IMG_1236.jpg

«НУЖНА ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО ВОДЕ»

Коллегия минтранса началась с подведения итогов транспортного обеспечения Универсиады. Если коротко, то, по оценкам экспертов и гостей столицы, в этом вопросе Казань показала себя на высочайшем уровне. Слова благодарности работникам отрасли на коллегии высказал премьер-министр РТ Ильдар Халиков, который отметил, что важно сохранить заданный в период подготовки к студенческим Играм, высокий темп. Перечислив все крупнейшие достижения, он сообщил, что все же остался ряд проблемных моментов, которых в рамках Универсиады, увы, решить не удалось. Одна из них – проблема перевозок на речном транспорте. «Ленар Ринатович, – обратился премьер к главе миндортранса Ленару Сафину, – необходимо кардинальное изменение сложившейся ситуации, нужно разрабатывать соответствующую программу».

В свою очередь Сафин переадресовал просьбу премьера присутствующему на коллегии министру транспорта РФ Максиму Соколову. В своем докладе, в котором Сафин анонсировал вектор развития отрасли в преддверии чемпионата мира по футболу-2018, министр отметил, что в республике насчитывается около 3 тыс. малых рек и водоемов, огромное водохранилище в устье Камы, но все это природное богатство используется крайне неэффективно, а транспортное обслуживание населения вообще находится на низком уровне. Сафин перечислил причины, по которым этот вид транспорта стагнирует.

«Развитие перевозок внутренним водным транспортом сдерживает дефицит современных судов, при избытке физически и морально устаревших судов, отсутствие инфраструктуры, причального и берегового хозяйства, что напрямую связано с безопасностью речных перевозок», – констатировал министр. Плюс к этому моральный и физический износ судов (средний возраст которых 30 лет), слабый менеджмент, дефицит квалифицированных кадров. Сафин напомнил, что республика не является аутсайдером в этой отрасли, о чем говорят реализация проектов строительства современных судов на заводе им. Горького. Но тем не менее недостаточность собственных средств не позволяет вести обновление флота быстрыми темпами. И здесь министр перешел к главному: «Для выхода из сложившейся ситуации предлагаем разработать программу возрождения региональных перевозок пассажиров водным транспортом на территории ПФО по аналогу с пилотным проектом по развитию региональных авиаперевозок. Данная программа охватит наиболее популярные водные маршруты, разгрузит сеть автомобильных дорог, придаст импульс развитию туризма выходного дня». И обратился к министру транспорта РФ: «Но мы не сможем запустить этот проект без поддержки федерального центра. Необходимо разработать механизм софинансирования из федерального и республиканского бюджета на приобретение новых судов. Помимо этого нужно более широко использовать лизинговые механизмы с гибкими условиями погашения платежей. Просим вас, Максим Юрьевич, поддержать нашу инициативу и рассмотреть возможность субсидирования приобретения судов из федерального бюджета».

Презентация-к-докладу-Сафин-Л.Р.(1).jpg

КАЗАНЬ ОБРАСТАЕТ «КОЛЬЦАМИ»

Второй масштабный проект ведомства, ранее не заявленный широкой публике – организация кольцевого железнодорожного движения вокруг Казани. Забегая вперед, отметим, что этот проект никаким образом не связан с Большим казанским кольцом – БКК, строительство которого так и не было завершено. По сути, как отметил докладчик, дорога будет выполнять функцию наземного метро.

«Это позволит мотивировать население на использование общественного транспорта взамен личного автомобиля, что существенно разгрузит улично-дорожную сеть Казани, обеспечить доступность объекта «Казань-Арена» для зрителей, – перечислял преимущества проекта министр. – В результате будет создана уникальная система городского общественного транспорта, которая будет способна увязать внешний и внутренний транспорт; метро, городской и междугородний автомобильный транспорт, электрический транспорт, ж/д сообщение в дальнем и пригородном следовании, интермодальные перевозки».

