Свидетель-�горь-Сафонов.jpg
Свидетель Игорь Сафонов

ОСВЕЩЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Поскольку на предыдущем судебном заседании изучались материалы дела, то перечислять малоинтересные протоколы задержания и постановления об аресте мы не стали, что некоторыми нашими читателями было расценено как решение об отказе освещения процесса. Обеспокоенные люди звонили даже из Беларуси. Разумеется, редакция «БИЗНЕС Online» намерена продолжать публикацию репортажей с процесса. Ну а то, что с главной страницы нашего сайта исчезла кнопка спецпроекта «Гибель «Булгарии», вовсе не значит, что мы его закрываем. Просто на смену одной теме приходят новые, которые и встают на главную полосу. Наше издание осталось фактически единственным СМИ, следящим за ходом судебного разбирательства по ужасной трагедии, унесшей жизни более 100 человек на, казалось бы, безопасных водах Волги...

Возвращаясь же к нашему уголовному делу, напомним, что подсудимыми по нему проходят директор ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина, старший эксперт Пермского участка Камского филиала ФГУ «Российский речной регистр» Яков Ивашов, бывший старший помощник капитана дизель-электрохода «Булгария» Рамиль Хаметов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Государственного и морского речного надзора Ирек Тимергазеев и бывший главный инспектор этого же отдела Владислав Семенов.

В минувший четверг первым из двух прибывших из Нижнего Новгорода свидетелей заслушали Игоря Сафонова, который в 2011 был заместителем начальника службы регулирования движения судов ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», а сейчас является начальником этой службы.

СЛУЖБА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ СУДОВ НЕ СМОГЛА ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР С ООО «АРГОРЕЧТУР»

Сафонов, явившийся в суд в форменном темно-синем джемпере с погонами, пояснил, что его служба занимается организацией движения с помощью диспетчерской сети, охватывающей бассейн Волги от Ярославской до Астраханской областей и Каму от впадения в нее Вятки до Камского Устья. Для оплаты услуг службы с судовладельцами обычно составлялся договор на навигационное обслуживание. Заявку на такой договор для «АргоРечТура» и прислала в эту организацию Инякина. Сафонов подготовил договор и отослал его в Казань уже подписанным со стороны службы регулирования движения судов. Однако обратно в Нижний Новгород этот договор со своей подписью и печатью «АргоРечТура» не вернулся. Никаких мер ни по заключению договора, ни по прекращению движения «Булгарии» служба не предприняла. Да и не могла, по словам Сафонова, предпринять.

- У нас нет никаких рычагов, – пояснил Игорь Григорьевич. Чуть позже он, впрочем, оговорился, что уже после трагедии с «Булгарией» у службы появилась возможность прийти на такое судно с проверкой.

Получается, что в 2011 году судовладелец, не заключивший договор со службой, мог, не платя, даже спокойно проходить шлюзы.

ПРЕДОПЛАТУ ОБЕЩАЛИ, НО НЕ ЗАПЛАТИЛИ

Сафонов рассказал, что звонил по поводу договора Инякиной, которая сначала обещала выслать договор и даже сделать предоплату, но потом просто перестала брать трубку. Что интересно, даже потерянные от незаключенного договора деньги не стали поводом для руководства службы попытаться как-то изменить ситуацию.

- Вы пытались связаться с какими-то надзорными структурами?.. Вы какие-то меры принимали, чтобы прекратить их действия? – спросила адвокат Инга Новикова.

- В прокуратуру можно было обратиться, – дополнил ее судья Сергей Якунин.

 А когда свидетель совсем несолидно не ответил ни ему, на адвокатессе, судья резюмировал:

- Вот тот чуть-чуть не сделал, этот не доглядел, этот проглядел… И в результате утонули люди.

Потерпевший-Геннадий-�гнарин.jpg
Потерпевший Геннадий Игнарин

Потерпевший Геннадий Игнарин попытался выяснить, для чего же была нужна служба регулирования движения судов, если по факту не обеспечивала безопасность, но Сафонов не смог ему внятно ответить.

Эту обязанность взял на себя Якунин, пояснив свидетелю, что договор был составлен в мае 2011 года, а отослали его только 24 июня 2011 года.

- Любому чиновнику всегда обидно, когда граждане указывают на его ненужность… А в этом случае зачем он вам нужен? – задал судья риторический вопрос потерпевшему.

«ОБРАЩАТЬСЯ В ПРОКУРАТУРУ НЕ БЫЛО НЕОБХОДИМОСТИ»

После Сафонова за трибуну для дачи показаний вышел заместитель руководителя федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» по водным путям и персоналу Сергей Булашов. В 2011 году он занимал должность заместителя руководителя ФБУ по обеспечению судоходства.

Отвечая на вопросы о том, как можно было воспрепятствовать по сути нелегальному движению «Булгарии» без лицензии, он пошел даже дальше своего подчиненного.

- Вы считаете, что сообщать в прокуратуру не было необходимости? – спросила его Новикова.

- Не было необходимости! Никому мы не должны сообщать. Мы сообщаем в прокуратуру о транспортных происшествиях, а по договорам мы не сообщаем, – безапелляционно заявил Булашов.

- Что должно случиться, чтобы вы куда-то сообщили? Крушение теплохода должно случиться? – допытывалась у него Новикова.

- У нас на тот момент такой надзорной функции не было, – стоял на своем свидетель.

Свидетель-Сергей-Булашов.jpg
Свидетель Сергей Булашов

«БУЛГАРИЯ» СДЕЛАЛА 14 РЕЙСОВ

По его мнению, за безопасностью судна должен был следить капитан, «но уж никак не мы». Кстати, в показаниях Балашова, которое он дал следователю, он отмечает, что капитан «Булгарии» не сообщал диспетчерам ФБУ о движении судна. «Я считаю, это было сделано умышленно, для того чтобы не платить навигационный сбор», – подчеркнул он.

Что интересно, после трагедии с «Булгарией» были опрошены диспетчера ФБУ, и вот тогда-то выяснилось, что судно произвело 12 рейсов. Это сообщение вызвало настоящий ажиотаж в зале. Во-первых, потому, что, получается, диспетчера знали о передвижениях судна и при желании руководства могли бы его контролировать. А во-вторых, потому, что до этого в суде было известно лишь про 8 рейсов «Булгарии». Более того, после сопоставления их дат и направлений выяснилось, что рейсов было как минимум 14!

- Идите, у вас есть возможность для улучшения работы, – отпустил судья свидетеля с процесса. Но чувствовалось, это было вовсе не все, что он хотел ему сказать…

Сегодня, в пятницу, процесс по «Булгарии» продолжит свою работу в Московском районном суде Казани.