В конце 80-х группа «Телевизор» была известна ничуть не меньше «Алисы», ДДТ или любой другой из самых знаменитых питерских команд. С тех пор прошло немало времени, и главные рокеры тех лет нынче мало напоминают прежних бунтарей. Но только не Михаил Борзыкин. Когда-то он вел людей к Смольному, после того как ленинградские власти пытались запретить фестиваль легендарного местного рок-клуба. Удивительно, но тогда Борзыкин добился своего, и концерт разрешили. За прошедшие четверть века музыкант почти не изменился. В его текстах все те же мрачные размышления об окружающей действительности и абсолютно четкие позиции относительно нынешних российских политических реалий. На заре горбачевской перестройки «Телевизор» за это попадал в список запрещенных групп, сейчас же отсутствует в телеэфире и на радио, ограничиваясь лишь скромными по масштабу и зрительскому интересу клубными выступлениями.

Но Борзыкина, кажется, это не слишком смущает, хотя он и любит в интервью уколоть кого-нибудь из своих коллег по цеху, собирающих большие залы, но отошедших от защиты идеалов свободы и всего того, за что боролся русский рок тогда, когда был далеко не только музыкальным явлением. В середине «нулевых» лидер «Телевизора» присоединился к протестному движению в России, он был завсегдатаем всевозможных оппозиционных митингов в обеих российских столицах, и когда они собирали по несколько сот человек, и когда на улицы выходили десятки тысяч. В 2009 году группа выпустила альбом «Дежавю». Последняя на данный момент студийная запись коллектива стала мощным политико-поэтическим высказыванием, талантливо обогатив современный русский язык такими неологизмами, как «неохристочекисты» или «газпромбайтер». А возросший градус общественной жизни в конце 2011-го окончательно вывел Борзыкина на передовые позиции музыкальных баррикад, на которых «Шевчук для интеллектуалов» находится и сейчас.

4.jpg
 

«КОЛБАСНЫЕ» МОТИВАЦИИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ

Казань – не самый рок-н-ролльный город страны, поэтому на особый ажиотаж вокруг первого за 7 лет приезда «Телевизора» рассчитывать было сложно. К тому же реклама концерта фактически шла лишь в социальных сетях. Вот и журналистов на пресс-конференции героя вечера было немного, что не помешало чрезвычайно занимательной беседе. Борзыкин сразу уточнил, что готов отвечать на любые вопросы о музыке и политике, кроме разных пошлых банальностей об истоках творчества и вдохновения. Корреспондент «БИЗНЕС Online» воспользовался этим и сразу же обратился к текущему политическому моменту:

- Михаил, сразу же после концерта вы полезете в интернет, чтобы узнать итоги выборов мэра Москвы?

- Я думаю, что да. Тем более что у нас вроде бы есть в гостинице Wi-Fi.

- И как вам фигура Алексея Навального как лидера оппозиции? Проголосовали бы вы за него, если бы жили в Москве?

- Да, я бы проголосовал за него. Я участвовал с ним несколько раз в митингах, был на одной сцене, чуть-чуть общался и видел, как он себя ведет в неформальной обстановке. Я ничего плохого не заметил. Я не склонен идеализировать эту фигуру, но в данном случае даже не в личности Навального дело, а в том, кого он представляет. А представляет он людей, которые хотят перемен. Все остальные варианты, к сожалению, непроходные. Это единственный шанс легально без сжигания Кремля заявить о том, что существует большая часть молодых людей и людей среднего возраста, которые устали ждать перемен, которые хотят их сейчас.

- Что касается вас лично... Кажется, что в последнее время вы не так активно участвуете в различных политических и уличных акциях. Верное ли это наблюдение?

2.jpg
 

- Да, верно. Лет 7 это уже длится все. Надо иногда прекратить высовываться самому. Есть определенные выводы, которые я для себя сделал. 7 лет постоянных выходов на митинги, на все «Марши несогласных» в Питере – это довольно много. Тем более мы часто выступали на этих митингах, невзирая на зиму и минусовую температуру. Мне все стало понятно уже, свою позицию я везде, где мог, высказал. Мне и сказать-то по этому поводу больше особо нечего.

- Присутствует у вас некоторое разочарование от того, что все эти усилия не привели к каким-то реальным изменениям?

