46330.jpg
Марс Бадрутдинов

ЧИСТОПОЛЬСКАЯ СТРОЙКА ВЕКА

О запуске Чистопольского индустриального парка было объявлено с помпой еще два года назад, но до последнего времени о нем почти ничего не было слышно. Как оказалось, неслучайно чистопольский проект прозвучал первым в докладе Марса Бадрутдинова на заседании в Кремле.

Как известно, по задумке республиканских властей проект должен был стать одним из локомотивов экономики этого района и прилегающих, но, оказалось, не все так просто. Парк до недавнего времени не был запущен, причем, как выясняется, причины не в отсутствии финансирования. Всего на инфраструктуру индустриального парка было выделено 600 млн. рублей, из которых 550,5 млн. дали федералы, а 41,5 млн. – республика. Экспертная группа, выехавшая на место в январе 2013 года, выяснила, что за два года ни один из объектов инфраструктуры не был завершен (хотя следует признать, они находятся в высокой степени готовности).

Первое, что выяснили гости из Казани, это то, что земельный участок, выделенный под парк, чуть было не ушел в частные руки. В докладе прозвучало, что речь идет о компаниях, аффилированных с некоторыми чиновниками. О них упоминается, кстати, не единожды. Так, приводится такой пример: для проведения строительно-монтажных работ была выбрана компания ООО «Микс-Технология» (хозяйственные вопросы здесь решал брат советника чистопольского главы по инвестициям Алихана Хашиева – бывшего генерального директора ныне ликвидированного чистопольского ООО «Стиль»). Данная компания привлекла на субподряд на дорожные работы ООО «Стройсервис». Правда, партнерские отношения длились недолго: «Микс-Технология», не доплатив 15 млн. рублей, объявила себя банкротом. Хотя, как говорится в докладе Бадрутдинова, «Стройсервис» мог стать первым резидентом пока еще не запущенного технопарка. Компания была готова запустить здесь мини-завод по ЖБИ. Спасать ситуацию пришлось как всегда президенту. Как говорится в докладе Бадрутдинова, проект спасло личное вмешательство главы республики. «С легкой руки Рустама Нургалиевича буквально в мае туда вошел первый резидент – компания «Дельрус». Скоро войдет второй», – признался в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» глава Чистопольского района Ильдус Ахметзянов. Помимо этого, переговоры ведутся еще с 8 потенциальными резидентами.

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ «РЫБАЛКА»

В поле зрения Кремля попала и стопроцентная «дочка» татарстанского минзема – ГУП «Татрыбхоз». Первое, что бросилось в глаза спецам антикоррупционного комитета, – это проект строительства рыбзавода для разведения осетровых в поселке Черепашье Рыбно-Слободского района. «Татрыбхоз» под возведение завода взял кредит в Татагропромбанке в размере 12 млн. рублей. Правда, 10 млн. рублей из этих денег были списаны на покупку мальков и комбикормов (это притом, что завода так и нет до сих пор), а еще 2 млн. ушло на отделку и ремонт двух так и не заработавших магазинов «Океан» (подробнее об этом речь пойдет чуть ниже). В итоге банкиры не нашли другого выхода, как пожаловаться на «рыболовов» Минниханову. Теперь, как сообщил Бадрутдинов, минземимущество планирует банкротить ГУП.

Среди других открытий кремлевского антикоррупционного ведомства – взаимосвязь между директором ГУП «Татрыбхоз» и ООО «Фиш», которое одолжило «дочке» минзема 3,8 млн. рублей без оформления документов. Эти деньги как будто бы были направлены на покупку мальков и комбикормов. При этом же ГУП получал субсидию из местного бюджета на 8,9 млн. рублей для возмещения похожих закупок.

Теперь что касается двух магазинов «Океан», которые попытался создать «Татрыбхоз». Потратив на ремонт и закупку оборудования более 1 млн. рублей, магазины оказались не нужны госпредприятию и были сданы в аренду сторонним коммерческим организациям.

ПРОЕКТЫ РАВИЛЯ ФАТЫХОВИЧА И АНДРЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА

Напомним, открытие первого «Океана» в Авиастроительном районе проходило достаточно громко, с участием первого вице-премьера РТ Равиля Муратова и руководителя федерального агентства по рыболовству Андрея Крайнего в августе 2010 года. Тогда было заявлено, что «Росрыболовство» курирует проект развития федеральной сети магазинов «Океан», по сути, предлагая бизнесу эту вывеску. В РТ партнером выступил «Татрыбхоз», который только в Казани собирался открыть пять магазинов. Как рассказывал «БИЗНЕС Online» 3 года назад генеральный директор ГУПа Хайдар Гарифуллин, идеология проекта заключалась в том, чтобы разорвать цепочку посредников и понизить цены в магазинах примерно процентов на 30. Гарифуллин надеялся, что сеть магазинов «Океан» позволит значительно приблизить рыбную продукцию к народу и поднять уровень потребления рыбы до оптимальных 20 кг в год на человека (сейчас этот показатель равен 9 килограммам). Ноу-хау «Океана» предполагалось еще и в том, что в магазинах сети должна была действовать своя рыбная кулинария – по желанию клиента здесь предполагалось готовить рыбные филе, закуски, готовые рыбные блюда. Но, как выясняется три года спустя, все это было лишь декларацией.

