ДОХОДОВ — 2,36 МЛРД. РУБЛЕЙ, РАСХОДОВ — 4,22 МИЛЛИАРДА

В Набережных Челнах пытаются найти пути выхода из непростой ситуации, сложившейся из-за проблем с исполнением бюджета города. Газета «БИЗНЕС Online» уже писала, что возможностей оформления кредитов почти нет, а муниципальным предприятиям «Горсвет», «Горзеленхоз» и Предприятие автомобильных дорог (ПАД) может грозить банкротство. 9 сентября мэр Василь Шайхразиев провел «большой» деловой понедельник, на котором он призвал местный бизнес помочь в разработке новой стратегии города, а накануне депутаты комиссии Горсовета по экономической политике и бюджету рассмотрели ход исполнения бюджета автограда и анализировали, как его можно пополнить.

Заместитель руководителя исполкома города, начальник финуправления Альфинур Галиакберова сообщила, что по итогам 7 месяцев 2013 года в бюджет города мобилизовано 2,36 млрд. рублей. Чуть забегая вперед отметим, что расходы составили 4,22 млрд. рублей. Видимо, разница была закрыта за счет субсидий и трансфертов из республиканского бюджета.

— К уровню прошлого года доходы бюджета города увеличились на 95,8 миллиона рублей или на 4,2 процента, — отметила Галиакберова. — На НДФЛ приходится 49,2 процента доходов. Поступления по данному налогу составили 1,16 миллиарда рублей. Мы недополучили к плану 133,2 миллиона рублей. Во-первых, снизился норматив отчисления в местный бюджет: с 32,4 процента в 2012 году до 31,3 процента в 2013 году. Вторая причина — снижение объема выплаты НДФЛ по крупным плательщикам, таким как «Камгэс РБЗ», «Двигательмонтаж», Генерирующая компания, Набережночелнинская теплосетевая компания и ряд других. По предприятиям «Камгэсэнергостроя» снижение НДФЛ составило 36,9 процента. Третья причина заключается в том, что социальные и имущественные вычеты по НДФЛ увеличились на 18,6 миллиона рублей.

40836.jpg
Альфинур Галиакберова

ОЖИДАЕМЫЕ ПОТЕРИ

Она также отметила, что 14,9% доходов бюджета приходится на совокупный доход, сумма которого составляет 351,2 млн. рублей. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступил в сумме 122,1 млн. рублей. ЕНВД мобилизован в сумме 225,8 млн. рублей.

— Начиная со второго квартала текущего года у нас наблюдается снижение объемов сбора этого налога, которое за 7 месяцев составило 10,6 миллиона рублей. Это связано с внесением изменения в Налоговый кодекс по порядку исчисления страховых взносов — доля поступлений в бюджет уменьшалась за счет роста отчислений в Пенсионный фонд. Ожидаемые потери по единому налогу в 2013 году — 40 миллионов рублей, — пояснила начальник финуправления.

Земельный налог за 7 месяцев поступил в размере 397,8 млн. рублей. Это меньше на 1,9 млн. рублей чем за аналогичный период прошлого года «в связи с вступлением в силу решения по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков». Что касается расходной части бюджета, то как мы уже отметили, она составила 4,22 млрд. рублей.

— Поступившие доходы позволили полностью выплатить зарплату бюджетникам с начислениями. Предусмотренные в бюджете города ассигнования в области ЖКХ освоены практически в полном объеме. Ассигнования, рассчитанные по социальным нормам, недостаточны для обеспечения в полном объеме расходов по отрасли ЖКХ. Мы ежегодно из дополнительных доходов бюджета выделяли средства на ЖКХ, но в 2013 году допдоходов нет, складывается сложная ситуация по финансированию содержания дорог, уличного освещения, благоустройства территории. А в целом все другие бюджетные назначения исполняются полностью, — подытожила Галиакберова.

«МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ НЕ ДЕНЬГИ НА СЕГОДНЯ»

Затем выступила и.о. начальника ИФНС по Набережным Челнам Татьяна Петрова, которая рассказала о мероприятиях, проводимых ее службой для увеличения поступлений в бюджет города. Заместитель генерального директора КБК, депутат Андрей Фомичев поинтересовался, чем закончилась работа по легализации доходов, получаемых за счет аренды жилья?

— Работа продолжается, — уклончиво ответила Петрова.

— Ну, насколько успешно проведена эта работа? — не успокаивался Фомичев.