- Конечно, присутствует. Я думал, что мы ближе к этим изменениям. Получается, что народ еще не дозрел. И возникают шальные мысли о том, что, может быть, надо, как говорит поэт Никонов, чтобы сметана стоила 500 рублей, и тогда народ проснется. То есть по желудку. «Колбасные» мотивации нужны людям. Очень много людей привязаны к этой системе своими ипотеками и кредитами и не хотят это все терять. Это очень печально. Должно произойти какое-то массовое осознание. Тем не менее работа идет, и я готов в нее включиться, где это нужно. 

 

ПУТИН – ЭТО ПРОСТО РАЗДРАЖИТЕЛЬ

В нынешнем составе «Телевизора» с Борзыкиным на сцене работают гитарист Сергей Сивицкий, барабанщик Сергей Русанов и… компьютер, заменяющий клавишные. Добавим сюда и мощнейшую энергетику 51-летнего фронтмена, который выглядит лет на 10 младше своего возраста. Публика, в которой присутствовали как тинейджеры, так и фанаты русского рока из 80-х, раскачивалась недолго и активно поддержала уже первый номер музыкантов «С вами говорит телевизор». Тяжелая электронная музыка «Телевизора», в которой отчетливо слышно влияние классиков от Depeche Mode до Nine Inch Nails, уверенно обрушилась на подготовленных зрителей. Борзыкин писал мрачные тексты всегда, еще задолго до прихода к власти столь нелюбимых им представителей спецслужб. Так что его протест носит скорее экзистенциальный характер, нежели чем в чистом виде политический. В программной композиции «Завтра», исполненной хором с публикой, из альбома, вышедшего в 1990-м, есть такие строчки: «Я никому не отдам своей вины, этот мир никогда не станет иным. Я не хочу здесь себя плодить, я не хочу иметь детей».

За прошедшие годы рок-поэт мало что изменил в своих представлениях об окружающем мире. Хотя текущий момент и влияет на творчество. К примеру, новую песню «Красный снег» лидер «Телевизора» объявил персональным посланием Владимиру Путину. Посланием для адресата, прямо скажем, малоприятным. Частое обращение Борзыкина к фигуре президента РФ заставило спросить корреспондента «БИЗНЕС Online» на пресс-конференции музыканта, а не являются ли нынешний глава нашего государства и его деятельность одним из источников для вдохновения? Ответ был таким:

- Это просто раздражитель. Не личность Путина как таковая, которая, на мой взгляд, не слишком значима, а вот то, что он воплощает собой. Этот консерватизм, такой советский, чекистский консерватизм. Хотя многие и считают это новым веяньем, но это не так. КГБ есть КГБ. Его не вышибешь ничем. Это инстинкт к разрушению. Эти люди не способны созидать. Они фасады только делают, как у вас на улице Баумана. Фасады красивые, а заглянешь внутрь, а там... Вот и у нас в Питере также на Невском проспекте. И так по всей стране. 

 

«ПАРТИЯ БОЖЬЕЙ РОСЫ»

Группа «Телевизор» провела в этот вечер на сцене совершенно сумасшедшие 3 часа 40 минут, исполнив за это время практически все свои главные хиты. О политике Борзыкин говорил немного, но напомнил, что песня «Пока мы сидим» посвящена памяти нацбола Юрия Червочкина, чье убийство так и не было раскрыто, а общественность уверена, что это дело рук правоохранителей. Для «хороших людей, массово превращающихся в последнее время в конформистов и приспособленцев», была исполнена композиция с недвусмысленным названием «Партия божьей росы». Среди политических памфлетов у Борзыкина нашлось место и для лирики, например, для одной из самых красивых баллад в русском роке «Если телефон молчит».

После трех с лишним часов концерта герой вечера отнюдь не выглядел уставшим, продолжая заводить публику. На бис была исполнена главная песня «Телевизора», написанная еще во второй половине 80-х, «Твой папа – фашист», которая выглядела такой же современной, как и большинство старых вещей, написанных Борзыкиным. Народ расходился с концерта в полночь абсолютно довольным и радостным. В этой аудитории у кандидата от партии власти не было бы никаких шансов.

Фото и видео Любовь Симонова