1.jpg
 

№1. ГЛАВЫ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Начал Рустам Минниханов с обращения к руководителям на местах и оценке их работы в виде рейтинга муниципальных образований в сфере образования и науки.

- Хочу обратить внимание уважаемых наших глав городов и районов… – начал президент  тоном, не предвещающем ничего хорошего. – Все мы видели, как вы позиционируетесь: это говорит о вашем отношении к детям, школе, учителям…

Рейтинг составляется министерством образования и учитывает различные факторы из сферы образования: успеваемость, материально-техническое обеспечение и прочее. Среди отстающих Высокогорский, Новошешминский, Агрызский, Верхнеуслонский, Лаишевский, Ютазинский районы и замыкает рейтинг Рыбно-Слободской район. Еще с десяток районов, можно сказать, соседствуют с опасной чертой.

Минниханов заявил, что выложил рейтинг в Instagram, «чтобы все видели». Тем районам, которые в рейтинге значатся внизу, президент посоветовал «переосмыслить» и «поменять» свое отношение к образованию в районе.

- Это не только работа РОНО, школы. Это наша общая работа, и моя оценка тоже. Если у вас такие результаты, ничего хорошего от этого не будет. Мы, когда обсуждали, говорили, что конкурентность будет зависеть от образовательного потенциала той или иной страны, региона, города. Я целиком и полностью согласен с министром, – сказал президент.

И, очевидно, предвидя гневные звонки в минобраз, обратившись в сторону Энгеля Фаттахова, добавил: «Я вас буду поддерживать».

№2. ПЕРЕСМОТРЕТЬ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСКОМУ САДУ, КАК К ДОШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Далее Минниханов заявил, что надо пересмотреть отношение к детскому саду.

«Вы все знаете новый закон «Об образовании». Хороший он или плохой, мы это не обсуждаем. Его надо реализовывать, и если что-то не нравится, выйти с предложениями и внести коррективы, которые нам нужны.

Но самое главное, вы понимаете, что надо полностью изменить свое отношение к детскому саду. Детские сады – это не место, где ребенок находится, пока нет родителей. Это, по сути, школа. Мы должны считать, что в детском саду мы даем образование, но дошкольное, некий этап подготовки», – заявил Минниханов.

«В Сбербанке утверждают, 85 процентов знаний ребенок получает до 7 лет (об этом говорил глава банка Герфан Греф во время Санкт-Петербургского экономического форумаприм. авт.). Правильно это или нет, но на самом деле, до 7 лет мы много чему учимся. Научим мы детей или не научим – вопрос заключается в нас», – Минниханов поручил Ильдару Халикову рассмотреть все предложения министра по укреплению материально-технической базы.

№3. КОНТРОЛЬ ЗА ПЕДАГОГАМИ

Кроме того, особый контроль будет теперь над кадровым вопросом: кто работает в детских садах, школах.

«Наши педучилища должны готовить тех людей, которые нам нужны. Программа «Алгарыш» должна работать на эту систему. В какую среду ребенок попадет, такие знания он и получит. Мы должны обеспечить, чтобы к нам приходили молодые талантливые кадры», – заявил Минниханов.

Он призвал не рассуждать на тему: хорошие или плохие кадры у нас работают, но ставить такую планку, чтобы специалисты сами совершенствовались, стремились повышать профессиональный уровень. А также ввести для работников детских садов некие критерии, оценки, рейтинги.

№4. БОРЬБА СО СЛАБЫМИ ФИЛИАЛАМИ ВУЗОВ И ЛИПОВЫМИ ДИПЛОМАМИ

Вновь Минниханов остановился на больной мозоли высшего образования – многочисленных филиалах сомнительных вузов.

«Есть, конечно, нормальные, хорошие филиалы, они соответствуют полноценному вузу. И в то же время, у нас достаточно много проблем с разными филиалами, о которых было сказано министром. Надо более жестко выстроиться работу. Если выпускнику дают [липовый] диплом, он же не осознает, какую глупость он в своей жизни делает. Он, может быть, даже не виноват. Но в один момент он окажется преступником, поскольку с поддельным дипломом устроился на работу. А мы создаем условия, чтобы это случилось», – возмутился президент.

«Как будто мы не видим: есть крышевание филиалов в Татарстане. Кто-то имеет на этом заработки, у кого-то какие-то интересы. Это дело добром не кончится. Четко и ясно мы должны оценить: способен ли этот филиал дать полноценное образование? Мы ребенку всю жизнь, всю карьеру испортим. Надо быть принципиальным», – отметил Минниханов.

№ 5. НЕДОСТАТОЧНЫЙ КОНТАКТ: УЧИЛИЩЕ – ПРЕДПРИЯТИЕ 

Еще одна горячая тема – подготовка рабочих специальностей.

«Можете меня критиковать: я был инициатором передать в минтруд (систему профобразованияприм. авт.). Сегодня появился новый министр, говорит, что все-таки это должно быть в системе минобразования. Время покажет. Но в любом случае, пока не будет контакта с товаропроизводителем, с потребителем кадров, у нас качества не будет. Это совместная работа. Надо отдать должное, Айрат Радинович (Шафигуллин, министр труда, занятости и соцзащитыприм. авт.) много занимался, много грантов мы выиграли, и на самом деле есть достойные у нас образовательные учреждения по подготовке начальных рабочих специальностей. Но где-то это поставлено, где-то нет», – отметил Минниханов.

И вновь призвал предприятия стать полигоном по подготовке кадров.

№6. ИЗУЧЕНИЕ МНОЖЕСТВА ЯЗЫКОВ – НОРМА

Не мог Минниханов не остановиться на теме изучения языков – как русского, татарского, так и иностранных, причем, судя по спичу, его все больше раздражают те, кто пытается на этом заработать себе политические очки.

«Не надо муссировать: нужен язык, не нужен... Нужен любой! Если бы я знал еще два-три языка, разве это плохо? Нужен татарский или не нужен – что это за глупости? Конечно, нужен! Пока ребенок в школе он должен учить все языки: и русский, и татарский, и английский, если можно, и китайский, и испанский, и французский. Что это за разговоры?» – возмутился президент.

Он напомнил, что есть его поручение правительству РТ, согласно которому по желанию родителей в школах предоставят столько часов русского и татарского языков, сколько потребуется.

«Не надо из этого делать себе политические очки! Это знания ребенка! Где-то, говорят, татарского не хватает, но очень важно, чтобы мы поддерживали чувашский, марийский, удмуртский. Мы должны на примере Татарстана показать, как надо относиться к языкам. Это целые народы, это культура! Мы все потеряем, если начнем забывать язык, потом потеряется все остальное», – сказал президент.

В завершение Минниханов напомнил, что Татарстан стал одним из российских регионов-лидеров во многом благодаря системе образования. Крупные иностранные компании, прежде чем открыть в республике СП, изучают потенциал республики в образовании, кроме того, запуск сложнейших комплексов осуществляется нашими специалистами.

«Но нельзя жить вчерашним днем, надо смотреть вперед. Куда движется мир? Наши выпускники должны быть мирового уровня, должны быть конкурентными, работая в Татарстане, Москве или за границей. Наше внимание к системе образования, в том числе высшей школы, было и будет нашим приоритетом», – заключил президент.