ЯЗЫКОВАЯ ПРОБЛЕМА СТАНОВИТСЯ АКТУАЛЬНОЙ

Римзиль Салихович, ожидали ли вы получить такое количество комментариев на свой материал и поставить рекорд в «БИЗНЕС Online»?

– Честно скажу, я просто не думал об этом. Такой цели, задачи, конечно, не было. Но каждый журналист и редактор ищет актуальную и резонансную тему. За неимением таковых или недостаточного знания жизни «желтая пресса» добивается рейтинга копанием в личной жизни звезд шоу бизнеса и политиков. Солидное издание, профессионал в журналистике на это не пойдет. Потому что к таким публикациям и их авторам дутых сенсаций нет особого доверия и уважения.

Как же быть нормальным изданиям и журналистам? Делать ставку на актуальные темы и доступную форму подачи. Поскольку я сам выбираю тему (а раньше постоянно приходилось «заряжать» идеями своих сотрудников), проблем с этим делом просто нет.

Признаюсь также: когда писал первую статью – «Когда кончится этот странный флеш-моб?», почувствовал, что тут есть момент истины. Торжественная линейка без единого слова на татарском языке. Практиканта журфака с этой темой не стали бы даже слушать. Всем известная банальная ситуация, в которой можно увидеть огромную, запущенную проблему, взволновала меня. Остался доволен тем, что на форуме написали 230 комментариев. Написал продолжение, так как аргументы мои не все уместились в первую статью. Некоторые из них были реакцией на отклики с форума БО. Вторая статья вызвала еще больший резонанс. Никак не рассчитывал на дискуссию с 1300 репликами. Что-то случилось в нашей жизни… Языковая проблема становится актуальной. Надо работать более эффективно и в гуманитарной сфере.

Меня не во всем радуют рекордные цифры обсуждения статей о языках. Тревожит, что общественное сознание привыкает к нетерпимости. Нельзя запускать такое важное дело, как формирование толерантности.

ВСЕ-ТАКИ ЯЗЫКИ УМИРАЮТ САМИ, ИЛИ ИХ СПЕЦИАЛЬНО УБИВАЮТ?

Почему была такая реакция на ваш материал о татарском языке?

Во-первых, эту старую, банальную, «узковедомственную», почти провинциальную тему «распечатал» довольно эффектный заголовок. Действительно, во всем мире не могут понять и ломают головы над таким проявлением глобализации, как судьба языков и национальных культур. Ведь процесс вымирания языков и культур не новый, на него в прошлые века влияла не только глобализация. Тут проявляется и политика, и система власти, и уровень культурного развития, и характер народа, и стиль взаимоотношений сообществ. Скажите, ответьте, пожалуйста: все-таки языки умирают сами, или их специально убивают? И почему так получается, кому это надо? В каких случаях первый вариант, а в каких – второй? Нелегко ответить.

Постановка вопроса пробуждает мысль, и она точит мозг всегда. В такой ситуации не 1300 комментариев могут прозвучать, а в разы больше. Такими же резонансными могут стать и другие темы. Почему гибнет природа? Почему одни владеют миллиардами, не делясь с ближними и земляками, другие (имею в виду честных и работящих) сидят на дешевых макаронах быстрого приготовления? Почему в порядочной семье иногда вырастает алкоголик, наркоман и убийца? Почему богатая страна при бездарном правлении прозябает? Это проблемы, которые приводили и могут привести к серьезным реформам и революциям?

Вспомните историю России и прилегающих стран за последние 100 - 200 лет. Страны воевали порой не только за территорию, была духовная и эмоциональная мотивировка, стремление внедрить или защитить свою культуру. Крестьянские войны, национальные восстания, помимо прочего, имеют и этнический, и религиозный аспект. Хотя иногда этнические проблемы относят на 15-е место среди других актуальных, в любой момент они могут оказаться на первом месте. Специалисты по этим проблемам (и мы, журналисты, в их числе) не должны вводить в заблуждение лиц, принимающих решение.

Короче, причина «рекорда» – в актуальности и в том, что мне повезло с заголовком, который дает в интернете 70 процентов успеха. У меня с этим не очень… Стараясь быть объективным, я часто ставлю пассивные заголовки, которые оставляют без внимания вполне приличные публикации. Просто повезло: стрельнула формулировка, которая обнажает проблему.

Плюс фокусировка темы, как учил мой наставник Валерий Аграновский. Это уже наши внутрицеховые дела, они важны для студентов журфака. Впрочем, не только для них…

ЗАЧЕМ НАМ СЛУШАТЬ КАКИХ-ТО «ФЮРЕРОВ», РАДИКАЛОВ, КРАЙНИЕ СИЛЫ?

Вы смотрели, каких откликов больше, о чем пишут вам читатели, что их больше всего волнует?

– Отклики смотрю, конечно, хотя в последние дни, когда много повторов, читаю их реже. Они же дают повод перепроверять свою правоту, делают тему более объемной, объективной. Тем более когда их количество (на три статьи по одному факту) перевалило за 2 тысячи. Думаю, количество авторов относительно невелико. Явно не две тысячи. Это же дискуссия, когда одни и те же выступают не раз. Одни повторяют, что изучение татарского языка мешает владению русским языком. Ответные аргументы на них не действуют. А есть люди, позитивно настроенные к двум государственным языкам, люди, которые четко выразили свою правду, свое видение. Я благодарен им!

