполкому, вопросы снять знак – к исполкому! Мы только согласовываем!

- Тише, тише, по одному! – утихомиривал коллег Сигал.

- Мы упремся в то, что город будет кивать на ГИБДД, а ГИБДД на город, – сердито пророчествовал Сергеев.

- Каждый отстаивает тут свои личные интересы! – возмутился Новиков, явно намекая на рестораны Горшуновой.

- У меня нет ресторана в центре Казани, – отбил мяч Сергеев.

- Игорь Геннадьевич, даже если есть личный интерес, ничего в этом страшного нет, – вступила в дискуссию Гульнара Сергеева – начальник управления министерства юстиции РФ по РТ. – Бизнес, он и заключается в том, что у всех есть личный интерес…

- Я не против развития бизнеса! – защищался Новиков. – Я за безопасность дорожного движения!

- Коллеги!! – повысил голос Сигал.

IMG_2320.jpg
Павел Сигал

ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ПОПРОБОВАТЬ

- Разговор получился практически бесплодным, к сожалению, – заметил Марат Галеев – председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. – Не случайно исторический центр в повестке дня, и это правильно. В историческом центре ограничения, красные линии, застройка… Я понимаю тех, кто здесь открывал бизнес – старинные здания прекрасные, это своя фишка в Казани. У любого исторического города в центре есть проблемы, их решать надо. Все-таки, я уж извиняюсь, у Игоря Геннадьевича очень жесткая позиция, как бы непреклонная… Надо, мне кажется, все-таки организовать какую-то временную рабочую группу из заинтересованных лиц, и чтобы в ней в качестве консультанта присутствовал представитель ГИБДД. И точечно начать с исторического центра… Сейчас самый мягкий путь – достаточно безболезненно можно строить карманы. Такие места есть, где и народ почти не ходит, на той же Большой Красной, никогда там «демонстраций» нет… Обратиться в исполком с конкретными предложениями, я условно говорю, 25 точек вначале определить, может, 35, а, может, 15 – неважно. По крайней мере, попробовать…

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Итоги бурного обсуждения подвел Сигал:

- Предложение такое: координационному совету признать, что проблема, поднятая по развитию предпринимательства в историческом центре Казани, острая, актуальная, сейчас не решается. От нерешения этой проблемы Казань, как туристический центр, сильно проигрывает. Поэтому координационный совет обращается к исполкому города с нашими предложениями…

В обращение было решено включить все дельные мысли, которые высказывались на заседании.

- Не надо сейчас пытаться охватить весь город, не получится, – сказал Павел Абрамович. – Давайте говорить о некоем пилотном проекте – взять 10 или 20 улиц, один район, Старо-Татарскую слободу… И попросить руководство ГИБДД содействовать решению проблем по изменению дорожных знаков, по разрешению ночных парковок…

IMG_2286.jpg
Артем Наумов

ЭТО БЫЛ РАЗГОВОР СЛЕПОГО С ГЛУХИМ

Участники эмоциональной дискуссии прокомментировали ее для «БИЗНЕС Online».

Мария Горшунова – гендиректор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»):

- Когда я шла на сегодняшнее заседание координационного совета, то думала, что есть шансы решить проблему, о которой говорится в моем докладе. Теперь, после обсуждения, у меня возникли очень большие сомнения… Вы же видели, это был разговор слепого с глухим. Этого не может быть, потому что не может быть никогда! – считает ГИБДД.

Игорь Новиков – заместитель начальника отдела ГИБДД управления МВД России по Казани:

- Проблему нужно решать, но без ущерба для основной массы граждан. А как она будет решаться, это мы увидим в ближайшее время: как исполком будет принимать решения, выделять землю под дополнительные парковки и все остальное…

Александр Сергеев – основатель фирмы «Александр ЛТД»:

- Вопрос, который сегодня обсуждался, касается не только владельцев ресторанов, а неопределенного круга лиц, то бишь граждан. Потому что рядом с дорогами проживают граждане, во дворе которых ставятся машины, и дворов этих тоже не хватает. Автомобили стоят в ночное время. Надо просто к знакам «Остановка запрещена» добавить, допустим, с 6 утра до 20.00. Если человек работает в ночную смену и в пять утра уезжает из дома, зачем ему ехать куда-то на парковку, он может возле дома поставить машину, только уже не во дворе, а снаружи. Если здравый смысл победит, то есть можно решить в Казани эту проблему.

О СОЗДАНИИ ПАРКОВКИ ДОЛЖЕН ПОЗАБОТИТЬСЯ САМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Ситуацию с парковками рядом с казанскими заведениями газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали в ГИБДД и предприниматели.

Марсель Назмиев – инспектор ДПС ГИБДД УВД Казани:

- Мы разрешаем парковаться на местах, не предназначенных для стоянки транспорта, только грузовому транспорту для погрузки и выгрузки товара. Все остальные случаи являются незаконными, за исключением, если частный предприниматель позаботился о парковочных местах заранее. Если брать центральную часть города отдельно, то мы позаботились о том, чтобы парковочных мест для транспорта было более чем достаточно. Взять тот же торговый центр «Кольцо», который имеет как внешнюю, так и внутреннюю парковку. Парковка на Островского, Профсоюзной улицах. Я считаю, что мы создали достаточное количество мест, чтобы автомобилисты не оставляли свои машины где попало, не создавая, таким образом, помех для других участников движения.

На мой взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы оставить свою машину на специально оборудованном месте и пройти несколько шагов до нужного заведения. Это ведь не проблема.

Те частные предприниматели, которые заинтересованы в том, чтобы клиенты оставляли автомобили рядом с их заведениями, должны сами позаботиться об этом. Более того, мы предлагаем им благоустроить подобные места. Обратите внимание, что рядом с крупными магазинами и ресторанами такие места есть, как и разметки, и знаки о доступности парковки.

Адель Ягудин – исполнительный директор сети кофеен coffee Cava:

- Я считаю, что сотрудники ГИБДД поступают правильно, запрещая парковаться в неположенных местах. Есть закон, который следуют соблюдать. Другой вопрос: делать небольшие послабления по выходным дням, когда большинство улиц пустуют. Люди идут в рестораны, парки, в какие-то заведения, а парковаться приходится далеко. Тот же парк Тысячелетия Казани на Островского. Почему бы не разрешить парковку рядом с парком по выходным, когда многие семьи выходят гулять? Что касается запрета парковок рядом с заведениями, то ситуация в городе благодаря этому становится лучше, пробок стало меньше. Люди уже заранее рассчитывают маршрут, ищут место для парковки. Нет ничего страшного в том, чтобы поставить машину чуть дальше, пройдя пешком несколько метров до заведения.

Ильдар Галимов – директор сети клиник «Стомус»:

- Если есть специально отведенные парковочные места, то зачем бросать машину где попало? Другое дело, что самих парковок не так много можно найти в центре города. Хотя различным частным предпринимателям, которые открывают свои заведения рядом с проезжей частью, следует заранее позаботиться о том, где его потенциальные клиенты будут парковаться, благоустроить специальное место. К тому, что сотрудники ГИБДД запрещают парковаться на проезжей части, отношусь очень хорошо. Проезжая часть стала свободнее, передвигаться по городу на автомобиле стало легче.