7517.jpg
Ильсур Метшин: «Работы еще много, нужна внутренняя жизнь казанского ренессанса, но это уже вопрос бизнесменов»

ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО РЕНЕССАНСА

- Первый шаг, слава Богу, сделан, – так мэр Казани Ильсур Метшин оценил итоги первого этапа возрождения исторического центра Казани. Подобных примеров, если не брать Москву и Санкт-Петербург, и в деньгах, и в масштабах, в России нет.

- С самого начала мы говорили: нет волшебной палочки, нет тех миллиардов, чтобы привести все в порядок. А вложить надо немало: 11,5 миллиардов, больше, чем собственные доходы Казани, напомнил градоначальник. Без политической воли нашего президента, Рустама Нургалеевича Минниханова, такого не могло бы быть... Огромная, неподъемная проблема была. Потому что и собственники были непростые, и законодательство ничего не позволяло, кроме как посмотреть им в глаза на уровне президента и сказать: или делайте, или по другим вопросам будет у нас с вами недопонимание…

Прежде чем перейти к итогам возрождения исторического центра, замруководителя исполкома Руслан Шакиров, непосредственно курировавший этот процесс, напомнил об истории вопроса. Проблема сохранения уникального лица Казани во всей своей остроте встала не три и даже не пять лет назад – реконструкцию центральных кварталов предполагала еще программа ликвидации ветхого жилья. 80% выселенных кварталов, напомнил Шакиров, представляли собой историческую застройку, но тогда денег на это не хватило. Да и политической воли, по сути, не было. Вторая серьезная попытка поднять глыбу сохранения исторического центра была предпринята перед Тысячелетием Казани, но и тогда из 86 объектов, предусмотренных федеральной целевой программой сохранения и развития исторического центра, удалось завершить только 35 крупных памятников.

- Примерно столько же памятников мы за эти годы безвозвратно потеряли, – добавил Шакиров еще один черный мазок в мрачную картину разрушения исторического ядра.

Частный бизнес не спешил подвязаться на ниве реставрации: как известно, стоит это в несколько раз дороже нового строительства. Потому все рассчитывали только на бюджет. Однако восстановление вопиющего о реставрации центра, по расчетам, требовало 10 млрд. рублей, то есть больше, чем собственная доходная часть казанской казны. Поэтому после Тысячелетия города рука реставратора коснулась лишь Апанаевской усадьбы на ул. Фатыха Карима, 14, усадьбы Чемезова в Катановском переулке, 1 и здания Мариинской женской гимназии на ул. Рахматуллина, перечислил Шакиров.

Были и герои-собственники, вложившиеся в исторические памятники. В качестве примеров таких единичных случаев Шакиров привел дом Кекина (ТАИФ) и бывший дом Смоленцева Шмелева, где сейчас отель «Шаляпин» (братья Хайруллины).

15868.jpg
Руслан Шакиров: «Всего за два с половиной года нам удалось не просто остановить процессы разрушения исторических памятников, но и возродить к жизни целые кварталы»

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯДРО ЗАВИСЛО НАД ГРАНЬЮ НЕВОЗВРАТА

По словам докладчика, начало казанского ренессанса было положено в 2010 году – тогда наложились друг на друга и срезонировали несколько объективных процессов.

- Во-первых, состояние многих памятников было на грани точки невозврата, и это очень болезненно воспринималось жителями города, – напомнил Шакиров. Перед глазами сразу нарисовалась картина одиночного пикета тогда общественника, а теперь помощника президента Олеси Балтусовой после сноса номеров Банарцева… – Во вторых, подготовка Казани ко Всемирной универсиаде 2013 года стала своего рода катализатором процесса возрождения исторического центра. Мощный рывок в инфраструктурном развитии города заставил новыми глазами увидеть ситуацию. Стало понятно, что восстановлением отдельных зданий проблему не решить, спасать исторический центр можно только комплексно.

Именно первый политический пинок в исполнении президента РТ Рустама Минниханова, ставший чем-то вроде грома среди ясного неба для привыкших делать с собственными столетними руинами инвесторов что угодно, стал поворотной точкой в деле сохранения исторического ядра. В сентябре 2011 года президент РТ остановил все стройки в центре Казани, дав поручение минстрою проверить все проекты, и у инвесторов буквально почва поплыла под ногами.

В городе по распоряжению кабмина РТ заработала межведомственная рабочая группа, через мелкое сито архитекторов и представителей городских и республиканских чиновников просеяли все новостройки исторического ядра. С 2011 года прошло 10 заседаний, под лупой оказались 195 объектов. Срезались целые этажи, современные «стекляшки» заменяли историческими фасадами, всесильные «крупняки» отступали под нажимом, продавая исторические «кирпичи» более эффективным собственникам… Многие проекты по нескольку раз возвращались на согласование после доработки. В итоге решение принято по 170 объектам: где-то урезали этажи, где-то меняли фасадные решения, где-то добавлялись требования по благоустройству... Уже завершено строительство 82 объектов, проведена реконструкция 95 зданий, капитально отремонтированы фасады 109 объектов. В том числе новый офис РГУП БТИ на пересечении улиц Парижской коммуны и Московской, здания гостиниц по улице Яхина, 8, улице Чернышевского, 39, два жилых дома по улице Чернышевского, административные здания по улице Горького, 6, по улице Петербургская, 76 (ОАО «Альфа банк»), фасадные работы на бывшем здании «Детского мира» по улице Пушкина, 2 и другие. Еще 25 объектов предстоит согласовать.

