1.jpg
Роман Шайхутдинов

ОТКРЫТЫЙ ТАТАРСТАН

Сегодня в казанском IТ-парке стартовал двухдневный проектный семинар «Открытого правительства» «Стандарт открытости региона – как индикатор качества взаимодействия институтов государства и общества». Завтра участие в семинаре примут президент РТ Рустам Минниханов и министр РФ по связям с «Открытым правительством» Михаил Абызов. Сегодня же состоялась своеобразная генеральная репетиция завтрашнего форума в полном составе, но без первых лиц. В обсуждении участвовали министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов, представительные делегации регионов на уровне правительств и администраций, президентов и губернаторов, а также приглашенные казанские топ-блогеры.

Открыл семинар Шайхутдинов, который напомнил, что несколько лет Татарстан успешно реализует ряд проектов в области информатизации отношений граждан и государства. «Мы пришли к выводу, что есть необходимость создания ресурса, который объединит в себе все созданные сервисы, и такой ресурс уже создается. Его название – «Открытый Татарстан», – сообщил он и рассказал, какие факторы учитывались при разработке ресурса. «Открытый Татарстан» включает разделы «Электронные услуги», «Народный контроль», «Общественное и экспертное обсуждения планов государственных и муниципальных закупок», «Общественное обсуждение планов деятельности органов исполнительной власти РТ», «Общественное и экспертное обсуждение проектов нормативно-правовых актов» и раздел «Открытая информация». «Общественное экспертное обсуждения планов государственных и муниципальных закупок» в тестовом режиме реализуется минфином РТ совместно с минэкономики РТ. «Открытая информация» включает в себя подраздел «Отчеты ведомств» (данные по 24 отраслям и 26 министерствам и ведомствам) и подраздел «Открытые данные» (публикация массивов данных, доступных для дальнейшего использования СМИ и разработчиками мобильных приложений). Открытые данные будут включать в себя, например, качество бензина на АЗС «Татнефть», реестр лицензированных такси, объекты доступной среды для людей с ограниченными возможностями и т.д.

«Во время обсуждения открытых данных хочется узнать опыт других регионов и прийти к выборке неких принципов того, что нужно населению, – рассказал глава минсвязи РТ. – Важная составляющая – партнерские отношения граждан и государства, когда есть обратная связь. Лучшие эксперты – это население».

2.jpg
Андрей Спиридонов

Журналистам Шайхутдинов рассказал, что сервис «Открытый Татарстан» связан с возможностью проявить гражданскую инициативу, это как обсуждение каких-либо проектов, так и возможность оставления заявок в «Народном контроле», который работает с апреля прошлого года. «Три основных элемента концепции – это информация, возможность получить услугу и возможность проявить собственную гражданскую инициативу, – рассказал он. – Фундаментом, конечно, является портал госуслуг. Портал «Открытый Татарстан» будет запущен в ближайшие недели. Это трудоемкий процесс, связанный с объединением всех существующих ресурсов и сервисов».

Напомним, портал «Открытый Татарстан» должен был быть запущен 15 сентября. Как уточнила газете «БИЗНЕС Online» замминистра информатизации и связи РТ Аниса Гайнуллина, было решено отложить запуск проекта в связи с проведением данного двухдневного семинара, чтобы собрать предложения по улучшению портала.

«ОТКРЫТОСТЬ ВЛИЯЕТ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РЕГИОН»

В первой половине дня семинар состоял из презентаций представителей регионов о том, что делается у них для открытости региона. Один из приглашенных блогеров – Ленар Файзутдинов – даже назвал в своем Twitter выступления регионов «ярмаркой тщеславия».

