«ВПРЫГНУЛА В УХОДЯЩИЙ ПОЕЗД»

Приглашение поучаствовать в конкурсе Аида Гарифуллина получила от самого маэстро Пласидо Доминго прошлым летом после успешного выступления на фестивале Arena di Verona. Именно тогда великий тенор заметил редкий по красоте тембр голоса молодой певицы.

О приглашении, как рассказывает сама Аида, она, конечно же, помнила, но заявку на участие подала в самый последний день. «Думала, успею, – говорит, – но, спохватившись, пришлось понервничать, переживала, дойдут ли видеофайлы». Отборочный тур проводится по результатам отсмотра видео с претендентами на участие в конкурсе.

Тут надо пояснить, почему так волновалась певица. Дело в том, что ежегодный международный конкурс оперных певцов Operalia, учрежденный Доминго ровно 20 лет назад, стал за эти годы мощным трамплином для оперных исполнителей всего мира. В жюри конкурса сидят интенданты и артистические директора ведущих оперных сцен. Глянулся жюри – считай, контракт в кармане. История конкурса знает примеры, когда на новый виток карьеры выходили лауреаты – полуфиналисты и финалисты. Что уж говорить о победителях! К слову, ими в разные годы становились ныне топовые оперные певцы: Роландо Вилазон, Эрвин Шротт, Хосе Кура, Анна Мария Мартинес.

аида4.jpg

«КАЖДЫЙ ТУР БЫЛ БОЛЬШОЙ ПОБЕДОЙ, А ФИНАЛ – СБЫВШЕЙСЯ МЕЧТОЙ»

В конечном итоге файлы дошли вовремя, и Аида попала в число 40 счастливчиков, которые состязались уже на сцене театра Arena di Verona. Их выбирали из почти тысячи соискателей. 19 августа состоялось четвертьфинальное выступление, после которого к участию в полуфинале были допущены 20 человек, которых уже называют лауреатами конкурса. Публику на эти туры не допускают.

А до финала дошли 12 счастливчиков.

– Каждый тур был большой победой, а финал – сбывшейся мечтой, – говорит певица с дрожащим в голосе волнением, которое, похоже, еще и не успело улечься.

Вчера все финалисты (и Гарифуллина в том числе) пели на веронской сцене в сопровождении оркестра, которым управлял сам Доминго. Дополнительным бонусом для каждого финалиста стал персональный 20-минутный урок от маэстро перед этим выступлением.

- Это счастье, – говорит о нем Аида.

ПЛАСИДО ДОМИНГО ПРИЕДЕТ В КАЗАНЬ УЖЕ ОСЕНЬЮ?

По ее словам, великий тенор опекал всех конкурсантов как отец родной, не скупился на советы и похвалы. То есть оказался совершенно доступным и демократичным.

Гарифуллина так сжилась со статусом посла Универсиады, что первым делом рассказала Доминго о Казани и даже показала ему презентационный универсиадский ролик о городе. Его очень заинтересовал тот факт, что в Казани родился великий Шаляпин.

- Я всегда стараюсь подчеркнуть, откуда я, – рассказывает Аида.

Следуя народной мудрости ковать железо пока горячо, она пригласила маэстро в Казань. И, похоже, была так убедительна и красноречива, что маэстро согласился, предварительно назначив визит на осень.

- Я потом даже немного испугалась – не поспешила ли? Но, дай Бог! Дай Бог, чтобы он приехал сюда. Это ведь так здорово! Может быть, споем вместе, – одномоментно и сомневается, и радуется, и мечтает певица.

Ее какая-то детская искренность невероятно подкупает.

«В ИТАЛИИ ТОЛЬКО ГОЛОСОМ НИКОГО НЕ УДИВИШЬ»

Аида не только в разговоре, но и на сцене выглядит очень искренней. Это ее качество и подкупило жюри.

Невероятно здорово, что при желании любой может увидеть выступление Гарифуллиной и других конкурсантов в финальном концерте. Те, кто знаком с Аидой только по выступлениям на «Евровидении» с Тимати, в телешоу с Димой Биланом и Филиппом Киркоровым, а также по экспериментам в жанре кроссовер, увидят здесь нечто абсолютно новое, то, что раскрывает для певицы оперные горизонты. В арии Джульетты из оперы «Монтеки и Капулетти» Беллини она заиграла новыми для нее и столь важными для оперного исполнителя драматическими красками. Это действительно выступление победительницы – зрелое и прочувствованное.