37314.jpg
Равиль Муратов

Во время презентации «Океана» Равиль Муратов рассказал, что власти республики предполагают строительство рыборазводного завода на 2 млн. штук мальков. «Пока думаем, то ли калуга, то ли стерлядка, то ли белуга будет разводиться. Но ученые говорят, что калуга (это более древняя порода рыб) хорошо растет и моря ей не надо. Эффективность будет высокой, мы в этом не сомневаемся. В целом по республике предполагаем серьезные вложения в развитие рыбхоза. И бизнес заинтересован. Земли дадим немедленно, коммуникации подведем», – обещал тогда Равиль Фатыхович. Но, как выясняется, рыбзавод также остался на бумаге.

«ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ»

Программа «Чистая вода» также не осталась без внимания. «Выяснилось, что в программе «Чистая вода» «чужих» нет», – начинается словами блок, посвященный этой программе. Отметим, что оператором программы является фонд газификации.

Интерес вызывал тот факт, что цепочка «проектирование – генподрядные работы – субподрядные работы» оказалась практически в одних руках, а именно у людей, близких к фонду газификации (официальное название ГКУ «Фонд газификации энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ»). Так, проектирование основного объема работ вели компании «Водгазпроект» и «Инвестпроект», «чьи фактические адреса совпадают с адресом фонда газификации. Обе фирмы не просто аффилированы, но и связаны родственными отношениями», говорится в докладе. Генподрядчиком программы определено ОАО «УКС инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий РТ» (УКС), имеющее отношение к фонду. На субподряде у него работает «ГазАкваСтрой», учредителем которого оказался главный инженер УКСа. При этом, по мнению Бадрутдинова, штат у компании в 17 человек явно недостаточен, и эта компания передает подряд далее другим «субчикам».

Среди других фактов, которые выявили борцы с коррупцией, то, что стоимость бурильных работ по программе оказалась выше рыночной в разы. Так, если в среднем по рынку цена бурения погонного метра достигает максимум 7 тыс. рублей, то в сметах программы эти работы оценивались до 25 тыс. рублей за погонный метр. Впрочем, в самом антикоррупционном ведомстве отмечают, что это отчасти связано с несовершенством проектирования и устаревшими ценовыми индексами.

В докладе Бадрутдинова говорится, что оператор программы «Чистая вода» после проверки сразу же оперативно устранил все недостатки, но в воздухе повис вопрос: а что, без проверки из Кремля нельзя было устранять эти недочеты?

МСБ ОТДАЛИ МИНЭКОНОМИКИ, А ГРАНТЫ ИЩУТ «СИЛОВИКИ»

Подверглось критике и агентство инвестиционного развития РТ Линара Якупова. Когда руководитель АИРа обратился к президенту с просьбой обновить материальную базу бизнес-инкубаторов, выяснилось, что сотрудники агентства даже не выезжали на место. В итоге в районы выехала экспертная антикоррупционная группа. В ходе поездки были выявлены многочисленные нарушения, материалы были переданы в МВД, которое уже возбудило уголовные дела против руководителей Елабужского и Чистопольского бизнес-инкубаторов. Если о деле руководителя чистопольского заведения в прессе публиковалась информация, то елабужскому руководителю вменяется то, что она оформила на работу главным специалистом свою мать и получала за нее зарплату.

Упомянул Бадрутдинов и о грантах «Социальный бизнес», где часть средств была обналичена с использованием мошеннических схем. Силовики до сих пор разыскивают некоторых получателей грантов. Есть уже и уголовное дело в отношении группы лиц, которые, используя «полулегальные фирмы» («Софтранс», «Комсейл», «ТоргОйл», «РимарТ», «Карила»), получила 3 млн. «грантовых» рублей. Все помнят, «грантовая» чехарда привела к тому, что функции по поддержке предпринимательства были переданы в минэкономики. Как известно, это направление в министерстве возглавил Рустем Сибгатуллин – выходец из татарстанского МВД.

Коррупция: секретный доклад для казанского Кремля. Часть 1-я