3.jpg

Например, министр Тульской области Андрей Спиридонов рассказал, что у себя внедряет немного другой подход. «Проект называется «Открытый регион». Ряд проектов у нас был запущен еще до появления «Открытого правительства». Есть, например, проекты «Народный бюджет», «Народное правительство» и так далее. В прошлом сентябре с Абызовым был подписан договор о работе, и наша «дорожная карта» включила в себя 30 проектов», – сообщил он. «Один из проектов – «Народный бюджет». В Тульской области много муниципальных образований, где были нерешенные проблемы, и этот проект – возможность для жителей самим определять, на что тратить деньги. В следующем году, например, введется софинансирование со стороны жителей, области, муниципального образования, – перечислил Спиридонов. – Другой сервис – «Дороги», и в нем собрана вся информация по дорогам. На карте дороги обозначены разными цветами в зависимости от состояния». В сервисе «Открытый муниципалитет» – электронные паспорта района и чиновников. Проект «Культурный навигатор» состоит из культурной карты (геоинформационные слои), мобильного гида и культурного календаря. Один из проектов – «Инвестиционная карта Тульской области» – был запущен еще до «Открытого правительства». «Сам бизнес просил такую площадку», – уточнил министр Тульской области.

2.jpg

Спиридонов рассказал также о том, как ведется борьба на порталах с теми, кто увиливает от реального выполнения работы. Так, он привел в пример ситуацию, когда прошлой зимой от огромных сугробов снега чистилась лишь часть, но выложенные на портале фотографии не без помощи фотошопа докладывали, что везде все чисто. Такая же ситуация была с мусором, когда вывозился один контейнер из трех, но на фотографиях на портале были вывезены все три. По словам Спиридонова, обращение граждан на портал позволяет избегать таких скандальных и неприятных ситуаций.

Александр Рябушко – начальник информационного отдела ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», в своем выступлении был краток и остановился на факторах успеха лидерства. По его мнению, важна мотивация и, конечно, открытость. «Открытость – это фактор, который влияет на выделение финансирования в регион», – сообщил он.

«НЕПОНИМАНИЕ, ЧТО ЭТО И ДЛЯ ЧЕГО»

Андрей Потылицын – помощник руководителя администрации президента Республики Башкортостан, рассказал аудитории, что на сегодня в регионе создано 17 сайтов органов госвласти, обучено 22 администратора. «Стремимся к модификации, к требованиям по открытости госвласти, удобству пользования населением. Человек должен иметь возможность быстро и удобно получить информацию, – сообщил он. – Меня очаровала идея паспортов чиновников в Тульской области. Всем известно, что есть большой интерес к персонам чиновников». Он также рассказал, что в регионе есть своя разработка по открытым данным, но пока без привязки к ГИС и инвестиционной карты.

Значительную часть времени семинара занял рассказ об успехах Татарстана. По словам Гайнуллиной, сегодня есть много разговоров об открытом правительстве, и есть непонимание, для чего это и что это. «Сейчас проблемы – множество разрозненных ресурсов, различные адреса, разные личные кабинеты, рассредоточенность информации, – перечислила она. – Переход на единую платформу «Открытый Татарстан» обеспечит простую регистрацию, единый личный кабинет, таргетированную доставку открытых данных, стандартизацию регламентов и целевую аудиторию общественного обсуждения».

Собравшимся также рассказали, что отдельные системы, вошедшие в «Открытый Татарстан», разрабатывались с 1997 года. Единый портал насчитывает 268 сайтов органов госвласти и муниципальных образований РТ, организаций. В системе 39 сайтов на английском языке. База данных «Справочники» содержит 13,5 тыс. персоналий, сотрудников.

1.jpg

«БЕЗ БЮДЖЕТА МЫ МНОГОГО НЕ МОЖЕМ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ»

Для своеобразного подведения итогов модератор семинара – директор по работе с регионами проекта «Открытое правительство» Андрей Полосин – предложил всем собравшимся высказать мнение, что из услышанного хотели бы применить в своем регионе.

Опросив практически каждого присутствующего, можно было сделать вывод, что аудитории понравилась идея создания карты дорог как в Тульской области, опыт Татарстана по порталу госуслуг, единая связь органов госвласти опять же как в Татарстане. Некоторые отметили, что хотят, чтобы большее количество людей пользовалось всеми этими «открытыми» сервисами, для чего нужно продвигать их. Представитель одного из регионов пошутил, что позаимствовал бы у Татарстана часть бюджета. «Мы себе не можем многого позволить», – объяснил он.

