Сегодня в Казани появилась третья пешеходная улица в историческом центре города - с этого дня въезд на ул. Каюма Насыри в Старо-Татарской слободе автомобилистам запрещен. Закрытие движения по одному из главных новых туристических маршрутов столицы РТ глава префектуры «Старый город» Линар Закиров анонсировал пару месяцев назад, не называя конкретных сроков, но посетовав на то, что улица с большим туристическим потенциалом превращается в стихийную стоянку автолюбителей. Город обратился к президенту РТ с таким предложением, чтобы жителям и гостям Казани больше не приходилось пробираться через заставленную машинами улицу, чтобы увидеть уникальные объекты культурного наследия, в том числе мечети Апанаевскую и Марджани. Всего на этой улице расположено 9 памятников.

В связи с изменениями движение по улицам Шигабутдина Марджани и Габдуллы Тукая остается неизменным, за исключением поворотов на улицы Фатыха Карима и Зайни Султана, через которые теперь больше нельзя проехать по Каюма Насыри. Согласно установленным уже дорожным знакам, поворот на новую пешеходную зону с улицы Татарстан также запрещен. Движение по улице Сафьян будет осуществляться в обе стороны только в прямом направлении. Сегодня на въездах на ул. Насыри столи сотрудники ГИБДД и разворачивали десятки водителей, которые по старой памяти пытались заехать сюда.

2.jpg


ПАВЛИН АПАНАЕВЫХ И ЛОВЛЯ РЫБЫ В ОЗЕРЕ НИЖНИЙ КАБАН

Немудрено, что прогулка по новой пешеходной улице прошла под знаком ностальгии. Старожилы Старо-Татарской слободы охотно вспоминали, как все выглядело здесь в их детстве и с болью говорили о годах запустения и разрушения центра татарской культуры и истории.

Официально открытие обновленной слободы состоялось перед Универсиадой. Одним из первых результаты по восстановлению в кратчайшие сроки десятков разрушенных исторических памятников тогда увидел первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и был сильно впечатлен увиденным.

Сегодня префект провел для гостей экскурсию по тому же маршруту - многие наследники старых татарских фамилий, среди которых были потомки купцов Апанаевых, писателя Галиаскара Камала и других, впервые увидели слободу после ее возрождения и делились воспоминаниями. Одни вспоминали, как бились за спасение слободы, другие говорили о забавных случаях, например, как однажды соседям Апанаевых пришлось ловить павлина, забежавшего на их территорию.

Рузалия Валеева-Арсланова родилась на ул. Тукая, 94, детство прошло в слободе. Полжизни, по ее словам, она прожила как раз на ул. Насыри. «Тех, с кем я росла, уже нет, умерли, мне 75 лет исполняется. Я благодарна Богу, что дожила до этих лет и смогла увидеть, какой стала слобода сейчас», - с чувством говорит она. Герой социалистического труда, председатель общественной организации «Герои Татарстана» Ильдус Мостюков в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вспомнил, как активисты в течение долгих лет писали письма властям с призывом обратить внимание на плачевное состояние слободы. Ильдус Шайхульисламович говорит, что всегда верил – слобода будет восстановлена.

«Лет 15 - 20 назад мы начали писать властям, просили восстановить старые дома, указывали конкретные адреса, но никто не помогал», - присоединяется к разговору Искандер Камал. Потомок драматурга и общественного деятеля Галиаскара Камала, он родился на ул. Сафьян, 14, правда, этого дома уже не существует.

«То, что отреставрировали, нам нравится. Здесь в 12-й школе я учился – это была татарская школа (сейчас средняя общеобразовательная школа №12 «Мишпахтейну» на ул. Марджани - прим. авт.), а в озере Нижний Кабан ловили рыбу, с 6 лет купались; прямо напротив (школыприм. авт.) было место для купания», - вспоминает детство Искандер Камал.

Пожелание у тех, кто вырос в слободе, одно – сохранить все и не строить новые высотки. Как подчеркнул Метшин, тепло поздоровавшись со старожилами слободы, без их помощи восстановление было бы невозможным. «Все начиналось с тех, кто здесь жил, в буквальном смысле. Самый строгий экзамен, наверное, мы держим перед старожилами слободы», - признался он.

