«КОГДА ТЫ ИГРАЕШЬ С БОББИ, РЕЧЬ ИДЕТ НЕ О ПОБЕДЕ ИЛИ ПОРАЖЕНИИ. РЕЧЬ ИДЕТ О ВЫЖИВАНИИ»

Вынесенную в заголовок этой главки фразу гроссмейстер Борис Спасский когда-то сказал о великом шахматисте Роберте Фишере. Любой крупный чиновник или предприниматель в Татарстане наверняка говорил что-то подобное, имея в виду главу республики. Так уж устроена властная вертикаль: за каждым произнесенным президентским словом опытное ухо улавливает 10 подразумевающихся, за каждым сомнением – команду «Фас!». Даже тогда, когда, возможно, сам президент и не думал о драконовских мерах.

В этом смысле история с Алексеем Семиным – отнюдь не исключение. «В Верхнеуслонском райне мой друг Алексей Семин пытается сажать деревья, и деревья сажаются в шахматном порядке. Во-первых, план лесоустройства должен быть, все это документально должно быть оформлено. Я не возражаю, если он лес сажает. Но под названием «лес» делать там квадратики, полосы и не использовать землю? Я считаю, что это неправильно», – заявил президент в последних числах июня этого года на одном из субботних совещаний в Кремле. Интересно, что речь, в общем-то, шла совсем о другом. Но, видимо, кто-то снабдил президента этой информацией…

Все, этого было достаточно. На ASG полетел снежный ком внеплановых проверок. В итоге за неполных два месяца проверили состояние не только 54,5 верхнеуслонских «шахматных» гектара, но и 5 тыс. га земли в разных районах Татарстана. Напомним, именно эта цифра обычно называется, когда речь идет о необрабатываемых сельхозугодьях Семина. Всего же ему, как известно, принадлежит порядка 24 тыс. га в республике.

Что же выяснилось?

49756.jpg
Алексей Семин: «Мы хотели реализовать этот проект [агротуризм] в рамках социальной ответственности компании, в рамках поддержки инициатив, исходящих от руководства республики»

ЗОНА ПРОЛЕТА

Сначала о «шахматном порядке». Как пояснили в группе ASG, президент говорил о нескольких десятках гектаров земель, прилегающих к Иннополису. «В последние годы их арендовал и обрабатывал «Красный Восток Агро», но потом агрохолдинг отказался от них из-за низкого плодородия. Земли расположены в так называемой зоне пролета самолетов по воздушному коридору в Москву, а также в районе пролета малой авиации, в основном вертолетов, направляющихся в горнолыжный комплекс «Свияга», – уточняют в компании.

И там действительно высажены деревья – сосны, березы, липы, ель. И действительно в шахматном порядке. Расстояние между растениями в ряду – 1 метр, ширина междурядий – 3,5 метра, расстояние между полосами – 100 - 200 метров. Количество посадок на всю площадь – 155,7 тыс. штук.

Картину мира кардинально меняет только одно: все насаждения сделаны в строгом соответствии с проектом противоэрозийных защитных лесных насаждений, согласованном еще 14 февраля председателем Палаты имущественных и земельных отношений Верхнеуслонского района РТ Валерием Мякишевым и утвержденном 15 февраля начальником управления сельского хозяйства и продовольствия минсельпрода РТ в Верхнеуслонском районе РТ Рашитом Губайдуллиным. Тогда же был подписан акт выделения земель для создания защитных лесных насаждений с лесхозом ГУ «Приволжсклес».

Прошло почти полгода, деревья были высажены. И вот как гром с ясного неба – слова президента РТ. А еще через два дня – требование прокурора Верхнеуслонского района, старшего советника юстиции Айрата Галимова о проведении внеплановой проверки. Срок – неделя. Проверяющей выступила заместитель главного государственного инспектора Верхнеуслонского района по использованию и охране земель Марианна Жукова.

Полтора часа изучала она ситуацию «на поле» и вынуждена был признать: деревья появились не с бухты-барахты, а «в соответствии с проектом противоэрозионных защитных лесных насаждений».

