ТОП-10 САМЫХ СТРАННЫХ НАЛОГОВ В ИТАЛИИ

Итальянская налоговая система признана одной из наиболее сложных среди стран Европейского Союза. Сами итальянцы постоянно жалуются на налоги, которые безжалостно вторгаются почти во все сферы их жизнь. Италия является третьей страной-членом ОБСЕ по количеству контрибуций. Каждый год в стране появляется 60 тыс. новых налоговых постановлений. Какие-то налоги вполне понятны и просты, как например налог на обучение или на индивидуальные изобретения, правда и их итальянцы считают абсурдными, есть и зашифрованные. По данным ассоциации по защите прав потребителей, в Италии с каждого литра топлива оплачиваются 74 цента налогов. Сумма эта состоит из 12 разных составляющих, например, 0,0009 евро идет на финансирование войны в Эфиопии 1935 года, 0,005 евро — на финансирование преодоления последствий наводнения во Флоренции 1966 года, 0,0073 евро — на поддержание и сохранение культурного наследия Италии. Последний пункт в этом списке появился в 2011 году. Итальянцы перечисляют с купленного литра топлива 0,040 евро для поддержки иммигрантов ливийского кризиса. Итальянские журналисты неоднократно критикуют правительство за существующие налоги, которые в современном мире вызывают смех и слезы постольку являются абсурдными, но по карману бьют сильно.

Они составили свой рейтинг самых странных налогов. Среди них:

1. Налог на тень (Tassa sull’ombra)

Если у вашего дома или офиса есть навес, который отбрасывает тень, то это повод заплатить налог на использование государственных земель. Сами итальянцы его называют «налог на тень».

2. Налог на ступеньки (La tassa sui gradini)

Ступени вашего дома выходят на общественную землю, то это опять повод заплатить «налог на ступеньки». Именно поэтому в Италии очень мало домов выходящими на улицу лестницами.

3. Налог на сбор грибов (Tassa sulla raccolta dei funghi)

Перед походом в лес итальянцы должны оплачивать гербовый сбор.

4. Налог на флаг (Tassa sul tricolore)

Итальянцы, желающие вывесить на фасаде гостиницы или офиса итальянский флаг, должны заплатить. Триколор является рекламой, а потому стоит 140 евро за знамя.

5. Налог на холодильник (La tassa sul frigorifero)

Налог на владение холодильником, по мнению итальянцев, является еще одним нелепым. Производители холодильного оборудования включают в цену аппарата налог, который покрывает сумму лицензионного сбора.

6. Налог на эмигрантов (La tassa sugli emigranti)

Итальянцы, уезжающие из страны, недовольные экономической ситуацией и безработицей, все равно обязаны платить налоги. Существует так называемый «Акцизный эмиграционный сбор». Чтобы облегчить себе жизнь итальянцы выбирают страну, имеющую договор, предотвращающий двойное налогообложение.

7. Налог на лифты (La tassa sugli ascensori)

Лифт в Италии - непозволительная роскошь, а потому облагается налогом. Причина довольно очевидна - необходима лицензия на объект, которая подразумевает уплату лицензионных сборов правительству.

8. Налог на веселье (La tassa sul divertimento)

Итальянцы знают, что веселье стоит денег, а потому оно облагается налогом. Контрибуцию надо платить за публичные выступления или частные мероприятия, проходящие в общественных местах

9. Налог на налог

Да, существует и такой. Итальянцы платят НДС с налога на уборку мусора.

10. Налог на мертвых (La tassa sui morti)

Смерть - это не способ уйти от налогов. Умирать дорого везде, но если в большинстве стран необходимо оплачивать аренду земли, то в Италии еще надо заплатить 35 евро, чтобы получить свидетельство о смерти. Разрешение за рассеивание праха после кремации стоит 100 евро.

«ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ ВВЕЛИ НАЛОГ НА ВОЗДУХ, ВЫ СТАЛИ МЕНЬШЕ ДЫШАТЬ»

В контексте всего этого налогового бремени как тут не вспомнишь фразу синьора Лимона из знаменитой сказки Джанни Родари «Чиполлино»: «После того, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать! Это возмутительно!!!»

Кстати, знаменита сказка только в странах бывшего СССР. На родине автора о приключениях отважной луковицы, эдакого вегетарианского аналога Эрнесто Че Гевары, ничего не слышали. Для антикоммунистической Италии история, написанная Родари, была как красная тряпка. Потому впервые опубликовали ее перевод именно в СССР. А самого писателя в Италии знают по менее революционным сказкам.

НАЛОГ НА РАДИО И ТV

Вот уже 75 лет итальянцы платят СМИ. С 1938 года за радио, а потом еще и за ТV. И ладно бы деньги шли на поддержку всех редакций. Но жители Апеннин перечисляют деньги конкретному вещателю - Общественно-правовой телерадиокомпании RAI.