Но в целом это уже не совсем спор, обмен ультиматумами и агитлозунгами. PR и политтехнология. Игры определенных политических сил меня просто не интересуют, так как это за пределами педагогики, филологии. Знаю, что некоторые партии и группы в России мечтают закрыть республики и упразднить этнические культуры, свалить проблемы ведущего в стране народа на «националов». Но при чем тут мы? Жители Татарстана, Поволжья Урала, где живут 80 процентов татар, все татары и другие народы, да и сам русский народ и все россияне имеют свои общие интересы и здравые цели. Зачем нам слушать каких-то «фюреров», радикалов, крайние силы?

Я ориентируюсь на президента России, который ясно четко утверждает: мы многонациональная страна. Проектов ассимиляции татар я не видел и даже не слышал о них. В Конституции и законах РФ и РТ внятно сказано о языках. Татарский и другие языки будут применяться и будут жить. Многое зависит от себя, от доброй воли каждого этнического сообщества. Татары после 460 лет присоединения к Руси пережили многое, сохранили свой язык и культуру. А теперь сложилась неплохие условия этнического возрождения, зачатки демократии, хотя есть и проблемы. А у кого их нет? Вникать надо и решать.

Любопытно, что первые лица страны, приезжая в Казань, начинают свои выступления на татарском языке, а некоторые некомпетентные местные чиновники порой брезгуют или стесняются. Давно надо было писать об этих проблемах, показывать по телевизору, поспорить и договориться, как будем жить.

Моя позиция и реальная потребность общества – многоязычие, как важное условие прогресса, карьеры и благополучия. Минимум два-три языка – родной, официальный, международный. Если родной язык совпадает с официальным, то надо знать два иностранных языка.

Такова мировая практика. Не нравится? Обдумаем, поспорим. Обойдемся без бытового национализма. Это я говорю для тех, кто хочет засадить меня за статью в кутузку. В свое время, будучи председателем федеральной национально-культурной автономии татар России, я участвовал в обсуждениях этих проблем на разных уровнях. Каждые два-три месяца консультативный совет при правительстве РФ заседал в Белом доме на Краснопресненской набережной. Народ был там у нас (руководители всех федеральных НКА и представители министерств) подготовленный и бдительный. Никогда ни на одно мое слово не было рекламаций. Если обсуждать языковые темы на профессиональном уровне, все можно решить конструктивно.

В данном случае я выступаю как обычный гражданин, журналист. Ответственные лица, государственные учреждения должны выполнить свой долг. Законодательные, исполнительные органы, система образования в состоянии решить вопросы, которые волнуют авторов откликов. Все комментарии будут изучены и переданы в минобразование и выше. Сейчас намерен тщательно проанализировать отклики, систематизировать, подготовить их к отдельной публикации. Может быть, с комментариями специалистов.

Слышал, что готовится новая, третья госпрограмма по языкам. Ее проекта я не видел, ни с кем из лиц такого уровня не обсуждал. Было бы интересно посмотреть, какие меры планируются. Знаю, что языками в правительственном аппарате занимается один сотрудник. А раньше был отдел. Есть комитет Госсовета, возглавляемый Разилем Валеевым, большой департамент по национальным вопросам создан в аппарате президента РТ. Законодательный, контрольно-распорядительный механизм сформировался мощный. Языковая политика ведется не только в школе. Есть еще культура, СМИ, общественная жизнь, производство, сфера услуг и торговли. Если бы еще был исполнительный орган, занимающийся языками, тогда не пришлось бы обсуждать эти темы преимущественно в интернете. Всех нас интересуют правда, объективная ситуация, реальные действия в этой «невторостепенной» сфере. Надеюсь, и другие коллеги подключатся к разговору.

ВОТ С НИМИ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПООБЩАТЬСЯ В СЕТИ

То есть будете продолжать тему?

– Чувствую, что нельзя бросать эту тему. Надо, не ограничиваясь любительскими разговорами, на другом, более профессиональном уровне обмозговать накопившиеся проблемы.

Меня не во всем радуют рекордные цифры обсуждения статей о языках. Тревожит, что общественное сознание привыкает к нетерпимости. Несколько лет назад начали заниматься таким важным делом, как формирование толерантного сознания. Была даже федеральная программа, правда, со сметой всего в 250 миллионов рублей. Теперь и ее забросили.

Небольшая, но активная группа «борцов» против многоязычия использовала форум БО как PR-площадку для агитации за свои политические лозунги. Хотя у них много своих интернет-ресурсов. Они стараются работать и с популярными, общенародными ресурсами, к каким можно отнести БО.

А обычные, конструктивно настроенные люди почти не пишут, мало читают в интернете. Их тоже надо слушать, поддержать их. Кажется, в школах интернет ограничен, многие сайты учителям не доступны. И дома у них или нет времени, или нет хорошего интернета. А жаль. Вот с ними хотелось бы пообщаться в сети. Реальная картина и расстановка сил, полагаю, более доброжелательна.

И в заключение. Голос общественности и свои суждения мы довели до всех вас. Хотелось бы узнать ответ или комментарий экспертов и представителей соответствующих органов. Хотел бы встретиться с ними, обсудить, расспросить их. Готов еще более откровенно поговорить со своими оппонентами, противниками двух-трехъязычия. Даже перед телекамерой. Правда, не враги же мы?

Особенно волнует учеба школьников, студентов. Увы, они больше заняты телевизором и компьютерными играми. Это огромное количество часов в неделю! А не языками и своим, как говорится, «трудовым воспитанием». Тут я ужасный консерватор. Уверен во всесилии труда и дисциплины, стимулировании творчества.

Все это очень интересно и полезно, много может быть здесь сенсационных фокусировок. Но конкретно сейчас хотел бы отдохнуть от «рекордной» языковой темы, писать о чем-то другом. Она утомляет, перегревает нервы. Как однажды на пресс-конференции мне заявил Фарид Хайруллович Мухаметшин: не надо зацикливаться на национальных вопросах. И то верно.