1.jpg
Апанаевская усадьба на ул. Фатыха Карима, 14

- Всего за два с половиной года нам удалось не просто остановить процессы разрушения исторических памятников, но и возродить к жизни целые кварталы, еще недавно лежащие в руинах, вернуть им цивилизованный вид, – отметил Шакиров. – Объем инвестиций в возрождение исторической части города, по нашей предварительной оценке, уже на сегодня составил около 7,0 миллиардов рублей, а когда работы на уже начатых объектах будут завершены, эта цифра достигнет порядка 11,5 миллиардов рублей. Хочу обратить особое внимание, что львиную долю в этих 11,5 миллиардах рублей составили частные инвестиции, что само по себе беспрецедентно.

За последние два года к 35 памятникам, восстановленным к Тысячелетию города, удалось спасти еще 101 городской объект культурного наследия. А всего в работу за эти два с половиной года взяли более 330 объектов, расположенных в историческом центре и находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Сегодня же в Казани уже завершены работы на 286 объектах исторического центра, подытожил Шакиров.

- Вернули свой первоначальный облик красивейшие здания города, – отметил он. – Практически исчезли руины – рассадники мусора и антисанитарии, ушла в прошлое несанкционированная торговля. Отремонтированы и озеленены дороги, выполнено благоустройство, в исторических квартах появилась брусчатка и стилизованая уличная мебель.

222.jpg
На Каюма Насыри попадаешь в атмосферу старой Казани…

«НУЖНА ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ КАЗАНСКОГО РЕНЕССАНСА, НО ЭТО УЖЕ ВОПРОС БИЗНЕСМЕНОВ…»

Но самое главное – это переворот, случившийся в сознании самих собственников.

Вдруг перестало быть модным поджигать полусгнившие деревяшки или под покровом ночи подгонять бульдозеры к ветхим стенам, чтобы на свободной земле построить новодел. Внезапно перед некоторыми такими владельцами замаячили перспективы уголовных дел. Вдруг на исторических аукционах, где дом можно было, теоретически, купить за рубль, стали платить миллионы, а за памятники в центре города началась настоящая конкуренция. Внезапный интерес к историческому центру – понятно, после личной встречи с Рустамом Миннихановым – проявил участник списка Forbes Алексей Семин. Компания ASG стала одним из локомотивов возрождения казанской старины, и лендлорд теперь ищет арендаторов на 26 своих объектов…

Из 11 объектов, ушедших в руки собственников с аукционов, все были восстановлены. Одним из образцовых можно назвать нынешний дом Свешникова на улице Гладилова, 22. Ожило здание типографии «Миллят» на улице Нариманова, 62, здесь теперь халяль-кафе и центр знакомств и создания семьи, а также владелец организовал пеший маршрут по Старо-Татарской слободе «Казань мусульманская». Отреставрированы фасады и благоустроены прилегающие территории зданий по улице Московская, 60, улица Баумана, 27, улица К. Маркса, 60, улица Марджани, 4, улица Нариманова, 70.

- Практически у каждого исторического здания восстановление было связано с решением особо сложных задач, – напомнил Шакиров сложности реставрации. – Возьмем в качестве примера здание по улице Московской, 60, чья история связана с именем Мулланура Вахитова. До того как оно перешло в руки инвестора, там располагалось кафе и небольшая гостиница. Канализации, как выяснилось, в доме не было – все отходы сливались в подвал, где и скапливались десятилетиями. Новому собственнику, приобретшему объект у муниципалитета на аукционных торгах, пришлось буквально расчищать авгиевы конюшни. Другой пример – дом по улице Университетской, 2. Инвестор пошел на серьезные затраты по реконструкции фресок, обнаруженных под слоем штукатурки, которые в настоящее время восстановлены. А в самом здании инвестор планирует разместить помимо офиса банка и церковный приход. Еще один новый музей появится в бывшем здании пожарной каланчи по улице Московской, 36, где также планируется размещение стилизованного ресторана.

При этом мэрия постоянно искала инструменты, которые могли бы облегчить бремя собственников. В ходе заседаний комиссии по сохранению и развитию исторического центра постоянно шел диалог с владельцами – поначалу очень трудно, но затем все более по-деловому проходили эти дискуссии. Не только талоны на бесплатный вывоз мусорных куч раздавали собственникам в исполкоме Казани. МУП «Водоканал» бесплатно подключало объекты к воде и канализации, исполком вместе с владельцами решал головные боли в минкульте и прочих чиновных «семи кругах ада».