Представители Татарстана практически в один голос уверяли: «Мы из Татарстана, и у нас все хорошо». При этом, например, гендиректор AVT, блогер Азамат Сабиров задал вопрос, для чего каждый регион разрабатывает площадку и тратит деньги вместо тиражирования одной платформы, но вопрос остался без ответа. Что касается заимствований из других регионов, Сабиров заметил, что «воровать нужно кадры». Другой блогер, директор компании «ЭкоСити» Вячеслав Бушуев сообщил, что «воровать» из других регионов нечего. «Просто хотелось бы еще кредиты оплачивать через портал госуслуг и покупать билеты», – добавил он. Еще одному блогеру, Ляле Бикчентаевой, понравилось краудсорсинговая составляющая, упомянутая представителем Тульской области. По ее мнению, идея софинансирования здравая и может быть применена в других регионах.

Лишь один эксперт по открытым данным – Иван Бегтин – высказал критику в адрес всех выступивших. «Все изолированы! Открывайте данные, как можно больше данных. Все, что не является служебными данными, должно быть открыто», – сообщил он.

«В ТАТАРСТАНЕ МНОГО ДЕНЕГ»

Эксперты поделились с газетой «БИЗНЕС Online» мнением о прошедшем обсуждении и указали на имеющиеся недостатки.

Андрей Спиридонов – министр Тульской области:

- Сегодня есть нехватка опыта. Очень важно, чтобы федеральное правительство создало методические рекомендации, собрало тот опыт, который накопился у субъектов России. Эти методические рекомендации дают тот набор знаний, необходимый регионам. Помимо нехватки опыта есть отсутствие специалистов в данной сфере. Это не совсем то, что привыкли понимать под госуслугами. Мало того, что это внедрение информационных технологий и инновационных технологий в межведомственное взаимодействие. Это также создание прикладных сервисов именно для работы с жителями. У нас это называется программа совершенствования госуправления Тульской области, то есть это не просто какие-то инструменты, а реально созданная программа. Когда до 2016 или 2020 года в каждом регионе будет внедрена такая комплексная программа, вся эта история сдвинется с места. Сейчас это происходит, и мы готовы делиться опытом, а также брать какие-то практики у Татарстана.

Лидеры в данной области – это, конечно, Татарстан, Москва. Неплохо развиваются Ульяновск, Красноярск, Башкортостан, Самара, Краснодар – там системы запущены и есть какое-то движение. Мы также стараемся не отставать, а где-то использовать более инновационный подход.

Иван Бегтин – директор некоммерческого партнерства «Информационная культура» (Москва):

- Мы видим ситуацию, когда в Татарстане довольно много денег, и это какое-то денежное проклятие. И большинство чиновников, которые делают предложения, думают: «О, у нас много денег. Давайте сделаем еще один проект, и еще, и еще». Хотя половину из этих проектов можно не делать.

Можно дать эти открытые данные и создать среду, в которой разработчики бы их использовали. Точно так же, как есть варианты с субсидиями компаний, но есть возможность создания среды, в которой они бы что-то создавали. Раскрывая информацию по персоналиям, учреждениям, есть куча примеров в мире, как эта информация активно используется в самых разных сервисах. Поэтому главный предмет моей критики – это то, что все делается в вакууме. Фактически государство полностью изолируется от двух сред – от гражданского общества и от бизнеса. Я сомневаюсь, что государство может вменяемо общаться с гражданами. Я в принципе считаю, что государство не умеет делать что-либо хорошо. В этом и дело – если что-то сделано хорошо, то прокуратура должна прийти и проверить, как потрачены деньги. Государство должно действовать правильно. А правильно – это давать данные. Сейчас правильно не делается. «Ой, мы сделали классный портал».

Я не считаю, что наполнение портала кучей различных функциональных возможностей и отдельными приложениями – это хорошо. Я считаю, что когда есть открытые данные, а приложения могут создать сотни компаний (в том же IТ-парке), то это хорошо. Это создает конкуренцию, добавленную стоимость и экономику знаний. А сейчас для создания экономики знаний нет ничего. Государство может запросто взять и открыть данные. Почему оно это не делает, надо спросить у него.