460.jpg
Даже недавние события в Западном Бирюлево не заставили проживающих в Москве мусульман отказаться от традиции празднования Курбан-байрам 

«ДЕВУШКА, ВЫ КУДА НАПРАВЛЯЕТЕСЬ?»

Даже недавние события в Западном Бирюлево не заставили проживающих в Москве мусульман отказаться от традиции празднования Курбан-байрама. Праздничные намазы прошли в Московской Соборной мечети, мемориальной мечети на Поклонной горе, мечети в Отрадном, Исторической мечети на Большой Татарской улице. Также столичные власти организовали дополнительные площадки для молящихся в Южном Бутово около ФОК «Изумрудный», в парке «60-летие Октября» рядом с метро Коломенской и в павильоне №2 в Сокольниках. Но и этого оказалось мало – многим верующим пришлось молиться прямо под открытым небом.

Несмотря на солнечную погоду, осенний холод давал о себе знать: замерзли не только молящиеся, но и полицейские. К слову, накануне столичное МВД сообщило, что для обеспечения правопорядка на улицы Москвы выйдут около 4 тыс. правоохранителей, а в районах, где состоятся праздничные мероприятия, ограничат движение транспорта, а некоторые улицы и вовсе перекроют для движения.

– Мы тут со вчерашнего вечера стоим. С половины десятого, – пожаловался ненароком корреспонденту «БИЗНЕС Online» полицейский Сергей и потер уже покрасневший нос.

– Всю ночь? – удивилась корреспондент. – А что же вы ночью тут охраняли?

– Рамки… Мы менялись, по сменам тут стояли, – грустно ответил он, и вскоре действительно пришла «смена караула».

Между тем московская полиция попросила всех соблюдать бдительность и в случае обнаружения бесхозных вещей незамедлительно сообщать блюстителям порядка. Кроме того, в МВД посоветовали не поддаваться на провокации. «Любые попытки неправомерных действий будут пресекаться в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, а виновные – привлекаться к установленной законом ответственности», – говорится в сообщении столичного главка.

Действительно, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», полицейских было много. Они стояли в метро, на выходе и вдоль всего пути к Соборной мечети. Со всех сторон были установлены рамки-металлоискатели, а кто-то, говоря нагловатым голосом в рупор, направлял огромную толпу, которая, казалось, без конца выходила из метро: «Проходите дальше! Не стойте на месте! Скорее! Скорее! Не задерживайтесь!»

– Девушка, вы куда направляетесь? – огорошил вопросом около рамки один из полицейских, видимо, удивляясь тому, как целенаправленно в толпе мужчин идет блондинка.

– Я журналист, мне надо попасть в резиденцию совета муфтиев, – честно ответила корреспондент «БИЗНЕС Online».

– Ну тогда спросите вон там у нашего начальства, – указал он в сторону. Видимо, у полицейских ясно отложилось в голове указание, что женщинам в мечеть нельзя. Кстати, начальствующие полицейские быстро указали направление, в котором надо двигаться.

460-2.jpg
Равиль Гайнутдин: «Мы мусульмане России, являясь гражданами своего Отечества, являемся также частью всего исламского мира»

«МЫ РОССИЯНЕ, МЫ МУСУЛЬМАНЕ»

Однако, следуя в общем потоке, наш корреспондент попала как раз не в резиденцию, где уже вот-вот должен был обратиться к мусульманам муфтий Равиль Гайнутдин, а на улицу, куда направлялись верующие для совершения молитвы. При этом никто толком не мог пояснить, куда же должна пройти пресса. Через 20 минут, обойдя СК «Олимпийский» почти вокруг, журналист «БИЗНЕС Online» все-таки вышла к тому единственному входу, куда заходили СМИ. А вскоре к толкавшим друг друга журналистам, каждый из которых пытался выставить удобнее камеру, вышел муфтий. 

 

«Мы мусульмане России, являясь гражданами своего Отечества, являемся также частью всего исламского мира. Как вы знаете, ислам на территории нашей страны был принят добровольно, без какого-либо насилия, и наши отцы и деды испокон веков исповедуют нашу священную религию. А ислам был принят на территории нашей нынешней России на 66 лет ранее, чем крещение Киевской Руси», – начал свое обращение Гайнутдин.

Муфтий подчеркнул, что мусульмане исповедуют, распространяют мир и всегда жили в согласии со своими соседями. «Мы россияне, мы мусульмане нашей страны, развиваем диалог, сотрудничество между нашими традиционными религиями, понимаем необходимость развития мира и согласия в нашем обществе, в нашем государстве во имя наших детей, во имя нашего общего будущего», – продолжил он. Гайнутдин отметил, что мусульмане не могут представить себе другую страну, так как «тут прах отцов и дедов».