Выразить свое признание к Аиде подошел член жюри – музыкальный руководитель театра Arena di Verona Паоло Гавадзени.

- Он похвалил меня и сказал, что увидел во мне победительницу с первого тура. Но еще важнее были другие его слова: «Здесь все могут петь нотки, но важно быть артистом». Да, в Италии только голосом никого не удивишь, – сама же соглашается с именитым своим экзаменатором Аида.

Но ей, похоже, опасаться нечего. Вслед за Гавадзени к ней подошел директор Венской Штаатсопер Доминик Мейер, который пригласил Аиду приезжать без всякого прослушивания и выразил недоумение по поводу того, что она, учившись в Вене, ни разу не приходила на прослушивание.

Директор испанского театра Palau de les Arts Хельга Шмидт тоже призналась Аиде, что голосовала за нее с самого начала, и пригласила ее в Валенсию. Не остались в стороне представители оперного театра Монте-Карло и самого «Метрополитен-опера».

Но это все после награждения, а во время него Аида пережила не самые приятные минуты в своей жизни.

Operalia 2013: Final Round on medici.tv. Смотрите с 55-й минуты.

«МОЕ СЕРДЦЕ СЖАЛОСЬ – НЕУЖЕЛИ НИЧЕГО?»

Надо сказать, что помимо трех премий в двух номинациях «Мужской вокал» и «Женский вокал» с $30, $20 и $10 тыс. призовых, Доминго щедро учредил еще 7 поощрительных премий. Награждать традиционно начинают с конца.

Гарифуллина рассказывает, что, искренне радуясь за обладателей поощрительных премий, она начала уже успокаивать себя тем, что она лауреат, финалист и это немало.

- Объявляют обладательницу третьей премии. А это солистка «Метрополитен-опера», между прочим. Мое сердце сжалось – неужели ничего? Затем обладательницу второй. Нас снимают телеканалы, надо улыбаться, а я… Я продолжаю себе говорить, что лауреатство – это хорошо, это замечательно. Улыбаюсь через силу. И вдруг называют мое имя, Доминго смотрит на меня, держит в руках приз за первое место. Я, наверное, очень странно выглядела. Смотрю в зал, на Доминго, подошла, посмотрела на всякий случай на статуэтку, там мое имя. Все правда! –эмоционально рассказывает Аида.

Ее можно понять, ведь еще и суток (!) не прошло с этого триумфального момента. И не исключено, что бесповоротного в плане окончательного выбора оперной сцены в своей карьере.

«ОТ УЧАСТИЯ В «БОЛЬШОЙ ОПЕРЕ» Я ОТКАЗАЛАСЬ»

На неизбежный вопрос о том, а что же дальше, Гарифуллина отвечает:

- Для начала посплю, я ведь еще не ложилась спать. От участия в телепроекте «Большая опера» я отказалась. Мариинка важнее. Но с телеканала «Культура» звонили, упросили участвовать хотя бы гостем программы, если не участником. В Мариинском театре буду петь в «Любовном напитке» Доницетти и готовить Джильду (партия из оперы «Риголетто» Верди – прим. авт.). В начале октября в Московском международном доме музыки буду петь в концерте участников конкурса имени Муслима Магомаева. Концертов очень много запланировано. Но главное теперь – учить, учить, учить оперные партии.

«НЕСЛУЧАЙНО ЕЕ ЗАМЕТИЛ ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты радуются за победу казанской певицы и призывают ее не забывать татарскую музыку.

Эдуард Трескин – певец, народный артист РТ:

- Очень рад за Аиду, тем более что она отчасти моя ученица, я давал ей уроки. Победа на таком конкурсе – это важно, там все по-честному. На мой взгляд, судейство на конкурсе Доминго более объективное, чем на конкурсе Чайковского, где все схвачено и все коррумпировано. Думаю, что теперь у Аиды сложится хорошая певческая карьера. Неслучайно ее заметил Валерий Гергиев, и она уже исполнила две большие партии на сцене Мариинского театра.

Венера Ганеева – народная артистка РФ и РТ, солистка ТГАТ оперы и балета им. Джалиля, профессор:

- Аида – ищущий, очень работоспособный человек, она несколько раз обращалась ко мне за советами в плане репертуара. Хорошо, что она рискнула и поехала на конкурс, это всегда проверка сил и переход в новое качество. Сейчас я хочу ей пожелать больше серьезных партий и чаще выходить на оперную сцену. Только серьезные партии в серьезных спектаклях делают певца профессиональным. На оперном небосклоне сейчас немало звезд, и только упорным трудом можно стать одной из них. Хочу пожелать Аиде не забывать про татарскую музыку, наши песни заслуживают того, чтобы их исполняли. И, конечно, поздравляю молодую коллегу!