4.jpg
Здание на Московской, 60, чья история связана с именем Мулланура Вахитова

Вообще, жизнь постепенно возвращалась в центр города с его вышибленными когда-то глазницами окон, горами мусора и кучами битых кирпичей. Мусора и грязи не осталось нигде – все вывезли, убрали несанкционированную торговлю. Из 101 объекта культурного наследия полностью отреставрировали 87. Из знаковых объектов Шакиров упомянул реставрацию фасадов Александровского пассажа, гостиницы «Казань», дома Фукса. В последнем сейчас ведутся внутренние реставрационные работы, и к середине 2014 года на первом этаже планируется открытие стилизованного ресторана. Начали свою работу два новых музея, появившихся в восстановленных зданиях: это музеи Старо-Татарской слободы и Константина Васильева. В конце сентября планируется открытие музея Камаловского театра в бывшем клубе «Шарык», фасад которого также уже отремонтирован. Появятся мемориальные комнаты и в восстановленных номерах «Булгар», и в доме Фукса.

- Работы еще много, нужна внутренняя жизнь казанского ренессанса, но это уже вопрос бизнесменов, – прокомментировал Метшин. – Задача не просто красоту навести, а превратить центр из наполовину депрессивной территории в точку роста для туризма, сферы услуг и гостеприимства. Нужна не только красота, но и польза для города и горожан. Примером может служить то, что сделали собственники на Каюма Насыри. На этой улице уже попадаешь в атмосферу старой Казани…

ЧЕРНОЕ ОЗЕРО: «НАДО НЕ 10 И ДАЖЕ НЕ 100 МИЛЛИОНОВ…»

Впрочем, процесс реставрации с окончанием Универсиады не нажал на тормоза. Своей очереди еще ждут гостиница Дворянского собрания на улице Рахматуллина или территория завода Петцольда, вокруг которой немало копий сломали собственники братья Хайруллины и минкульт РТ.

- Нельзя почивать на лаврах, впереди у нас огромная работа, – отметил градоначальник. – Вопрос сохранения исторического центра по-прежнему будет в зоне нашего повышенного внимания. Он остается одним из наших приоритетов. И работать тут обязательно надо системно.

3.jpg

Сейчас, как уточнил Шакиров, на заводе Петцольда завершены противоаварийные мероприятия. Концепция реставрации и возрождения этой территории с учетом устраненных замечаний рассмотрена и в целом одобрена министерством культуры.

- Хотелось бы выразить слова благодарности специалистам этого ведомства, с которыми мы прошли этот путь вместе бок о бок, а также республиканским и муниципальным структурам, принимавшим активное участие в этом процессе, помощнику президента Балтусовой Олесе Александровне, прокуратуре, архитекторам, СМИ, всем сидящим в этом зале и, конечно, неравнодушным горожанам, – добавил Шакиров.

Ждут реставраторов также дом на улице Пушкина, 10, во флигеле которого родился легендарный Шаляпин, Адмиралтейская слобода и парк на Черном озере.

- Отмечу, что по этому объекту есть четкое понимание: детский парк на этом месте должен быть сохранен и благоустроен, зимой здесь должен быть организован цивилизованный каток, а на месте ветхих деревянных построек предполагается размещение предприятий сферы услуг, например, тот же прокат коньков и, возможно, общепит, – осторожно заявил Шакиров.

- Отмечая большую работу, ту, которую проделали, и ту, что предстоит проделать – по Черному озеру очень много нареканий, – отреагировал Метшин. – Что у нас с инвесторами, которые нам рисуют проекты? И не отказываются, и не делают! В чем дело, почему мы не можем приступить?

На этот вопрос ответил замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин. По его словам, пока не решен вопрос с процедурами государственной регистрации имущества, хотя акционеры вновь созданного ОАО уже вносят средства.

- Какие сроки мы им ставим, какие сроки вы себе ставите, когда мы увидим обновленный парк «Черное озеро»? – не унимался градоначальник.

- С инвесторами мы сейчас доработанную концепцию представим и после публичного обсуждения приступим, – ответил Шакиров.

- Татьяна Георгиевна, правильная ремарка, обязательное обсуждение и с общественностью, и с архитектурным сообществом, чтобы все исторические моменты максимально сохранить, сделать все возможное, чтобы не просто вернуть этот парк к жизни, чтобы он рассказывал о Казани, – повернулся мэр к главному архитектору города Татьяне Прокофьевой. – И, в общем-то, новой жизнью наполнить: и точки общепита, вопросы проката… На самом деле это не новодел, поэтому так скрупулезно подходим. Хорошо, что партнеров находите соответствующих, у них уже есть проекты, реализованные в городе.

В итоге Метшин поручил в течение зимы подготовить проектные решения и техусловия на все подключения, получить все необходимые разрешения в министерстве культуры.

- Нужно вернуть парк «Черное озеро» Казани, – поставил он точку в обсуждении вопроса.