«ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УРОКИ ПОЛИЦИЯ ДОЛЖНА ИЗ ЭТОГО ИЗВЛЕЧЬ»

- Ольга, что, по вашему мнению, все-таки случилось в Бирюлево: восстание против мигрантов или провокация с чьей-то стороны?

- Я думаю, что там было два аспекта вчерашних событий. С одной стороны, возмущенные жители, у которых проблемы давно наболели и перешли все рамки разумного терпения, вышли просто потребовать элементарной безопасности для себя и своих близких. Конечно, этим, как часто бывает, воспользовались определенные криминальные элементы, и результат мы вчера все наблюдали. В общем, мирный сход граждан с требованием навести порядок быстро перерос определенными усилиями в откровенно криминальное поведение, которое не сразу, но, надеюсь, окончательно на сегодняшний момент удалось пресечь. Хотя никто не застрахован от повторения подобного рода эксцессов, потому что мы с вами понимаем, что группировки подобного рода в Москве есть, под контроль их пока никто брать не хочет или не может, поэтому вспыхнуть эта ситуация может в любой момент. Они пользуются любым народным возмущением, чтобы, так сказать, приобрести возможность пограбить, погромить и тому подобное.

- А кто виноват в сложившейся ситуации: правоохранительные органы, может быть, власти или кто-то другой?

- Тут тоже два аспекта. С одной стороны, мы знаем, что никакой миграционной политики у нас нет. О призывах к толерантности мы слышим, когда выходим на улицу и начинаем требовать соблюдения своих прав. Сказать, что мы представляем, как наше государство с этим справляется, мы пока не можем. Призывы, эмоции… Пока не видно результата. Политическая ответственность в данном случае лежит на властях. С другой стороны, реакция сотрудников правоохранительных органов должна быть быстрее и жестче, потому что если бы граждане увидели, что полицейские быстро и четко себя ведут, то, наверно, не пришлось бы выходить на улицу. Действительно, от реакции полицейского ведомства на преступление, а тем более такое жестокое и громкое, всегда зависит реакция населения. Если мы убеждены, что полиция делает и сделает все возможное, то у нас не возникает желания бунтовать. А вот когда мы не убеждены, что нас защитят, что преступники будут найдены, тогда мы, к сожалению, становимся свидетелями таких эксцессов, как вчера.

- Как вы оцениваете вчерашние действия полиции, ОМОНа по разгону собравшихся?

- Я согласна с коллегами, кто, в отличие от меня, был на месте. Конечно, поначалу сил было недостаточно. Возможно, московское полицейское ведомство недооценило масштаб беспорядков. Поэтому сначала многие коллеги говорили, что не хватает полицейских сил, чтобы вовремя отреагировать, наверное, от этого ситуация так и растянулась во времени. Пока удалось подтянуть сотрудников полиции, беспорядки уже перешли в погромы. Поэтому, я думаю, в любом случае, когда речь идет об очевидных криминальных действиях, мы сейчас говорим, конечно, не о сходе граждан, а когда начались погромы торговых точек, в таких случаях реакция полицейских должна быть четкая и жесткая. Нужно отличать мух от котлет в данной ситуации и защищать мирных граждан, которые вышли с мирными требованиями, но оказались в кольце таких безобразий. Поэтому, мне кажется, определенные уроки полиция должна из этого извлечь, и действия должны быть понятные и жесткие.

Кстати, об этом вчера на совещании говорил министр (Владимир Колокольцевприм. авт.). Он, собственно, и сам прошел эту ситуацию, будучи начальников московского главка. И здесь от твердости и разумной жесткости зависит скорость пресечения беспорядков.

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАДО НАЧИНАТЬ С ПРИУЧЕНИЯ К ПРАВУ»

- Вчерашнее событие уже не первое на этнической, межнациональной почве. Как вы думаете, повлияет ли это на действия тех же властей. Например, после событий на Матвеевском рынке начали массово проверять всех мигрантов. Сейчас станут жестче относиться к тем же мигрантам?

- Поскольку у нас за последние годы действительно выросла политическая активность граждан, то я очень рассчитываю, как это странно ни звучит, на выборы в Мосгордуму, которые у нас назревают буквально через год. Я убеждена, что эта тема будет одной из ключевых в предвыборных кампаниях кандидатов, потому что для Москвы, для большого мегаполиса вопросы правопорядка и миграции всегда будут на острие и на первом месте.

Кстати, я недавно была в командировке в ОБСЕ, в Варшаве на европейской сессии, и, вы знаете, на удивление, практически все делегации говорили о проблемах миграции. Это общемировая проблема, и от того, как власти с ней справляются, зависит и престиж, и успех или неуспех у населения. Поэтому, я думаю, городским властям и полицейским ведомствам, сейчас надо как можно энергичнее проверить состояние всей этой ситуации в городе, еще раз четко продекларировать гражданам, что никакие религиозные, политические или национальные основания не могут быть индульгенцией от уголовное ответственности, если вы совершаете правонарушение. И если вы хотите жить и работать в нашем городе, я сейчас имею в виду приезжих граждан, то будьте добры соблюдать порядок. Не будете соблюдать порядок – будете отсюда отправлены или понесете уголовную ответственность и будете находиться в соответствующих местах лишения свободы. Вот пока мы это не вобьем во все головы – будем постоянно наблюдать такие эксцессы. Поэтому начинать воспитание толерантности надо с приучения к праву, с приучения к тому, что если ты нарушил закон, то никакие разговоры о национальности, трудности и религиозных ощущениях тебе не помогут, ты окажешься там, где должен оказаться, вместе с преступниками.