Муфтий говорил о том, что по традиции после богослужения надо сделать жертвоприношение, однако пообещал, что баранов никто резать в Москве не будет, для обряда подготовлены места в Подмосковье. Также, по словам Гайнутдина, впервые мясо можно было заказать на дом с доставкой.

«Совет муфтиев России заранее, до наступления праздника, объявил, что на территории города не может быть никаких жертвоприношений жертвенных животных. Для этого нами согласованы многочисленные места за городом, в Подмосковье. Наши мусульмане заранее подавали заявки на жертвоприношение. И будет организовано жертвоприношение в специальных местах, и мусульмане будут получать мясо жертвенных животных уже чистыми, в пакетах и будут раздавать жертвенное мясо как милостыню, как благотворительную помощь нуждающимся и бедным. Это также показывает гуманизм нашего обряда. Если мы имеем достаток, должны обязательно поддерживать нуждающихся, помогать тем, кто нуждается в пище, еде», – пояснил муфтий. Затем он удалился в мечеть для богослужения, а корреспондент «БИЗНЕС Online» направилась на улицу, где уже собрались тысячи верующих.

460-1.jpg
По данным московского управления МВД РФ, в мероприятиях, посвященных мусульманскому празднику Курбан-байрам, приняли участие 103 тыс. человек. Никаких ЧП в ходе празднований зафиксировано не было 

«Я НИКОГО, КРОМЕ АЛЛАХА, НЕ БОЮСЬ»

Подавляющее большинство из тех, кто нестройными рядами перекрыл улицу Дурова в ожидании проповеди и молитвы, оказались выходцами из Средней Азии.

– Тут только татары, таджики и узбеки. Дагестанцев и чеченцев вы здесь не увидите, они в другом месте традиционно собираются, – нравоучительно заметил в разговоре с нашим корреспондентом один из полицейских. Группа стражей правопорядка переминалась с ноги на ногу около рамок-металлоискателей, потирала покрасневшие от холода носы и щеки. Все пришедшие на богослужение даже не смогли вместиться не то что в мечети, но и на отведенной территории, поэтому заняли места с другой стороны рамок, ближе к Олимпийскому проспекту.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось заметить всего несколько человек в расшитых цветами тюбетейках, которые переливались на солнце. Двое молодых людей, один из которых как раз и был в узнаваемом головном уборе, держалась сначала в стороне.

– Каждый год сюда приходите? Как вам праздник? – поинтересовалась наш корреспондент.

– Да, приходим. Только лет пять назад тут было интереснее… – загадочно ответил молодой человек. – Раньше тут и народу было меньше.

– Не было тут этих дорогих гостей со Средней Азии, – сообщил его друг и кивнул в сторону толпы.

Приезжих было действительно много. Практически все они говорили на своем родном языке.

– Вы впервые в Москве на Курбан-байраме? – наконец, отважилась журналист, обратившись к улыбающемуся молодому человеку.

– Да, в первый раз пришли, – ответил он и рассказал, что зовут его Исмат, а приехал почти год назад из Таджикистана. Также молодой человек объяснил, что в столице России много платят и есть работа.

– А не страшно было приходить сюда после событий в Западном Бирюлево? Вдруг будут драки, потасовки… Да и полицейских вон сколько! Не боитесь их?

– Я никого, кроме Аллаха, не боюсь, – уверенно ответил Исмат.

Уже после богослужения, направляясь к метро, корреспондент «БИЗНЕС Online» заметила молодого человека, рьяно разрывающего какую-то коробку, а в ней лежало что-то расфасованное по синим пакетам. Наверно, баранина.

По дороге журналист разговорилась с еще одним молодым человеком. 20-летний Насим приехал в Москву из Узбекистана полгода назад, устроился грузчиком. У него на родине остались родители, братья, сестры.

– Работа в Узбекистане есть, а вот денег мало платят, – молодой человек с трудом изъяснялся по-русски. – Тут я получаю 25 тысяч. 5 – за квартиру, 5 – на еду, а 15 тысяч я отправляю домой.

– А барана зарезали?

- Мы купили килограмм баранины. А вот дома там у каждой семьи по барану, – вспомнил Насим.

– А вы собираетесь к себе в Узбекистан обратно?

– Да, в декабре, – после непродолжительной паузы ответил он.

– Я имею в виду навсегда, обратно к себе на родину. Вы же деньги приехали зарабатывать?

Молодой человек в ответ только улыбался. Корреспондент «БИЗНЕС Online» показалось, что он так и не понял вопроса. На перекрестке Насим с группой других верующих, возвращавшихся с богослужения, уверенно пошел на красный сигнал светофора, а наш корреспондент осталась дожидаться зеленого света.