Но вертикаль не была бы вертикалью, если бы на этом все закончилось. Чиновники все-таки нашли нарушения на угодьях ASG: земля между лесополосами (пашня) фактически не используется для сельскохозяйственного производства, заросла сорными травами. Отсюда вердикт: устранить допущенное нарушение до 1 октября этого года.

Семин не стал ждать до 1 октября. ASG тут же сдала эти земли в аренду фермеру Мингалимову, который даже приступил к поверхностной обработке почвы (дискование).

Можно ли назвать это хэппи-эндом, желательным для развития республики?

- На этих землях мы предполагали развивать агротуризм, – комментирует последние события Семин. О том, что в ASG были настроены серьезно, говорила вакансия топ-менеджера для развития агротуристического направления, размещенная на HeadHunter. – Этот проект просчитывался нами с 2011 года, я о нем уже неоднократно рассказывал. На территории 70 гектаров мы собирались построить мини-гостиницу и отдельные гостевые коттеджи. Поскольку невозможно все сделать одновременно, мы планировали после завершения восстановления наших зданий в историческом центре Казани приступить к реализации этого проекта. Деревья, высаженные весной этого года в пресловутом шахматном порядке, уже через пару лет образуют зеленые полосы, разделяющие территорию на разные зоны. Мы могли бы в этом месте сделать очень престижное и комфортное место отдыха, тем более что по соседству находится Иннополис. Востребованность в таком сервисе, такой рекреационной зоне, думаю, однозначно есть.

Но поскольку мы были подвергнуты критике за нецелевое использование земель сельхозназначения, весь этот участок мы сдали в аренду, и сегодня там все распахано. Для нас самый простой вариант – сдать землю в аренду по ставке земельного налога – 70 рублей за гектар. И мы заключили долгосрочный договор аренды.

- Вы совсем отказались от проекта агротуризма?

- А зачем нам это нужно? Это низкодоходный бизнес. Мы хотели реализовать этот проект в рамках социальной ответственности компании, в рамках поддержки инициатив, исходящих от руководства республики. Были в Казани проблемы с землей для многодетных? Пожалуйста, мы пошли навстречу и передали свои 300 гектаров в Каймарах. Обратились власти к бизнесу с призывом поучаствовать в восстановлении исторического центра? Вот они, наши 27 старинных зданий, восстановленных зачастую из руин. И проект агротуризма мы рассматривали в том же ряду. Стоит задача сделать Иннополис привлекательным для резидентов? Пожалуйста, мы в рамках развития инфраструктуры проекта планировали предложить услуги, связанные с отдыхом и оздоровлением иннополитян… Но, повторяю, отказались от этой идеи.

5.jpg
300 гектаров земель в Каймарах ASG передала для многодетных семей

«ПРЕТЕНЗИИ ПО ПОВОДУ 7 ПРОЦЕНТОВ НЕОБРАБАТЫВАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ – ЭТО «ДОКОПАТЬСЯ ДО СТОЛБА»

Владельца ASG можно понять: он честно пытается встроиться в созидательные тренды, а вместо аплодисментов получил головную боль в виде внеплановых проверок аж 5 тыс. гектаров. На фоне постоянно звучащих мантр о том, что необрабатываемую сельхозземлю надо отнимать у владельцев и передавать тем, кто будет на ней вести реальное сельское хозяйство, эти проверки – мощный раздражитель. Семин применил индийскую защиту: занял позицию непротивления, но, как сейчас озвучено, отказался и от активного развития новых проектов в республике.

С другой стороны, недоверие президента – результат его колоссального опыта. Может, и не надо от него требовать, чтобы он кому-то доверял? Пусть проверяет всех: и Семина, и Хайруллина, и Мусина, и того же Зиганшина. Сами-то они многим ли доверяют? Лишь бы не было двойных стандартов по старому правилу: что можно льву, нельзя собаке.

Итак, после президентского замечания проверки семинских земель не ограничились конкретным участком, о котором говорил Рустам Минниханов. С подачи прокуратуры республиканские и районные власти проверили каждый «подозрительный» гектар. Глава ASG убежден, что к этой «зачистке» приложила руку и наша газета.