— Ну, сейчас мы получаем списки с управляющих компаний, но эти доходы по Налоговому кодексу подлежат декларированию в следующем году...

— По вашей оценке, сколько таких лиц вами определены — 80, 90, 100 процентов? — поставил вопрос ребром Фомичев.

— Нам доказать получение доходов от сдачи в аренду жилых помещений крайне сложно. Надо сказать, что эффект от обхода этих людей есть в каком плане?..

— В деньгах какой эффект? В виде налогов? Ну, хоть что-то получили? — уже не вытерпел председатель комиссии, директор ООО «АвтоМастер» Марат Нуруллин.

44830.jpg
Марат Нуруллин

— 41 тысячу рублей, — тихо ответила Петрова и выдохнула.

— Если посчитать заработную плату и трудозатраты ваших инспекторов, сотрудников управляющих компаний, — сказал Нуруллин, — то я абсолютно уверен, что получится не одна сотня тысяч рублей. Об эффективности использования рабочего времени здесь говорить вообще не приходится. Я понимаю, что люди вы подневольные, вы люди государевы. Понятно, что вы должны выполнять план, который спустили сверху. Но ведь есть много неразумного. Я, например, вообще сторонник того, чтобы отменить налоги на всех ипэшников, у которых годовой оборот меньше миллиона долларов, потому что это не деньги на сегодняшний день. Администрирование больше забирает. Я бы сосредоточился там, где деньги действительно есть. Но повесить все только на налоговую инспекцию было бы неправильно. У нас кроме нее есть много всяких управлений.

«ПРЕЗИДЕНТА НАДО ЧАЩЕ ВОЗИТЬ ПО ПЛОХИМ ДОРОГАМ»

Генеральный директор ООО ПКФ «Жилкомсервис» Николай Новиков поинтересовался, как в городе идет ремонт дорог. Галиакберова сообщила, что республиканский бюджет выделил на эти цели 50 млн. рублей, благодаря чему сейчас идет ямочный ремонт на нескольких проспектах автограда.

— Слава Богу, что приехал президент Татарстана, проехался, посмотрел, сказал, что так нельзя и дал 50 миллионов, — отметил Нуруллин.

— Чаще надо приглашать и возить по плохим дорогам, — добавил Фомичев.

— Это первый вариант, но это не выход из ситуации, — завелся Нуруллин. — А есть второй вариант — задуматься о том, почему в городе недостаточно финансирования на капремонт и содержание дорог. И не только на это, но и на озеленение, на освещение. Я попробовал изучить тему глубже. Выяснилось, что причина вовсе не в эффективном использовании бюджетных средств, как это пытаются некоторые преподнести, а в том, что мы в бюджете крайне мало средств закладываем на эти статьи расходов. А мало по одной единственной причине — это те нормативы на содержание, которые нам утверждены в ЦЭСИ (центр экономических и социальных исследований при кабмине РТприм. ред.). В Казани нормативы в два раза больше, но эти доводы не принимаются, поскольку Казань несет столичные функции. Но мне кажется, что наши отраслевые управления исполкома города не очень плотно работают с методологией получения доходов. Я имею в виду по установлению, доказыванию объективных нормативов на содержание хозяйства по своим отраслям: жилищники, дорожники, озеленители и так далее. Доказать надо, сколько нам нужно денег на содержание километра дорог, гектара газонов, на приобретение техники, то есть для того, чтобы город как минимум остался на том же уровне, что есть сейчас. Если учитывать перспективу развития, то какие должны быть нормы и стандарты? Только после изменения этих нормативов можно будет вести речь о процентах налогов, которые будут оставаться в городе. Это главная проблема, и, не решив ее кардинально, мы не сможем решить и другие. Отраслевики не должны вылезать из Казани, у них рабочее место там должно быть. Пока мы там не докажем, мы так и будем ждать следующего приезда президента вместо того, чтобы технически, на автомате, эти вопросы решать.

Нуруллин поинтересовался у чиновников, сколько уже норматив по автограду не менялся? Галиакберова ответила, что недавно вышло новое постановление правительства, но в итоге сумма, получаемая городом, осталась такой же.

— На Казань любо дорого посмотреть! Приятно приезжать! Действительно, шикарный город! В него вложили деньги. Транспортная проблема решена, дороги замечательные, инфраструктура великолепная. Это вот пример, как правильно нужно вкладывать деньги. Но для этого нужно доказать, что они тебе необходимы. Это ваша главная задача — доказывать в отраслевых министерствах, в ЦЭСИ вопрос изменения нормативов на содержание. Только тогда мы получим другие деньги и сможем решить все те вопросы, которые есть по содержанию дорог, газонов, электросетей, спортплощадок и массе других вопросов. По-другому ничего не получится, — раскритиковал чиновников Нуруллин.

