«ТЕЗИС О ДОСТУПНОМ ЖИЛЬЕ ДЛЯ МОСКВЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ РАБОТАЕТ»

Строительство доступного жилья в Москве стратегически неверно. Такое мнение высказал сегодня заместитель столичного мэра Марат Хуснуллин в рамках VII Московского форума лидеров рынка недвижимости MREF-2013.

«Тезис о доступном жилье для Москвы, к сожалению, не работает. Строительство доступного жилья в городе нельзя допускать стратегически. И это невозможно даже физически, если мы этого захотим», - цитирует Хуснуллина РИА «Новости». По его словам, это связано с тем, что недорогое жилье невыгодно самим москвичам. «Думаю, 12 миллионов москвичей не готовы потерять в стоимости своей недвижимости, свою капитализацию», - сказал Хуснуллин.

Кроме того, по мнению заммэра, если жилье будет доступным, то в город могут приехать еще несколько миллионов человек, а «инфраструктура Москвы не может выдержать большее число людей». Поэтому, отметил Хуснуллин, дорогостоящее столичное жилье является еще и «ограничивающим фактором миграции в Москву». Кроме того, и девелоперы не готовы к падению своих заработков до минимума.

ГЕНПЛАН – К 2015 ГОДУ

По словам Хуснуллина, столичные власти активно разрабатывают генеральный план развития города, который «максимально учитывает интересы москвичей». Закончить эту работу планируется уже в 2015 году. Напомним, над столичным генпланом трудится Карима Нигматуллина – дочка известного в Татарстане академика Роберта Нигматулина.

Он напомнил, что предыдущий генплан Москвы был утвержден в 2010 году. «Была проделана огромная, колоссальная работа, однако есть ряд моментов, которые необходимо переработать», - сказал заместитель мэра. В частности он отметил, что в предыдущем генплане были допущены неточности по учету количества жителей города и темпов автомобилизации населения.

«Новый генеральный план должен стать реальным документом для работы и дальнейшего развития города в интересах москвичей», - подчеркнул Хуснуллин.

СТРОЙСОРЕВНОВАНИЕ С КИТАЕМ

Особой гордостью заммэра являются объемы введенного жилья. «За 9 месяцев текущего года было сдано в эксплуатацию 5,6 миллиона квадратных метров недвижимости. Всего до конца 2013 года мы сдадим около 8,5 миллионов квадратных метров», - подчеркнул он, отметив, что подобными темпами строительство велось только в 2009 году.

- В пиковый 2009 год, когда еще не сказались явления кризиса в Москве, было сдано около 8,4 миллиона квадратных метров недвижимости. По этому показателю с нами не может сравниться никто в мире, кроме Китая.

При этом далее, по заверению Хуснуллина, Москва будет строить 8 - 9 млн. кв. метров недвижимости ежегодно.

КАК КАЗМЕТРОСТРОЙ ДОБАВЛЯЕТ МОСКОВСКОМУ ЖИЛЬЮ КАПИТАЛИЗАЦИИ

На территории города с начала 2013 года было построено и введено в эксплуатацию около 40 км железнодорожных путей, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллин. «В столице принято стратегическое решение развивать общественный транспорт как приоритетное направление преодоления транспортных проблем», - подчеркнул он.

Напомним, что в 2015 году будет запущено движение по Малому кольцу Московской железной дороги. «Фактически мы запустим новое наземное метро, которое существенно облегчит транспортную ситуацию», - отметил Хуснуллин. Он также сказал, что после запуска движения по Малому кольцу все территории, расположенные рядом и находящиеся сегодня в заброшенном состоянии, получат новое градостроительное развитие.

Строительство объектов за бюджетные средства, по мнению заммэра, существенно сказывается на капитализации расположенных рядом объектов. «Если мы строим дороги, то стоимость земли рядом с ними существенно возрастает, если возводим объекты социальной инфраструктуры, то увеличивается капитализация расположенного рядом жилья», - пояснил Хуснуллин, добавив, что при строительстве метро стоимость жилья в этом районе увеличивается на 10 - 20%.

Напомним, крупным подрядчиком строительства подземки в первопрестольной является татарстанский МУП «Казметрострой»

РЫНОК К ИНТЕРНЕТУ НЕ ГОТОВ

При этом участники строительного рынка Москвы оказались не готовы к переводу госуслуг в электронную форму. «Сегодня Москва оказывает все госуслуги в сфере строительства в электронной форме. Такие возможности есть всего лишь у нескольких мегаполисов мира. Это существенно сокращает сроки оформления документации и фактически сводит на нет личное общение девелопера с чиновником», - сказал Хуснуллин.

Он отметил, что на сегодня только 5 - 10% заказов были оформлены в электронном виде. «Получается, что мы готовы предоставлять эти услуги, а рынок не готов к этому. Будем работать в этом направлении», - сказал заместитель мэра.

Напомним, что с 1 октября 2013 года оказание государственных услуг в строительстве по объектам городского заказа осуществляется только в электронном виде. То есть все технические заказчики строительства бюджетных объектов в Москве могут проводить процедуры по оформлению разрешительной документации только через интернет. А с 1 января 2014 года все запросы на предоставление госуслуг в градостроительной сфере будут приниматься только в электронной форме.

1,8 ТЫС. ОБЪЕКТОВ НА $50 МИЛЛИАРДОВ

Согласно утвержденной адресной инвестиционной программе (АИП), в столице в ближайшие три года будет построено 1,8 тыс. объектов на средства бюджета. «Суммарная стоимость построенных объектов составит около $50 млрд. (1,65 трлн. рублей – больше годового ВРП Татарстана). Надо понимать, что в АИП четко расписано по каждому объекту, что и где будет построено», - отметил Хуснуллин.

- Мы достаточно серьезно запустим механизм дорожного фонда, - продолжил Хуснуллин. Он пояснил, что из-за протестов москвичей, а также в связи с некоторой несогласованностью с Московской областью в вопросах реконструкции магистралей, сроки строительства дорог в Москве по адресно-инвестиционной программе «пришлось сдвинуть на более реальные сроки».

- Тем не менее мы добились в этом году того, что строительство дорожных объектов ускорилось в 2,5 раза, а стоимость строительства при этом снизилась на 25%, - сказал Хуснуллин. Он подчеркнул, что за последние 2,5 года в Москве были закончены работы по всем дорожным долгостроям, среди которых Алабяно-Балтийский тоннель.

ПОТЕНЦИАЛ – В ПРОМЗОНАХ

Впрочем, земли под амбициозные градостроительные планы мэрии уже не хватает. Для этого власти приняли решение по реорганизации около 4 тыс. га земельных участков на территории города, на которых сейчас расположены промышленные зоны. По части из них уже есть конкретные проекты и планы, которые прорабатывает ряд крупных инвесторов, отметил Хуснуллин. Но в целом инвесторы пока не очень активно интересуются проектами реорганизации промышленных зон.

- Мы приглашаем инвесторов, даем им возможность работать, однако пока повышенного интереса среди широкого круга инвесторов к таким проектам не наблюдается, - сказал заместитель мэра.

Напомним, что в столице утверждено более 40 проектов планировок промзон. «Промзоны это потенциал градостроительного развития городских территорий, тем более что там есть все обеспечение инженерной инфраструктурой», - подчеркнул Хуснуллин.