Что интересно, проекту уже дан старт: республика совместно с ОАО «РЖД» и институтом НижегородЖелДорПроект уже приступили к разработке документации. Здесь Сафин напомнил про еще один мега-проект – строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань – он в планах ведомства стоит особняком.

Третий вектор – дальнейшее развитие региональной авиации, на которую республикой было направлено 16 млн. рублей субсидий. Сафин сообщил, что с апреля по август текущего года из аэропортов республики в другие города ПФО перевезено порядка 25 тыс. человек. Причем он отметил, что проект продвигался не без труда: «В самом начале реализации проекта мы столкнулись с некоторыми трудностями, такими, как нехватка региональных воздушных судов для покрытия всей плановой маршрутной сетки. Существенное влияние на стоимость перелета оказывали аэропортовые сборы, но данные проблемы были оперативно решены благодаря поддержке минтранса и руководства ПФО», – рассказал Сафин и выразил надежду на продолжение программы в 2014 - 2015 годах.

Четвертая программа, которую планируется реализовать в Татарстане, – массовый перевод автомобильного транспорта на газомоторное топливо. Министр напомнил, что в этом году в республике при поддержке ОАО «Газпром» была принято программа развития рынка газомотороного топлива до 2030 года. В рамках программы планируется перевести на использование газа половину общественного транспорта, треть коммунальной техники и столько же – строительной. Республикой уже приобретено 262 автобусов на 932,6 млн. рублей, из которых 655 млн. рублей – субсидии федерального центра.

Докладчик потряс присутствующих цифрами экономического эффекта от эксплуатации данных автобусов: «Анализ эксплуатации автобусов, работающих на газомоторном топливе, показал эффективность их использования. Общие затраты на топливо составили 1,68 млн. рублей, что по сравнению с использованием дизельного топлива экономичнее более чем в два раза (3,45 млн. рублей)». Сафин также обрисовал ожидаемые перспективы от реализации данной программы: «Парк автотранспортных средств будет увеличен на 15 тысяч единиц техники, работающей на газомоторном топливе. Объем потребления природного газа вырастет на 2,7 миллиарда кубических метров, на 2,6 миллиарда литров снизится объем потребления традиционных видов топлива. В результате выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта к 2024 году сократится на 19 тысяч тонн в год».

IMG_1233.jpg

КАЗАНЦЫ, МУЖАЙТЕСЬ, ОСТАЛОСЬ ПОТЕРПЕТЬ ВСЕГО ЛИШЬ ПЯТЬ ЛЕТ

И пятый проект, который особенно должен особо заинтересовать казанцев, это новая программа модернизации дорожно-уличной сети столицы, которые республиканские власти должны реализовать к Чемпионату мира по футболу.

«В нее включены 18 объектов транспортной инфраструктуры Казани, – сообщил министр, правда, не уточнив, какие именно. – Данная программа, безусловно, будет реализована. Перечень мероприятий формировался исходя из расположения главного стадиона проведения игр – «Казань-Арены», тренировочных баз, а также расположения отелей. Нам необходима поддержка федерального центра. Просим вас, уважаемый Максим Юрьевич, поддержать республику в части софинансирования работ за счет средств федерального бюджета», – обратился с очередной просьбой к Соколову выступающий. Так что, по всей видимости, казанцам придется еще раз набраться терпения, всего на каких-то пять лет.

Соколов, в свою очередь, отметил командную работу на Универсиаде, и то, что местные власти не переложили груз ответственности по проведению события мирового масштаба на федералов: «Все было на высоком уровне: без компанейшины, без суеты, без паники. Мы чувствовали братское плечо», – признался Соколов. И, в очередной раз перечислив все, что было построено и реализовано к Играм, сказал: «Сегодня к вам приезжают не только туристы, но и гости, которые просто хотят погулять по вашему городу, отдохнуть здесь. И вот эти люди потом предъявляют своим региональным властям претензии. Потому что видят, что соседи живут на порядок лучше».