- Газета «БИЗНЕС Online» со ссылкой на Росреестр недавно написала, что Семин не обрабатывает около 5 тысяч гектаров пригородной земли около Казани, – объясняет свою позицию Алексей Владимирович. – Как же обстоят дела на самом деле? Процедура заключается в следующем: Росреестр ведет только мониторинг и не ведет полевых исследований, то есть они пишут справки по имеющимся у них материалам. А Россельхознадзор и прокуратура при наличии жалоб и фактов нецелевого использования земли проверяют фактическое положение дел с выездом на место.

И сотрудник Росреестра сказал журналистам, что Росреестр не располагает данными, подтверждающими факт обработки 5 тысяч гектаров земли, принадлежащей ASG. Из 23 780 гектаров по 18 323 гектарам у них есть документы, подтверждающие обработку земли нами, а по 5 456,76 гектара подтверждающих документов нет. Но он не может утверждать, что эту землю не обрабатывают. В рамках мониторинга они только собирают статистику.

- Скажите, а на ком лежит обязанность предоставлять эти сведения в Росреестр?

- Конечно, не на нас! Это дело контролирующих органов. Наше дело – работать, их дело – контролировать… Поскольку ваша газета подняла вопрос о 5 тысячах гектаров якобы необработанных земель, была проведена проверка, о чем свидетельствуют акты. И выявлено, что 3 698, 28 гектара по факту на день проверки обработаны. И теперь три года по этой земле к нам вопросов быть не может. А 1758 гектаров действительно не обрабатываются, и это составляет 7 процентов всех наших земель сельхозназначения.

Плохо это или хорошо? Во-первых, по разным оценкам, примерно 10 - 15 процентов земель у крупных агрохолдингов по разным причинам не обрабатываются, и это нормальное явление. Во-вторых, по этим 7 процентам необработанных нами земель мы продолжаем работать. Но эти 7 процентов не могут считаться «неподнятой целиной»! Предъявлять претензии по поводу 7 процентов – это называется «докопаться до столба»…

- Почему же президент так беспокоится по этому поводу?

- Потому что ему сказали, что Семин не обрабатывает 10 тысяч гектаров. А на самом деле – это 1700. И надо понимать, что это неудобья, овраги, то есть места, которые невозможно обрабатывать.

Для того чтобы развеять все сомнения, Алексей Владимирович любезно предоставил в распоряжение нашей редакции толстые папки с результатами летних проверок его империи – Лаишевского, Верхнеуслонского, Зеленодольского, Рыбнослободского, Высокогорского районов. У каждого проверяющего – свой стиль. В Лаишевском районе в Татарско-Сараловском сельском поселении 16 га 30 минут обследовали, в Верхнеуслонском районе в Кураловском сельском поселении 295 га за 10 минут обозрели...

Мы честно все пересчитали по итогам актов проверки. Правда, у нас получилось, что из 5 с лишним тысяч проверенных за последние месяцы гектаров не обрабатываются около 2 тысяч. Это примерно 8% от всей земли, принадлежащей ASG. Но на ряде актов стоит уточнение: площади сданы в аренду. И с учетом этого действительно получается 7% земель, пустующих в ожидании создания Казанской агломерации…

semin1.jpg
Алексей Семин отказался от экспериментов в сфере экотуризма

«ИДЕЯ АГРОТУРИЗМА НА ИЗЛЕТЕ»

Планы Семина в сфере агротуризма и масштаб проблемы невозделываемых земель газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Камияр Байтемиров – председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ:

- По последним данным, в Татарстане необрабатываемых земель – 70 тысяч гектар. Всего в республике около 3 миллионов гектаров земли. То есть получается, что в Татарстане не используется примерно 2,3 процента. 7 процентов неиспользуемых земель у Семина – это не слишком много, но земля должна использоваться по назначению. У Семина – самые лучшие земли в пределах городской черты, поэтому эти 7 процентов кого-то, может, и гложут. Возможно, кто-то хочет их перевести в другую категорию и заниматься на них каким-то делом. 7 процентов из 24 тысяч гектаров – это не слишком много, чтобы принимать какие-либо кардинальные меры.