«КУДРЯВЦЕВА НЕ ВРАГ РЕСПУБЛИКИ»

В ответ на эту критику заместитель руководителя исполкома города, начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиль Киямов заметил, что было заключено соглашение с республиканским инженерно-техническим центром по разработке новых нормативов.

— Но есть сложность, — оговорился тут же Киямов. — Они, конечно, нормативы рассчитают, мы их в своем министерстве согласуем, но главная задача — провести нормативы в ЦЭСИ. Каждый раз мы доходим до ЦЭСИ, и на этой точке все застревает, много раз так было, но мы будем еще и еще раз им доказывать.

Начальник отдела анализа и прогнозирования исполкома города Альфия Романова привела в пример то, что в ЦЭСИ было направлено письмо с просьбой увеличить норму обеспеченности населения зелеными насаждениями. Дело в том, что, по постановлению правительства РТ, на одного человека приходится 10 кв. м зеленых насаждений, тогда как сегодня фактическая обеспеченность составляет 68 кв. метров.

— То есть по нормативу денег на содержание зеленых насаждений выделяется в 6,8 раза меньше, чем необходимо, — уточнил Нуруллин. — Если в 7 раз уменьшим количество, то у нас будут расти только ухоженные, холеные деревья. А все остальное — хоть трава не расти! Она и не будет расти, потому что там будет бурьян. Я считаю, что этот вопрос один раз капитально нужно проработать, чтобы каждый год не ходить и не просить денег. В республике везде сидят вменяемые люди. Если нормально доказать, а не просто сказать, что надо, потому что надо-то всем, объяснить почему нужно, думаю нам пойдут навстречу. Уверяю вас, Кудрявцева не враг республики!

ЭХО 1998 ГОДА

Между тем, как удалось выяснить корреспонденту «БИЗНЕС Online» из информированных источников, близких к руководству города, история утверждения необъективных нормативов для Набережных Челнов своими корнями уходит в 1998 год. Тогда провалился «путч глав» во главе с экс-мэром Набережных Челнов Рафгатом Алтынбаевым, который попытался бороться за пост президента Татарстана. После провала он еще около года удерживался на посту главы, но республика посадила город на голодный финансовый паек. В эту кампанию был втянут и КАМАЗ, который стал задерживать выплаты налогов в городской бюджет. Известен случай, когда налоговые полицейские за долги челнинского автогиганта перед бюджетом города по приказу Алтынбаева арестовали служебную машину тогдашнего финансового директора КАМАЗА Ильдара Халикова — нынешнего премьер-министра РТ.

Как раз в те времена и были введены эти пресловутые нормативы, которые подразделялись на минимальные, средние и максимальные. Как утверждают наши источники, Набережные Челны получили нормативы даже ниже минимальных. Между тем расходы только росли. Например, по содержанию дорог. Обанкротилось предприятие «КАМАЗавтодор», которое обслуживало дороги в промышленной зоне города, и они автоматически перешли на обслуживание муниципального предприятия автомобильных дорог. То есть территория ответственности увеличилась, а количество техники осталось почти таким же, тем более она из года в год только устаревала. На новую не было денег, потому что опять-таки нормативы бюджетного финансирования были маленькими.

После отставки Алтынбаева главой был назначен Рашит Хамадеев — ближайший соратник Минтимера Шаймиева. Ему наверняка вопрос необъективных нормативов был неинтересен, поскольку с его приходом бюджет города «волшебным» образом начал наполняться субсидиями из республики и налогами с КАМАЗа. Халикова, пришедшего на должность мэра после кончины Хамадеева, вопрос нормативов тоже вряд ли сильно беспокоил, поскольку период его правления в автограде пришелся на время подъема экономики. Дополнительных доходов было хоть отбавляй, на них не только ПАД и «Горзеленхоз» содержали, но также построили Дворец торжеств, ледовый дворец, органный зал и так далее. А когда в 2008 году грянул финансовый кризис, Халиков смог привлечь в автоград миллиардные инвестиции, в том числе и из федерального центра — под флагом моногорода. И только теперь, спустя 15 лет, когда российская экономика медленно начала сползать в рецессию, меры, придуманные для борьбы с Алтынбаевым, бумерангом ударили Шайхразиева и всех челнинцев.