Местом встречи был знаменитый дом на набережной с угловым эркером Апанаевых по ул. Марджани, 40. Собравшегося было зайти в этот один из Апанаевских домов мэра остановил префект, объяснив, что работы уже завершены, но окончательный лоск в здании, где теперь разместится префектура «Иске шахэр», навести еще не успели, а показывать полуфабрикат не хотелось бы.

«Я второй раз слышу, что «вот-вот откроем», - с улыбкой пояснил мэр собравшимся. - Я думал уж зайдем».

Но Закиров подготовил другую изюминку для мэра и старожилов – он предложил осмотреть пешеходную зону, проехавшись на единственном разрешенном здесь транспорте – туристических электрокарах на 8 человек. К слову, туристы смогут отравиться на них по ул. Насыри не раньше осени.

ВМЕСТО СВАЛКИ И ГАРАЖЕЙ – УЛИЦА КОЖЕВНИКОВ

У входа в Апанаевскую мечеть установлен стенд с информацией о здании. Метшин попросил представительницу 6-го поколения жителей Старо-Татарской слободы, одного из главных активистов ее возрождения Нуранию Биктимерову посмотреть, все ли правильно написано. Увидев, что время строительства мечетей Марджани и Апанаевской указано примерно одинаковое, Нурания-опа с этим не согласилась.

«Историки спорят, какая из мечетей была первой построена», - подтвердил Закиров, а затем пригласил пройти на самую короткую улицу Казани (менее 100 м) – Кунче («Кожевник»). Здесь можно совершить небольшое путешествие во времени, в те времена, когда по этой улице кожевенные изделия вывозились на телегах к озеру Нижний Кабан, откуда потом товары уходили по Волге в другие города. Префект рассказывал об исторических деталях с таким воодушевлением, что даже старожилы слободы, казалось бы, знающие историю родного города лучше других, с любопытством слушали рассказ о прошлом и задавали уточняющие вопросы. С интересом слушал Закирова и мэр.

«Продукция продавалась по все территории царской России, - пояснил префект. - Улица была узкая, чтобы по ней могла проехать только телега». «Вообразить, что здесь могла появиться какая-то улица, мы не могли, когда впервые сюда пришли», - рассказал Метшин, вспомнив, что с одной стороны были ограждения, с другой – гаражи, свалка. Сейчас эта улочка, где сохранилась кирпичная стена, которой больше 100 лет (в нишах установлены изделия кожевников, их фотографии и другие вещи «с историей»), стала одним из наиболее ярких примеров воссоздаваемой в слободе атмосферы старины. Закиров выразил надежду, что у вандалов не поднимется рука на эти предметы.

«НАДЕЕМСЯ, САМО ПОНЯТИЕ «ВАНДАЛ» ИСЧЕЗНЕТ»

«Надеемся, что само понятие «вандал» исчезнет как минимум из слободы», - сказал Метшин. - Люди приходят сюда фотографироваться с детьми, воспитание происходит постепенно. Важен сам факт, что преломили сознание людей. Раньше ко мне приходили как к мэру и говорили: "Я хочу это убрать, построить 9-этажку, офис", - привел пример Метшин. - Сейчас президент Татарстана на корню «выжег» в сознании такие желания… Сейчас у всех четкое понимание, что если у тебя есть историческое здание, то ты его сохраняешь, реставрируешь и всячески оберегаешь».

В гостинично- ресторанном комплексе, открытом недавно в зданиях отреставрированных усадеб Казаковых и Кушаевых, Закиров показал фотографии руин, которые были на месте этих памятников пару лет назад. Он рассказал, что когда КАМАЗы тоннами вывозили отсюда мусор и землю, на этом месте обнаружились старинные подвалы, которые также отреставрированы.

Работа по восстановлению центра города и других исторических территорий будет продолжаться, подчеркнул в разговоре с журналистами Метшин. В планах – восстановление Адмиралтейской слободы в преддверии ее 300-летия, оставшейся части Старо-Татарской слободы. В ближайшее время должны активизироваться работы на пивоваренном заводе Петцольда. «Все, что делает группа компаний Айрата Харуллина, делается достойно, со вкусом и любовью к городу. Следующий серьезный шаг ждем от них», - сказал Метшин, говоря о восстановлении завода. «Опыт Казани сегодня изучают другие города», - резюмировал мэр и еще раз поблагодарил всех, кто работает над возрождением истории и культуры столицы РТ.