Агротуризм – это не удел богатых, это государственная проблема для того, чтобы увеличить доходность сельского хозяйства. Поэтому такой бизнес должен строиться на основе государственно-частного партнерства. А у нас ни на федеральном, ни на региональном уровне средства для этого не предусматриваются. Есть отдельные фермерские хозяйства, которые занимаются этим любительски, но чтобы вывести это в отдельную туристическую индустрию, к сожалению, решения пока нет. При государственно-частном партнерстве агротуризм выгоден для государства, для сельхозпроизводителей. В любых странах для того, чтобы развивать индустрию туризма, государство вкладывает определенные суммы.

Альмир Сабитов – фермер Верхнеуслонского района, учредитель туркомпаний «Аль-Барро»:

- 7 процентов неиспользуемой земли – это мало, но думаю, что это неправда, и у Семина неиспользуемой земли на самом деле больше.

Чтобы идти в агробизнес, надо в нем работать, а Семин работать точно в нем не будет. Одно дело – купить и затем продать землю, заработав на ней, и другое – месить грязь в резиновых сапогах в земле. А нанимать людей – это невыгодно. В агротуризме необходимо постоянное присутствие человека, который смотрит за животными и так далее. Средняя зарплата – минимум 15 - 20 тысяч рублей. На двоих работников будет уходить 40 тысяч рублей в месяц только на зарплату без учета налогов и так далее. А агробизнес никогда не принесет много денег, это экономически нецелесообразно.

В агротуризме удачный проект – мой, потому что я сам в нем работаю. Сейчас очень многие пошли в агротуризм и забили нишу просто донельзя – на 300 процентов. В результате теперь все простаивают. У многих вообще ничего нет. Для того чтобы идти в агротуризм, надо иметь участок с хорошим местоположением. Надо, чтобы человек мог и на лошадях покататься, и в гольф поиграть. Чтобы на таком участке содержать, например, дом Семина, надо нанять семью, а она обойдется как минимум в 20 тысяч ежемесячно. Семин земли никогда в жизни не окупит, потому что сейчас рынок перенасыщен донельзя.

Если объект агротуризма находится в месте, где есть вода, достопримечательности, то это нормально. Должно быть хорошее место, например Веденская слобода. Больше агротуризм нигде не пойдет. У меня, например, есть и барашки, и бассейн, и баня, и футбол, и прочее. Но все это не имело бы смысла, если бы рядом не было горнолыжки, Макарьевского монастыря, Свияги. Ну вот кто поедет на агротуризм в село?! Такое может случиться раз в год, и то случайно.

Идея агротуризма уже на излете. Давайте посчитаем. Содержание лошадей, содержание баранов и другой живности – пять человек за 100 тысяч рублей в месяц. Содержание домов – еще тысяч 20. За четыре субботы надо отбить 120 тысяч рублей. Никто не отобьет. Не думаю, что Семин в действительности собирался что-то строить и передумал потому, что обиделся на Минниханова.

макуловский-массив.jpg
Верхнеуслонский район. Бол. Меми массив

Светлана Пименова – директор туристической компании «Итиль-тур»:

- У нас такого направления, как агротуризм, в предложениях нет, хотя в моих планах было развитие этого направления. На сегодняшний день достойных предложений я пока не вижу. Экологический туризм тоже существует, но вообще это все – дело энтузиастов, а для туристических фирм пока я не вижу возможности заработка на экологическом или агротуризме.

Справка

ASG – группа инвесткомпаний. Собственник – Алексей Семин. Сегодня совокупная рыночная стоимость активов достигает более 30 млрд. рублей, в составе которой недвижимость общей площадью 400 тыс. кв. м и земельные участки общей площадью более 23,7 тыс. гектаров.

Основным регионом для инвестиций группы является Татарстан, но с 2010 года ASG реализует ряд инновационных проектов в других регионах России и за рубежом в области жилой недвижимости с целью изучения опыта и использования полученной практики в развитии регионального рынка недвижимости Татарстана. Большое внимание уделяется развитию системы доходных домов в Москве и Казани. Также с 2012 года стартовал масштабный проект государственно-частного партнерства ASG с мэрией Казани, включающий в себя несколько важных социально ориентированных направлений: ревитализация исторического центра Казани, развитие территорий, совместная реализация государственных программ.