Stalingrad_2666454_6803881.jpg
Кадр из фильма

БОНДАРЧУК VS ПОВЕТКИН

В этот четверг двумя тысячами копий по всей стране на экраны кинотеатров вышел фильм, о котором, кажется, уже и так знали все. Удивительно, но все последнее время любая новость, касающаяся «Сталинграда» Федора Бондарчука, тут же получала живой отклик в огромном количестве постов, комментариев и откликов пользователей различных интернет-ресурсов. Причем публика спорила о фильме, который еще не видела, но уже сложила о нем впечатление. Кому-то картина импонировала уже изначально, а кто-то это кино заранее ненавидел. Но вторых было заметно больше. Многие боялись увидеть в творении удачливого и популярного режиссера, по совместительству члена партии «Единая Россия», дорогую картонную идеологическую агитку, в которой не будет места исторической правде. А кому-то казалось кощунственным сама идея обращения отечественного гламурного кинематографа к святой теме войны и главного сражения Великой Отечественной. Впрочем, за Бондарчуком давно закрепилась слава крепкого профессионала не лишенного вкуса, да еще и «единоросса с человеческим лицом». Снижало опасения за возможное разочарование от увиденного и участие в проекте довольно щепетильной в подобных вещах Земфиры Рамазановой, на конечных титрах «Сталинграда» звучит ее кавер-версия песни Виктора Цоя «Легенда».

При этом абстрагироваться от всей этой государственнической шумихи, что сопровождала картину, и просто пойти в кино было решительно невозможно. А параллели между выходом на экраны «Сталинграда» и боксерским поединком Владимир КличкоАлександр Поветкин напрашивались сами собой. Дескать, власти затеяли в течение недели сразу два мощных патриотических залпа в духе привычного опытному глазу и уху противопоставления «встающей с колен России» и «загнивающего Запада». И Бондарчук, хотел он того или нет, также был втянут в эти сомнительные идеологические бои. К тому же, ответственность автора «Сталинграда» стала еще выше после того, как «наши» проиграли первый раунд этой битвы: «внук Сварога» и «русский витязь» Поветкин был натурально избит на глазах миллионов телезрителей гражданином Украины, самым популярным спортсменом Германии и мужем звезды Голливуда Кличко.

КОМПОЗИТОР ДЭВИДА ЛИНЧА

Любопытно, что знакомство с главным патриотическим блокбастером киносезона в одном из казанских мультиплексов корреспондента «БИЗНЕС Online» неожиданно началось с непредвиденных финансовых затрат, оказалось что для просмотра фильма необходимо приобрести специальные очки real 3D. И хотя сумму в 45 рублей трудно назвать серьезной, но все равно подумалось, что борьба с «фашистской сволочью» при параллельном извлечении прибыли из всего и вся – это такой очень модный и очень российский патриотический тренд последнего времени. На начальных титрах под тревожную мелодию американца Анджело Бадаламенти, знаменитого автора музыки к лучшим творениям Дэвида Линча, сквозь очки на зрителей уже летели самолеты, а пепел, казалось, оседал на плечи…

Обсуждение качества всех тех современных технологий создания кинопродукта, которые были использованы в «Сталинграде», оставим профессионалам. Равно как и вопросы вроде соответствия формы советских и немецких солдат и офицеров в картине оригинальной нужно задавать историкам, специалистам по Великой Отечественной войне. К тому же сам фильм не про это. Как оказалось, Бондарчук и его команда совершенно не стремились к воссозданию исторической правды. В картине нет ни больших военачальников-стратегов, ни вождей, размышляющих над судьбой принадлежащих им народов. Адольф Гитлер появляется на несколько секунд в виде плаката на стене сталинградского дома – «Гитлер – освободитель!», а Иосиф Сталин – как часть барельефа на соседнем здании с изображением советских вождей. И никаких тебе маршалов Георгия Жукова и Фридриха Паулюса.