Cправка

Один из самых престижных вокальных конкурсов — международный конкурс оперных певцов «Опералия» (Operalia) был основан в 1993 году. Основатель и главный художественный руководитель конкурса — Пласидо Доминго. Цель конкурса — поиск новых оперных талантов и помощь в их дальнейшем карьерном росте. Каждый год в штаб-квартиру конкурса в Париже приходит около 1 тыс. заявок. Отборочное жюри приглашает 40 лучших кандидатов для участия в конкурсе.

Сам конкурс проходит в несколько этапов. Четверть- и полуфиналы проходят под фортепианный аккомпанемент, финал и заключительный гала-концерт — в сопровождении симфонического оркестра.

Само участие в конкурсе и тем более победа в нем — это хороший старт для будущей удачной карьеры. Поскольку жюри состоит по большей части из известных оперных режиссеров-постановщиков, работающих в самых престижных оперных театрах мира, они часто приглашают конкурсантов для участия в своих спектаклях. Доминго — певец, дирижер и оперный менеджер — искренне заинтересован в развитии карьеры конкурсантов «Опералии», он также привлекает к работе конкурсантов или рекомендует их другим известным режиссерам и дирижёрам. И хотя далеко не все лауреаты прошлых лет стали впоследствии выдающимися артистами, есть среди них и настоящие знаменитости: меццо-сопрано Джойс ДиДонато, теноры Хосе Кура и Роландо Виллазон, сопрано Инва Мулаи, Юлия Новикова.

Конкурс проходит каждый год в разных городах мира.

Призы и награды конкурса «Опералия»:

Две первых премии (лучший певец и лучшая певица) — 30,000.00$(США)

Две вторые премии — 20,000.00$

Две третьих премии — 10,000.00$

Две премии им. Биргит Нильсон (за немецкий репертуар — Штрауса и Вагнера) — 15,000.00$

Премия им. Пепиты Эмбил де Доминго (матери Пласидо Доминго, присуждается певице за исполнение сарсуэлы) — 10,000.00$

Премия им. Пласидо Доминго-старшего (отец Пласидо Доминго, присуждается певцу за исполнение сарсуэлы) — 10,000.00$

Два приза зрительских симпатий — часы Rolex.

Приз за творческие достижения — 10,000.00$

Среди победителей и призеров конкурса Operalia немало российских участников, победителями становились меццо-сопрано Елена Манистина (2002), баритон Василий Ладюк (2005), сопрано Екатерина Лехина (2007), сопрано Юлия Новикова (2009). В числе призеров были сопрано Ольга Перетятко, Майя Дашук, Мария Фонтош, Ирина Лунгу; теноры Даниил Штода, Дмитрий Воропаев, Дмитрий Корчак, Алексей Кудря; бас Михаил Петренко.

Состав жюри Operalia-2013

Марта Доминго, режиссер
Ф. Павел Дрисколл, «Новости оперы», главный редактор
Тьерри Фуке, Национальной оперы Бордо (Франция) - генеральный директор
Джонатан Друга, Метрополитен-опера, Нью-Йорк (США) - художественный руководитель
Паоло Гавадзени, Fondazione Арена-ди-Верона (Италия) - художественный руководитель
Жан-Луи Гринда, Опера Монте-Карло (Монако) - генеральный директор
Иоанн Холендер, художественный консультант (Метрополитен-Опера, Будапештской государственной оперы, Токийского весеннего фестиваля), художественный руководитель фестиваля им. Энеску (Румыния)-
Петр Катона, Royal Opera House, Лондон (Великобритания) – кастинг-директор
Джоан Матабош, Gran Teatro del Liceo, Барселона (Испания) - художественный руководитель
Доминик Мейер, Венская государственная опера (Австрия) - директор
Антонио Морал, Auditorio Nacional de Musica, Мадрид (Испания) - художественный руководитель
Андрес Родригес, Teatro Municipal de Santiago (Чили) - генеральный директор
Хельга Шмидт, Palau de les Arts, Valencia (Испания) - директор
Илиас Земпетонидис, Teatro alla Scala di Milano (Италия) - кастинг-директор