Изначально все платили за черно-белое телевидение. С 1977 года для владельцев цветных телевизоров вводится новая плата почти в два раза больше предыдущей. Такое разделение существовало до 1991 года.

«Я помню, что 1979 году папа купил цветной телевизор, чтобы смотреть футбол. Через неделю после покупки к нам домой пришли с телеканала RAI и сказали, что теперь мы должны платить 54.845 лир в год вместо 27.670. Оказалось, что о покупке цветного телевизора они узнали от продавщицы. Это она позвонила на ТV» - вспоминает журналист телеканала LA7 Паоло Коломбо.

В этом году с каждой итальянской квартиры возьмут налог в размере 113,50 евро. В год цифра увеличивается примерно на два-три евро. Этот налог для итальянцев является одним из самых ненавистных, особенно среди молодого поколения. Телеканал получает деньги еще и от государства, а потому ведет исключительно правительственную программу.

Вокруг налога на ТV (canone RAI) скандалы не утихают и сегодня. Теперь телеканалу должны начать платить и представители бизнеса, имеющие в собственности компьютеры и смартфоны. И не важно, есть у них доступ к интернету или нет, смотрят они программы через стримминг или нет. Минимальный размер налога составляет 200 евро, а максимальный – 6 тыс. евро в год. За его неуплату предусмотрены штрафные санкции.

По данным Rete Imprese, это нововведение коснется около 5 тыс. итальянских компаний, которым придется раскошелиться на 980 млн. евро.

НАЛОГ ДЛЯ РУСО ТУРИСТО

В марте 2011 года итальянское правительство приняло закон, позволяющий городам вводить туристический налог на проживание в размере не более пяти евро за человека за ночь. Цена устанавливается в зависимости от города и звездности отеля. В соответствии с законом стоимость контрибуции не должна включаться в стоимость самого проживания и оплачиваться клиентом отдельно.

В прошлом году 377 коммун ввели туристический налог. В этом их станет уже 478. По заказу итальянской ассоциации отельеров Federalberghi было проведено исследование. Согласно оценкам экспертов из компании Mercury, в текущем году доход от налога составит 268 млн. евро. Например, в прошлом году сборы составили 175 млн. евро. В докладе говорится, что «каждый турист в среднем заплатил 1,35 евро, а средний ежегодный доход каждой коммуны составил более 550 тысяч евро».

По мнению президента Federalberghi Бернабо Бокка, возможность введения налога стала для многих мэров прекрасным решением, чтобы залатать дыры в бюджете.

Туристический налог пока еще не введен только в двух регионах - Фриули-Венеции-Джулии и Трентино-Альто-Адидже.

ЗВЕЗДНЫЕ НЕПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ

Итальянцы не любят платить налоги. В 2012 году в стране даже участились нападения на агентства по сбору налогов. В городе Ливорно неизвестные забросали бутылками с зажигательной смесью фасад агентства. В Неаполе полиции пришлось дубинками разгонять около 600 недовольных налогоплательщиков, которые забрасывали агентство яйцами и красной краской, а также взорвали петарды. Власти заявляют, что каждый год из-за массового сокрытия населением доходов казна теряет 120 млрд. евро.

Почти треть страны работает по черной схеме. Те, кто работает «в белую», кроме подоходного налога, а он здесь рассчитывается по прогрессивной шкале, стараются игнорировать другие контрибуции, такие как например «налог на ТV». Что говорить если известные люди страны подают такие примеры.

В августе в налоговых махинациях обвинен бывший премьер Италии Сильвио Берлускони. Приговор политику связан с налоговыми претензиями к медиа-холдингу Mediaset. Суд постановил, что в 2002 - 2003 годах корпорация уклонялась от уплаты необходимых сборов при покупке прав на трансляцию американских фильмов. Ущерб итальянскому бюджету от действий Mediaset оценили в семь миллионов евро. На этот раз, отмечают эксперты, Берлускони не удастся избежать наказания.

Еще один громкий налоговый скандал произошел в марте. Итальянский суд приговорил всемирно известных модельеров Доменико Дольче и Стефано Габбана к штрафу в 343,4 млн. евро, а в июне — к 1 году и 8 месяцам тюремного заключения каждого. Суд счел, что модельеры уклонились от налогов при помощи схемы, в которой участвовала принадлежащая им люксембургская компания Gado. Модельеры в 2004 году продали Gado бренды D&G и Dolce&Gabbana, чтобы избежать уплаты налогов в Италии. Основатели марки Dolce&Gabbana уже заявили, что могут закрыть свой бизнес, если обвинительный приговор будет подтвержден. Ранее дизайнеры уже закрывали свои магазины в Милане на три дня в знак протеста против публичной критики городского советника Франко Д’Альфонсо, который считает, что Дольче и Габбана не должны показывать свою следующую коллекцию на площадках Милана на неделе моды, которая пройдет в сентябре.