47877.jpg
Владимир Логинов

ЭКСПЕРТ ПРИЗНАЕТСЯ В ОШИБКЕ

То, что судья Сергей Якунин накануне выразил желание наконец-то закончить допрос эксперта, вовсе не убавило интереса адвокатов к Владимиру Логинову и общаться с ним вновь начал Роберт Халиуллин.

Разговаривая с ним, председатель экспертной комиссии вынужден был признать, что ошибся по поводу штатной численности коллективных спасательных средств.

- Данную ошибку в заключении кто допустил? - дожимал свидетеля Халиуллин.

- Я. Оформлял эту часть именно я, - признал Логинов, пояснив, что ошибка произошла при исследовании документов.

Далее адвокат задал вопросы относительно устойчивости судна. Халиуллин интересовался, почему вместо данных именно по «Булгарии» комиссия исследовала материалы «судов типа «Россия». А затем защитник вновь вернулся к термину «технический надзор», которым, по мнению комиссии, должен был заниматься старший эксперт Пермского участка Камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов.

- Если в Уставе Российского речного регистра нет сведений, что регистр имеет право технический надзор осуществлять, регистр вправе его осуществлять или нет? - поинтересовался Халиуллин.

- Я не могу это прокомментировать, - признался свидетель.

ДЕЙСТВИЯМ ПУЗАНКОВА КОМИССИЯ ОЦЕНКИ НЕ ДАВАЛА…

К сожалению, уважаемому эксперту еще не раз в этот день пришлось признаваться в допущенных ошибках. Так, он сначала сказал, что в момент крушения в рулевой рубке присутствовал старпом Рамиль Хаметов, но потом поправился, сказав, что там был рулевой Александр Шкалов. Достаточно темными были ответы и на вопросы о том, почему комиссия не включила в список ответственных за крушение помощника механика Константина Пузанкова. Эксперт ответил, что о выходе в штормоопасный район его не предупредили, поэтому он и не закрыл иллюминаторы в машинном отделении.

Между тем, уже все сидящие в зале знали, что это положено было делать всегда, заходя в такие «речные озера», как слияние Волги и Камы.

- Оценку вы давали его бездействию? – интересовался адвокат.

- Нет, не давали, - признался свидетель. И тут же не смог ответить – допускается ли эксплуатация судна с погружными насосами в баках с горючим.

- Выводы делал Николай Цветков, - еще раз вспомнил умершего члена комиссии Логинов.

… И «ЕДИНУЮ КНИГУ ОСМОТРА СУДНА» НЕ ИССЛЕДОВАЛА

Было видно, что адвокаты теснили эксперта на этом поле боя по всем флангам, и только возвращение к теме аварийных батарей подтвердило, что он все еще на коне. С одной стороны, батареи были неисправны. С другой – на судне имелся аварийный дизель-генератор, который позволял без них обойтись в нештатной ситуации. Так должны ли они быть в рабочем состоянии при проверке их экспертом Росрегистра?

- В случае их неисправности он может выдать разрешение? – поинтересовался судья.

- Нет. Для этого они и предусмотрены, чтобы связь была постоянно, - твердо ответил Логинов, чуть позже пояснив, что во время аварии время на пуск этого генератора все равно не хватило бы.

Тем не менее эксперт вскоре вновь уступил защите – судя по его ответам, провести проверку работы осушительной системы Ивашов не мог, не сорвав с механизмов пломбы. Но в то же время не имел на это никакого права! Между тем, ему ставилось в вину именно это.

Однако окончательный удар в этом бое с меняющимися спарринг-партнерами эксперту неожиданно нанес подсудимый – бывший главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора Владислав Семенов. Он сообщил Логинову, а заодно и всему суду, что только запись инспектора Ространснадзора в так называемой единой книге осмотра судна дает право капитану начать движение судна. А этот документ комиссия даже не исследовала. Впрочем, и без этого было ясно, что такой записи там не было.

Вторым и последним свидетелем, выступившим в этот день на процессе по «Булгарии», была работавшая в 2011 году диспетчером Казанского речного порта Елена Калякина. Самым интересным в ее показаниях было то, что в порту города Болгар диспетчерской службы не было. Получается, выйдя оттуда без разрешения диспетчера, комсостав «Булгарии» именно этот пункт не нарушил. Тем не менее о штормовом предупреждении на корабле знали благодаря мощной радиостанции диспетчера в Камском Устье.