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СУПЕРМЕНА

Создатели фильма, как и обещал продюсер Александр Роднянский, работают с мифами. И вся Сталинградская битва уместилась у них в борьбу за один конкретный дом, который ведут советские воины и превосходящие их численно силы противников. Причем в какой-то момент эта война для пятерки оставшихся к тому времени в живых солдат превращается в схватку не за Родину и Сталина, а за жизнь и благополучие вполне конкретной хозяйки дома 19-летней Кати (Мария Смольникова). Испуганный и трогательный взгляд актрисы Смольниковой – одна из удач картины. И Бондарчук рассказывает свою почти сказку о том, как русский человек превращается практически в супермена, когда речь заходит о том, чтобы спасти ближнего своего. Пусть он с ним и не связан кровным родством. И вот «живые факелы» из советских солдат приводят в бегство из окопов немцев, да и против ножа и саперной лопаты в руках нашего офицера, капитана Громова (Петр Федоров), фашисты имеют аргументы разве что в виде танковых орудий.

Надо отдать должное создателям, в картине нет «хороших русских» и «плохих фашистов», хотя и без мучающегося вшами в Сталинграде немецкого полковника, конечно, сложно было обойтись. А вот офицер Петер (Томас Кречманн) за два часа экранного времени превращается в самого настоящего русского. Влюбившийся в ослепительную красавицу Машу (Янина Студилина), в начале фильма капитан Вермахта на любовном ложе в едва уцелевшем доме произносит монолог о своих врагах: «С вами невозможно воевать, у вас нет никаких представлений о чести. Русские сражаются не ради победы, а ради мести». Но, вот уже капитан Петер мчит на мотоцикле вдоль толпы горожан, покидающих город, в поисках любимой, или объявляет унтер-офицеру, что если тот, несмотря на отсутствие запчастей, не починит орудие танка, то отправится на передовую. И в конце фильма героя актера Кречманна заставляет сражаться только чувство мести за смерть любимой, «шлюху» убил метким выстрелом снайпер Красной армии.

КАК В «ОСНОВНОМ ИНСТИНКТЕ»

В сущности, если убрать все наносное в виде псевдопатриотической шумихи вокруг фильма, Бондарчук, не добавив ничего нового к выдающимся картинам прошлого, снял достойное кино для широкого зрителя о том, как человек пытается сохранить себя, свой разум и совесть в максимально непригодных для этого условиях, условиях беспощадной бойни. Хотя кому-то и кажется, что Великая Отечественная война в 3D выглядит красивым аттракционом. В картине вообще немало запоминающихся кадров, например, эффектный проезд камеры мимо строя немецких солдат на фоне барельефа с изображением советских вождей и достижений Страны Советов. Или сцена, в которой в отражении зеркала изображены обнаженная Маша и Петер, которые в этот момент так похожи на Шэрон Стоун и Майкла Дугласа из «Основного инстинкта». Вообще, мелодрамы в «Сталинграде», пожалуй, заметно больше, чем должно было быть в российском патриотическом блокбастере.

И все-таки, думается, что главную задачу, ради которой государство и выделило создателям немалые суммы денег, Бондарчук и компания вряд ли выполнили. Это не то кино, которое можно использовать в рамках «Патриотического воспитания молодежи». И юных барышень, составляющих львиную долю нынешних посетителей кинотеатров, а также их молодых людей, рассказанная история, возможно, даже заставит заплакать на кульминационных моментах, но, вряд ли, заставит размышлять о тех событиях, как о произошедших здесь и с нами. Гостей, приезжающих в континентальную Грецию, часто возят в небольшое и очень жаркое летом ущелье под названием Фермопилы. В этом местечке в 480 году до н.э. спартанский царь Леонид и его 300 воинов, на самом деле их было значительно больше, ценой своих жизней остановили продвижение огромной персидской армии царя Ксеркса. И для юных туристов из России «Сталинград» не сделал ближе и понятней подвиг советских солдат, а Мамаев курган значимее памятника царю Леониду.