Поэтому в процессе подготовки к выборам и власти города, которые хотят, чтобы Мосгордума была представлена людьми, в которых они уверены, и оппозиционные силы, и другие движения – все, я думаю, сосредоточатся на этой теме. И действительно, есть шанс, что общими усилиями мы сможем ее минимизировать.

- В сообщениях МВД говорилось, что Егора Щербакова убил некий неизвестный неславянской внешности. Но все-таки Россия – страна многонациональная. Как вы думаете, не усложнит ли ситуация какие-то внутренние межэтнические конфликты?

- Мало того, что мы вчера получили погром, мы получили погром на фоне приближающегося праздника Курбан-байрам. Надо понимать, что от того, как мы пройдем этот период, тоже будет многое зависеть. Мы знаем, как возмущаются жители Москвы событиям на проспекте Мира, когда происходят такие большие праздники. Мы действительно видим, что при всем уважении к религиям, населяющим нашу страну, есть риск экстремизма, риск исламизации, которые никто допустить не хочет. Поэтому сейчас, воспользовавшись этой ситуацией, могут быть разного рода провокации, определенные националистические движения или какие-то радикальные группы, которые хотели бы вызвать такие настроения. Будут, конечно, взаимные провокации.

Поэтому, я думаю, и от правоохранительных органов, и, может быть, от общественных наблюдателей зависит достаточно много. Поэтому идея патрулировать улицы вместе с полицейскими, которая вчера была высказана, идея укреплять общественные усилия в этом направлении – она хорошая, надо ее только хорошо регламентировать и продумать, чтобы была эффективной и безопасной. Но, конечно, сейчас мы должны готовиться, что всякое может произойти.

«ГОСУДАРСТВО ПРОИГРЫВАЕТ КРИМИНАЛЬНУЮ ВОЙНУ»

- Но все же действия властей требуются только на московском уровне или на федеральном тоже?

- Конечно, мегаполис всегда был и остается во всем мире объектом повышенной энергии различных криминальных и радикальных структур, потому что, согласитесь, в большом богатом городе всегда есть чем поживиться и всегда проще затеряться, поэтому для любого нарушителя мегаполис – это подарок судьбы. Но, безусловно, мы сейчас говорим о том, что неконтролируемая ситуация с миграцией распространилась на всю страну, и здесь нужно, возможно, пройдя такой невеселый опыт большого города, думать, как изменить ситуацию на федеральном уровне.

- Какова вероятность повторения подобных событий в других городах России?

- Я не рискну сейчас что-то прогнозировать, но, насколько я знаю, наблюдая и обмениваясь ощущениями с коллегами, напряжение есть везде. Может, в Москве оно более выраженное, потому что большой город и такие события сразу попадают в ленты новостей. А в маленьких городах и в регионах не так заметны. Хотя давайте вспомним, даже не говоря о миграции, о преступности, конечно, это происходит везде. Не надо удаляться в тему миграции. Граждане вышли не потому, что это кавказец, никто не знает, кто этот человек. Граждане хотя безопасного города. Мы хотим не бояться ходить в метро, по улицам. К сожалению, уличная преступность в Москве год от года только возрастает. Я бы не зацикливалась только на вопросах миграции. Государство проигрывает криминальную войну. Нам сейчас требуется, чтобы обеспечили достойный порядок. Мы платим налоги, мы хотели, чтобы за наши деньги получали хотя бы элементарные нормы безопасности. И то, что государство упустило это, в том числе и вывело вчера граждан на улицу. Не дай бог, дожить в цивилизованном государстве в 21 веке до момента, когда граждане просто боятся погибнуть на улице – это позор для любого государства. А из вчерашних событий, я думаю, власти должны сделать серьезные выводы.

Справка

Ольга Костина (род. 27 августа 1970) – российский общественный деятель, политконсультант, специалист по связям с общественностью. Председатель правления общественной организации «Сопротивление», член Общественной палаты Российской Федерации (с 2008).

Получила известность в ходе «дела ЮКОСа»; являлась одним из главных свидетелей обвинения по делам Алексея Пичугина и Леонида Невзлина, осужденных к пожизненному заключению.

Супруга бывшего начальника управления по внутренней политике администрации президента России, политтехнолога Константина Костина, в настоящее время возглавляющего Фонд развития гражданского общества. Отмечалось, что деятельность супругов всегда была тесно связана.

В 2013 году Алексей Навальный опубликовал в своем блоге пост, в котором предположил, что за распространением информации о якобы принадлежащей ему в Черногории фирме стоят Костины. Ольга Костина пообещала рассмотреть вопрос обращения по поводу этой публикации в суд; ее муж от имени супругов также заявил о возможности подачи иска к Навальному. Позднее Костина заявила, что в суд на Навального подавать не будет.